Семеро смелых, или кто изменил мир сельского хозяйства

19.10.2022
Прочее
2435
Кто изменил мир сельского хозяйства и механизацию в АПК

Мы часто не замечаем и не ценим множества удивительных изобретений, изменивших сельское хозяйство и позволивших планете существовать в ее нынешнем виде с  населением 8 миллиардов. Мы редко вспоминаем имена их авторов, тех самых героев-инноваторов, талантливых выдумщиков и энергичных предпринимателей. К тому же история жестока, подлинные герои часто остаются безвестными, а кто-то наоборот, прославлен незаслуженно.

Давайте обратимся к исторической биографии нескольких выдающихся личностей, преодолевших инерцию традиций и проложивших дорогу в будущее.

Джетро Талл (1674-1741): идею изобретения сеялки подсказала музыка

Джетро Талл (1674-1741)

Да-да-да, знаменитая британская рок-группа носила имя агронома 18-го века, бывает и так. Не зря под их заводные мелодии так и хочется что-нибудь вспахать или посеять.

В мире сельхозтехники Джетро Талл (тот что агроном) знаменит, прежде всего, изобретением сеялки. Причем легенда гласит, что без музыки тут не обошлось. Рассказывают, что пытливый ум изобретателя родил идею на концерте органной музыки. Он заметил, что при нажатии на клавишу открывается клапан, а трубка издает звук. До изобретения агрегата с ящиком для семян и трубками, по которым зерно попадает в землю, оставался один шаг!

Увлекся изучением особенностей ведения сельского хозяйства молодой юрист из Англии Джетро Талл во время путешествия по Европе, где поправлял подорванное родными британскими туманами здоровье. Да так увлекся, что стал настоящим ученым. Много лет он громил сторонников традиционных методов ведения сельского хозяйства, продвигая теории относительно рыхления почвы и научный подход к технологии посева для повышения урожайности. 

Свою сеялку Джетро Талл изобрел в 1701-м году. Метод посева разбрасыванием семян вручную с последующей заделкой боронованием был, по убеждению, Талла глубоко неэффективным. Только обеспечив заданную глубину посева и правильный интервал между семенами можно получить высокий урожай. Эту задачу решала первая сеялка Джетро Талла, и на ее же решение, только все с более высокой точностью, нацелены современные агрегаты.

Так что не удивляйтесь теперь, если при виде современной сеялки в вашей голове начнет играть какая-нибудь мелодия из Джетро Талл (той, которая рок-группа). А мы скажем: «Спасибо, агроном Джетро Талл!» – и перейдем к следующей истории.

Устройство сеялки Джетро Талла (источник: upload.wikimedia.org)

Патрик Белл (1799-1869): бескорыстный изобретатель жатки

Фото: hmong.ru
Патрик Белл (1799-1869)

Патрик Белл, обычный священник из Шотландии, первым придумал, как облегчить тяжкий труд жнецов. В 1828-м году вместе с братом он создал и испытал первую модель своей жатки.

Лошади толкали поставленную на колеса раму, впереди на ней стояло мотовило, а внизу был режущий аппарат. Срезанные стебли попадали на наклонный щит и отбрасывались с него в сторону, укладываясь в рядок.

В течение многих лет Патрик Белл совершенствовал свою жатку, она часто побеждала в соревнованиях конкурентов-последователей. При этом моральные принципы Патрика не позволяли ему наживаться на своем изобретении. Он сделал добро и отдал его людям – не стал патентовать свое изобретение, а сказал: «Смотрите на мою жатку, берите за основу, сделайте лучше, я буду только рад!»

«Умер в нищете и безвестности…».  Нередко гласит финал истории жизни чудаков подобных Патрику Беллу. Но ничего подобного! Шотландец, хоть и не разбогател на своем изобретении, но продолжал свое служение людям, стал пастором и прожил достойную жизнь.

А благодарные земляки не оставили без награды и его изобретение. Шотландское горное и сельскохозяйственное общество вручило Патрику Беллу 1000 фунтов стерлингов (предположим, что в то время это была очень приличная сумма) на серебряном подносе примерно с такой надписью: «В знак признательности за заслуги в изобретении эффективной жатвенной машины».

«Компоновка» жатки Патрика Белла напоминает современную самоходную косилку – рабочее оборудование спереди, а за ним силовая установка и ходовая часть

Сайрус МакКормик (1809-1884): довести продукт до совершенства и убедить в этом окружающих? Легко, если вы готовы потратить на это 20 лет и ваша фамилия МакКормик

Сайрус МакКормик (1809-1884)

Итак, мы узнали историю изобретателя жатки Патрика Белла. Теперь познакомимся с его современником из Соединённых Штатов Америки Сайрусом МакКормиком и, наверное, удивимся, что это именно его, а вовсе не Белла называют «единственным изобретателем жатки».

Чем же заслужил МакКормик такую славу и заслужил ли вообще? 

С одной стороны, МакКормик после многолетних экспериментов создал действительно эффективную конструкцию, собрав в ней все наиболее удачные технические решения как собственные, так и других изобретателей. Он добился коммерческого успеха и основал фирму McCormick Harvesting Machine Company. Бренд McCormick дожил до наших дней и довольно известен в мире.

И в то же время, ничего из сделанного МакКормиком по отдельности нельзя считать революционным прорывом. Запатентовал жатку? Да, но уже была жатка Патрика Белла, не ставшего защищать патентом свое решение. До МакКормика получили патенты на похожие конструкции как минимум еще два американца: Уильям Мэннинг и Обед Хасси. Более того, Сайрус даже не изобретал эту жатку, а дорабатывал конструкцию своего отца, Роберта МакКормика. Может быть, он сделал лучшую жатку в мире? Не факт, жатка Роберта МакКормика даже после доработок Сайруса была далекой от совершенства, а реально годные для продажи жатки МакКормик сделал только к 1844-му году, через 10 лет после получения патента.

Для успеха нужно было необходимо не только усовершенствовать продукт, но и преодолеть недоверие консервативной массы фермеров. МакКормик одним из первых стал проводить полевые демонстрации сельхозтехники в работе. Этот метод не только «раскрутил» его жатку, но и превратился со временем в стандарт работы продавцов сельхозтехники.

Заслуга Сайруса МакКормика в том, что он не просто сделал изобретение, а довел продукт до совершенства и убедил в его эффетивности широкие массы.

В зале славы изобретателей МакКормику посвящена такая запись:  «Его экономящее время изобретение позволило фермерам более чем удвоить размер урожая и стимулировало инновации в сельскохозяйственной технике».

Жатка МакКормика на презентации в Вирджинии
«Лобогрейка» завода «Красный Аксай» (источник: dic.academic.ru)
А это наследница жатки МакКормика. В России ее применяли чуть ли не до 1950-х и называли смешным словом «лобогрейка», причем вполне официально. Почему лобогрейка? Версия следующая. На этой жатке работали двое – один правил лошадками, а вот второй вручную должен был сбрасывать срезанные стебли с платформы, у этой простейшей жатки механизации не было. Работа была очень напряженная – горячий пот рекой тек со лба работника.

Вилмот Ф. Крозье (1883-1968): защита прав потребителей – дело рук самих потребителей, или как фермер придумал закон на сто лет вперед

Фото: upload.wikimedia.org
Вилмот Ф. Крозье (1883-1968)

Этот рассказ не про изобретателя, а про фермера из Оцеолы, штат Небраска, США. Сто лет назад Вилмот Флинт Крозье буквально заставил американских законодателей принять закон, эффект от которого мы ощущаем и по сей день.

Фермер Крозье весьма внимательно следил за развитием бурно растущей в начале 20-го века отраслью тракторостроения. «Я наблюдал за развитием тракторной промышленности с самого ее зарождения и следил за многими странно выглядящими приспособлениями на демонстрационных полях, которые якобы могли заменить моих длинноухих мулов перед плугом»,  — так писал он в своей статье 1919-го года для журнала Implements & Tractor Trade Journal, выпущенной по поводу принятия того самого закона об обязательном тестировании всех тракторов перед запуском их в продажу.

В той же статье фермер рассказал, что прежде чем найти действительно подходящий для работы трактор, он потерял деньги и потратил уйму времени на два негодных образца. Действительно, в то время строить тракторы брались все кому не лень.

Терпение Крозье кончилось после опыта с трактором марки Ford. Причем знаменитый Генри Форд не имел отношения к тому трактору. Ушлые коммерсанты из Миннесоты наняли молодого человека по фамилии Форд, после чего «законно» назвали фирму и трактор его именем, чем ввели в заблуждение массу покупателей. Сам же трактор был чисто фейковым, как бы сейчас сказали, проектом. Для работы в поле вместо мулов он точно был не пригоден. Кому интересны подробности этой истории – рекомендуем поискать в интернете информацию про трактор Ford B.

Объединив усилия с сенатором штата Небраска Чарльзом Уорнером, в 1919-м году Вилмот Ф. Крозье добился принятия предложенного им закона. С этого момента в Соединенных Штатах нельзя было продавать тракторы, не прошедшие испытания, не обеспеченные запасными частями и не соответствующие определенным стандартам.

Уже в 1920-м году прошли первые испытания трактора в специальной испытательной лаборатории на территории Университета Небраски. С тех пор тысячи моделей тракторов были испытаны в той самой Nebraska Test Lab, а в международные и национальные стандарты испытаний и сертификации тракторов и другой сельскохозяйственной техники заложены все те же основные принципы закона американского фермера Вилмота Ф. Крозье.

Фото: antiquefarming.com
Тяговые испытания трактора на полигоне в 1920-х

Генри Форд (1863-1947): гениальный трактор от гения бизнеса

Генри Форд (1863-1947)

А он то что здесь делает? – спросите вы. Действительно, имя Форда накрепко связано прежде всего с автомобильным производством, конвейером, автогонками, социальными экспериментами, политическими воззрениями. Это настолько мощная и разнообразная фигура, что про его вклад в тракторостроение даже вскользь не упомянуто в довольно объемной статье Википедии.

Получается, что достижения Генри Форда на ниве тракторостроения ушли в тень. А надо сказать, что гений Форд и тут не подкачал. Вообще идея производства трактора занимала Генри Форда даже раньше, чем идея производства автомобиля. Но коммерческий успех автомобиля был более очевиден и трактор был Фордом отложен, но не забыт. Тем более, что крестьянский труд Генри Форду, выросшему на ферме в Мичигане, был очень даже знаком. Он лучше многих понимал, как трактор может изменить весь фермерский уклад, сделать жизнь сельского труженика принципиально иной.

Генри Форд как инженер и предприниматель видел недостатки тех конструкций, что тогда появились на рынке. «Я счел, однако, что у тяжелых тракторов не было будущего. Для маленьких хозяйств они считались слишком дорогими, требовали слишком много искусства в управлении и были слишком тяжелы по сравнению со своей мощностью. Единственный тип трактора, который, на мой взгляд, стоило производить, должен быть настолько легок, прочен и прост, чтобы всякий сумел им пользоваться. Кроме того, он должен быть таким дешевым, чтобы всякий мог себе его позволить.» Так писал Генри Форд в своей книге «Моя жизнь, мои достижения».

15 лет экспериментов и миллионы долларов (в пересчете на текущий момент это уже миллиарды) привели к созданию трактора Fordson, «По частям» этот трактор вроде бы не имел принципиальных отличий от существовавших конструкций, разве что отметить его передовую безрамную конструкцию – несущими элементами были сами агрегаты. Но общая концепция – компактный, лёгкий, доступный по цене, обеспеченный запчастями и ремонтопригодный – стала секретом успеха. К тому же Генри Форд с присущей ему дотошностью наглядным расчетом показал фермеру выгоду – распашка одного акра (примерно 0,4 га или 40 соток) земли трактором обходилась 0,95 доллара, а лошадью 1,46.

Успех тракторов Генри Форда был беспрецедентным. С 1917 по 1928 их построено более 550 000, и это без учета примерно 100 000 советских копий известных как «Фордзон-Путиловец». Но время этой концепции было ограничено. Удачные решения конструкции стали стандартом для других производителей, а некоторые преимущества обернулись недостатками. В 1930-х фермеры могли себе позволить более дорогие и совершенные тракторы. Высокая тяга стала важнее компактности и легкости, а прицепные агрегаты предъявляли новые требования к тракторам.

В 1928-м производство тракторов «Фордзон» завершилось, а следующая модель трактора Форда появилась только через 10 лет. Но это уже совсем другая история.

Трактор 1919 Fordson Tractor (источник: upload.wikimedia.org)
Если не брать в расчет технический уровень, а также требования безопасности и комфорта, то трактор Форда в 1917-м году уже вполне напоминает современные машины. Эта компоновка не зря получила название «классической».

Гарри Фергюссон (1884-1960): идея трехточечной навески настолько красива и проста, что выдумать ее мог только великий изобретатель

Гарри Фергюссон (1884-1960)

Изобретение ирландца Гарри Фергюссона — трехточечное гидрофицированное навесное устройство трактора  стало общепризнанным стандартом, добралось до наших дней практически в неизменном виде и не планирует сдавать позиций.

