О качестве сельхозтехники и трендах рынка — опыт ГК Прогресс Агро

11.09.2023
458
vk.com-logo
Уборка зерновых в ГК «Прогресс Агро»
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Уборка зерновых в ГК «Прогресс Агро»

Сегодня наш рассказ об одном из крупнейших агрохолдингов России — ГК «Прогресс Агро». Группа компаний, учреждённая в 2019 году, объединяет ряд сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Краснодарского края, Московской и Тамбовской областей. Растениеводческим и животноводческим направлениями занимаются АО «Рассвет», АО АФ «Мир», Колхоз «Прогресс», конный завод «Восход». В состав входят АО «Кореновский элеватор», «Южный мельник» и ООО «Элеватор», ООО «Южный мясокомбинат» и АО «Сахарный завод «Свобода». Есть собственная торговая сеть «Моя Станица».

В апреле 2020 года группа компаний была включена в отраслевой перечень системообразующих предприятий агропромышленного комплекса России. Ежегодная сумма инвестиций в производство составляет от 3 млрд рублей, штат работников — около 5 тысяч человек. С 2002 по 2022 год «Прогресс Агро» в три с половиной раза увеличила земельный банк до 134 тысяч га, объединив более 20 предприятий и закупив около 3 тысяч единиц сельхозтехники.

Подробнее о задействованных на полях холдинга агромашинах, их качестве, опыте применения и трендах читателям «ГлавПахаря» рассказал и.о. директора АО «Рассвет» (входит в ГК «Прогресс Агро») Дмитрий Николаевич Дубовиков.

И.о. директора АО «Рассвет» группы компаний «Прогресс Агро» Дмитрий Дубовиков
Фото: glavpahar.ru
И.о. директора АО «Рассвет» группы компаний «Прогресс Агро» Дмитрий Дубовиков
Дмитрий Николаевич, расскажите подробнее о парке техники ГК «Прогресс Агро». Каким брендам отдают предпочтение в группе компаний?

Дмитрий Дубовиков. На балансе двух сервисных центров «Прогресс Агро» — имени В.Т. Губаря и «Колос» — более двух тысяч тракторов, комбайнов, сеялок и прицепной техники отечественного и импортного производства. В сервисном центре имени В.Т. Губаря обслуживают импортную технику, в том числе 35 тракторов John Deere, трактор Buhler-2425 со шлейфом прицепных орудий, более 30 зерноуборочных комбайнов CLAAS, John Deere и Ростсельмаш. Сервисный центр «Колос» обслуживает кормозаготовительную технику и технику для внесения органики.

Автомобильная техника — это в основном ГАЗы и КАМАЗы. Что касается тяжелой колесной техники, переходим на отечественные тракторы К-7М и RSM. Прицепные машины в основном иностранного производства, пахотная техника — LEMKEN. Активно переходим на посевные агрегаты Gaspardo и HORSCH. Техника для уходных работ, опрыскиватели тоже импортные. Самоходные модели не используем, в основном это надежные прицепные агрегаты AMAZONE.

Свеклоуборочные комбайны ROPA и HOLMER. Пока в России своих достойных машин для уборки свёклы не хватает. Если и можно что-то найти, то это маломощный агрегат с почти постоянным присутствием специалистов, которые должны его обслуживать. Поэтому техника для уборочных работ у нас немецкого производства. Комбайны HOLMER и ROPA могут работать круглые сутки. Техника очень надёжная.

Уборка свёклы комбайном HOLMER на полях АО «Рассвет»
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Уборка свёклы комбайном HOLMER на полях АО «Рассвет»
Почему не используете самоходные опрыскиватели в работе?

Дмитрий Дубовиков. Достаточно дёшево обработку посевов нам позволяет выполнить авиация. Для этого привлекаем компанию, которая оказывает такие услуги. Организовано много временных взлетно-посадочных полос. Даже самолеты зимуют на наших площадках, мы обеспечиваем охрану, для авиакомпании это очень выгодно. Единственная сложность сейчас — это получение разрешений, но в целом всё решаемо.

Как оцениваете качество авиаобработок по сравнению с работой опрыскивателей?

