Эксперт рассказал об опыте разработки и применении БПЛА в Томском политехе

20.02.2023
Технологии
322
Применение и разработка беспилотных летательных аппаратов в Томском политехе

Проректор по цифровизации, и.о. руководителя Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политеха Александр Фадеев выступил в качестве спикера на конференции «Беспилотная отрасль – 2023». Он рассказал об опыте разработки и применении беспилотных летательных аппаратов в образовательной и исследовательской деятельности ВУЗа. Об этом сообщается на сайте университета.

По словам эксперта, отечественная отрасль беспилотников получила мощную поддержку. В конце 2022 года президент Владимир Путин утвердил перечень из 28 поручений по вопросам развития беспилотных авиационных систем, оказывается серьезная грантовая поддержка разработок в области БПЛА и комплектующих, стимулируется спрос и производство беспилотников в регионах, программирование беспилотных авиационных систем включено во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин.

«На наших с вами глазах происходит стремительное развитие отрасли. И, конечно, университет заинтересован в том, чтобы оказаться в центре событий. Более того, Томский политех всегда стремился оказаться немного впереди, опережая события. Только вдумайтесь в эту цифру: примерно 100 тысяч беспилотников страна импортирует из-за рубежа. Это потенциальный рынок, который сейчас уже открыт. Если мы сможем произвести аналоги, машины, сравнимые по качествам или даже превосходящие зарубежную продукцию, это будет настоящее открытие для отрасли».

Александр Фадеев проректор по цифровизации, и.о. руководителя Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политеха

В Томском политехе есть широкий перечень образовательных программ, где так или иначе задействованы БПЛА. В основном это направления, реализуемые в Инженерной школе природных ресурсов. Например, это «Землеустройство и кадастры», «Технология геологической разведки», «Геоэкология», «Экологический инжиниринг и устойчивое развитие» и другие. Существует даже курс по повышению квалификации «Оператор БПЛА».

В рамках образовательного процесса студенты-политехники учатся создавать 3D-модели территорий и зданий с использованием беспилотников, 3D-модели геологических объектов. Среди прикладных проектов, например, учет объектов недвижимости, АПК и полей, проектирование границ земельных участков, экологический мониторинг, оценка развития опасных геологических процессов, цифровая картография и моделирование местности, мониторинг нефтегазотранспортных систем и многое другое.

«Мы делаем и следующий шаг. Филиал Томского политеха Юргинский технологический институт всегда специализировался на нестандартных робототехнических системах. Сотрудниками ЮТИ был разработан собственный полетный контроллер, системы стабилизации и геопозиционирования. Большое внимание уделяется алгоритмам и математическому моделированию. Они разрабатывают и изготавливают все необходимые детали на собственной производственной базе и там же испытывают свои модели БПЛА».

Александр Фадеев проректор по цифровизации, и.о. руководителя Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политеха

В Инженерной школе новых производственных технологий занимаются разработкой оптимизационного подхода к проектированию беспилотников. В своем подходе политехники учитывают множество аспектов: материалы, механические характеристики, формообразующую структуру, используют сложные цифровые продукты для моделирования методом конечных элементов.

«Это как раз та область — на грани физики, математики, механики, — где наши ученые проходят этапы от простого эскиза до изящной модели, которая потом может пойти в производство».

Александр Фадеев проректор по цифровизации, и.о. руководителя Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политеха

Развивают направление БПЛА в Инженерной школе информационных технологий и робототехники, Инженерной школе неразрушающего контроля и безопасности. Это прикладные исследования в области детектирования объектов во время зондирования Земли, решения задач мониторинга, анализа и управления лесопожарной обстановкой, выявления незаконных рубок, мониторинга состояния трубопроводов и ЛЭП, проектирования МЭМС-гироскопов и акселерометров, микрогидродинамических, оптических, ультразвуковых сенсоров, методов группового и роевого управления, а также управления БПЛА на базе машинного обучения.

«И, конечно, тематикой БПЛА занимаются наши студенты. Буквально сегодня мы приняли решение об открытии полигона на территории Томского политехнического университета для испытаний БПЛА в закрытом пространстве и обучения студентов и сотрудников. Мы понимаем, что сегодня это уже острая необходимость. Более того, уже сегодня наши ребята, если это необходимо, самостоятельно печатают необходимые детали для беспилотников в университетской лаборатории FabLab. Есть у нас и студенческие стартапы. Активные студенты заявили тему по созданию БПЛА для аэросъемки в тяжелых погодных условиях. Проект получил поддержку Фонда содействия инновациям. Сейчас ребята работают над завершением уже третьего прототипа. Студенты планируют, что в ближайшие дни он из цифровой модели превратится в готовое изделие».

Александр Фадеев проректор по цифровизации, и.о. руководителя Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политеха

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

ТОП-7 проблем применения дронов в АПК

Беспилотники в АПК: новые и самые необычные модели дронов