История машин или как чехословацкий зернокомбайн ZM-330 опередил свое время

25.05.2021
Комбайны
458
Зерноуборочный комбайн ŽM-330

Опытный образец чехословацкого зерноуборочного комбайна ŽM-330 был официально испытан и запущен в производство в 1955 году. Однако уже в 1960 году в ходе международных сравнительных испытаний было установлено, что модель ŽM-330 в некоторых отношениях устарела. Так была создана модель ŽMV-330, которая однако не соответствовала предъявленным требованиям, поэтому ввоз этой модели в Чехословакию в 1962 году был окончательно прекращен, рассказывает сайт Agroportal24h.

Оригинальная конструкция самоходного комбайна ŽM-330 превзошла свое время благодаря необычайно широкому применению гидравлических средств управления для улучшения работы всей машины и сокращения времени простоя и уменьшения нагрузки на оператора. Однако, как показало время, ни производство, ни операторы тогда не были на таком техническом и опытном уровне, чтобы использовать эти технические удобства с должным экономическим эффектом.

Самоходный комбайн ŽM-330 имел рабочую ширину жатки 3300 мм и был разработан специально для уборки высокоурожайных, длинностебельных и лежачих злаков. Обмолоченное зерно в достаточной степени очищалось и перемещалось в контейнер с принудительным опорожнением. Отходы сортировались и упаковывались в мешки. Шелуха и солома хранились в контейнере, транспортировались в подвесную двухколесную воронку или могли сбрасываться на стерню. После сушки на стерне солома могла собираться пресс-подборщиком и транспортироваться непосредственно на подвесную платформу, либо ее можно было собрать с помощью сборочного ножа в грузовик.

Комбайн ŽM-330 имел дизельный двигатель Tatra T-924, с воздушным охлаждением, четырехтактный, четырехцилиндровый с прямым впрыском дизельного топлива и регулятором скорости. Двигатель имел 2 силовых выхода: один был предназначен для привода косы и молотилки, другой — для привода ходовой части. Наклонный плавающий конвейер имел чередующиеся монтажные планки на трех цепях, с помощью которых он транспортировал зерно к молотилке.

Режущий стол имел пневмогидравлическую пружину. Подъем и опускание стола для резки гидравлически контролировалось рычагом через распределительный щит.

Загрузочно-разгрузочный четырехлопастный, молотильный барабан приводился в движение через редуктор клиновыми ремнями со шкивами, с помощью которых можно было изменять его диапазон скоростей. Молотильная корзина состояла из двух частей, регулируемых одним рычагом.

Поперечная транспортировка зерна и стеблей осуществлялась шнеками, транспортировка зерна по высоте к отделочному устройству — элеватором с резиновыми уплотнителями. Устройство, расположенное над зерновым бункером, имело два сменных сортировочных сита.

Коробка передач имела четыре передачи переднего хода и одну — заднего хода. Первая ступень оснащалась бесступенчатой ​​трансмиссией. Все передачи и вариатор переключались одним рычагом управления. Вариатор управлялся гидравлическим устройством. ŽM-330 имел дифференциал, ведущий мост с блокировкой, управляемый рычагом с платформы комбайна. 

Скорость молотильного барабана регулировалась в диапазоне 800-1300 об/мин, расчетная пропускная способность 2,5 кг/с, средняя производительность по типу и состоянию зерна составляла от 0,4 до 1,5 га/ч.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Коллекция ретро техники музея сельского хозяйства Калифорнии: самое интересное

CLAAS: история успешного комбайностроения длиной в 85 лет