На заметку аграриям — новые данные по контролю качества ГСМ в ЦФО

19.04.2022
198
vk.com-logo

В период посевной кампании, как и год назад, поговорим о качестве горюче-смазочных материалов и топлива для аграриев России. Данная тема из года в год не теряет своей актуальности.

Будем откровенны, в России много топлива это и хорошо, и плохо одновременно,потому что, как правило, большой совокупный объем ГСМ на рынке влияет и на объем некондиционного топлива.

Контроль ГСМ и новые данные по качеству топлива
Фото: glavpahar.ru
Контроль ГСМ и новые данные по качеству топлива

Почему так происходит? Появление некачественного дизельного топлива, да и в целом любого вида горюче-смазочных материалов, чаще всего объясняется стремлением недобросовестных поставщиков в погоне за прибылью увеличить объемы его реализации путем добавления воды, керосина, бензина или различных присадок. Сельхозтоваропроизводители из-за порой избыточного желания сэкономить забывают, что обычно бесплатный сыр бывает только в мышеловке. 

Факт, что ежегодно количество агрохозяйств, пострадавших от плохого ГСМ, не уменьшается, а органы надзора хоть и стараются максимально оперативно пресекать работу таких «деятелей», полностью избавить от некачественного топлива рынок им не удается.

Что же нужно делать? Во-первых, в такой ситуации аграриям стоит брать все в свои руки и помнить сразу три золотых и универсальных пословицы: «доверяй, но проверяй», «скупой платит дважды» и «доход не бывает без хлопот».

Во-вторых, если оставить лирику, громкие слова и действовать более предметно, нужно знать, что одним из самых эффективных способов своевременного выявления некачественного топлива является повсеместный контроль качества поставляемых нефтепродуктов путем изучения образцов в специализированных лабораториях с использованием новейшего оборудования. Благо таких лабораторий на территории нашей страны хоть и ограниченное количество, но все-таки достаточное. Кроме того, существуют и косвенные методы оценки качества топлива, которые могут дать предварительную оценку.

В процессе подготовки данного материала «ГлавПахарь» ознакомился с методами и основными показателями для выявления некачественного топлива, и теперь готов поделиться с Вами результатами контроля качества ГСМ за 2021 год в ряде областей ЦФО (по данным одной из таких профильных лабораторий в ФГБУ «Центрально-Черноземная МИС»).

Состояние рынка топлива и ситуация в текущем году

Первое с чем сталкивается любой аграрий в своей работе — цена. Именно данный фактор идет даже раньше качества самого топлива, и во многом предопределяет в целом, а стоит или не стоит проводить дополнительный контроль (хотя наше мнение, что проверять стоит всегда и всё). 

Для понимания того, что аграрию предлагают «что-то похожее на развод», фермеру в обязательном порядке стоит следить за динамикой цен на рынке и прайсами главным поставщиков ГСМ в конкретных регионах. Движение от этих цен, поверьте опыту, не может быть больше 5-10 % в сторону уменьшения. К сожалению, чудес не бывает, и если цена в регионе в среднем складывается на уровне 50 тыс. рублей за тонну, стоимость ГСМ в 35-40 тыс. рублей за тонну уже должна показаться странной и подозрительной. 

Во многих регионах России посевная кампания уже стартовала. Что же мы наблюдаем сегодня? Восстановление цен на дизтопливо на фоне увеличения спроса из-за посевной побудило Минэнерго потребовать от нефтекомпаний увеличить продажи на бирже СПбМТСБ. Хотя в начале марта оптовые цены на дизтопливо резко упали на фоне санкций, с тех пор они увеличились почти на 20%, вернувшись на уровень февраля. 

Минэнерго связывает подорожание топлива с увеличением экспортной альтернативы на фоне «складывающегося дефицита на европейских рынках». При этом, по данным Росстата, стоимость топлива на АЗС в марте снижалась.

Стоимость дизтоплива на СПбМТСБ в апреле выросла на 1,3%, до 56,7 тыс. руб. за тонну. С середины марта рост биржевой цены на этот вид топлива составил около 20%, и в результате она вернулась на уровень 21 февраля, то есть до начала военной спецоперации на Украине. 

