Отечественные производители негодуют от возможного участия в СПИК британского бренда JCB

18.01.2022
Погрузчики
351
Фото: ГлавПахарь
Константин Бабкин выказался против допуска к СПИК погрузчиков компании JCB

Желание британской компании JCB, одного из ведущих мировых производителей дорожной и строительной техники, участвовать в конкурсе на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК) вызвало негативную реакцию со стороны отечественных производителей техники. Об этом рассказали на сайте Ассоциации «Росспецмаш» со ссылкой на большой материал журнала «Эксперт».

Почему победа JCB на заключение СПИК в РФ вызывает много вопросов на российском рынке?

По мнению источника, возможный выигрыш JCB поставит их в заведомо более доминирующее положение на рынке, что, в свою очередь, существенно подорвет позиции российских производителей аналогичной техники.

«Компания JCB подала две заявки на регистрацию технологий с последующим выходом на конкурсы по заключению специнвестконтрактов. Речь идет о производстве экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков». 

Денис Мантуров глава Минпромторга России

По его словам, проект соответствующего распоряжения, расширяющего перечень технологий для заключения СПИК, уже внесен на рассмотрение в Правительство РФ и после его утверждения будет проведен соответствующий конкурс.

СПИК — это способ локализации и стимулирования инвестиций в промышленное производство на территории России. В рамках СПИК, как правило, предусматривается ряд налоговых льгот и других преференций со стороны властей.

Напомним, что о намерении JCB локализовать производство в России посредством СПИК стало известно еще в сентябре 2021 года. Уже  ряд отечественных производителей сельскохозяйственной и специализированной техники выступили против. Так, глава Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин направил письмо в адрес главы Минпромторга, в котором попытался объяснить всю пагубность такого решения, в случае если его примут.

Константин Бабкин о проблемах в СПИК

В беседе с «Экспертом» он пояснил свою позицию: «Я за нормальные и предсказуемые условия конкуренции. Я не против конкретно JCB, иностранцев и так далее. Мне просто непонятно, зачем сегодня вообще нужен этот СПИК в производстве спецтехники».

Константин Бабкин рассказал, что в России на рынке погрузчиков-экскаваторов и телескопических погрузчиков пока доминируют иностранные производители, и если раньше «у нас до последнего времени просто не очень выгодно было производить эту технику по разным причинам: дорогие перевозки, электричество, кредиты, металл, много проверок и прочее, то несколько лет назад ситуация стала исправляться: Минпромторг начал запускать различные программы поддержки отечественных производителей».

Сейчас, по мнению эксперта, рыночная ситуация наоборот располагает к поддержке отечественных производителей спецтехники, ведь появилось субсидирование скидок и льготного лизинга, промышленные субсидии, поддерживается экспорт. 

«Странно называть производство машин «технологией». В производстве машины и двигателя используется множество технологий. Странно объявлять конкурс на СПИК на экскаваторы-погрузчики и телескопические погрузчики. СПИК предполагает сниженные требования по локализации и льготы по доступу на рынок и облегченную процедуру получения господдержки. Зачем давать льготы какой-то компании, если машины уже производятся в России без всяких льгот, и планирует производить эти машины Ростсельмаш?

Пока наши производители со своей долей примерно в 15-20% этого рынка против иностранцев слабы. Но процесс пошел: производство дорожной техники стало инвестиционно привлекательным. И те же иностранцы, видя наши успехи, стали проявлять интерес к локализации своего производства в России. Но! Если государство проведет конкурс и заключит СПИК с одной из компаний (особенно с зарубежной), то получится, что она, не имея локализации в России, а лишь обещая ее через сколько-то лет, получит доступ ко всем мерам господдержки. При этом у нее появятся сразу две опоры: со стороны и своих властей, и российских».

Константин Бабкин председатель Форума, председатель Совета директоров Ассоциации «Росспецмаш», совладелец Ростсельмаш

Эксперт считает, что для JCB цена победы огромна, ведь компания уже занимает примерно треть рынка в России, поставляя машины тысячами, а после победы она просто вытеснит с него всех остальных игроков.

Константин Бабкин также напомнил о недавнем печальном опыте компании «БДМ-Агро» (г. Краснодар), которая при поддержке Минпромторга разработала первый в стране телескопический погрузчик и уже готова была с 2021 года начать его производство. Но из-за недостаточно эффективной защиты внутреннего рынка не смогла довести его до продаж, вернула бюджетные средства и закрыла проект.

Минпромторг России опасений машиностроителей не разделяет

Отметим, что в самом ведомстве опасений машиностроителей не разделяют, по причине того, что «на данный момент речь идет только о том, что компания JCB выразила желание участвовать в конкурсе на заключение СПИК, российские производители также смогут подать заявки, когда конкурс будет объявлен». 

В отраслевом министерстве также напомнили, что оказывают поддержку всем, кто желает локализовать свое производство в РФ.

(по материалам журнала «Эксперт»)

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Константин Бабкин заявил о рисках сокращения и перепроектировки нового завода

Первые тракторы по СПИК 2.0 в Чувашии выпустят в 2022 году