На аграрной выставке «Золотая Нива-2022» команда «ГлавПахарь» детально осмотрела все экспозиции сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. При этом, помимо новинок и флагманских продуктов от крупнейших производителей из России, Беларуси, Бразилии, Турции, Греции и ряда других стран, наше внимание привлек и представленный на мероприятии трактор АГРОМАШ-Руслан нового поколения, появление и выход которого в серийное производство ждут большинство аграриев нашей необъятной Родины, особенно регионов рискованного и экстремального земледелия.
В рамках посещения демоплощадки культового чебоксарского производителя специализированных и сельскохозяйственных машин «ГлавПахарь» не только глубоко изучил презентованный трактор, но и побеседовал с заместителем генерального директора по сельскохозяйственному направлению ООО «МИГ «КТЗ» (Концерн «Тракторные заводы»), генеральным директором ООО «Волжский комбайновый завод» Караджаевым Мурадом Халиковичем.
Из нашего материала Вы узнаете:
ГлавПахарь. Добрый день, начнем сразу с серьезного и чрезвычайно острого вопроса. Концерн «Тракторные заводы» и особенно его сельхозмашиностроительные подразделения пережили, пожалуй, самые тяжелые времена за весь период своего существования, сейчас компания возродилась из пепла, как птица Феникс. Что из себя сегодня представляет «Волжский комбайновый завод»?
Мурад Караджаев. Добрый день, сразу сделаем оговорку, во-первых, вы первые, кто узнал, что мы теперь не просто «Волжский комбайновый завод», а «Волжский комбайново-тракторный завод». Процесс переименования уже запущен, но обо всем по порядку.
Да, сейчас мы переживаем вторую молодость, так как основные заводы в текущих условиях работают чуть ли не в три смены. При этом у нас есть сложности по железнодорожному направлению, но и там в ближайшее время будут серьезные продвижения. Если же говорить о производстве гусеничной техники сельскохозяйственного назначения, то одним из самых показательных факторов является то, что АГРОМАШ не так давно производил всего 4 гусеничных трактора в месяц, а сейчас 29 машин.
Что на это повлияло? Безусловно, работа концерна стабилизировалась, мы модернизировали производственную базу, существенно улучшили свое финансовое состояние, минимизировали валютные разрывы и оптимизировали денежные потоки, а также открыли новые кредитные линии в наших банках-партнерах.
Также сильное положительное воздействие оказала целевая помощь Минпромторга России и Постановление Правительства РФ № 616. Его суть, если говорить простым языком, в том, что в тендерах на закупку по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут участвовать только те компании, которые полностью удовлетворяют требованиям другого Постановления Правительства Российской Федерации № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Это история про те компании, которые занимаются полным циклом производства с высокой долей локализации в России, а не простым «прикручиванием колес». Раньше для нас, как для завода, на котором работают десятки тысяч человек, участие в тендерах таких компаний было большой проблемой. Сейчас же этой проблемы почти нет, так как это действительно очень действенная и эффективная рабочая мера.
Все наши успехи и, в частности конкретно национальный бренд АГРОМАШ, — это эталонный пример комплексного диалога с властью в рамках государственно-частного партнерства, одним из успешных примеров которого также является участие в программе по импортозамещению. Один из основных слоганов продвижения российской техники АГРОМАШ — «Работаем на результат». Сегодня российский национальный бренд АГРОМАШ — это не просто новая торговая марка, это новый стандарт, ориентированный на реальные потребности конечного потребителя, работа с которым продолжается в течение всего жизненного цикла техники.
С начала 2020 года «Волжский комбайново-тракторный завод» активно наращивает темпы производства универсальных гусеничных тракторов 3 класса АГРОМАШ 90ТГ. В настоящее время предприятию удалось выйти на докризисные объемы и увеличить выпуск гусеничных машин в 3 раза. В ближайшее время мы планируем прийти к показателям в 400 тракторов в год, а это, в свою очередь, позволит увеличить оборот компании еще как минимум на 30 %.
С начала 2021 года завод значительно увеличил и объемы производства комбайнов АГРОМАШ 3000 и 4000 и расширил регионы их поставки. На комбайнах АГРОМАШ работают как в регионах центральной России и Приволжского федерального округа: Московской, Саратовской и Самарских областях, республиках Чувашия, Татарстан и Башкортостан, так и в Сибири: в Красноярской, Омской, Челябинской и Новосибирской областях, а также в Еврейской Автономной области.
Сельхозмашины под брендом АГРОМАШ производства «Волжского комбайново-тракторного завода» популярны в средних и малых фермерских хозяйствах любых климатических зон.
ГлавПахарь. Перейдем к новинкам. Что за трактор компания показала на выставке «Золотая Нива 2022»? Действительно ли это машина совершенного нового поколения?
Мурад Караджаев. Данный агрегат — это совершенно новый, готовый к серийному производству, гусеничный трактор АГРОМАШ-Руслан.
Трактор предназначен для выполнения комплекса сельскохозяйственных работ на различных типах почв, в том числе средних и тяжелых, в различных почвенно-климатических зонах, а также мелиоративных, лесных и других работ на равнинах и склонах крутизной до 10 градусов. Оригинальная компоновка с треугольной формой гусеничного обвода позволяет работать без балластирования трактора, обеспечивая высокие тяговые усилия, навесоспособность и равномерное давление на почву.
Почему это совершенно новый трактор? Ответ будет долгим! Во-первых, на тракторе применены специально спроектированные для его уникальной компоновки механизм задней навески, тягово-сцепное устройство и гидросистема с современной системой EHR, обеспечивающей работу с прицепными и полунавесными и навесными сельхозорудиями.
Во-вторых, в данной модели АГРОМАШ-Руслан был заменен двигатель. Теперь это шестицилиндровый 8,9-литровый мотор Cummins КАМА мощностью 340 л.с. с частотой вращения коленвала при эксплуатационной мощности 2100 об/мин. Также поменяли гидравлику.
Трансмиссия имеет 16 передач переднего и 3 передачи заднего хода. Диапазон скоростей составляет от 1 до 30 км/час. Грузоподъемность навесной системы составляет до 7 тонн. А максимальная эксплуатационная масса без балластных грузов около 14,7 тонн. Дорожный просвет — 370 мм. Среднее давление на почву — не более 45 кПА.
Еще одна особенность и про нее мало кто знает — на трактор, что редкость как в РФ, так и в мире, устанавливают усиленные гусеницы не китайского, а российского производства. Гусеницы стали производиться при поддержке гранта Минпромторга России на одном из предприятий Московской области.
Важно, что абсолютно всё, начиная от катков и заканчивая коробкой и кабиной, ну кроме двигателя и гидравлики, произведено на производственных площадках концерна «Тракторные заводы», включая базы «Промтрактора» и «Волжского комбайново-тракторного завода». Мы обеспечиваем и гарантируем производство полного цикла с высоким уровнем локализации и независимостью от зарубежных поставщиков компонентов.
Отмечу и то, что представленный на выставке трактор – это не опытный сырой образец, данная техника уже начала набор наработки в местном АО «Рассвет», что входит в агрокомплекс «Кубань», в Усть-Лабинске. Проблем и замечаний по его работе пока не поступало.
Трактор очень востребован, а учитывая, что данная модель стоит порядка 18 млн российских рублей, очередь на машину составляет уже сейчас более 200 единиц. Получается, что цена за такую мощность и функциональность практически в 1,5 раза ниже, чем на аналогичные характеристики, например, у техники немецкого производства.
ГлавПахарь. В чем была причина переноса производства с базы «Волгоградского тракторного завода» на «Промтрактор»?
Мурад Караджаев. Причина проста. На Волгоградском предприятии в свое время производили базовые тракторы ДТ-75, при этом только ленивый не производил эти сельхозмашины буквально в гаражах вокруг завода. Такие дельцы до сих пор остались, и, к сожалению, все еще обманывают конечных потребителей, потому что схема их работы апробирована годами. Что они делают? Они покупают подержанный трактор ДТ-75, отдельно приобретают трансмиссию и двигатели, и в конечном итоге продают как новую машину, хотя по факту это восстановленный агрегат, изготовленный в кустарных условиях. В Российской Федерации всего 2 или 3 завода, которые делают трансмиссии для тракторов самостоятельно.
Когда мы перевезли линию на «Промтрактор» в Чебоксары, мы решили сразу две проблемы: во-первых, избавились от недобросовестных соседей и, во-вторых, пришли к совершенно новому продукту АГРОМАШ 90ТГ, который пользуется большим спросом у российских аграриев. Степень локализации данной машины составляет 97 %. Да, процесс был нелегкий, мы поменяли внешний вид, кабину, частично функционал, улучшили надежность, но оно того стоило. Сейчас мы законтрактованы уже до сентября, такого не было примерно с 2007 года.
Трактор АГРОМАШ 90ТГ используется в сельском хозяйстве, коммунальной сфере, на дорожно-строительных, мелиоративных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работах. Плавность хода обеспечивается ходовой системой с упругой балансирной подвеской, которая комплектуется открытыми металлическими шарнирами (ОМШ). Простота конструкции, высокая ремонтопригодность гусеничного движителя и его значительная проходимость позволяют снизить стоимость владения машиной, сберечь структуру почвы и повысить урожайность. Наверное, поэтому он так популярен и востребован.
ГлавПахарь. В 2021 году между Минпромторгом России и Концерном «Тракторные заводы» состоялось подписание СПИК по производству тракторов малой и средней мощности. Какова судьба этого проекта?
Мурад Караджаев. При поддержке Правительства Чувашии, а также учитывая нашу компетенцию и опыт (раньше мы производители колесный трактор АГРОМАШ 85ТК), наша заявка победила в конкурсном отборе Минпромторга России на право заключения специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) по инвестиционному проекту «Создание производства тракторной техники на территории Российской Федерации в рамках современной технологии «Технологии производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с.».
Изначально нашим партнером по данному проекту должен был стать итальянский производитель SDF Group. Но после начала специальной военной операции и в рамках сложившейся геополитической ситуации сотрудничество с брендом на данном этапе находится под вопросом.
Проблема заключается в том, что итальянская компания по-прежнему готова продавать нам базовые тракторокомплекты, но теперь сложности вызывает процесс передачи технической документации. Согласно подписанному СПИК мы обязаны освоить полный цикл производства, включая передний мост, трансмиссию, кабину, двигатель и так далее. Без определенной конструкторской документации и передачи технологий сделать это почти невозможно. При этом откладывать эти планы и отказываться от проекта АГРОМАШ не намерен. Мы уже практически определились с новым партнером, озвучить его пока не могу, однако скажу, что это будет один из крупнейших производителей компактных тракторов из Индии. В стадии поставок у нас уже находятся первые 18 машин.
Предварительно концерном стратегически планируется создать сразу две линейки машин: колесные тракторы серии АГРОМАШ-Добрыня и гусеничные тракторы серии АГРОМАШ-Руслан.
ГлавПахарь. А как обстоит ситуация с двигателями, ведь на тракторы АГРОМАШ, в частности на Руслан, ранее ставились только моторы Cummins?
Мурад Караджаев. Все течет, все меняется, но без моторов техника точно не останется. Сейчас мы рассматриваем установку на АГРОМАШ-Руслан новых двигателей российского производства ЯМЗ и Тутаевского моторного завода.
Рассматривается сотрудничество и с Минским моторным заводом, который также выразил желание войти в сегмент высокомощностных силовых установок для сельхозтехники. И это при том, что с ММЗ мы уже начали работать по тракторам АГРОМАШ 90ТГ, так как на технику устанавливается тюнинговый четырехцилиндровый двигатель серии 265, который выдает мощность 100 л.с.
Кроме того, в настоящее время на 2023 год у нас также заложен проект нового трактора АГРОМАШ 180ТГ. Это будет машина, идентичная текущим агрегатам, но на технику уже будет устанавливаться двигатель от Алтайского моторостроительного завода, а степень локализации будет достигать 98 %. Работа в этом направлении будет только усиливаться, путей для решения тех или иных проблемных вопросов у нас более чем достаточно.
ГлавПахарь. Все мы знаем историю Красноярского завода, однако, возвращаясь к новым комбайнам АГРОМАШ, каких успехов удалось достичь предприятию по этому направлению?
Мурад Караджаев. С комбайнами ситуация чуть сложнее, чем с тракторами. Все сельхозмашиностроители знают, что комбайн это одно из самых трудных в изготовлении изделий в АПК, так как при производстве используется около 22 тыс. единиц комплектующих и деталей.
Но и здесь есть положительные моменты, ведь изначально мы перевезли 670 фур полезного груза из Красноярска в Чебоксары, и сейчас воссоздали производственное подразделение на площади 20 тыс. кв метров, но уже в новой локации, пока с постовой (не конвейерной сборкой).
Сегодня АГРОМАШ способен производить 5-7 единиц ежемесячно с последующим выходом до 500 единиц комбайнов в год. Да, пока цифры не такие большие, как хотелось бы, но важно понимать, что это комбайны, полностью произведенные в Чебоксарах и являющиеся достаточно сильно локализованными продуктами. Фактически на данный момент мы покупаем только двигатели, а также передние мосты и выгрузной шнек у Гомсельмаша. Все остальное — это наше собственное производство.
У аграриев есть интерес к данным агрегатам, портфель заказов на АГРОМАШ 3000 и 4000 в данный момент (также как и у тракторов) составляет порядка 230 машин. По комбайнам мы также рассматриваем дальнейшую модернизацию, и надеемся на поддержку Фонда развития промышленности, например, при закупке станков и оборудования. Реализация наших инвестиционных планов позволит производить 350-400 комбайнов каждого вида в год.
ГлавПахарь. Куда реализовываются зерноуборочные комбайны АГРОМАШ? Ведь, например, для регионов ЦФО и ЮФО данные машины — редкость.
Мурад Караджаев. Важно понимать, что Россия — это страна, где много регионов относится к зоне рискованного земледелия. Пока, в отличие от тракторов, мы не планируем продавать свои комбайны в главные зерносеющие области страны: ЦФО, ЮФО и СКФО. Мы сориентированы, в первую очередь, на средних и мелких фермеров, работающих в зонах деятельности, распределенных между главными заводами еще в Советское время — это Приволжский, Уральский, Сибирский регионы, а также целинные земли в приграничных районах с Казахстаном. Именно в таких экстремальных условиях комбайны АГРОМАШ проявляют себя наилучшим образом.
Важно, что у нас никогда не было проблем со сбытом, а были проблемы именно с производством. Но антироссийские санкции, грамотная господдержка и наше собственное развитие помогли нам развернуться и открыть для себя новые грани. В настоящее время мы полностью решили проблему с производством, и сейчас как никогда готовы развиваться как в сегменте специализированной техники (от 9 до 40 класса, если говорить о тракторах-бульдозерах ЧЕТРА), так и по направлению сельхозмашиностроения (тракторы и комбайны АГРОМАШ).
Текущие реалии позволяют нам расти в перспективе на долгой дистанции. Не секрет, например, что в состав Концерна «Тракторные заводы» входит один из лучших литейных комплексов в России – чебоксарский «Промлит». У нас также имеется огромное количество всевозможных профильных механобрабатывающих станков, сварочных роботов и иного оборудования.
Да, сейчас есть проблема со станками, и она связана больше не с тем, что оборудование невозможно купить, а с тем, что тяжело обслужить и обновить программное обеспечение (об этом, кстати, говорил и директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков, с которым я полностью согласен). Но при этом мы живем с вами в богатой на таланты и умы стране. У нас есть большое количество высококвалифицированных и профессиональных кадров, которые готовы оперативно решать все поставленные перед ними задачи.
В России всегда были «мозги», но ими не всегда грамотно распоряжались, зачастую полагаясь на знаменитый русский «авось». Сейчас наступило новое время и тот самый период, когда необходимо показать все то, что мы умеем, а умеем мы действительно многое. Отмечу, что по моему мнению, перспективы сделать это удачно у нашей страны хорошие, нужно только больше инициативы и смелости.
ГлавПахарь. Вы уже озвучили цифры по ближайшим планам роста производства тракторов и комбайнов, но если смотреть на более длинной временной шкале, на какое предельное количество тракторов могут позволить выйти все производственные мощности Концерна «Тракторные заводы»?
Мурад Караджаев. Только цифры. Возвращаясь к СПИК, мы должны производить не менее 3000 машин в год. При этом наши мощности позволяют реально изготавливать и 6000 единиц, и это только тракторов.
ГлавПахарь. При таких возможных объемах, и учитывая факт прямого пересечения по отдельным видам продукции с МТЗ, Вы можете составить серьезную конкуренцию тракторам BELARUS. Так ли это?
Мурад Караджаев. Конечно, а что в этом плохого? Конкуренция — это двигатель рынка и прогресса, она позволяет улучшать предложение и получать еще более качественные и надежные агрегаты. Мы на это смотрим более чем положительно. В компании с большим уважением относятся и к Минскому тракторному заводу, и Гомсельмашу, ведь та продукция, которую производят белорусские сельхозмашиностроители, действительно очень хороша, если смотреть именно на соотношение цена-качество. Сейчас я говорю абсолютно искренне, за те деньги, это действительно хорошие тракторы и комбайны.
Наша же цель попасть в ценоообразование по тракторам тягового класса 1.4 и составить прямую конкуренцию машинам BELARUS 82.1, на данный момент мы всего на 5 % дороже, чем белорусский аналог, то ли еще будет.
ГлавПахарь. Еще один вопрос Вам как к специалисту и эксперту отрасли. То, что произошло с уходом целого ряда брендов из РФ, все-таки благо для местного производителя, но только если этот момент будет правильно использован и истолкован. Как Вы смотрите на то, как эта ситуация может развиваться в будущем? Не получится ли, что на рынке образуется определенный вакуум техники и орудий? Или Вы считаете, что те мощности российских предприятий, что сейчас сохранены или возрождены, смогут закрыть потребности рынка в масштабах всей страны?
Мурад Караджаев. Все зависит от того, про какой сегмент техники мы с вами говорим. Если быть откровенным, то с тракторами, комбайнами и почвообрабатывающими орудиями проблем не будет. Но мы никогда не производили в нужных объемах картофелеуборочные, льноуборочные и свеклоуборочные комбайны, технику для садоводства и овощеводства.
Мое мнение, что в настоящее время необходимо создавать предприятия государственно-частного партнерства с большой инвестиционной базой для развития проблемных для страны направлений. При этом, повторюсь, у нас есть для этого весь необходимый инструментарий и возможности. Я уверен, что мы добьемся выполнения всех стратегических задач, но нужно время.