Эффективное использование топлива является одним из ключевых вопросов в любом сельскохозяйственном предприятии, где основными его потребителями выступают тракторы и самоходные энергосредства. «ГлавПахарь» отмечает, что достичь ощутимой экономии и получить максимальную отдачу от горюче-смазочных материалов возможно следуя этим простым советам…
1. Приобретайте трактор под требуемый комплекс работ
Важнейшим этапом при выборе нового трактора является составление и предварительная оценка комплекса работ, которые он будет выполнять. Это позволит сформировать достаточно точные требования о необходимых тягово-мощностных характеристиках и осуществлять поиск модели, максимально соответствующей предъявляемым требованиям.
Для упрощения выбора «ГлавПахарь» рекомендует обратиться к базам данных NTTL (лаборатория испытания тракторов в Небраске), DLG (отчеты об испытаниях тракторов), Profi (отчеты испытательного центра).
Такие протоколы испытаний могут быть чрезвычайно полезными в выборе тракторов по критериям энергоэффективности и топливной экономичности. Кроме того, информированные пользователи смогут выполнять работы в наиболее эффективном диапазоне загрузки двигателя, а также комплектовать оптимальные машинные агрегаты.
Также следует обратить внимание, что новые тракторы должны соответствовать экологическим требованиям Stage V, которые являются более энергоэффективными и обладают модернизированными топливными системами.
Дополнительно советуем обратить внимание на публикации Необходимо знать: 10 правил при покупке трактора и На что обратить внимание при покупке подержанного трактора.
2. Внимательно относитесь к выбору поставщика топлива
При эксплуатации тракторов, особенно импортных, оснащенных электронными системами Common Rail, не следует забывать о высокой требовательности дизельных двигателей к качеству топлива.
Наиболее вероятными последствиями использования такого горючего станут засорение воздушного и топливного фильтров, загрязнение и износ форсунок, что и станет в итоге причиной повышенного расхода топлива.
В этой связи «ГлавПахарь» рекомендует приобретать топливо только у проверенных и испытанных поставщиков с обязательной проверкой паспорта качества дизельного топлива
Применение дизельного топлива надлежащего качества, с минимальным содержанием посторонних примесей, грубых фракций, воды и серы позволяет обеспечить экономию горючего до 5%.
3. Правильно храните топливо
Рекомендация по хранению топлива наиболее актуальна для крупных сельскохозяйственных предприятий, которые вынуждены создавать определенные запасы, особенно к периоду проведения масштабных полевых работ. Как правило, для хранения горючего предусмотрены наземные резервуары емкостью до 60 м³. Помимо соблюдения общих требований безопасности и экологичности, профессиональные аграрии советуют устанавливать такие резервуары в тени (под навесом), а также окрашивать их в светлые тона, чтобы уменьшить потери топлива в результате испарения.
Также не следует забывать, что при надлежащем хранении дизельное топливо не теряет качественные и эксплуатационные показатели только в течение одного года.
4. Регулярно проводите техническое обслуживание двигателей
Наиболее важным аспектом обслуживания двигателя с позиций экономии топлива является своевременная замена воздушных и топливных фильтров. Помимо уменьшения расхода горючего, такие меры одновременно позволят не допустить снижения мощности. Замена масла в соответствии с рекомендациями производителей также влияет на расход топлива.
Выборочное исследование, проведенное учеными Университета штата Maryland, показало, что при полном техническом обслуживании расход топлива сокращается почти на 15%, а прирост мощности составляет в среднем 11%.
5. Контролируйте состояние шин трактора
Правильная регулировка развала/схождения необходима для минимизации затрат мощности на сопротивление перекатыванию. Неправильная установка колес приводит к росту сопротивления и, соответственно, к повышенному расходу топлива.
Другим немаловажным фактором является оптимизация буксования трактора. В целом, пробуксовка колес необходима для защиты от ударных нагрузок, которые могут повредить трансмиссию, а также для уменьшения чрезмерного износа шин.
Оптимальное значение буксования колес должно быть на уровне 10-15%. Меньшее буксование приводит к повышенному расходу топлива впустую при попытке перемещения трактора, в то время как большее буксование (более 15%) приводит к чрезмерному вращению шин и потере продуктивной энергии.
При повышенном буксовании (более 15%), потребуется:
Если буксование составляет менее 10%, необходимо уменьшить балласт и увеличить давление в шинах.
6. Правильно выбирайте технологию работ
Применение большого числа технологических операций увеличивает расход топлива, эксплуатационные затраты, износ техники, затраты времени и трудовых ресурсов.
Уже на этапе планирования полевых работ возможно предусмотреть следующие варианты сокращения расхода топлива:
Наиболее часто для снижения расхода топлива рассматривают возможность применения альтернативных сельхозмашин. Например, чизельная обработка может быть применена вместо отвальной вспашки или легкие культиваторы вместо дискаторов при определенных полевых условиях.
Сравнивать экономию расхода топлива для трактора при выполнении той или иной операции можно используя информацию, находящуюся в свободном доступе. В то же время важно помнить о сопоставлении экономии от снижения расхода топлива с инвестиционной стоимостью новых машин. Существуют различные инструменты, пригодные для выполнения этих сравнений: Agronaut, Iowa State University Extension and Outreach, KSU-Machinery Costs и др.
Также расход горючего можно существенно уменьшить при комбинировании полевых работ, например, предпосевная обработка почвы с посевом или междурядная обработка с внесением удобрений.
В количественном плане экономия от совмещения операций может достигать 25-30% в зависимости от типа работ. Также объединение операций имеет дополнительное преимущество, выражающееся в уменьшении числа проходов тяжелой техники по полю и минимизации уплотнения почвы.
7. Правильно выбирайте трактор для текущей работы и скорость агрегатирования
Комплектование агрегатов для соответствующих полевых работ является важным вопросом, которым инженерная служба предприятия занимается практически на постоянной основе. Правильно сформированный машинно-тракторный агрегат позволит свести к минимуму затраты времени и труда при выполнении технологических операций.
Использование мощного трактора при относительно небольших нагрузках будет неэффективно, поскольку только для его перемещения будет использоваться дополнительная мощность. С другой стороны, использование компактных тракторов для агрегатирования широкозахватных машин или прицепов высокой грузоподъемности, требующих повышенного тягового усилия или мощности, приведет к их перегрузке, снижению скорости, производительности и качества работы.
Внесение органики агрегатами на базе Беларус 1221.
Грузоподъемный прицеп в агрегате с трактором Беларус 892.
При правильной загрузке мощные тракторы могут быть более эффективными, но использование компактных тракторов в комплексе с соответствующими машинами является более экономичным с точки зрения расхода топлива. В этой связи, многие аграрии считают целесообразным иметь в наличии небольшие тракторы, которые могут быть задействованы периодически для выполнения различных мелких операций.
Для большинства полевых операций рабочая скорость составляет 6-15 км/ч, в виду того, что многие машины предназначены для качественного выполнения работ именно в этом диапазоне скоростей.
Когда трактор легко тянет машину даже при максимально допустимой агротехнической скорости, это значит, что он является для нее слишком мощным. Как правило, такие явления имеют место при опрыскивании, бороновании, культивации, когда расход топлива превышает некие нормативные значения, полученные расчетным путем. Как показывает практика, на таких операциях зачастую могут использоваться неоправданно мощные тракторы.
Также следует помнить, что выполнение сельскохозяйственных операций на высоких скоростях приводит к частому проведению технического обслуживания, повышает износ шин и сокращает срок службы агрегата. Кроме того, это также может привести к уплотнению почвы.
8. Корректируйте нагрузку трактора в процессе работы
Современные тракторы оснащены автоматическими системами корректировки работы двигателя в зависимости от условий работы, однако для старых моделей техники такая практика является достаточно распространенной.
Переход на повышенную передачу направлен на экономию расхода топлива при работе, преимущественно, на малоэнергоемких операциях, когда загрузка трактора составляет менее 65% от максимальной мощности. Это особенно актуально, когда старое оборудование, которое было рассчитано на агрегатирование с компактным трактором, начинают использовать в составе с мощным трактором. Кроме того, многие операции должны выполняться при фиксированной скорости.
Для таких работ топливо может быть сэкономлено за счет перехода на более высокую передачу и снижения оборотов коленчатого вала двигателя для поддержания необходимой скорости - практика «повышение передачи и сброс газа».
При этом необходимо учитывать возможность перегрузки трактора (низкая частота вращения коленчатого вала двигателя на высокой передаче). Перегрузка двигателя приведет к выработке большего крутящего момента на низких оборотах, нежели предусмотрено нормальным режимом эксплуатации. Признаком перегруженного дизельного двигателя является выхлоп черного дыма.
9. Выбирайте оптимальные транспортные маршруты и схемы движения по полю
Существенным резервом экономии топлива может стать правильная организация работы техники в поле. Сюда относятся планирование поворотов и разворотов, направления обработки, а также оптимизация логистических маршрутов движения машин по дорогам и между полями.
В качестве инструмента для такого планирования возможно использовать программное решение Agronaut, которое обеспечивает формирование общей траектории движения машинно-тракторного агрегата на полях произвольной конфигурации (с учетом автоматического разделения участка сложной конфигурации на простые полигоны) по критерию максимальной производительности. Также имеется возможность корректировки направления движения по желанию пользователя (параллельно выбранной стороне полигона).
Также экономии топлива и энергии способствует применение методов точного земледелия. В дополнение к этому использование систем автоматического управления, систем мониторинга урожайности, картографирования полей и точного внесения удобрений обеспечивает множество экономических и экологических преимуществ.
Резюмируя изложенные предложения и рекомендации «ГлавПахарь» отмечает, что имеется достаточное количество способов повышения эффективности использования топлива, причем большинство из них не требуют принятия кардинальных решений, а всего лишь элементарного внимания и ответственного подхода к работе.