Наступил 2025 год, почти четверть двадцать первого века уже позади. Казалось бы, ещё вчера люди восхищались появлением первых массовых персональных компьютеров и смартфонов, а сейчас это уже стало обыденностью, которая распространена повсеместно. В настоящее время цифровизация и автоматизация являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они проникли во все сферы деятельности человека и стали основой многих бизнес-процессов. И направление сельского хозяйства — не исключение.
Безусловно, время сейчас сложное, но останавливаться на достигнутых результатах точно нельзя. Необходимо продолжать поиски новых путей оптимизации и сокращения затрат на производство конечной продукции. И принятие грамотных управленческих решений, на основе всеобъемлющего анализа полученных данных, будет являться залогом успеха в достижении поставленных целей. Но пока не будем забегать вперед. Поговорим сегодня об основных тенденциях развития систем точного земледелия, в частности об автопилотах. Своим мнением по этой теме с нашей редакцией «ГлавПахарь» поделился инженер систем точного земледелия ООО «Сельхозмашины» Руслан Грохотов. Компания готова поделиться мыслями на этот счет, на основе многолетнего профессионального опыта в данной сфере.
Так что же такое автопилот? Автопилот является совокупным, сложносоставным устройством, которое аккумулирует и завязывает на себя все основные процессы, происходящие по ходу выполнения полевых сельскохозяйственных работ.
Именно применение систем точного земледелия обеспечивает максимально эффективное выполнение всех полевых операций на заранее заданной траектории движения транспортного средства. Стоит отметить, что на текущем этапе развития, автопилоты являются тем средством, которое позволяет использовать транспортное средство в полуавтоматическом режиме. Пока они не могут полностью исключить механизатора из работы, его присутствие в кабине транспортного средства по-прежнему, является обязательным.
Если погрузиться в исторические процессы, то аналогии четко прослеживаются. Примерно сто лет назад, началась механизация сельского хозяйства, когда труд животных и человека стал замещаться применением технических механизмов. Естественно, многие тогда отрицали развитие, где-то, на определенных уровнях, оно намеренно замедлялось. Но рано или поздно прогресс взял своё. Сейчас намечается та же тенденция. Только теперь уже эра механизации, сменяется эрой цифровизации. Стадии отрицания и принятия уже были пройдены. Началась стадия активного внедрения и дальнейшего развития.
Как уже отмечалось выше, классический современный автопилот является сложносоставным устройством, состоящим из наборов определенных элементов — модуля управления, нескольких датчиков, электромотора, радиомодема и приемника. Он сочетает в себе технологии спутниковой навигации (необходимых для определения точных координат транспортных средств в пространстве), механику движения (для передачи механического импульса от электромотора на рулевое управление транспортного средства), а также информационные технологии. Если говорить об общей классификации автопилотов, то в основном, их можно поделить на две большие группы.
Какие-то модели пока недотягивают в плане качества и надежности, некоторые же — «просто-напросто» копируют друг друга и выпускаются под другими названиями. В связи с известными событиями многие западные решения на рынке РФ сейчас малодоступны. И если несколько лет назад, те же автопилоты от Trimble (либо Raven, Topcon, Teejet), занимали львиную долю рынка, то сейчас пальму первенства захватили китайские производители (такие как Allynav, EFIX, E-Survay и FJD, по данным представителей компании).
Так что же будет завтра? Какими будут эти решения через несколько лет, и что нас ждет на ближайшую перспективу? Вопрос достаточно интересный и спорный. Точно можно сказать одно, что развитие будет происходить комплексно и не одномоментно. Какие-то направления и технологические решения пройдут обкатку в реальных условиях и будут благоприятно приняты конечными пользователями. Некоторые же вещи, могут оказаться тупиковым путем развития и не получат должного распространения. Условно в ООО «Сельхозмашины» выделяют следующие векторы развития:
Базовое развитие будет направлено на непосредственное совершенствование конечного устройства (автопилота) в рамках текущего поколения (то есть, без принципиальной смены ключевых технологий). Оно будет происходить по двум основным направлениям.
Не стоит забывать и о комплексной оптимизации установленных приложений. Слабая сторона многих автопилотов, это нестабильная работа программного обеспечения. Только те бренды, которые обеспечат стабильность и высокое качество работы своего оборудования — смогут сохранить лидирующие позиции на рынке.
По мнению специалистов ООО «Сельхозмашины», оптимальным вариантом, видится, поддержка нескольких интерфейсов на выбор (к примеру, профессиональный и упрощенный), либо гибко настраиваемый программный интерфейс, где каждый механизатор (либо сервисный инженер) сможет адаптировать вид основной рабочей области под свои потребности.
Также следует отметить и проведение модернизации отдельных узлов автопилота, путем установки в них более совершенных модулей или микросхем. К примеру, замена модуля позиционирования в приемнике, на более совершенный, позволит улучшить конечную точность или добавит возможность подключения новых типов спутниковых сигналов коррекции.
В совокупности, это приведет к тому, что фермеры получат максимально адаптированное устройство, где будет только то, что им действительно нужно.
Автопилоты должны получить возможность более тонкой настройки установленного прицепного или навесного оборудования, а также возможность сбора различных данных и параметров оценки их эффективного применения. Это будет достигаться (и уже достигается) с помощью комплексных программно-аппаратных решений и/или применения универсальных протоколов взаимодействия.
У многих производителей систем точного земледелия появятся и собственные технологии, направленные на улучшение их взаимодействия с внешними устройствами. К примеру, это решения по контролю секций и форсунок с регулировкой норм внесения. Кроме того, может появиться изделие (или решение), которое сможет позволить использовать автопилот в качестве бортового компьютера, где будет доступна вся текущая информация о транспортном средстве.
«Думаю многие уловили нашу мысль. Зачастую, приезжая в хозяйство, мы видим, что на тракторах установлено сразу по три планшета в кабине (от автопилота, бортового компьютера и от какой-нибудь навороченной сеялки). И как мы считаем, рано или поздно, производители придут к единому знаменателю и продумают возможность их полной универсализации. Вся информация о рабочих процессах, необходимых механизатору, должна быть полностью аккумулирована в автопилоте. Естественно, подобные технологии уже существуют и активно используются в рамках отдельных брендов, но говорить об их повсеместном внедрении, пока ещё рано. Также мы предполагаем, что начнется более активное распространение так называемого “промежуточного автопилота” (решение Steer Ready), который сочетает в себя некоторые плюсы электрических и гидравлических изделий. И это тоже можно считать определенной интеграцией. Данная технология позволяет напрямую подключаться к оригинальному гидроблоку трактора с подготовкой. Это сокращает время на монтаж оборудования и количество используемых узлов, так как не нужно устанавливать отдельно электромотор или свой гидроблок».
И наконец, третье направление. Новые технологические решения. А это уже действительно будущее! Тенденции здесь самые разные. Начиная от технологий комплексного повышения точности позиционирования (к тому же основанных на других принципах), заканчивая полной автоматизацией выполнения полевых технологических работ, которые полностью могут исключить механизатора из процесса управления транспортным средством.
Это ещё больше повысит эффективность от применения систем точного земледелия, за счет того, что теперь будет учитываться непосредственное отклонение орудия, а не только транспортного средства. И при возникновении определенных смещений, будет происходить корректировка движения самого трактора, чтобы траектория орудия оставалась неизменной. Также ускорятся работы по развитию других алгоритмов позиционирования, основанных не на спутниковой навигации. В настоящее время, подобные технологии ещё не могут обеспечить необходимый уровень точности и надежности.
«Скорее всего, сначала будет реализован какой-то промежуточный, смешанный алгоритм, где новая технология (к примеру, тоже машинное зрение) начнет работать в связке со спутниковой навигацией и скажем так, дополнит ее. Это будет актуально при работе в сложных условиях, когда корректная работа систем спутниковой навигации, станет затруднена. В дальнейшем же, мы предполагаем, что появятся и альтернативные узкоспециализированные решения. Ну и естественно, пару слов следует сказать и про переход к полностью беспилотным системам. Убрать механизатора из кабины и перевести его в разряд оператора, который станет удаленно следить за работой транспортного средства с установленным автопилотом (либо сразу целой группы транспортных средств). Предпосылок к конкретной реализации таких систем пока нет, но подобные идеи уже давно витают в воздухе. Рано или поздно, она точно воплотиться в жизнь. Вопрос только в том, как скоро это произойдет. Скорее всего, это уже перспектива ближайших десятилетий».
Что по итогу? Системы точного земледелия продолжат активно совершенствоваться. Ждать каких-то революционных изменений в ближайшие год, два точно не стоит, но предпосылки к их появлению точно будут. Если говорить коротко и тезисно, то пока можно сделать следующие выводы:
(автор материала: инженер систем точного земледелия Грохотов Р. А., компания ООО «Сельхозмашины»)
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru