В период посевной кампании, как и год назад, поговорим о качестве горюче-смазочных материалов и топлива для аграриев России. Данная тема из года в год не теряет своей актуальности.
Будем откровенны, в России много топлива — это и хорошо, и плохо одновременно,потому что, как правило, большой совокупный объем ГСМ на рынке влияет и на объем некондиционного топлива.
Почему так происходит? Появление некачественного дизельного топлива, да и в целом любого вида горюче-смазочных материалов, чаще всего объясняется стремлением недобросовестных поставщиков в погоне за прибылью увеличить объемы его реализации путем добавления воды, керосина, бензина или различных присадок. Сельхозтоваропроизводители из-за порой избыточного желания сэкономить забывают, что обычно бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Факт, что ежегодно количество агрохозяйств, пострадавших от плохого ГСМ, не уменьшается, а органы надзора хоть и стараются максимально оперативно пресекать работу таких «деятелей», полностью избавить от некачественного топлива рынок им не удается.
Что же нужно делать? Во-первых, в такой ситуации аграриям стоит брать все в свои руки и помнить сразу три золотых и универсальных пословицы: «доверяй, но проверяй», «скупой платит дважды» и «доход не бывает без хлопот».
Во-вторых, если оставить лирику, громкие слова и действовать более предметно, нужно знать, что одним из самых эффективных способов своевременного выявления некачественного топлива является повсеместный контроль качества поставляемых нефтепродуктов путем изучения образцов в специализированных лабораториях с использованием новейшего оборудования. Благо таких лабораторий на территории нашей страны хоть и ограниченное количество, но все-таки достаточное. Кроме того, существуют и косвенные методы оценки качества топлива, которые могут дать предварительную оценку.
В процессе подготовки данного материала «ГлавПахарь» ознакомился с методами и основными показателями для выявления некачественного топлива, и теперь готов поделиться с Вами результатами контроля качества ГСМ за 2021 год в ряде областей ЦФО (по данным одной из таких профильных лабораторий в ФГБУ «Центрально-Черноземная МИС»).
Первое с чем сталкивается любой аграрий в своей работе — цена. Именно данный фактор идет даже раньше качества самого топлива, и во многом предопределяет в целом, а стоит или не стоит проводить дополнительный контроль (хотя наше мнение, что проверять стоит всегда и всё).
Для понимания того, что аграрию предлагают «что-то похожее на развод», фермеру в обязательном порядке стоит следить за динамикой цен на рынке и прайсами главным поставщиков ГСМ в конкретных регионах. Движение от этих цен, поверьте опыту, не может быть больше 5-10 % в сторону уменьшения. К сожалению, чудес не бывает, и если цена в регионе в среднем складывается на уровне 50 тыс. рублей за тонну, стоимость ГСМ в 35-40 тыс. рублей за тонну уже должна показаться странной и подозрительной.
Во многих регионах России посевная кампания уже стартовала. Что же мы наблюдаем сегодня? Восстановление цен на дизтопливо на фоне увеличения спроса из-за посевной побудило Минэнерго потребовать от нефтекомпаний увеличить продажи на бирже СПбМТСБ. Хотя в начале марта оптовые цены на дизтопливо резко упали на фоне санкций, с тех пор они увеличились почти на 20%, вернувшись на уровень февраля.
Минэнерго связывает подорожание топлива с увеличением экспортной альтернативы на фоне «складывающегося дефицита на европейских рынках». При этом, по данным Росстата, стоимость топлива на АЗС в марте снижалась.
Стоимость дизтоплива на СПбМТСБ в апреле выросла на 1,3%, до 56,7 тыс. руб. за тонну. С середины марта рост биржевой цены на этот вид топлива составил около 20%, и в результате она вернулась на уровень 21 февраля, то есть до начала военной спецоперации на Украине.
Важно, что дефицита топлива, в отличие от Европы, в России не будет. В Минэнерго заявили, что в марте производство дизтоплива выросло в среднем на 5% относительно февраля, до 6,5 млн тонн. Тем не менее в правительстве ожидают снижения объемов нефтепереработки. Но, повторимся, глобально и стратегически на фермеров и аграриев из России такая ситуация никак повлиять, по-крайней мере, не должна.
Для подтверждения данного тезиса подчеркнем, что для формирования запасов топлива в преддверии посевных работ, сезонного роста спроса со стороны автолюбителей и плановых ремонтов на НПЗ Министерство дополнительно рекомендовало производителям увеличить поставки дизтоплива на биржу. Это позволит увеличить не только предложение на рынке, но и снизить динамику спроса.
Отметим, что в России можно выделить три типа лабораторий для контроля качества ГСМ. Первый — собственные лаборатории при организациях и нефтеперерабатывающих заводах, второй — частные коммерческие организации и центры контроля и анализа, третий — лаборатории при государственных учреждениях различного профиля. В своей статье остановимся на результатах работы организации, относящейся как раз-таки к последнему из списка, но, пожалуй, самому независимому и объективному.
Напомним, что в РФ существует система машиноиспытательных станций сельхозтехники, включающая 10 организаций и 1 государственный испытательный центр в основных природно-климатических зонах нашей страны. ФГБУ «Центрально-Черноземная МИС» — была и остается одной из ведущих среди 10 машиноиспытательных станций России. При этом, помимо испытаний сельскохозяйственной техники, станция также проводит мониторинги, обследования, а также контроль качества горюче-смазочных материалов, поступающих в регион и зону деятельности учреждения, которая насчитывает Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Тамбовскую, Брянскую, Тульскую, Рязанскую, Волгоградскую, Пензенскую, Московскую, Свердловскую, Саратовскую, Ленинградскую, Ростовскую области и так далее, Краснодарский и Красноярский края, Республики Татарстан и Мордовия, а также Минская, Гомельская, Гродненская области Беларуси.
Подразделение при Центрально-Черноземной МИС начало проводить испытания с начала 2015 года. Такая работа преследует несколько важных целей и стратегических задач, начиная от рядовой помощи аграриям и фермерам и заканчивая необходимостью повышения уровня объективности испытаний, минимизируя возможные отказы сельхозтехники по причине плохого ГСМ.
Вся вышеуказанная информация приведена не для того, чтобы как-то популяризировать и прорекламировать данную лабораторию, а для того, чтобы доказать, что специалисты имеют большой профессиональный опыт проведения такого рода работ и понимание того, для чего такие функции нужны и почему важны.
Если с проверкой качества ГСМ для испытаний все более-менее понятно, то что же интересует аграриев и фермеров? Как правило, основные обращения поступают от сельхозтоваропроизводителей, которые начинают закупку топлива и масел для посевных работ.
Их интересуют основные характеристики ГСМ для безотказной работы техники в поле такие как (для дизельного топлива):
Для зимних видов топлива одним из важных показателей является температура помутнения и застывания при которой топливо теряет текучесть и приобретает студенообразный вид.
Для масел важными являются: щелочное число — это способность масла нейтрализовать вредные кислоты, поступающие в него в процессе работы двигателя и противодействовать отложениям (при работе моторного масла общее щелочное число неизбежно снижается, нейтрализующие присадки срабатываются, что приводит к кислотной коррозии, а также загрязнению внутренних частей двигателя) и вязкость.
Главным свойством бензина является устойчивость к детонации — способности бензина при разных условиях практически полностью сгорать в работающем двигателе. Это свойство выражается октановым числом.
Обо всех этих показателях необходимо знать и собственникам, и инженерам, и механизаторам, для того чтобы хозяйства всегда могли вовремя принять меры по замене топлива на более качественное, чтобы не погубить сельхозтехнику.
В современных условиях в связи с возрастающими объемами использования энергонасыщенных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и автомобилей с форсированными двигателями значительно повысились требования к качеству горюче-смазочных материалов.
Стоит особо отметить, что в современных условиях от грамотного и квалифицированного подхода к контролю качества ГСМ существенно зависит успех в агросфере. Функционирование в период весенне-полевых и уборочных работ требует безотказного и непрерывного механизма выполнения. Это ответственный момент, когда необходимо обеспечить безотказную работу техники. Именно поэтому с целью обеспечения стабильного и бесперебойного выполнения сельскохозяйственных работ проводится мониторинг и контроль качества горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Результаты лабораторных анализов отобранных проб ГСМ были сообщены специалистам хозяйств для исключения факторов применения некачественных горюче-смазочных материалов (ГСМ) в тракторах и самоходных сельхозмашинах. Данные результаты подтвердили проблему поставок некоторым сельхозтоваропроизводителям некондиционных ГСМ.
Отметим, что традиционно самым востребованным нефтепродуктом для полевых работ по-прежнему является дизельное топливо, поэтому его проверяли в большей степени. Однако как статистика прошлого года, так и статистика за все 4 года работы оказалась неутешительной. Перейдем к цифрам!
За 2021 год машиноиспытательная станция провела контроль качества горюче-смазочных материалов в 102 хозяйствах и обследовала 167 проб нефтепродуктов.
Проверке подвергались: бензин, дизельное топливо, ароматическое топливо, масла моторные, масла трансмиссионные и гидравлические и даже мазут. Пробы привозили аграрии не только из Курской области (места базирования), но и из Белгородской, Орловской и Воронежских областей. Так что, по результатам контроля качества ГСМ в Центрально-Черноземной МИС можно в целом судить о ситуации с некачественным топливом в ЦФО (хоть и с большой натяжкой).
Основную статистику можно отследить по контролю качества дизельного топлива, которое чаще всего поступало на испытания. Примечательно, что большую часть топлива хозяйства закупают в I и III кварталах, это и понятно, потому что ГСМ в этот временной период, соответственно, необходимы для проведения оперативных и качественных посевных и уборочных работ. В это время и проверок качества больше.
Согласно сведениям лаборатории контроля качества ГСМ на базе Центрально-Черноземной МИС за 2021 год, количество забракованных проб по прежнему вызывает большую озабоченность. Так, количество некондиционных ГСМ:
в I квартале — 37,5%;
во II квартале — 14,8%;
в III квартале — 48,8%;
Так, в III квартале почти половина проверенного топлива оказалась с отклонениями от нормативной документации. Основные отклонения, это не соответствие пятому классу Евро (по содержанию серы) и превышение по содержанию воды в топливе. По одной из проб превышение по содержанию серы в дизельном топливе было зафиксировано в 363 раза, а по воде в 5 раз.
Также за прошлый год в топливе для использования в зимнее время были зафиксированы отклонения по температуре вспышки, фракционному составу и предельной температуре фильтруемости.
Хозяйствам своевременно удалось заменить топливо и не допустить поломок техники по вине некачественного дизельного топлива.
Давайте разбираться и начнем с серы. Несмотря на то, что разрешен выпуск только топлива класса Евро 5, на рынок по-прежнему поступает топливо класса Евро-2, Евро-3 и Евро-4. Европейский стандарт Евро-5 был принят на территории РФ 01 января 2016 года. Документ определяет нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, по которым можно судить о качестве топлива и его экологической безопасности. Горючее, изготовленное по таким стандартам, имеет лучшие характеристики, например, при его эксплуатации снижается дымность отработанных газов и уровень выбросов продуктов сгорания.
В основном сернистые соединения выбрасываются из двигателя вместе с отработанными газами. Другая же часть данных серных продуктов вступает во взаимодействие с водяным паром и образует серную и сернистую кислоты.
Результат их воздействия на двигатель следующий: увеличение коррозии на деталях поршневой группы, образование нагара снижает теплоотдачу от поршня, нагар ограничивает подвижность колец, и компрессия снижается.
В условиях высокой температуры будет происходить газовая коррозия металлов, а при низких — образовываться серная и сернистая кислота. Это означает, что в любом случае они будут отрицательно влиять на состояние двигателя, его работу, сократят его физический ресурс.
При содержании более 0,5 % существенно ускоряется коррозия рабочих поверхностей цилиндров, а также негативно влияет на моторное масло. Так, в двух хозяйствах Курской области в топливе содержание серы было зафиксировано 1223 мг/кг и 3329 мг/кг при норме не более 10 мг/кг.
Дизельное топливо всегда содержит и определенный процент воды. Вода всегда приводила к образованию ржавчины и коррозии компонентов топливной системы и инфраструктуры. Современные топливные системы стали настолько чувствительнее к воде по сравнению с системами более низкого давления, что в требования производителей теперь входит запрет на поступление свободной воды в двигатель.