Важно, что дефицита топлива, в отличие от Европы, в России не будет. В Минэнерго заявили, что в марте производство дизтоплива выросло в среднем на 5% относительно февраля, до 6,5 млн тонн. Тем не менее в правительстве ожидают снижения объемов нефтепереработки. Но, повторимся, глобально и стратегически на фермеров и аграриев из России такая ситуация никак повлиять, по-крайней мере, не должна.

Для подтверждения данного тезиса подчеркнем, что для формирования запасов топлива в преддверии посевных работ, сезонного роста спроса со стороны автолюбителей и плановых ремонтов на НПЗ Министерство дополнительно рекомендовало производителям увеличить поставки дизтоплива на биржу. Это позволит увеличить не только предложение на рынке, но и снизить динамику спроса.

Перейдем к практике — основные обращения, и что стоит проверять аграриям при проверке качества ГСМ?

Отметим, что в России можно выделить три типа лабораторий для контроля качества ГСМ. Первый — собственные лаборатории при организациях и нефтеперерабатывающих заводах, второй — частные коммерческие организации и центры контроля и анализа, третий — лаборатории при государственных учреждениях различного профиля. В своей статье остановимся на результатах работы организации, относящейся как раз-таки к последнему из списка, но, пожалуй, самому независимому и объективному. 

Напомним, что в РФ существует система машиноиспытательных станций сельхозтехники, включающая 10 организаций и 1 государственный испытательный центр в основных природно-климатических зонах нашей страны.  ФГБУ «Центрально-Черноземная МИС» — была и остается одной из ведущих среди 10 машиноиспытательных станций России. При этом, помимо испытаний сельскохозяйственной техники, станция также проводит мониторинги, обследования, а также контроль качества горюче-смазочных материалов, поступающих в регион и зону деятельности учреждения, которая насчитывает Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Тамбовскую, Брянскую, Тульскую, Рязанскую, Волгоградскую, Пензенскую, Московскую, Свердловскую, Саратовскую, Ленинградскую, Ростовскую области и так далее, Краснодарский и Красноярский края, Республики Татарстан и Мордовия, а также Минская, Гомельская, Гродненская области Беларуси.

Подразделение при Центрально-Черноземной МИС начало проводить испытания с начала 2015 года. Такая работа преследует несколько важных целей и стратегических задач, начиная от рядовой помощи аграриям и фермерам и заканчивая необходимостью повышения уровня объективности испытаний, минимизируя возможные отказы сельхозтехники по причине плохого ГСМ. 

Вся вышеуказанная информация приведена не для того, чтобы как-то популяризировать и прорекламировать данную лабораторию, а для того, чтобы доказать, что специалисты имеют большой профессиональный опыт проведения такого рода работ и понимание того, для чего такие функции нужны и почему важны.

Виды ГСМ и подконтрольные показатели для проверки качества в лаборатории Центрально-Черноземной МИС (источник: glavpahar.ru)
Виды ГСМ и подконтрольные показатели для проверки качества в лаборатории Центрально-Черноземной МИС (источник: glavpahar.ru)

Если с проверкой качества ГСМ для испытаний все более-менее понятно, то что же интересует аграриев и фермеров? Как правило, основные обращения поступают от сельхозтоваропроизводителей, которые начинают закупку топлива и масел для посевных работ.

Их интересуют основные характеристики ГСМ для безотказной работы техники в поле такие как (для дизельного топлива):

  • фракционный состав  влияет на полноту сгорания топлива, дымность и токсичность выхлопных газов. При увеличении легких фракций в дизельном топливе повышается критическое давление воспламенения рабочей смеси, появляются стуки в цилиндрах и разжижается картерное масло. Слишком тяжелые фракции сгорают неполно и увеличивают отложение нагара в камере сгорания;
  • вязкость, — которая определяет процесс нагнетания и впрыска топлива. Она влияет также на смазывающие характеристики. Низкая вязкость дизельного топлива приводит к быстрому износу топливного насоса и форсунок. Напротив, высокая вязкость топлива усложняет холодный запуск, а также неблагоприятно сказывается на топливоподводящей системе, приводя к трещинам головок форсунок и подтеканию топлива, также может быть затруднен процесс регулировки подачи топлива;
  • вспышка  определяет условия безопасного применения топлива в двигателях чем она выше, тем меньше вероятность случайного возгорания топлива;
  • сера определяет образование нагара, коррозию и износ дизельного двигателя.

Для зимних видов топлива одним из важных показателей является температура помутнения и застывания при которой топливо теряет текучесть и приобретает студенообразный вид.

Для масел важными являются: щелочное число — это способность масла нейтрализовать вредные кислоты, поступающие в него в процессе работы двигателя и противодействовать отложениям (при работе моторного масла общее щелочное число неизбежно снижается, нейтрализующие присадки срабатываются, что приводит к кислотной коррозии, а также загрязнению внутренних частей двигателя) и вязкость.

Главным свойством бензина является устойчивость к детонации — способности бензина при разных условиях практически полностью сгорать в работающем двигателе. Это свойство выражается октановым числом.

Обо всех этих показателях необходимо знать и собственникам, и инженерам, и механизаторам, для того чтобы хозяйства всегда могли вовремя принять меры по замене топлива на более качественное, чтобы не погубить сельхозтехнику.

Контроль качества горюче-смазочных материалов для эффективной работы аграриев

В современных  условиях в связи с возрастающими объемами использования энергонасыщенных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и автомобилей с форсированными двигателями значительно повысились требования к качеству горюче-смазочных материалов.

Стоит особо отметить, что в современных условиях от грамотного и квалифицированного подхода к контролю качества ГСМ существенно зависит успех в агросфере. Функционирование в период весенне-полевых и уборочных работ требует безотказного и непрерывного механизма выполнения. Это ответственный момент, когда необходимо обеспечить безотказную работу техники. Именно поэтому с целью обеспечения стабильного и бесперебойного выполнения сельскохозяйственных работ проводится мониторинг и контроль качества горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Результаты лабораторных анализов отобранных проб ГСМ были сообщены специалистам хозяйств для исключения факторов применения некачественных горюче-смазочных материалов (ГСМ) в тракторах и самоходных сельхозмашинах. Данные результаты подтвердили проблему поставок некоторым сельхозтоваропроизводителям некондиционных ГСМ.

Отметим, что традиционно самым востребованным нефтепродуктом для полевых работ по-прежнему является дизельное топливо, поэтому его проверяли в большей степени. Однако как статистика прошлого года, так и  статистика за все 4 года работы оказалась неутешительной. Перейдем к цифрам!

Доверяй, но проверяй — об итогах, состоянии и контроле качества ГСМ (по данным Центрально-Черноземной МИС)

Сколько некондиционного топлива и ГСМ было в прошлом году?

За 2021 год машиноиспытательная станция провела контроль качества  горюче-смазочных материалов в 102 хозяйствах и обследовала 167 проб нефтепродуктов

Проверке подвергались: бензин, дизельное топливо, ароматическое топливо, масла моторные, масла трансмиссионные и гидравлические и даже мазут. Пробы привозили аграрии не только из Курской области (места базирования), но и из Белгородской, Орловской и Воронежских областей. Так что, по результатам контроля качества ГСМ в Центрально-Черноземной МИС можно в целом судить о ситуации с некачественным топливом в ЦФО (хоть и с большой натяжкой).

Основную статистику можно отследить по контролю качества дизельного топлива, которое чаще всего поступало на испытания. Примечательно, что большую часть топлива хозяйства закупают в I и III кварталах, это и понятно, потому что ГСМ в этот временной период, соответственно, необходимы для проведения оперативных и качественных посевных и уборочных работ. В это время и проверок качества больше.

Согласно сведениям лаборатории контроля качества ГСМ на базе Центрально-Черноземной МИС за 2021 год, количество забракованных проб по прежнему вызывает большую озабоченность. Так, количество некондиционных ГСМ: 

  • в I квартале 37,5%;

  • во II квартале  14,8%;

  • в III квартале 48,8%;

  • в IV квартале 25,4%.
Количество забракованных и некондиционных проб ГСМ в 2021 году, % (согласно сведениям лаборатории контроля качества ГСМ в Центрально-Черноземной МИС) (источник:glavpahar.ru)
Количество забракованных и некондиционных проб ГСМ в 2021 году, % (согласно сведениям лаборатории контроля качества ГСМ в Центрально-Черноземной МИС) (источник:glavpahar.ru)

Так, в III квартале почти половина проверенного топлива оказалась с отклонениями от нормативной документации. Основные отклонения, это не соответствие пятому классу Евро (по содержанию серы) и превышение по содержанию воды в топливе. По одной из проб превышение по содержанию серы в дизельном топливе было зафиксировано в 363 раза, а по воде в 5 раз.

Также за прошлый год в топливе для использования в зимнее время были зафиксированы отклонения по температуре вспышки, фракционному составу и предельной температуре фильтруемости. 

Хозяйствам своевременно удалось заменить топливо и не допустить поломок техники по вине некачественного дизельного топлива.

Сера, вода и предельная температура фильтруемости — подробно, почему эти показатели важны и в чем проблема?

Давайте разбираться и начнем с серы. Несмотря на то, что разрешен выпуск только топлива класса Евро 5, на рынок по-прежнему поступает топливо класса Евро-2, Евро-3 и Евро-4. Европейский стандарт Евро-5 был принят на территории РФ 01 января 2016 года. Документ определяет нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, по которым можно судить о качестве топлива и его экологической безопасности. Горючее, изготовленное по таким стандартам, имеет лучшие характеристики, например, при его эксплуатации снижается дымность отработанных газов и уровень выбросов продуктов сгорания.

В основном сернистые соединения выбрасываются из двигателя вместе с отработанными газами. Другая же часть данных серных продуктов вступает во взаимодействие с водяным паром и образует серную и сернистую кислоты.

Результат их воздействия на двигатель следующий: увеличение коррозии на деталях поршневой группы, образование нагара снижает теплоотдачу от поршня, нагар ограничивает подвижность колец, и компрессия снижается.

В условиях высокой температуры будет происходить газовая коррозия металлов, а при низких  — образовываться серная и сернистая кислота. Это означает, что в любом случае они будут отрицательно влиять на состояние двигателя, его работу, сократят его физический ресурс.

Сернистое дизельное топливо также влияет на срок службы моторного масла. Причиной раннего окисления масла зачастую становятся активные сернистые соединения, проникающие в него после сгорания топлива с повышенным содержанием серы. Дизельное топливо с большим содержанием серы оказывает негативное влияние на срок службы сажевого фильтра.

При содержании более 0,5 % существенно ускоряется коррозия рабочих поверхностей цилиндров, а также негативно влияет на моторное масло. Так, в двух хозяйствах Курской области в топливе содержание серы было зафиксировано 1223 мг/кг и 3329 мг/кг при норме не более 10 мг/кг.

Важно знать, что сера полностью не удаляется из нефти, небольшое количество (в пределах нормы) все же имеет место в составе любого коммерческого топлива. И тут, с одной стороны, сера как один из составных элементов дизельного топлива оказывает существенное влияние на увеличение смазывающих свойств дизельного топлива. Но имеется и обратная сторона медали: поступающие газы из системы рециркуляции имеют значительно большую долю влаги и контактируя с серой она образует в камере сгорания серную кислоту, которая не только негативно влияет на окружающую среду, но и вызывает усиленную коррозию деталей двигателя (верхние части гильз, рабочие поверхности головки блока цилиндров) и выхлопной системы. Иногда наблюдается химическая коррозия деталей топливной системы (например, насос-форсунок) еще до образования топливной смеси.

Дизельное топливо всегда содержит и определенный процент воды. Вода всегда приводила к образованию ржавчины и коррозии компонентов топливной системы и инфраструктуры. Современные топливные системы стали настолько чувствительнее к воде по сравнению с системами более низкого давления, что в требования производителей теперь входит запрет на поступление свободной воды в двигатель. 

Вода вызывает повреждение топливных баков и деталей двигателя. Ржавчина и коррозия в емкости для хранения приводят к образованию твердых частиц, которые переносятся топливом и вызывают износ двигателя. Срок службы компонентов сокращается из-за вызываемых водой травления, эрозии, кавитации и растрескивания.  

Как вода попадает в топливо? Ответ прост. Вода может попадать в топливо из разных источников, контролировать которые бывает чрезвычайно сложно: при получении от поставщика, при выпадении свободной воды (при концентрации выше точки насыщения), при конденсации в емкости, при просачивании воды в емкость (дождь, мойка под давлением, грунтовые воды и т.д.), при проникновении из атмосферы (влажность) и даже при банальной ошибке персонала (незащищенные вентиляционные отверстия, заливные отверстия, уплотнения и т.д.).

