В последние годы получают распространение технологии минимальной и безотвальной обработки почвы на основе применения специализированного комплекса машин, включающего дисковые бороны и дискаторы. Назначение и принцип работы этих машин в целом схожи, различие заключается лишь в конструктивных особенностях установки рабочих органов. Основными рабочими органами являются сферические зубчатые диски, которые относятся к деталям, работающим в абразивной среде при повышенных ударных нагрузках. В дискаторах они устанавливаются на индивидуальных пружинных или подпружиненных стойках, в отличие от дисковой бороны, где рабочие органы собраны на валу дисковой секции.
«ГлавПахарь» рассмотрел наиболее частые поломки дисковых агрегатов и подготовил практические советы по их устранению.
Ремонт ступиц
Ежесменной процедурой является проверка люфта дисков. В случае биения необходима подтяжка гайки подшипникового узла, расположение которой зависит от конструкции. В обслуживаемых режущих узлах снимается крышка ступицы и доворачивается корончатая гайка, после чего при снятой крышке смазывается подшипниковый узел. При нагнетании смазки обязательно требуется снимать крышку, чтобы смазка не пошла в сторону диска и не выдавила манжету, нарушив герметичность ступицы.
В необслуживаемых ступицах процедура аналогичная, но может потребоваться трудоемкий разбор узла, особенно в полевых условиях, чтобы снять стопорное кольцо и крышку, для чего необходим специализированный инструмент.
Если подтяжкой гайки биение не устраняется, либо вращение диска затруднено, значит необходима замена подшипников в узле. Как правило, применяются системы с двумя коническими или тремя радиальными подшипниками.
Сразу необходимо отметить, что ремонт необслуживаемых ступиц достаточно трудоемок и профессиональные механизаторы не советуют при покупке дискатора отдавать предпочтение именно таким узлам.
Рейтинг популярных каналов.
Если же в хозяйстве уже имеется дискатор с необслуживаемыми ступицами, то рекомендуется при их ремонте сделать небольшую модернизацию и самостоятельно установить масленки для возможности смазки ступичных подшипников. Последовательность ремонта будет следующей:
Сборка производится в обратном порядке и в крышку устанавливается пресс-масленка.
Обслуживание стоек
Сегодня наибольшее распространение получили дискаторы с индивидуальными стойками, как за счет их более широких функциональных возможностей, так и высокой технологической надежности. Отрицательной стороной секционной бороны является установка рабочих органов на один вал, который крепится на двух стойках, поэтому при выходе из строя диска в центре секции приходится разбирать весь узел. Дискаторы в принципе лишены такого недостатка, поскольку оснащены индивидуальными стойками и, в случае поломки, ремонту подвергается конкретный элемент без необходимости проведения трудоемких разборочных операций с привлечением подъемного оборудования.
Другим положительным моментом дискаторов является отсутствие центрального вала, что хорошо сказывается при работе на полях с большим количеством пожнивных остатков.
Сами стойки могут быть необслуживаемыми и обслуживаемыми. В первом варианте угол атаки дисков является фиксированным, во втором имеется возможность его изменения за счет подвижного сопряжения узла «стойка-рама». Чтобы не возникало проблем с регулировкой угла атаки достаточно проводить смазку стоек 2 раза в год. После смазки осуществляется поворот дисков талрепом на ±30° для распространения смазки и затем выставляется требуемый угол атаки.
Если происходит заклинивание механизма изменения угла атаки, то проблема, наиболее вероятно, вызвана отсутствием или закисанием смазки. В этом случае необходимо осуществить прогрев обслуживаемых стоек и их смазку через пресс-масленки.
В случае излома стоек производится их замена, поскольку сложный ремонт таких деталей нецелесообразен.
Ремонт рамы
Нередки случаи, когда в результате удара о препятствие слабым местом оказывается конструкция рамы. Ремонт таких трещин или перекосов в целом одинаков для любой машины и «ГлавПахарь» приводил такие примеры.
Подготовка техники.
Иногда происходит обламывание крайней стойки вместе с частью рамы.
Тогда возможно самостоятельное изготовление ремонтной детали из листового металла (уголок 100х100х8 мм) и вставка втулки с последующей сваркой. Затем полученный элемент приваривается к раме и усиливается дополнительными уголками.
Ремонт шасси
Основные вопросы, связанные с ходовой частью прицепного дискатора, заключаются в износе колесных осей, а именно посадочного места под подшипник и возникновении торцевого биения. В этом случае, наиболее бюджетным решением проблемы является изготовление и установка новой оси и замена подшипников.
Замена дисков
Диски борон являются изделиями, которые, в отличие от лемеха плуга, не подлежат ремонту, то есть при достижении предельной наработки они меняются. Однако имеется несколько лайфхаков от профессионалов, которые позволят продлить их срок службы или использовать более эффективно.
Как правило, комплекта дисков хватает для одного сезона работы, поэтому некоторые инженеры советуют производить наплавку кромки электродами Т-590 для деталей, работающих преимущественно в условиях абразивного изнашивания. Твердость наплавленного металла составляет 58-64 HRC.
Диски для борон бывают двух основных видов: с вырезными сегментами («ромашка») и сплошные. Диски типа «ромашка» проще заглубляются из-за наличия вырезов, но в этом заключается и их недостаток — менее качественная обработка дна борозды. Гладкий диск лишен этого недостатка, но при работе по крупным пожнивным остаткам имеет проблемы с заглублением.
В этой связи профессионалы предлагают в качестве альтернативы устанавливать на передний ряд дискатора диски типа «ромашка», а на последующие — гладкие диски, добиваясь тем самым оптимального качества обработки.
Подводя итог обзору мероприятий для обслуживания и ремонта дисковых агрегатов отметим, что залогом их успешной работы является качественный уход и соблюдение всех рекомендаций завода-изготовителя, а также советов практикующих специалистов. При своевременном проведении технического обслуживания и недопущении работы дискаторов с признаками неисправностей, сезонная наработка может составлять до 900 га (для машин шириной захвата 6 м), а наработка до капитального ремонта до 5000 га. При этом затраты сил и средств на предупреждение поломок будут многократно ниже, чем на ремонт техники, вышедшей из строя.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru