Традиционно аграрии рассматривают солому как подстилочный материал в виде корма или в качестве удобрения, и лишь немногие солому используют в качестве топлива. Здесь стоит отметить, что одни используют прессованную солому в качестве источника тепла для зерносушильных комплексов, а другие применяют более продвинутую и популярную технологию гранулирования соломы в виде пеллетов.
Популярность применения пеллетов из соломы обусловлена энергетическим потенциалом, так как сжигание 1 килограмма пеллет равно сжиганию 2-х килограмм дров. А поскольку влажность соломы ниже 20%, то теплота ее сгорания выше, чем у древесной щепы. К тому же за счет «тления» пеллеты дольше выделяют тепло.
Машиностроители сегодня предлагают как стационарные линии, так и мобильные машины, позволяющие производить топливные гранулы. Если 10-20 лет назад в своей массе преобладали стационарные модели, то сейчас набирают популярность мобильные прицепные и самоходные модели.
Одним из первых самоходных агрегатов для такого типа работ стал Metitron 560 от немецкой компании CSP Laser. Модель создана на основе кормоуборочного комбайна CLAAS Jaguar, который позволяет производить пеллеты из соломы сразу в поле.
К преимуществам комбайна следует отнести его скорость и легкость в производстве пеллет из соломы различных культур, а также сена и тростника, которые служат идеальным сырьём для производства качественного биотоплива.
Модель обладает внушительными техническими характеристиками и высоким уровнем производительности, позволяющими производить гранулы диаметром от 6 до 12 мм. При этом техника комплектуется охлаждающим бункером для гранул вместимостью около 3 кубических метров, что позволяет избежать необходимости использовать дополнительную технику для транспортировки оборудования на поле. Кроме того, агрегат имеет выгрузной ленточный транспортер, предотвращающий повреждения гранул, а также двигатель мощностью 615 л.с. и адаптеры (подборщик и жатка для грубо стебельных культур) от фирмы CLAAS. Все эти технологические решения позволяют достигать производительности 6 тонн в час.
Особенность прицепного заготовщика пеллет Premos 5000 от компании Krone заключается в том, что модель может использоваться и как мобильный комбайн для сбора гранул, и как стационарный гранулятор. Машина позволяет изготавливать гранулы диаметром 16 мм из сена, люцерны и солома с остаточной влажностью менее 16%.
Использование Krone Premos 5000 в качестве стационарного гранулятора расширяет возможности и временные рамки его использования. Модель оборудована системой автоматического удаления шпагата и измельчения рулона, а также встроенным подающим столом, который складывается для удобства при транспортировке.
Конструкция пеллетеровщика предельно проста и состоит из подборщика, двух матриц для прессования соломы, транспортёра и бункера для хранения. Сам подборщик разработан таким образом, чтобы предельно точно собирать массу, избегая забора частиц грунта, камней и других твёрдых элементов, которые могут ухудшить качество готового продукта или же повредить сами матрицы в процессе работы, достигается такой результат за счёт их особой зубчатой конструкции.
Матрицы барабанного типа, расположенные вертикально, под высоким давлением прессуют солому, создавая гранулы со средней длиной порядка 3-5 см. При этом те гранулы, которые отличаются меньшим размером (около 1 см), отсеиваются от основной массы и благодаря сепаратору и обратному транспортёру возвращаются на матрицы для повторной прессовки. Примечательно, что сам сепаратор находится прямо над двумя матрицами, что позволило сделать машину достаточно компактной за счёт эргономичной компоновки основных узлов и агрегатов системы. Далее готовая масса сыпучего материала через транспортёр попадает в специальный бункер для складирования.
Мобильный заготовщик пеллет Premos 5000 производит гранулы насыпной плотностью 600-700 кг/м3, которые можно использовать не только как биотопливо, но и в качестве дополнения в рационе. Данные гранулы также обладают хорошими впитывающими свойствами в качестве подстилки. Вместительный бункер имеет объем 9000 литров, что примерно эквивалентно 5 тоннам чистого веса (поэтому, как правило, во всех документах указывают именно эту цифру). Отметим также, что даже с учётом транспортировки пеллетов в склад, производительность составляет порядка 5 тонн в час.
Австрийская компания Schaider GmbH также разработала мобильную грануляционную машину, которая получила имя Pelletec D 8.0. Модель представляет собой трехосную прицепную машину и адаптер, который навешивается на переднее навесное устройство трактора. Производительность комплекса составляет около 8 тонн гранул в час из соломы, сена и других энергетических культур, а также растительных отходов. Для агрегатирования комплекса, состоящего из жатки, измельчителя, линии транспортировки материалов, измельчителя, а также Schaider Pelletec D 8.0 потребуется трактор мощностью не менее 200 л.с.
Что касается эффективности работы, то Pelletec D 8.0 фактически представляет собой портативный завод, который работает от дизельного двигателя Caterpillar (C18) объемом 18,1 литра и мощностью 600 л.с.
В модуле Pelletec D 8.0 размещены основные узлы и детали, такие как бункер и транспортерная лента, фильтр для гранул, удаляющий пыль с готовых гранул, компрессор, а также система «преотвратительного» нагрева материала до 70 градусов.
Важно и то, что в составе комплекса используются адаптеры производства Гомсельмаш, а именно измельчитель CFH 8.0 (КПК-3000), жатка для грубостебельных культур RIH 3.0, подборщик и жатка прямого среза GHH 4.2.
В заключение отметим, что технология заготовки пеллетов набирает популярность во всем мире, в том числе у отечественных аграриев, а поэтому следует нарастить выпуск существующих машин, а также усилить работы по модернизации и разработке новых агрегатов для этих задач. Применение данных машин для малых и средних фермерских хозяйств станет настоящей находкой, поскольку перевозка и последующая выгрузка готовой продукции с поля в склады отнимает минимальное количество средств и времени, существенно снижая транспортировочные расходы. При этом фермер получает высококлассный топливный продукт, который по своим характеристикам практически ничем не уступает древесине и даже каменному углю.