Производство компонентов, или в России «две беды» — Китай и металлурги

04.10.2023
Прочее
725
Анатолий Павлов — председатель Совета директоров АО «Пневмостроймашина» на РАФ-2023

Председатель Совета директоров АО «Пневмостроймашина» Анатолий Павлов поделился своим видением рынка компонентов в рамках сессии № 2 Российского агротехнического форума 2023 по теме: «Как менять подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России?». Эксперт рассказал о проблеме производства комплектующих, о том, из-за чего практически невозможно конкурировать с Китаем, а также, почему «во многом виноваты металлурги».

«Мы готовы закрыть производство гидравлики на 100%, однако подшипник у нас дороже на 50%, чем в Китае, металл на 70% дороже, чем в Китае. Мы заранее проигрываем в ситуации, когда производитель оборудования всегда может выбрать более привлекательный аналог из Китая».

Анатолий Павлов председатель Совета директоров АО «Пневмостроймашина»

Анатолий Павлов в целом достаточно «жестко прошёлся» по металлургическим компаниям, они, на его взгляд, в настоящее время тормозят отрасль.

«Дикость, но страна металлургов не может выполнить заказ по гидроплотному чугуну, проката нет, как оно так? Сейчас металлурги занимаются только заготовками. Сталь хорошую получить тоже нельзя, она слоистая, пористая, бракованная. Здесь сидят машиностроители, и они понимают всю ту горечь, когда ты потратил на станке силы, а итоговое изделие получается испорченным. Металл сегодня, в большинстве случаев, некачественный. У нас до 50 % брака по металлу, например, на поршнях.

 

Кроме того, металлургические комбинаты ещё и не берут заказы на сравнительно маленькие партии. Допустим, мне на поршни или на шатуны надо всего полтонны металла, но купить меня буквально принуждают объем от 30 тонн, оптом так сказать, но он мне не нужен. Маленькую партию не заказать и не купить ни при каких условиях. И претензий к металлургам нет. Многие вещи, которые сегодня заводы ждут, исчезли с металлургических предприятий.

 

Сегодня нужно создать специальный контрольно-надзорный орган, который бы помогал машиностроителям в этом вопросе, должен быть профильный государственный комитет. Эта бы структура спрашивала бы с металлургов, почему они не берут заказы у машиностроителей, занимающихся сегодня производством стратегически важных узлов, деталей и компонентов, в том числе для АПК.

 

Тут есть еще одна сложность — цена. И я сейчас не просто о высокой стоимости металла, а о том, что даже если тебе вдруг дадут возможность заказать небольшую партию металла конкретно по твоей заявке, то цена на него будет намного больше, чем при заказе партии по правилам металлургов. Цена будет минимум в два раза дороже. Металлурги над нами издеваются. Все здесь сидящие сталкиваются с этой проблемой. Прошу Минпромторг учесть, что такая проблема есть, и вопрос с нестабильностью при производстве материалов металлургии стоит остро, на это надо повлиять. 


Просто поймите одну простую вещь, нас просят, чтобы всё было отечественное. Мы с этим полностью согласны. Но, что ситуация с металлургами, что ситуация с другими компонентами, не позволяет это сделать. Все, кто говорят, что они производят компоненты на 100 % отечественные, скорее всего, лукавят, особенно те, у кого есть резинотехнические изделия в конструкции узлов. Качественную резину для уплотнений нигде в России не найдешь, даже если очень захочешь. Почему? Её просто нет. Мы не делаем качественную резину, высокопрочные чугун и сталь. Россия всегда гордилась качеством этих производств. А сейчас нигде нет! Повторюсь, нужно что-то наподобие госплана и профильного комитета, курирующего эти вопросы и помогающего машиностроителям.

 

При этом я однозначно уверен, что мы прорвемся, и всё у нас будет хорошо. Сейчас Минпром развернулся лицом к производителю, это видно, и пускай есть ещё сложности, но работа пошла, и успеху быть. Сегодня есть заинтересованность у всех людей работать на конечную цель, кроме того, все точно понимают, что это за цель. Дело получится».

Анатолий Павлов председатель Совета директоров АО «Пневмостроймашина»
Алексей Кулешов, корпоративный директор ООО «ВЕКтор», и Анатолий Павлов, председатель Совета директоров АО «Пневмостроймашина»

Отметим, что в рамках тематической сессии «Как менять подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России?», модератором которой выступил Алексей Кулешов, корпоративный директор ООО «ВЕКтор», заместитель генерального директора по развитию АО «Электронный паспорт», выступили и другие спикеры, осветившие проблемы: 

  • достаточно ли мер действующих госпрограмм для производства новой техники и компонентов? Эффективны ли эти меры?
  • как выращивать российских производителей компонентов? Что делать, если нет инженерных и рабочих кадров, компетенций, технологий и оборудования?
  • как гарантировать инвесторам в новые производства компонентов спрос со стороны производителей конечной продукции?
  • как защищать интересы тех, кто сегодня вкладывается в производство уникальной техники и комплектующих? Меры технического регулирования.
  • возможности вывода импортозамещенных комплектующих и техники на экспортные рынки. Достаточно ли действующих мер регулирования.

Помимо Анатолия Павлова, в сессии также приняли участие:

  • Игорь Золотухин — генеральный директор ОАО «Гидропривод»;
  • Александр Кузьмин — заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт;
  • Александр Дьяченко — генеральный директор ООО «Десятый подшипниковый завод»;
  • Максим Ким — заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии;
  • Сергей Туболев — генеральный директор ООО «КОЛНАГ»;
  • Александр Шевцов — заместитель главного конструктора ПАО «Тутаевский моторный завод»;
  • Валентин Цупрун — заместитель директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Игорь Золотухин, генеральный директор ОАО «Гидропривод», говоря о проблемах производителей комплектующих, также, в первую очередь, отметил нестабильность заказа. Ситуацию также существенно осложняет демпинг цен на рынке китайскими поставщиками техники. «Почему это дружественная страна? Это все сиюминутно. Потом вряд ли мы что-то хорошее получим. В Китае много что делается для поддержки экспорта. В результате такой политики цены у китайских производителей техники и компонентов меньше в 2-3 раза российских», — поделился спикер. Нужно улучшать условия деятельности отечественных производителей: гарантировать стабильный спрос и модернизировать производства.

Александр Кузьмин, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт, говорил о том, что стандартизация позволит улучшить ситуацию с качеством на рынке комплектующих. И производители, и государство несут убытки от фальсификата — уверен эксперт. 

«Контроль и надзор — важные составляющие для оздоровления рынка. Наши стандарты должны опережать иностранные, чтобы рынок был защищен лучше других», — подытожил эксперт.

Александр Дьяченко, генеральный директор ООО «Десятый подшипниковый завод», считает недостаточными действующие меры поддержки производителей компонентов. «Все меры поддержки, которые есть, позволяют только штаны поддержать», — заявил спикер. Необходимо задавать высокие требования стандартизации и создавать новую производственную базу предприятий. Также эксперт предлагает масштабировать субсидии производителей техники на производителей компонентов.

Александр Дьяченко также озвучил информацию о том, что в СССР действовали 50 подшипниковых заводов. Сейчас осталось всего пять. Кардинально переломить ситуацию может только Новая индустриализация, модель которой была представлена на Московском экономическом форуме.

Сергей Туболев, генеральный директор ООО «КОЛНАГ» рассказывал на сессии о том, что в нашей стране не производят многие виды агротехники. Например, для уборки винограда, льна и овощей. Спикер размышлял о том, что именно может сподвигнуть компании начать освоении новых видов техники? Внешние условия — это, в том числе перспективы реализации. Внутренние условия — это научный задел, производственная база, инженеры и, конечно же, база комплектующих. Эксперт уверен, что пока таких условий в России не создано, а следовательно, ждать бурного развития этой отрасли не приходится.

На мероприятии выступил и Александр Шевцов, заместитель главного конструктора ПАО «Тутаевский моторный завод», который рассказал о деятельности своего предприятия, занимающегося выпуском двигателей, коробок и многих других узлов. 

Среди основных рисков и угроз развития руководитель завода выделил: обострение конкуренции из-за демпинга цен, устаревшие технологии у российских поставщиков субкомпонентов, ценовое давление поставщиков материалов, дефицит персонала и увеличение срока окупаемости инвестиций. При этом Александр Шевцов уверен, что положительной динамике в машиностроении будут способствовать новые меры господдержки, направленные за защиту внутреннего рынка, а также снижение налогов для производителей техники и компонентов.

Говоря о защите рынка, довольно интересную позицию высказал Валентин Цупрун, заместитель директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России, который уверен, что действенным инструментом для этого может и должна стать сертификация и техрегулирование. Он привел в пример опыт западных компаний.

Сессия № 2 Российского агротехнического форума 2023 по теме: «Как менять подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России?»

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Слово или дело: признают ли белорусские компоненты отечественными?

Необходимо унифицировать и закрепить отечественные компоненты в нашей технике — Павлов