С развитием электроники и цифровых технологий во многих сферах нашей деятельности стали широко распространяться всевозможные средства связи, сбора и накопления информации, видеонаблюдения, навигации и трекинга, удаленного управления объектами, умные системы и гаджеты. Прогресс не обошел стороной и сельскохозяйственное производство. Широкий спектр производителей техники оснащает разрабатываемые машины и оборудование электронными средствами расширенного управления, позиционирования, сбора и накопления информации, контроля выполняемых процессов.
Подробное рассмотрение компонентов технологии точного земледелия осложнено вследствие отсутствия их четкой классификации. Тем не менее, «ГлавПахарь» выделил и обобщил современные системы управления, которые присутствуют в конструкциях машин известных мировых производителей сельскохозяйственной техники. Начнем рассмотрение с систем расширенного управления.
Fendt Variotronic
Система Fendt Variotronic отлично зарекомендовала себя не только на тракторах, но также на самоходных опрыскивателях и кормоуборочных комбайнах, разрабатываемых компанией Fendt. Первое поколение систем Fendt Variotronic еще в 1997 году сделало настоящий переворот в расширенном управлении сельскохозяйственной техникой. Система объединила в одном функциональном блоке многофункциональный джойстик, подлокотник и терминал.
Терминал состоит из сенсорного экрана, закрепленного на регулируемом кронштейне и блока кнопок для управления базовыми функциями: вызов справки, подтверждение и отмена действий, вызов и навигация по пунктам меню, вызов главного экрана.
Основными параметрами, управляемыми с помощью терминала, являются: регулировка давления в шинах трактора или самоходной машины; просмотр справочной информации о работе с терминалом; управление видеокамерами — полноэкранный показ и установка режима переключения между двумя камерами; в случае использования трактора Fendt с навесным фронтальным погрузочным оборудованием CargoProfi на терминале задаются параметры выполняемой операции. Система интегрирована с ISOBUS.
Функционал терминала позволяет накапливать и хранить в памяти до 25 настроек рабочих параметров под разными именами. Например, для конкретной выполняемой сельскохозяйственной операции можно сохранить текущие настройки и установки параметров двигателя и трансмиссии, круиз-контроля, гидравлической системы, фронтального и заднего навесных устройств, переднего и заднего валов отбора мощности, рулевого управления.
Помимо сохраненных параметров можно задавать последовательности изменения настроек и быстро вызывать их при выполнении определенной производственной операции, а также при осуществлении поворотов и разворотов агрегата. Вызов сохраненных параметров можно осуществить кнопками джойстика.
Джойстик Fendt позволяет удобно изменять скорость и направление движения трактора, управлять гидравлической системой и круиз-контролем. Функциональное назначение кнопок можно переопределить с помощью меню Fendt Variotronic.
Case IH AFS
С помощью терминала Case IH AFS осуществляется мониторинг технических параметров — расход топлива, загрузка двигателя и мощность на привод ВОМ. Помимо этого можно осуществлять контроль за технологическими параметрами — урожайность и влажность культур, производительность агрегата. Накопленные данные позволяют в режиме реального времени контролировать общее потребление топлива и выработку при выполнении текущей операции.
Компания Case применяет системы управления AFS Pro 700 на комбайнах AXIAL FLOW, тракторах Steiger, Magnum, Puma, опрыскивателях Patriots. Возможности терминала включают управление машиной, ведение учета, создание карт, взаимодействие с ISOBUS 11783, видео мониторинг с поддержкой трех камер. Возможность подключения камер позволяет контролировать работу трактора в агрегате с широкозахватной техникой, а применение на комбайне позволяет осуществлять контроль за наполнением бункера.
Massey Ferguson: Datatronic
На современных тракторах компании Massey Ferguson реализовано много инновационных решений в области управления узлами и агрегатами. Система электронного управления двигателем EEM позволяет оператору точно устанавливать требуемую частоту вращения коленчатого вала, что позволяет эффективно использовать мощность двигателя на конкретной производственной операции.
Электронное управление навесным устройством позволяет в автоматическом режиме корректировать глубину обработки и стабилизировать тяговое сопротивление, что положительным образом сказывается на повышении производительности агрегата.
Эргономичный джойстик трактора позволяет эффективно управлять перемещением трактора, а также монтируемым оборудованием для погрузки. Кнопки джойстика могут быть запрограммированы для сохранения и включения настроек двигателя.
Многофункциональный рычаг позволяет управлять задним навесным устройством, валом отбора мощности, гидравлической системой, круиз-контролем и трансмиссией. Данные элементы управления присутствуют на моделях тракторов MF 6600, MF 7600 и MF 8700.
Терминал Datatronic 4-Control Centre Display (CCD) оснащен 7 дюймовым цветным дисплеем и может использоваться для взаимодействия с навесным и прицепным оборудованием по стандартам ISOBUS или для отображения важных параметров трактора и настройки определенных параметров.
John Deere CommandPRO
Терминал John Deere Gen 4 CommandCenter является серьезным шагом на пути к реализации технологий точного земледелия. Терминал оснащен набором приложений для выполнения конкретных операций с возможностью обмена информацией между агрегатами с аналогичным оборудованием и передачей данных в центр обработки информации John Deere.
С помощью терминала можно просматривать и редактировать настройки агрегата. На системной вкладке можно настроить текущую дату и время, звук и изображение, просмотреть файлы, установить языковые параметры. На вкладке доступных приложений имеется возможность управления системой позиционирования трактора, вызов калькулятора, управление оборудованием через ISOBUS, картирование, удаленный доступ, работа с видеокамерами, мониторинг производительности и другие рабочие настройки.
Большую популярность приобрели приложения AutoTrac Vision для наблюдения за качеством внесения пестицидов опрыскивателем и AutoTrac RowSense для точного ведения агрегата по междурядьям, In-Field Data Sharing для обмена данными между уборочными и транспортными агрегатами, Section Control для индивидуального управления рабочими органами при обработке участков со сложным контуром, а также множество других полезных приложений.
Джойстик системы управления CommandPRO позволяет изменять скорость и направление движения агрегата.
Подводя итог, следует отметить, что современные системы расширенного управления предназначены не только для удобного контроля за параметрами машинно-тракторного агрегата, но также для обеспечения определенного комфорта оператора, максимальной эффективности использования тягово-сцепных качеств и мощности, контроля за процессами выполнения технологических операций и интегрированы в более сложные системы взаимодействия между полевыми агрегатами и единым центром обработки информации. С такими централизованными системами «ГлавПахарь» ознакомит вас в ближайшее время.