Ушедший 2023 год оказался богатым на события на рынке тракторостроения. Так, год запомнился не только новинками от уже хорошо известных мировых компаний, но и множеством моделей из Поднебесной, а также спецверсиями агромашин для спецзадач, полиции и даже тракторным туром по перевалу Сустен, расположенном в Швейцарии (на тракторе Rigitrac SKE 40 Electric с электрическим приводом).
В первой части мы подобрали наиболее интересные новинки мирового тракторостроения в мощностном диапазоне 300 л.с. и выше. Во второй же части мы готовы поговорить о наиболее интересных тракторных моделях в среднемощностном диапазоне от 130 до 300 л.с., появившихся на мировом рынке сельскохозяйственной и специализированной техники.
Компания SDF Group и её главный тракторный бренд Deutz-Fahr провели на выставке Agritechnica 2023 в немецком Ганновере презентацию новой линейки тракторов в среднемощностном сегменте.
На мероприятии показали существенно доработанный трактор Deutz-Fahr 8280 TTV Warrior в стильном черном цвете. Машины 8-й серии оснащаются передовым шестицилиндровым двигателем Deutz мощностью 287 л.с. с двойным турбонагнетателем, обеспечивающим максимальную производительность и эффективность. Этот ультрасовременный трактор устанавливает новые стандарты в сельхозтехнике и соответствует новейшим экологическим требованиям при минимальном расходе AdBlue.
Кроме того, компания в 2023 году запустила в серийное производство сразу пять новых моделей серии 6 с бесступенчатой коробкой передач TTV и четырех- и шестицилиндровыми двигателями максимальной мощностью от 161 до 192 л.с. (от 6160.4 до модели 6180 TTV).
Двигатели TCD 4.1 и TCD 6.1 производства Deutz характеризуются низким расходом топлива. Топливный бак этих тракторов вмещает 350 литров для 6-цилиндровой модели и 300 литров для 4-цилиндровой модели. Бесступенчатая трансмиссия получила обновление и теперь должна быть еще приятнее и функциональнее в использовании. Кроме того, чтобы иметь возможность выполнять еще более тяжелые работы, разрешенный общий вес всех моделей был увеличен.
Среди других важных изменений: задний мост SDF и трансмиссия ZF Eccom теперь уступают место заднему мосту ZF и трансмиссии ZF TerraMatic с четырьмя внутренними группами. Кроме того, гидравлический бак теперь размещается не под кабиной, а с правой стороны трактора. Еще одна особенность — Deutz-Fahr теперь будет закупать переднюю ось и мосты у компании Dana, а не у Carraro.
Case IH представил обновленную линейку тракторов Puma, в том числе флагманскую модель Puma 260 CVXDrive AFS Connect. Обновленные тракторы мощностью от 180 до 260 л.с. получили бесступенчатую коробку передач CVX, а также 19-ступенчатую коробку передач PowerDrive для моделей мощностью от 180 до 220 л.с.
Отметим, что модели Puma AFS Connect также доступны с системой управления навесным оборудованием трактора (TIM), которая расширяет возможности соединения ISOBUS с совместимым навесным оборудованием, позволяя навесному оборудованию автоматически регулировать скорость трактора и рулевое управление в соответствии с рабочей нагрузкой.
После презентации нового флагмана тракторов Absolut CVT, который предлагает множество новых функций, компания Steyr выпустила целый ряд обновленных моделей в этой серии. В новых тракторах реализованы технологии, хорошо зарекомендовавшие себя в более крупных моделях Steyr. Существующие пять новых моделей Absolut CVT от 6200 до 6280 оборудованы шестицилиндровыми двигателями мощностью от 200 до 260 л.с. с рабочим объемом 6,7 литров, обеспечивающие до 11% больше мощности во всем диапазоне и максимальный крутящий момент 1250 Нм при 1500 об/мин на самой большой модели.
Итальянский производитель Landini вернулся в Европу с новой серией тракторов Landpower, состоящей из двух моделей 160 t-Tronic и 180 t-Tronic. Тракторы оснащены шестицилиндровым двигателем FPT с максимальной мощностью 155 и 166 л.с. без наддува и 165 и 175 л.с. с наддувом экологического класса Stage V. В стандартной комплектации установлена коробка передач t-Tronic 3 (54+18) с максимальной скоростью 40 км/ч. В качестве опции предлагается улучшенная коробка передач.
Кроме того, группа Argo Tractors, в которую помимо Landini также входит и другой итальянский тракторный бренд McCormick, в 2023 году представила новую модель трактора McCormick X8.631 VT-DRIVE номинальной мощностью 301 л.с. Да, техника имеет мощность чуть более 300 л.с., однако эта машина всё равно относится к среднемощностному классу сельхозтракторов. Техника оснащена шестицилиндровым двигателем FPT NEF 67 с рабочим объемом 6,7 литра, а также бесступенчатой трансмиссией VT-DRIVE с электрогидравлическим реверсом.
Отметим, что модель примечательна тем, что это один из немногих именно премиальных европейских тракторов, который доступен для покупки российским аграриям. В 2023 году через местного дистрибьютера новинку презентовали на выставке «ЮГАГРО 2023» в Краснодарском крае.
Компания Fendt стала ещё одним производителем, который обновил свои модели. Бренд выходит на рынок с четырьмя модернизированными моделями тракторов 600 Vario, оснащённый новым пятилитровым четырехцилиндровым двигателем Agco Power мощностью от 149 до 209 л.с.
Обновленные тракторы 600-ой серии, помимо другого мотора, также получили новую трансмиссию TA150, состоящую из двух гидромоторов, один из которых для передней оси, другой — для задней оси. Трансмиссия обеспечивает непрерывный и автоматический привод на передние колеса. Существует также автоматическое сцепление между передней и задней осями.
Закончим «парад европейских новинок» нетрадиционной моделью трактора. Румынская компания IRUM, специализирующаяся на выпуске лесной и сельскохозяйственной техники, продемонстрировала новый универсальный трактор TAF 690 S5, который был разработан для лесной отрасли, но может найти применение и в сельском хозяйстве, например, при грейдировании дорог в полях и разработке залежных земель в агрегате с различным навесным и прицепным оборудованием. Трактор оснащен автоматической коробкой передач Allison 2500, а также четырехцилиндровым двигателем Perkins рабочим объемом 3,6 литра и мощностью 140 л.с.
Компания Zoomlion AG представила на российском рынке обновленный колесный трактор модернизированной версии RG2004. Универсально-пропашной трактор Zoomlion RG2004 оснащен шестицилиндровым двигателем Yuchai (с усовершенствованной технологией турбонаддува и прямого впрыска Bosch с электронным управлением) мощностью 200 л.с., коробкой передач 16F+16R и высокопрочным шасси. В машине уже учтены все пожелания российских аграриев, которые ранее завод Zoomlion внедрял в производство версий PRO серий RN и RS. Кроме того, осенью 2023 года трактор прошел серию испытаний в хозяйствах Урала и Поволжья, где тестировался при выполнении операций почвообработки и работе с плугами до 5 корпусов, предпосевными культиваторами шириной захвата до 8 метров, дискаторами шириной захвата до 9 метров.
Среди других ключевых характеристик следует отметить: топливный бак емкостью 375 литров, усиленное шасси, которое, как заверяет дистрибьютор, обеспечивает стабильное зацепление и большую несущую способность, оптимальную конструкцию передней и задней колеи для тяжелых операций, а также новую систему управления и дизайн. Кроме того, новый трактор получил дополнительную панель скорости, сигнальные огни для безопасности вождения, а также четыре узкие стойки, уменьшающие слепые зоны и позволяющие обеспечить максимальный обзор для оператора.
Новый полноприводный «китаец» с громким названием IRON Bull дебютировал на выставке «Золотая Нива 2023». Трактор производится на заводе «TIANTUO» Tianjin Tractor Manufacturing Co., Ltd в Китае (предприятие было основано в 1956 году).
На выставке были представлены модели TTS2404 и TTS2004 мощностью 240 и 200 л.с. соответственно. Машины оснащены шестицилиндровыми 6,5-литровыми двигателями Shangchai экологического класса Stage III (номинальная частота вращения 2200 об/мин), механической синхронизированной коробкой передач 16F+16R, топливным баком на 440 литров и топливной системой Common Rail DENSO (Япония), форсункой с электромагнитным клапаном, 4 парами гидровыходов, кондиционером, отопителем, камерой заднего вида, пневмосистемой и компрессором, техника также имеет ВОМ на 540 и 1000 об/мин (в базовой комплектации механический с плавным пуском).
Ещё одной новинкой на ответственном рынке стал трактор СКАУТ TC-1304C, построенный на платформе TC — мощном шасси, которое предназначено для использования с двигателями 130-220 л.с. Тяговое усилие трактора 29,3 KN при массе 6,5 тонн. Стоит отметить, что при конструировании трактора использовались только премиальные комплектующие:
Тракторы также оснащены комфортными кабинами с кондиционерами и панорамным остеклением. Машина имеет мощное шасси с синхронизаторами переключения передач, джойстиковое управление фронтальными погрузчиками, камеры заднего вида.
Компания WEIHE продемонстрировала в 2023 году свою флагманскую модель WEIHE 2204, которая оснащена двигателем Weichai Евро 3 мощностью 220 л.с. с системой впрыска топлива Common Rail. Модель также имеет передний мост Carraro и усиленный задний мост, гидравлический насос производительностью 79,2 л/мин, ВОМ – 540/1000 об/мин. Кроме того, трактор оснащен коробкой передач с шестнадцатью передачами переднего и заднего хода, блокировкой дифференциала и 3-точечным навесным устройством САТ.3, управлением тягой, регулировкой положения и плавающим управлением. Машина имеет многодисковые гидравлические тормоза мокрого типа, сцепление Luke двойного действия сухого типа, а также увеличенный топливный бак объемом 400 л.
Трактор ГЕПАРД стал очередной новинкой из Поднебесной, которая привлекает внимание не только своим громким названием и агрессивным оскалом, но и интересным функционалом и необычным внешним видом.
Если говорить о гидравлической системе, то ее тип раздельный, а производительность составляет 79 л/мин. В наличии есть гидроусилитель руля, камера заднего вида, обогреватель и кондиционер повышенной производительности, 3 пары гидровыходов, одна из которых является плавающего действия, а также трехточечное навесное устройство категории III с 2 гидроцилиндрами подъема.
Новый 260-сильный трактор Ensign YX2604-M от китайского производителя Ensign был представлен на отечественном рынке. Трактор оснащен двигателем Shangchai мощностью 260 л.с. с полным приводом, аксиально-поршневым насосом с линией LS производительностью 180 л/мин, а также трансмиссией собственного производства с 32 передачами переднего и 32 передачами заднего хода с ходоуменьшителем.
Кабина трактора имеет идеальный обзор благодаря перемещению системы фильтрации воздуха под капот. Опция видео 360 выводит проекцию трактора на монитор в режиме реального времени и гарантирует полный обзор и безопасность работы на сложных участках и при работе с широкозахватным орудием.
С главного конвейера производственной площадки Dongfanghong в Китае успешно сошел первый в Поднебесной 220-сильный гусеничный трактор серии CH2202. Техника более известна российским аграриям под маркой YTO.
Двигатель трактора имеет мощность 220 л.с. и отвечает самым передовым экологическим стандартам в отрасли. В целом конструкция всей машины также является чем-то новым, так как она впервые использует полнорамную несущую систему, которая обладает более высокой грузоподъемностью. Максимальная скорость движения агрегата может достигать 32 км/ч, для техники доступно распределение передач в новой гидростатической трансмиссии, которая идет в паре с функциональной дифференциальной системой рулевого управления трактором (рулевое управление в круг на 360 градусов).
Также стоит отметить, что самая большая разница между новым продуктом и предыдущими версиями китайских агромашин – это собственная запатентованная система гусеничного движителя, ходовой части и самого шасси.
Ожидается, что в серийное производство тракторы будут запущены уже в начале 2024 года. Увидим ли мы его на отечественных полях, пока сложно говорить, но нет сомнений в том, что он в силах составить конкуренцию долгоиграющему проекту Агромаша «Руслан» или серийно выпускаемому BELARUS 2103. Заканчива разговор о китайцах особо стоит выделить и китайские тракторы Waltcher, о новинках мы рассказывали в отдельном материале.
Российское и белорусское машиностроение в данном сегменте несомненно чувствует себя более скромно в сравнении с китайскими и даже с западными компаниями, но, тем не менее, отечественные производители продолжают работу над совершенствованием существующих моделей.
Линейка машин бренда «КИРОВЕЦ» пополнилась новинкой — колесным бульдозером К-708 БКУ. Конструкторы Петербургского тракторного завода основательно поработали над ее дизайном и применили новые технические решения, которые делают её интересной и востребованной, в том числе на строительстве, ремонте, содержании зимников, технологических дорог в карьерах, узких просеках, на очистке дорожных канав и даже на сельхозпредприятиях.
Среди других особенностей:
Опытный образец Кировец К-708 БКУ уже прошел все необходимые испытания и сертифицирован.
Также испытания на Центрально-Черноземной МИС прошел трактор БТЗ-254К.20 Брянского тракторного завода. Трактор предназначен для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых и технических культур, транспортных работ с прицепами общей массой до 20 тонн.
Тракторы комплектуются усиленной коробкой передач, обеспечивающей 12 передач вперед и 4 назад, трансмиссией с постоянным приводом на оба моста, каркасной кабиной с кондиционером, пластиковой облицовкой, оборудованы задним навесным устройством, жестким тяговосцепным устройством типа ТСУ-1-Ж, гидрофицированным тягово-сцепным устройством типа ТСУ-2 с тяговым крюком, а также задним независимым валом отбора мощности.
Серийный выпуск гусеничных тракторов BELARUS 2103 с резиново-армированным гусеничным шасси налажен на Мозырском машиностроительном заводе. Машина обладает мощностью 212 л.с., имеет тяговый класс 4 тонны. Главное преимущество тракторов заключается в резиново-армированных шасси, которые позволяют эксплуатировать трактор по дорогам общего пользования.
Минский и Челябинский тракторные заводы официально договорились о совместной сборке гусеничных тракторов BELARUS 2103 на базе ЧТЗ, проще говоря, МТЗ передаст права на производство трактора челябинскому предприятию, а также разрешит его реализацию в РФ под брендами ЧТЗ и АГРОМАШ.
Подводя итоги рынка тракторов 2023 года, следует отметить, что в то время, когда европейские компании смогли представить лишь несколько новинок и обновления выпускаемых моделей, запланированные несколько лет назад, китайские компании активно обновляют и развивают модельный ряд новых тракторов, в том числе и с гусеничным движителем. При этом китайские производители проводят испытания своих моделей в том числе на отечественных МИС. К слову, белорусские и российские производители в данном сегменте в 2023 году также продемонстрировали новые образцы моделей (хотя и более скромно), расширили географию поставок, в частности, на африканский континет, а также достигли договоренностей о совместном производстве тракторов, но в этом мощностном классе отечественным тракторостроителям еще предстоит серьезная работа.
Продолжение следует…