С юных лет Гарри Фергюссон был увлечен авиацией и автогонками, считается даже, что он был первым ирландцем, поднявшимся в воздух на аэроплане. В 1911-м он основал компанию по торговле автомобилями и как-то раз ему пришлось продавать трактор. Молодому инженеру, детство которого к тому же прошло на ферме, не понравилась система сцепки тракторов с орудиями.

По сути, тракторы унаследовали технологию конной тяги, а Фергюссон видел, что потенциал трактора значительно больше. В 1926-м году он запатентовал первую трехточечную систему, но до массового производства дело дошло ближе к 1940-м. Основные преимущества навесной системы – использование веса орудия для улучшения тяги, а также  рост производительности за счет скорости подъема и опускания навесного агрегата и большого выигрыша в маневренности. Помимо этого, жесткая сцепка на трех точках значительно снижала риск опрокидывания трактора.

Генри Форд увидел первые образцы сцепки Фергюссона еще в 1920-х и был очень впечатлен. Он предложил выкупить права на изобретение и приглашал Гарри Фергюссона к себе работать. Тогда Форд получил отказ, но в 1938-м году навеска Фергюссона все же появилась на новом тракторе Генри Форда. К тому времени и сам Фергюссон уже выпускал тракторы. Интересно, что Фергюссон и в 1938-м году отказался продать Форду права. Два выдающихся инженера заключили устное соглашение, скрепленное только рукопожатием. 

Система Фергюссона включала целый набор совместимых агрегатов. Это был секрет успеха, другие производители бросились выпускать собственные системы агрегатирования, но «трехточка» Фергюссона оказалась наиболее совершенной. Ближе к 1960-м, когда сроки действия патентов закончились, система Фергюссона обрела статус международного стандарта.

Трехточечная навеска на тракторе Ferguson 35 (источник: upload.wikimedia.org)
Трехточечная навеска на тракторе Ferguson 35. Гарри Фергюссон не только придумал навесное устройство, но и стал выпускать тракторы собственной марки. в 1953 году в результате объединения Ferguson и Massey-Harris появился известный и сегодня бренд Massey Ferguson.

Василий Прохорович Горячкин (1868-1935): просто основоположник сельхозмашиностроения и наш соотечественник

Василий Прохорович Горячкин (1868-1935)

Немало и наших соотечественников внесло вклад в дело мирового сельхозмашиностроения. Воистину Россия – родина парадоксов. Только представьте себе, страна с трудом оживает после Гражданской войны, промышленность только начинает осваивать американский «Фордзон», в полях из механизации в основном жатки-лобогрейки, а труды советского ученого Горячкина, такие как «Земледельческая механика» (1919) и «Теория плуга» (1925), признаются выдающимися во всем мире.

Василий Прохорович известен как автор множества научных трудов. Это его идеи легли в основу системы машин, которую принимали за образец зарубежные производители, наследием которой мы до сих пор во многом пользуемся.

Каждому современному ученому сельскохозяйственного направления, да и не только сельскохозяйственного, знакома формула Горячкина – формула расчёта сопротивления плуга при вспашке. Причем формула имеет общий вид для всякого орудия или машины, движущихся в какой-либо среде: для рабочих органов сельхозагрегатов, для металлорежущего инструмента, для корпуса судна в водной среде и т.д.

Кстати, первая машиноиспытательная станция в России появилась в 1913-м году. За семь лет до первых тестов в Небраске, между прочим. И открыли ее благодаря усилиям все того же Василия Прохоровича Горячкина. А еще при активном участии Горячкин были созданы Петровская сельскохозяйственная академия, Всесоюзный институт механизации, Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.

Да, имя академика Горячкина, а также множества его учеников и последователей, как правило, не ассоциируется у нас с изобретением каких-либо конкретных машин или технологий. Но, видимо, это наш подход и наши традиции. По-настоящему большие дела мы творим общими усилиями под руководством выдающихся лидеров и основателей научной школы, каким безо всяких сомнений был Василий Прохорович Горячкин.

Здание машиноиспытательной станции в Москве, открытой в 1913 году (источник: stimul.online)

Люди, о которых вы прочитали, принесли в наш мир новое. Каждый прошел свой путь, но объединяет их всех смелость идти против застарелых традиций и настойчивость в стремлении к цели.

Сегодня «ГлавПахарь» рассказал лишь семь коротких историй, а выдающихся людей и их изобретений сотни и тысячи.  История сельхозтехники обширна и интересна, и если Вам понравилась наша публикация, мы обязательно продолжим.

Трактор ЛТЗ-145: могли стать первыми, а вышло как всегда

ТОП-8 автомобильных гигантов, ранее производивших тракторы для сельского хозяйства