Вода вызывает повреждение топливных баков и деталей двигателя. Ржавчина и коррозия в емкости для хранения приводят к образованию твердых частиц, которые переносятся топливом и вызывают износ двигателя. Срок службы компонентов сокращается из-за вызываемых водой травления, эрозии, кавитации и растрескивания.
Как вода попадает в топливо? Ответ прост. Вода может попадать в топливо из разных источников, контролировать которые бывает чрезвычайно сложно: при получении от поставщика, при выпадении свободной воды (при концентрации выше точки насыщения), при конденсации в емкости, при просачивании воды в емкость (дождь, мойка под давлением, грунтовые воды и т.д.), при проникновении из атмосферы (влажность) и даже при банальной ошибке персонала (незащищенные вентиляционные отверстия, заливные отверстия, уплотнения и т.д.).
Еще одна проблема — предельная температура фильтруемости — это характеристика топлива, указывающая на максимально низкую t°C, при которой оно еще способно проходить через фильтр или полностью теряет эту способность.
Сырая нефть имеет в своем составе парафин. Он способствует «застыванию» и препятствует нормальному движению горючего по топливной системе. Парафины мешают работе насоса, также оказывают негативное влияние на качество распыления. В лучшем случае парафины забьют топливный фильтр и машина просто не заведется.
Общие данные статистики сравнения забракованных проб дизельного топлива за 3 года и первый квартал 2022 года остаются неутешительными.
Однако если несколько лет назад некачественной была, буквально, каждая вторая проба, то теперь каждая третья. Благодаря такой работе, за 3 последних года удалось предотвратить поступление на рынок АПК около 1000 тонн некачественных горюче-смазочных материалов. И это достаточно знаковая цифра.
Если говорить о целесообразности работы лабораторий контроля качества ГСМ, то можно выделить, что, во-первых, в регионах, где такие организации уже существуют, теперь имеется практическая возможность хозяйствам, частным предпринимателям и частным лицам оперативно проводить контроль нефтепродуктов, закупаемых через торгующие организации; во-вторых, существует возможность своевременно заменить некачественное топливо, не допуская поломок техники; в-третьих, для недобросовестных поставщиков это послужило сигналом для того, чтобы поставлять в такие области более качественное топливо; и, в-четвертых, в лабораторию начали обращаться и сами поставщики и посредники, чтобы удостовериться в качестве продаваемых нефтепродуктов, и не рисковать своим имиджем на рынке.
Очевидно, что значимость таких исследовательских лабораторий трудно переоценить. Они были актуальны и такими останутся еще очень долгое время. Именно поэтому важно не только создавать новые контрольные центры, но и обновлять уже имеющиеся.
Так, например, уже известная нам лаборатория контроля качества горюче-смазочных материалов Центрально-Черноземной МИС для расширенного и более оперативного анализа для нужд региона уже дооснастилась недостающим оборудованием на сумму более 10 млн рублей.
Теперь лаборатория имеет возможность проводить более полный анализ топлива и масел по содержанию в них серы, полициклических углеводородов, смол, коксуемости, цветности.
В лабораторию было закуплено дополнительно 14 единиц оборудования и приборов: аналитические весы; октанометр для определения цетановых и октановых чисел; аппарат для определения смол в дизельном топливе; дистиллятор медицинский для получения дистиллированной воды; аппарат для определения механических примесей; аппарат для определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре; аппарат для определения температуры помутнения, застывания и потери текучести нефтепродуктов; калориметр для определения цветности; аппарат для определения коксуемости 10%-го остатка; спектроскан для определения серы; хроматограф жидкостной для определения полициклических ароматических углеводородов; кулонометрический титратор Фишера для определения микроколичеств воды; сушильный шкаф для анализов; нагревательная плита для анализов.
В заключении отметим, что на базе ФГБУ «Центрально-Черноземная МИС» совместно с ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» работает и профильная кафедра нефтехимии. Такое сотрудничество дает возможность в обеспечении выпускников общими понятиями о нефти и нефтепродуктах, их основных свойствах, умение работать на специализированных приборах и оборудовании, умение работать с нормативной документацией и возможностью реализовать себя в разных сферах деятельности.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru