Расширением возможностей грузовых автомобилей занимаются как машиностроители, так и умельцы путем установки различных настроек, агрегатирования различных сельскохозяйственных орудий, а также модернизации и переделки базовых моделей. Стремление расширить функционал автомобилей обусловлено такими факторами, как: высокая скорость движения и производительность, повышенная проходимость, а также комфортабельная кабина.
Тенденции совершенствования и унификации автомобилей следует разделить на несколько направлений:
Данный класс специализированных автомобилей был разработан отечественными машиностроителями ещё в конце 60-х годов прошлого века. Одними из первых образцов стали модели КСА-3 и АРУП-8 на базе автомобиля ЗИЛ-130, а также МХА-7 на базе Урал-5557. Машины, предназначенные для транспортировки, поверхностного внесения минеральных удобрений и пылевидных химических мелиорантов, получили широкое распространение на постсоветском пространстве и до сих пор встречаются в отечественных полях.
Современная промышленность предлагает машины, отвечающие всем требованиям аграриев, одной из таких является машина химизации самоходная МХС-10, выпускаемая компанией Бобруйскагромаш.
Автомобиль с платформой для внесения известковых материалов и минеральных удобрений на базе полноприводного шасси МАЗ 631 705-264 со съемным кузовом предназначена для транспортирования и поверхностного внесения пылевидных химических мелиорантов. Может также использоваться для внесения основных доз твердых минеральных удобрений. Благодаря полноприводному шасси модель имеет высокую проходимость и повышенную мобильность при использовании.
Европейские производители также активно занимаются разработкой и внедрением в производство гибридных грузовиков, один из них гибридный грузовик-разбрасыватель от компании Amazone и Mercedes.
Техника представляет собой многофункциональный комбинированный комплекс, состоящий из модуля разбрасывателя удобрений Amazone ZG-TS 10001 Profis, грузоподъемностью до 10 тонн и грузового автомобиля Mercedes Acros 6X6 AmaTruck с двигателем мощностью 330 лошадиных сил. На модели применяются шины низкого давления, гарантирующие низкое давление на грунт и уплотнение почвы.
Продолжая тему гибридных автомобилей, стоит рассказать и об опыте европейских машиностроителей, которые на шасси автомобиля MAN установили емкость для жидких органических удобрений и системный носитель для равномерного поверхностного внесения органических удобрений. Модель также оборудована всасывающим рукавом, который позволяет заправлять органические удобрения непосредственно в поле. Передний всасывающий рукав складывается и выдвигается с помощью гидравлического цилиндра.
Отечественные машиностроители активно используют проверенные временем автомобили, на которые монтируют различные сельхозмашины, например, разбрасыватель органических удобрений ПРТ-7 на шасси грузового автомобиля Урал-5557, разбрасыватель минеральных удобрений АВИОН, который сконструирован на базе автомобиля УАЗ Патриот.
Машина имеет двигатель ЗМС-409 мощностью 150 лошадиных сил, ходовую часть автомобиля ГАЗ-3308, шины низкого давления шириной 700 миллиметров, позволяющие выходить в поле на две-три недели раньше для подкормки озимых культур благодаря минимальному давлению на грунт, а также курсоуказатель Trimble для параллельного вождения машины.
В качестве разбрасывателя используется модуль AMAZONE ZA-M 900, который имеет вместимость бункера 900-1000 килограмм, рабочую ширину захвата 24-36 метров и возможность регулировки нормы внесения в пределах от 10 до 300 килограмм.
Также на российском рынке есть и универсальный разбрасыватель на базе ГАЗ-3308 «Садко». Кроме того, на этом шасси также устанавливается опрыскиватель с рабочей шириной захвата 24 метра с возможностью посекционного отключения, с емкостью для рабочей жидкости 2000 литров.
Опрыскиватели на базе автомобилей обрели такую популярность у отечественных аграриев, что данный класс спецтехники можно разделить на несколько категорий:
Как правило, все модели смонтированы на шасси отечественных автомобилей. К первой категории относятся опрыскиватели на шинах низкого давления на базе автомобилей УАЗ различных модификаций. Вторая категория является малочисленной, и в неё входят высококлиренсные модели, имеющие увеличенный дорожный просвет, хотя до значений промышленных опрыскивателей они явно не дотягивают. Третья категория представлена наиболее обширно, в неё входят различные модели, созданные на базе автомобилей семейства ГАЗ, ЗИЛ и КАМАЗ.
Среди них и самоходный штанговый опрыскиватель ОШ-ВД-СВ «Садко-Классик» на шасси 4WD грузовика. Опрыскиватель предназначен для обработки полевых культур растворами пестицидов, а также для внесения жидких комплексных и других удобрений в виде растворов методом поверхностного опрыскивания. Техника может оснащаться баком емкостью 3000 литров (опционально и в зависимости от типа шасси от 1000 до 5000 литров) и штангами от 18 до 30 метров, а клиренс машины составляет 0,8 метров. Для агрегата доступна функция «Антислом», отвечающая за гидравлическое и ручное раскладывание. Норма внесения — 60-200 л/га. При этом производительность при 100 л/га составляет 40-60 га/час. Техника может работать с российской системой навигации «Агронавигатор».
Автоматическое управление доступно при:
Вес конструкции: 320-350 кг. Химический насос: мембранно-поршневой с гидроприводом или ДВС. Заправка: автономная с мотопомпой или центробежным насосом с гидроприводом и миксером. Подсветка форсунок штанги: комбинированная (фара плюс светодиод). Подруливающее устройство: электропривод EMS-2 (опция).
Отметим, что общим недостатком всех этих моделей является недостаточная точность внесения на большой рабочей скорости, но разработчики работают над этим.
Создание гибридного автомобиля — задача амбициозная и интересная. Над данным проектом непрерывно и активно трудятся ряд европейский компаний. Так, компания A-Mag разработала многофункциональную машину MFT 60 LoF. Техника создана на базе грузового автомобиля бренда MAN, способна выполнять функции как трактора, так и грузовика.
Машина оснащена двигателем MAN мощностью 540 лошадиных сил, который способен также передавать всю необходимую мощность на ВОМ. Модель оснащена трехточечной навеской, гидравлическими выводами, установленными в передней и задней части машины, а также другими элементами, присущими трактору.
Техника способна эффективно выполнять большинство стандартных технологических операций в поле, при этом она же пригодна для перевозки нестандартных грузов.
Ещё одна разработка от европейских конструкторов, достойная внимания — это гибридный автомобиль HYVA T30-SK, созданный на базе шасси автомобиля Mercedes-Benz Arocs. Модель способна выполнять те же задачи, что и многофункциональная машина MFT 60 LoF, но имеет ряд технических отличий, так HYVA T30-SK имеет полноприводное шасси 8×8, грузоподъемность в 30 тонн, заднее навесное устройство третий категории, а также джойстиковое управление.
Отечественные машиностроители также разработали уникальную для российского рынка модель функционального гибрида трактора и грузовика Autotrack U-260 от AGROMASTER и КАМАЗ. Техника представляет собой универсальное тракторно-технологическое средство на базе серийного грузового автомобиля КАМАЗ-65115.
Трактор-автомобиль оснащен дизельным восьмицилиндровым V-образным двигателем КАМАЗ-740 с рабочим объемом 11,8 л и номинальной мощностью 260 л.с. при 2200 об/мин, максимальным крутящим моментом –1080 Нм, механической коробкой передач и характеризуется усиленной задней осью (с увеличенным передаточным числом 1:22). Задняя ось имеет колеса с сельскохозяйственными шинами размерами 28,1-26 (как у трактора K-700).
Autotrack U-260 оснащен гидравликой и задним навесным устройством, что позволяет агрегатировать широкой модельный ряд оборудования, в том числе бороны, стерневые культиваторы, плуги и сеялки.
Кроме того, компанией AGROMASTER разработана серия автомобильных посевных комплексов Аgrator Aвто, представляющих собой широкозахватные посевные комплексы культиваторного типа Аgrator-8500 и Аgrator-9800 на шасси полноприводных автомобилей КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65221 соответственно, а также посевной комплекс Агромастер-10000 Авто-П, агрегатируемый с полноприводным седельным тягачом КАМАЗ-65221 мощностью 400 лошадиных сил. Такой тандем обладает большой производительностью благодаря увеличенной емкости бункера до 21 кубического метра, что позволяет посеять до 65 гектар на одной загрузки, скорости сева до 15-16 км/час, что повышает производительность агрегата до 25 процентов.
Рассказывать о гибридных моделях можно довольно долго, ведь на просторах сети интернет засветился не один десяток опытных моделей, разработанных в Европе и Южной Америке, а также опытные созданные модели на базе серийных автомобилей отечественными умельцами.
Несмотря на то, что формат ограничивает нас, мы хотели бы рассказать о малоизвестном гибридном автомобиле МЭЗ-330 на базе внедорожного трехосного шасси КрАЗ-6322.
Уникальный автомобиль используется в сельском хозяйстве главным образом в качестве транспортно-энергетической базы для создания различных машин по механизации дорожно-строительных, коммунально-уборочных и сельскохозяйственных работ. Машина обладает большим перекрытием диапазонов тягового усилия и имеет возможность развивать высокие транспортные скорости до 80 км/час на дорогах с твердым покрытием.
В базовую комплектацию входит трехточечная навеска с системой универсального подключения орудий и прицепов с помощью тягово-сцепных крюков и шаровых сцепок типа шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство типа шар-полусфера или шар-петля) с замком и фланцем крепления.
На раму МЭС-330 устанавливаются емкости с технологическим материалом массой 8–10 тонн, в задней части установлено навесное устройство типа НУ-3, с помощью которого осуществляется агрегатирование как навесных, так и прицепных сельскохозяйственных машин или орудий. Установлен вал отбора мощности, который имеет скорость вращения 540 и 1000 мин-1.
Масса технологического материала дает возможность увеличить сцепные свойства «Автотрактора». МЭС оборудовано централизованной системой контроля
давления в шинах колес, которая позволяет снижать давление при выполнении сельскохозяйственных операций в поле в пределах 0,08-0,15 МПа и увеличивать его до рекомендуемых значений на транспортных переездах 0,35-0,5 МПа, а также регулировать его в процессе выполнения технологической операции по мере уменьшения массы технологического материала.
Модель оборудована восьмиступенчатой механической коробкой передач, что позволяет обеспечивать необходимую рабочую скорость движения машинного агрегата. Трансмиссия МЭС имеет межколесные и межмостовые управляемые дифференциалы, которые дают возможность получить высокие тяговые показатели при их блокировании на тяговых операциях, а разблокирование исключает появление паразитной мощности.
В ходе проведения испытаний было выявлено, что машина может эффективно выполнять роль колесного трактора, работая с плугом или сеялкой, а также быть задействована на транспортных операциях.
Как отмечают специалисты, что при использовании МЭС-330 в качестве пахотного агрегата, например, с плугом Hektor-1000 при условиях обеспечения ширины захвата 2,8 метра и глубине обработки 32 сантиметра, при скорости движения
7,5 км/ч имеет буксование не более 15 % и обеспечивает производительность 1,29 га/ч при расходе топлива составляет 25 л/га, что находится на таком же уровне, что и у трактора К-744.
В заключение хотелось бы отметить, что главной целью создания подобных гибридов является повышение годовой загрузки машин в сельском хозяйстве, что в значительной степени влияет на себестоимость выполненных ими работ, что, в свою очередь, влияет на себестоимость конечного продукта. Так, одним из путей повышения годовой загрузки машин является использование их как на тяговых работах, так и на транспортных операциях.
При этом хотелось бы также отметить и то, что использование на транспортных операциях тракторов потребует значительных изменений в их конструкции, в частности: подвески для поглощения неровностей дорог, которая для больших масс требует реализации сложных технических решений; системы управления трактором; увеличения продольной базы трактора; изменения трансмиссии (коробка передач, главная передача, бортовая передача и т.д.); тормозной системы и других. Стоимость такого трактора увеличится в несколько раз по сравнению с существующими моделями.
Учитывая эти аспекты, становится очевидным, что использование автомобильного шасси повышенной проходимости при выполнении сельскохозяйственных технологических операций позволит решить данные проблемы с меньшими затратами.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru