В СП Прогресс проанализировали платежеспособность аграриев с 2020 по 2023 годы

17.01.2024
Прочее
267
Фото: souzprogress.com
Мнение экспертов Союза промышленников «Прогресс»

Руководитель комитета по взаимодействию с государственными органами и ВЭБ Союза промышленников «Прогресс» Василий Закалюжный проанализировал платежеспособность сельхозтоваропроизводителей с 2020 по 2023 гг. Эксперт делится своим мнением и видением ситуации на сайте Союза.

«Одна из главных причин господдержки аграриев в мире — сохранение продовольственной безопасности внутри страны. Поэтому правительства применяют те или иные формы поддержки своему сельскохозяйственному сектору. Однако, сельхозтоваропроизводители, несмотря на государственную помощь, постоянно находятся в зоне риска — из-за погодных условий, волатильности цен на продукцию и расходов на оборудование, ресурсы и рабочую силу. Дополнительные сложности накладывает сезонность производства и сбыта что приводит к задержке в изменениях спроса и предложения».

говорится в материале на сайте Союза промышленников «Прогресс»

Анализ состояния платежеспособности сельхозтоваропроизводителей РФ в 2020-2023 гг. и динамики средних оптовых цен

Союзом промышленников «Прогресс» был проведён анализ изменения состояния платежеспособности сельхозтоваропроизводителей России с 2020 г. по 2023 г. Для упрощения решения задачи в доходную часть расчета принята цена на пшеницу 3-го класса, понимая ее доминирующий вклад в экономику сельхозпредприятия и идентичную закономерность изменения цен на пшеницу других классов, кукурузу, ячмень, горох. В расходную часть принята динамика цен на зерноуборочные комбайны 5 класса производства РФ и РБ, предполагая общую закономерность изменения цен на самоходную и прицепную технику, используемую в технологических картах выращивания зерновых.

Анализ динамики средних оптовых цен производителей на пшеницу 3-го класса в России в 2020-2023 гг. (источник: souzprogress.com)

«Анализ динамики средних оптовых цен производителей на пшеницу 3-го класса в России с 2020 г. по 2023 г. показывает её рост до июня 2022 г. с последующим снижением до уровня 2020 года. При том, что цены (на начало года) на зерноуборочные комбайны 5 класса увеличились на 45% (см. таблицу). То есть, доля тонны зерна в стоимости комбайна за эти годы снизилась на 64%. Убрав ограничения, поставленные в начале анализа, можно показать увеличение всех статей расхода сельхозтоваропроизводителей (удорожание кредитных ресурсов, роста цен на средства защиты растений, минеральные удобрения, затраты на обслуживание парка сельскохозяйственной техники и ГСМ) что при цене, на основной производимый товар вернувшейся на уровень 2020 года, приводит к пониманию причины отложенного спроса на продукцию сельхозмашиностроения».

Василий Закалюжный руководитель комитета по взаимодействию с государственными органами и ВЭБ Союза промышленников «Прогресс»

Какие инструменты есть у государства для решения проблемы?

1. Первый фактор — зерновая интервенция является одним из действенных способов стабилизации цен на зерно на внутреннем рынке. В 2022 году государством закуплено зерна свыше 3 млн тонн, что позволило стабилизировать падение цены с 19 тыс до 13 тыс за тонну с НДС в период с июня 2022 г. по н.в. В соответствии с Распоряжением Минсельхоза России от 19 октября 2023 г. № 105-р «О проведении государственных закупочных интервенций в отношении зерна урожая 2023 года», а также письмами Агента (АО «ОЗК») от 24.10.2023 № 04-14/2167 и от 27.10.2023 № 04-14/2186 планируется осуществление закупок в интервенционный фонд.

В планах закупок — 2 млн тонн до конца года, но сможет ли объем ещё меньший, чем в прошлом году, при собранном урожае зерна в 2023 году соизмеримым с 2022 годом, увеличить рыночную стоимость зерна?

2. Второй фактор — таможенные пошлины на зерновые. Правительство РФ управляет зерновым экспортом через систему пошлин, направленных на уравновешивание привлекательности внутреннего и внешнего рынка. На момент написания статьи величина экспортной пошлины на пшеницу составляет 3859,7 руб./Тн (2). Насколько оправданы таможенные пошлины на зерновые второй год подряд при максимально используемой пропускной способности «зерновых ворот» страны для экспорта и при таких больших урожаях, что в комплексе привели к переизбытку зерна на внутреннем рынке, и как следствие низкой ценой, не позволяющей постоянному обновлению средств производства, труда и природных ресурсов?

3. Третий фактор — схема обратного выкупа зерна. При обратном выкупе сельхозпроизводители, ранее продавшие зерно государству в ходе закупочных интервенций, могут вернуть его и продать его по более высокой цене. Эффективность возможности обратного выкупа зерна значительно возрастает, когда государство компенсирует сельхозтоваропроизводителям затраты по хранению, страхованию и налогам.

Анализ, проведенный экспертами Союза промышленников «Прогресс», показывает ежегодный значительный рост себестоимости основного продукта сельхозпредприятий при уменьшении цены на него уже в течении года до уровня 2020 г. А также возможные пути решения проблемы по обеспечению обновления средств производства, труда, природных ресурсов сельхозпредприятий и как следствие — продовольственной безопасности страны.

Автор: Василий Закалюжный (руководитель комитета по взаимодействию с государственными органами и ВЭБ Союза промышленников «Прогресс»).

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Сельхозмашины России: поиск потенциала в текущей стратегии развития

Постановление №1432 негативно влияет на технологический уровень и развитие производства — СП Прогресс