Еще одна проблема  — предельная температура фильтруемости  — это характеристика топлива, указывающая на максимально низкую t°C, при которой оно еще способно проходить через фильтр или полностью теряет эту способность.

Сырая нефть имеет в своем составе парафин. Он способствует «застыванию» и препятствует нормальному движению горючего по топливной системе. Парафины мешают работе насоса, также оказывают негативное влияние на качество распыления. В лучшем случае парафины забьют топливный фильтр и машина просто не заведется.

Статистика сравнения забракованных проб ГСМ и качественных показателей

Общие данные статистики сравнения забракованных проб дизельного топлива за 3 года и первый квартал 2022 года остаются неутешительными. 

Однако если несколько лет назад некачественной была, буквально, каждая вторая проба, то теперь каждая третья. Благодаря такой работе, за 3 последних года удалось предотвратить поступление на рынок АПК около 1000 тонн некачественных горюче-смазочных материалов. И это достаточно знаковая цифра.

Отклонения по показателям дизельного топлива за прошлый год, % (согласно сведениям лаборатории контроля качества ГСМ в Центрально-Черноземной МИС) (источник: glavpahar.ru)
Отклонения по показателям дизельного топлива за прошлый год, % (согласно сведениям лаборатории контроля качества ГСМ в Центрально-Черноземной МИС) (источник: glavpahar.ru)

О целесообразности создания профильных лабораторий контроля качества ГСМ и необходимости развития приборной базы

Если говорить о целесообразности работы лабораторий контроля качества ГСМ, то можно выделить, что, во-первых, в регионах, где такие организации уже существуют, теперь имеется практическая возможность хозяйствам, частным предпринимателям и частным лицам оперативно проводить контроль нефтепродуктов, закупаемых через торгующие организации; во-вторых, существует возможность своевременно заменить некачественное топливо, не допуская поломок техники; в-третьих, для недобросовестных поставщиков это послужило сигналом для того, чтобы поставлять в такие области более качественное топливо; и, в-четвертых, в лабораторию начали обращаться и сами поставщики и посредники, чтобы удостовериться в качестве продаваемых нефтепродуктов, и не рисковать своим имиджем на рынке.

Очевидно, что значимость таких исследовательских лабораторий трудно переоценить. Они были актуальны и такими останутся еще очень долгое время. Именно поэтому важно не только создавать новые контрольные центры, но и обновлять уже имеющиеся. 

Так, например, уже известная нам лаборатория контроля качества горюче-смазочных материалов Центрально-Черноземной МИС для расширенного и более оперативного анализа для нужд региона уже дооснастилась недостающим оборудованием на сумму более 10 млн рублей. 

Теперь лаборатория имеет возможность проводить более полный анализ топлива и масел по содержанию в них серы, полициклических углеводородов, смол, коксуемости, цветности.

В лабораторию было закуплено дополнительно 14 единиц оборудования и приборов: аналитические весы; октанометр для определения цетановых и октановых чисел; аппарат для определения смол в дизельном топливе; дистиллятор медицинский для получения дистиллированной воды; аппарат для определения механических примесей; аппарат для определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре; аппарат для определения температуры помутнения, застывания и потери текучести нефтепродуктов; калориметр для определения цветности; аппарат для определения коксуемости 10%-го остатка; спектроскан для определения серы; хроматограф жидкостной  для определения полициклических ароматических углеводородов; кулонометрический титратор Фишера для определения микроколичеств воды; сушильный шкаф для анализов; нагревательная плита для анализов.

В заключении отметим, что на базе ФГБУ «Центрально-Черноземная МИС» совместно с ФГБОУ  ВО «Курский государственный университет» работает и профильная кафедра нефтехимии. Такое сотрудничество дает возможность в обеспечении выпускников общими понятиями о нефти и нефтепродуктах, их основных свойствах, умение работать на специализированных приборах и оборудовании, умение работать с нормативной документацией и возможностью реализовать себя в разных сферах деятельности.

Топливо будущего: что будет актуально для сельхозтехники

Как воруют ГСМ и как противостоять краже топлива? Часть 1

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2022, ООО «ГлавАграр»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
Разработка сайтаFast&Curious