Дмитрий Дубовиков. Последние четыре года тендер выигрывает одна и та же организация, привлекаем тех же лётчиков. Многих из них я знаю лично, а они, соответственно, хорошо знают хозяйство и контуры полей. Кроме того, контролируем обработки по GPS навигации, которая установлена на каждом самолёте. Нареканий на работу специалистов нет.

Какими новыми моделями пополнили парк техники в прошлом году?

Дмитрий Дубовиков. Держим курс на импортозамещение. Что касается тяжелых тракторов, с начала этого года более 30% от их числа — отечественная техника. В 2022 году закупили 13 новых тракторов Ростсельмаш-2375, 7 «Кировцев», 4 разбрасывателя удобрений AMAZONE с возможностью дифференцированного внесения, а также 4 новых пневмохода «Туман-3» для внесения минеральных удобрений. В этом году будем использовать бункеры Falcon с глубокорыхлителями Digger, которые обеспечивают дифференцированное внесение удобрений непосредственно в почву. Приобрели 4 сеялки точного высева Gaspardo с возможностью внесения удобрений одновременно с севом. Для покупки используем все финансовые инструменты, в том числе лизинг.

Посевные комплексы Bourgault 6280
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Посевные комплексы Bourgault 6280

Gaspardo и HORSCH: стратегия партнёрства при покупке техники

Что можете сказать про почвообрабатывающую технику и посевные комплексы?

Дмитрий Дубовиков. Было организовано 2 лота тендера на покупку пропашных и зерновых сеялок. Две компании предложили лучшие условия, в том числе по предоплате и срокам расчетов — Gaspardo и HORSCH.

У нас достаточно большой парк прицепной техники итальянского производителя сельхозмашин Maschio Gaspardo. Сначала приобрели почвообрабатывающую технику компании, но оказалось, что под европейские условия она подходит, а под наши агрегаты нужно дорабатывать, и конструкторы бренда абсолютно бесплатно и оперативно их модернизировали. Производители и дистрибьюторы приложили все усилия, чтобы эта техника появилась на наших полях.

Сеялки точного высева Gaspardo тоже нуждались в доработке, которая также была выполнена бесплатно. Можно даже сказать: под мои личные «хотелки», потому что я был их инициатором. Инженеры внесли в конструкцию машин большое количество изменений благодаря испытаниям на наших почвах. Также нас устроило соотношение цены и качества этих машин.

Появились на полях и сеялки точного высева HORSCH Maestro, комплексы для сева зерновых культур HORSCH Pronto. Эти машины — одни из лучших в мире, и этой осенью они будут задействованы на севе озимых культур. Также импонирует, что эти производители — вне политики, а дистрибьюция остаётся беспроблемной в России.

Трактор John Deere серии 8R с сеялкой точного высева Gaspardo
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Трактор John Deere серии 8R с сеялкой точного высева Gaspardo

Про качество сельхозтехники, самолеты и космические корабли

Что можете сказать о качестве отечественной техники?

Дмитрий Дубовиков. У нас были оригинальные тракторы Buhler Versatile. Есть наработка и записи, на какой тысяче моточасов сломалась та или иная деталь. Я вам скажу, что трактор RSM начал выходить из строя буквально через 200-500 моточасов, причём это были поломки ключевых агрегатов очень сложные в ремонте. У Buhler этот же агрегат выходил из строя через 7.000 моточасов, то есть он был в 35 раз более надежным.

Двигатели Cummins в тракторах RSM очень надежные, но мы столкнулись с трудностями даже с ними. Возникли проблемы с системой охлаждения. Мы взяли сразу 13 тракторов, в четырех из которых потекли помпы. Они были неправильно установлены — получился перекос. Некоторые тракторы простояли 3 недели в ожидании устранения поломки.

В итоге мы вынуждены были людей с новых отечественных тракторов посадить на Джон Диры, которые отработали по 40.000 моточасов, и, несмотря на это, выполнили все необходимые работы в полях без аварийных остановок.

Выгрузка трактора Джон Дир
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Выгрузка трактора Джон Дир

Дмитрий Дубовиков. Есть новые Кировцы К-7М, но мы их еще тяжело не использовали и серьезно не испытывали в работе. К сожалению, партию тракторов, которую мы чуть раньше привезли в Тамбовскую область, не смогли сразу согнать с тралов, пришлось менять головки блока цилиндров на двигателе. Какой позитив может быть у оператора, который ещё не начал работать, а трактор уже надо ремонтировать?

Что есть достойное из нашей техники?

Дмитрий Дубовиков. Я считаю, что бессменный лидер сейчас и ещё на десяток лет вперед — трактор МТЗ. Белорусская техника, в том числе тракторы МТЗ, занимает около 65% парка тракторов группы компаний «Прогресс Агро».

Трактор John Deere 8430 с прицепным опрыскивателем HARDI Commander 4200
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Трактор John Deere 8430 с прицепным опрыскивателем HARDI Commander 4200

Дмитрий Дубовиков. Любой механизатор вам скажет, что работать на отечественном тракторе либо иностранного производства — это небо и земля. Образно говоря, не хочется пересаживаться на ВАЗ-2107, если поездил на хорошей машине. Техника ведущих зарубежных брендов долго ходит без ремонта, имеет большой моторесурс.

В этой связи отечественным производителям стоит обратить внимание на качество металла. Мы можем делать танки, самолёты, снаряды, в космос летаем. Но долото, которое отработает 300 гектаров, а не 50, к сожалению, сделать не можем либо не хотим, а может — это невыгодно. Но страдает от такого подхода всегда конечный потребитель — агрохозяйства. Это относится ко всем отечественным производителям, под которыми мы подразумеваем не только Россию, но и Казахстан, Беларусь и Украину, потому что школа — одна.

Ремонт техники на собственной МТС

В основном вы ремонтируете технику своими силами, но эта тема вызывает немало дискуссий. Что выгоднее: собственная МТС или ремонт у дилеров?

Дмитрий Дубовиков. Когда образовывался холдинг «Прогресс Агро», было принято решение создать свою материально-техническую станцию и вывести её в отдельную структуру. Там находится центральная база ремонта и обслуживания основной пахотной и тяжелой техники: плуги, прицепная техника, комбайны, мощные тракторы. Плюс есть отделения, которые рассредоточены по территории, там в основном находится техника для ухода за посевами.

Организация ремонта сельскохозяйственной техники на материально-технической станции
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Организация ремонта сельскохозяйственной техники на материально-технической станции

Дмитрий Дубовиков. Конечно, если в хозяйстве несколько тракторов, как у фермера, тогда нет смысла создавать свой МТС. У нас всей техники порядка 3000 единиц. Сейчас запчасти можно заказать любые, но время ожидания их доставки возросло в два раза и доходит до 4 месяцев. Приходится учитывать это при организации плановых ремонтов.

Для крупного хозяйства ремонт своими силами выгоден. Например, тракторов Джон Дир у нас 35. Если мы по 2 раза за сезон будем на каждом из них менять масло и платить по 20-25 тысяч рублей — будет накладно, проще нашим ребятам это сделать. Сложные ремонты, допустим, трансмиссий, коробок передач, задних и передних мостов, естественно, доверяем дилерам.

«Джондировские» двигатели перебираем сами. Сами выполняем обслуживание, замену оригинальных масел, фильтров, расходников. Никого не вызываем и никому не платим. Тем более, что проще, чем у Джон Дира — только двигатель ВАЗ-2101. В мотор, который «ест», кажется, даже печное топливо, американцы заложили огромный ресурс. Причем это не реклама, а скорее крик души: очень хотелось бы, чтобы к нам поступала наша отечественная техника с похожим качеством. Но, к сожалению, пока этого нет.

Организация работы по севу свёклы в АО «Рассвет», Краснодарский Край
Фото: пресс-служба Прогресс Агро
Организация работы по севу свёклы в АО «Рассвет», Краснодарский Край

Инъекторы для удобрений и агродроны: тренд или необходимость?

Также новый тренд в растениеводстве — внесения удобрений в почву при помощи инъекторов. Пробовали ли вы такие агрегаты в работе?

Дмитрий Дубовиков. Мы на небольших площадях проводим эту работу. Если говорить об АО «Рассвет», у нас порядка 35 000 гектаров озимых колосовых. Примерно на 3-5% площади мы вносим удобрения таким способом.

А ведь сейчас настоящий бум на такое внесение КАСа, жидких форм удобрений.

Дмитрий Дубовиков. Да, мы организовали испытания агрегата, однако никаких особых плюсов, к сожалению, не нашли. Выработка у данной техники крайне низкая. Для агрегатирования требуется тяжелый трактор, который значительно уплотняет почву, снижая плодородие. Опять же, мы переходим на единую ширину захвата прицепной техники 24 метра, а таких инжекторов нет. Нам привозили максимум 12 метров, а это — дополнительная колея. Зато негатив для себя я с легкостью нашел. Думаю, новая технология — это скорее хайп, нежели необходимость.

Расскажите об опыте применения агродронов на ваших полях.

Дмитрий Дубовиков. Мы испытывали БПЛА на своих полях в течение трех лет. Многое понравилось, но дрон — это не конкурент опрыскивателю или самолету из-за низкой выработки, которая не всегда позволяет реализовать регламент применения препаратов СЗР. 

Мы приобрели два сельскохозяйственных дрона DJI AGRAS T30 и планируем их использовать. Но, опять же, применять можно не везде. Например, норму вылива 100 л на гектар, к сожалению, БПЛА не способен обеспечить. Но для себя мы отметили неплохой результат на десикации, а также при применении препаратов сплошного действия. Препараты сплошного действия применяем, когда убраны озимые колосовые. Выбираем те поля, где у нас не будет сноса, также важно отсутствие вегетирующих пропашных культур.

Целесообразно использовать дроны и для очаговых обработок. Опрыскиваем кулиги осота, сорняк прысковый многолетний, ведем борьбу с камышом, который у нас присутствует в понижениях. Не всегда для этого целесообразно использовать опрыскиватель, да и каждый квалифицированный механизатор сейчас — на вес золота.

Уборка зерновых культур комбайном CLAAS LEXION 670 в «Прогресс Агро»
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Уборка зерновых культур комбайном CLAAS LEXION 670 в «Прогресс Агро»

Техническое перевооружение и цифровизация

Какие применяют технологии цифровизации в производстве?

Дмитрий Дубовиков. Организовано дифференцированное внесение удобрений на основе данных спутникового мониторинга полей и зонального агрохимического обследования с помощью квадроциклов, оборудованных пробоотборниками, а также точный сев пропашных культур, дифференцированное внесение средств защиты растений дронами в труднодоступных местах и локальные обработки посевов очагового типа. Применяется оборудование с программным обеспечением и системы параллельного вождения в управлении сельхозтехникой.

Дмитрий Николаевич, какие планы по техническому перевооружению холдинга?

Дмитрий Дубовиков. В планово-экономическом отделе я времени провожу примерно столько же, а может быть даже больше, нежели в поле. Поэтому сейчас упор делаем на широкозахватную прицепную технику, которая способна выполнять несколько операций за один проход. Это компенсация нехватки рабочих рук и машин, высокое качество подготовки почвы и улучшение её структуры, а значит — повышение процента содержания гумуса.

Также это позволит улучшить условия труда механизаторов. Сроки проведения агротехнических операций можно будет значительно сократить, а это значит — предоставить им дополнительное время для отдыха. Все эти факторы косвенно или напрямую связаны с экономическими показателями хозяйства.

Уборка подсолнечника на полях группы компаний «Прогресс Агро»
Фото: пресс-служба «Прогресс Агро»
Уборка подсолнечника на полях группы компаний «Прогресс Агро»

Редакция «ГлавПахаря» благодарит Дмитрия Николаевича Дубовикова и пресс-службу хозяйства за беседу. Продолжение темы о работе крупнейшего агропредприятия ГА «Прогресс Агро» можно почитать в нашей статье на портале «ГлавАгроном» Как живет кубанский «Прогресс Агро»?, в которой рассказывается об основных направлениях аграрного бизнеса группы компаний, маржинальных сельхозкультурах и новых проектах.

Как живет кубанский «Прогресс Агро»?

Развитие отечественного фермерства на современном этапе — интервью с Кириллом Сорокиным из КЗОМС

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA