О текущей ситуации на российском рынке тракторов и о факторах, которые будут определять его развитие следующие 5-10 лет, рассказал менеджер по продукту и продуктовой поддержке компании ОПТИТЭК Алексей Летягин.
Ссылаясь на таможенную статистику, в компании рассказали, что в 2022 году на долю западных тракторных брендов пришлось порядка 12% (из общего объема импорта тракторов от 40 л.с. в размере 5901 единицы). В 2023 году количество ввезенных машин мощностью от 40 л.с. увеличилось еще на 32% (8863 ед.), а доля западных производителей снизилась до 10% по сравнению с предыдущим годом.
Основываясь на этих предпосылках, эксперт выделяет факторы, которые будут оказывать влияние на рынок в ближайшие 1-2 года, а также в перспективе следующих 5-10 лет.
Импортированные в 2022-2023 гг. тракторы ввозились поставщиками без должного планирования, что привело к образованию стоков на складах дилеров. Невостребованные машины в ряде случаев не отвечают российским агротехнологиям, не имеют послепродажной поддержки в части обеспечения запчастями.
Сегодня до 90% ввозимых тракторов приходится на азиатских производителей. Актуальный тренд – стремление конструкторов из Поднебесной с помощью компетенций российских поставщиков изменить трактор, ориентированный преимущественно на внутренний рынок, до минимальных стандартов западных брендов: аксиально-поршневой насос, автоматическая трансмиссия, передняя навеска и передний вал отбора мощности (ВОМ), – то, что требуется широкозахватным прицепным и навесным орудиям, которые массово используются в отечественном АПК. Так, серия ANTARES, реализуемая ОПТИТЭК, стала одной из первых в своей категории, получившей переднюю навеску и передний ВОМ. Некоторые машиностроители также улучшают комфорт и эргономику кабины: усиливают шумоизоляцию, устанавливают системы очистки воздуха, используют более качественный пластик во внутренней обшивке.
Наиболее близки в своем исполнении к российским реалиям китайские тракторы мощностью до 130 л.с. Здесь наибольшая конкуренция внутри класса. Однако для российского растениеводства необходимы более производительные (не только в части мощности двигателя) машины.
В перспективе 5-10 лет западные производители техники могут вернуться на российский рынок, однако наверстать свои прежние позиции по объемам реализации им будет очень сложно. Основная доля придется на российские тракторы, а также локализованные продукты.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.