Исследователи Томского политеха разработали метод получения топлива, которое может использоваться в арктических условиях. Об этом сообщила пресс-служба учебного заведения.
Ученые-разработчики применили отечественный цеолитный катализатор при переработке прямогонных дизельных фракций. Такое топливо устойчиво к экстремально низким температурам, простое и недорогое в производстве. А сама технология позволит обеспечивать топливом для энергетики и транспорта отдаленные северные поселения.
Результаты исследования опубликованы в журнале South African Journal of Chemical Engineering (IF:5,519; Q1). Проект специалистов Инженерной школы природных ресурсов ТПУ поддержан Российским научным фондом.
Дизельное топливо содержит в своем составе н-парафины. Эти вещества кристаллизуются при низких температурах, в результате горючее перестает фильтроваться топливными насосами и застывает. Дизельные фракции, которые получают разделением нефти, застывают уже при -10 °C.
Арктическое топливо, разработанное томскими учеными, выдерживает температуру до -70 °C. Получить такие свойства удалось благодаря преобразованию тяжелых н-парафинов в изопарафины и легкие н-парафины. Это происходит в процессе переработки топлива с применением цеолитного катализатора. В перспективе он может заменить зарубежные катализаторы на основе платины, которые применялись ранее для получения низкозастывающих видов топлива.
«Наша технология не требует применения водородосодержащего газа. Это делает ее более простой, экономически выгодной и универсальной в применении. Технологию можно использовать на крупных нефтеперерабатывающих заводах, малотоннажных установках, а также непосредственно на нефтяных месторождениях. Для отдаленных северных территорий это особенно актуально, поскольку доставка туда топлива — мероприятие дорогостоящее, а иногда и вовсе невозможное».
Технология позволяет практически полностью переработать сырье в полезный продукт. Кроме того, продукты, получаемые при переработке на цеолите, могут быть использованы для получения и других востребованных видов горючего: углеводородных газов, бензинов и керосинов.
Научный коллектив продолжит изучение возможностей цеолитных катализаторов в рамках исследования. На данном этапе ученые заняты подбором параметров переработки углеводородного сырья.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru