Председатель Совета директоров АО «Пневмостроймашина» Анатолий Павлов поделился своим видением рынка компонентов в рамках сессии № 2 Российского агротехнического форума 2023 по теме: «Как менять подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России?». Эксперт рассказал о проблеме производства комплектующих, о том, из-за чего практически невозможно конкурировать с Китаем, а также, почему «во многом виноваты металлурги».
«Мы готовы закрыть производство гидравлики на 100%, однако подшипник у нас дороже на 50%, чем в Китае, металл на 70% дороже, чем в Китае. Мы заранее проигрываем в ситуации, когда производитель оборудования всегда может выбрать более привлекательный аналог из Китая».
Анатолий Павлов в целом достаточно «жестко прошёлся» по металлургическим компаниям, они, на его взгляд, в настоящее время тормозят отрасль.
«Дикость, но страна металлургов не может выполнить заказ по гидроплотному чугуну, проката нет, как оно так? Сейчас металлурги занимаются только заготовками. Сталь хорошую получить тоже нельзя, она слоистая, пористая, бракованная. Здесь сидят машиностроители, и они понимают всю ту горечь, когда ты потратил на станке силы, а итоговое изделие получается испорченным. Металл сегодня, в большинстве случаев, некачественный. У нас до 50 % брака по металлу, например, на поршнях.
Кроме того, металлургические комбинаты ещё и не берут заказы на сравнительно маленькие партии. Допустим, мне на поршни или на шатуны надо всего полтонны металла, но купить меня буквально принуждают объем от 30 тонн, оптом так сказать, но он мне не нужен. Маленькую партию не заказать и не купить ни при каких условиях. И претензий к металлургам нет. Многие вещи, которые сегодня заводы ждут, исчезли с металлургических предприятий.
Сегодня нужно создать специальный контрольно-надзорный орган, который бы помогал машиностроителям в этом вопросе, должен быть профильный государственный комитет. Эта бы структура спрашивала бы с металлургов, почему они не берут заказы у машиностроителей, занимающихся сегодня производством стратегически важных узлов, деталей и компонентов, в том числе для АПК.
Тут есть еще одна сложность — цена. И я сейчас не просто о высокой стоимости металла, а о том, что даже если тебе вдруг дадут возможность заказать небольшую партию металла конкретно по твоей заявке, то цена на него будет намного больше, чем при заказе партии по правилам металлургов. Цена будет минимум в два раза дороже. Металлурги над нами издеваются. Все здесь сидящие сталкиваются с этой проблемой. Прошу Минпромторг учесть, что такая проблема есть, и вопрос с нестабильностью при производстве материалов металлургии стоит остро, на это надо повлиять.
Просто поймите одну простую вещь, нас просят, чтобы всё было отечественное. Мы с этим полностью согласны. Но, что ситуация с металлургами, что ситуация с другими компонентами, не позволяет это сделать. Все, кто говорят, что они производят компоненты на 100 % отечественные, скорее всего, лукавят, особенно те, у кого есть резинотехнические изделия в конструкции узлов. Качественную резину для уплотнений нигде в России не найдешь, даже если очень захочешь. Почему? Её просто нет. Мы не делаем качественную резину, высокопрочные чугун и сталь. Россия всегда гордилась качеством этих производств. А сейчас нигде нет! Повторюсь, нужно что-то наподобие госплана и профильного комитета, курирующего эти вопросы и помогающего машиностроителям.
При этом я однозначно уверен, что мы прорвемся, и всё у нас будет хорошо. Сейчас Минпром развернулся лицом к производителю, это видно, и пускай есть ещё сложности, но работа пошла, и успеху быть. Сегодня есть заинтересованность у всех людей работать на конечную цель, кроме того, все точно понимают, что это за цель. Дело получится».
Отметим, что в рамках тематической сессии «Как менять подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России?», модератором которой выступил Алексей Кулешов, корпоративный директор ООО «ВЕКтор», заместитель генерального директора по развитию АО «Электронный паспорт», выступили и другие спикеры, осветившие проблемы:
Помимо Анатолия Павлова, в сессии также приняли участие:
Игорь Золотухин, генеральный директор ОАО «Гидропривод», говоря о проблемах производителей комплектующих, также, в первую очередь, отметил нестабильность заказа. Ситуацию также существенно осложняет демпинг цен на рынке китайскими поставщиками техники. «Почему это дружественная страна? Это все сиюминутно. Потом вряд ли мы что-то хорошее получим. В Китае много что делается для поддержки экспорта. В результате такой политики цены у китайских производителей техники и компонентов меньше в 2-3 раза российских», — поделился спикер. Нужно улучшать условия деятельности отечественных производителей: гарантировать стабильный спрос и модернизировать производства.
Александр Кузьмин, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт, говорил о том, что стандартизация позволит улучшить ситуацию с качеством на рынке комплектующих. И производители, и государство несут убытки от фальсификата — уверен эксперт.
Александр Дьяченко, генеральный директор ООО «Десятый подшипниковый завод», считает недостаточными действующие меры поддержки производителей компонентов. «Все меры поддержки, которые есть, позволяют только штаны поддержать», — заявил спикер. Необходимо задавать высокие требования стандартизации и создавать новую производственную базу предприятий. Также эксперт предлагает масштабировать субсидии производителей техники на производителей компонентов.
Сергей Туболев, генеральный директор ООО «КОЛНАГ» рассказывал на сессии о том, что в нашей стране не производят многие виды агротехники. Например, для уборки винограда, льна и овощей. Спикер размышлял о том, что именно может сподвигнуть компании начать освоении новых видов техники? Внешние условия — это, в том числе перспективы реализации. Внутренние условия — это научный задел, производственная база, инженеры и, конечно же, база комплектующих. Эксперт уверен, что пока таких условий в России не создано, а следовательно, ждать бурного развития этой отрасли не приходится.
На мероприятии выступил и Александр Шевцов, заместитель главного конструктора ПАО «Тутаевский моторный завод», который рассказал о деятельности своего предприятия, занимающегося выпуском двигателей, коробок и многих других узлов.
Говоря о защите рынка, довольно интересную позицию высказал Валентин Цупрун, заместитель директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России, который уверен, что действенным инструментом для этого может и должна стать сертификация и техрегулирование. Он привел в пример опыт западных компаний.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.