В середине ноября 2023 года состоялось крайне значимое для рынка (особенно отечественной сельхозтехники) событие — конференция по темам: «Промышленная кооперация» и «Развитие дилерской сети предприятий-участников Союза Промышленников Прогресс». На наш субъективный взгляд, рабочее совещание руководителей и профильных специалистов предприятий-участников СП «Прогресс» получилось крайне важным для понимания дальнейшего курса и в целом развития машиностроения Союзного Государства.
На конференции, прошедшей в Гомеле на базе Гомсельмаша, обсудили наиболее важные вопросы рынка — от того, как развивать дилерскую сеть и обеспечить промышленное «сближение» и более тесную кооперацию между РФ и РБ до того, как сам СП «Прогресс» способен помочь предприятиям Беларуси и России занять позиции, покинутые западными машиностроительными компаниями, а также решить вопрос признания белорусских комплектующих отечественными и проблему совместных закупок компонентов в формате кооперации Союзного государства.
Кратко о том, что именно обсуждали на конференции, какие спикеры выступили, какие доклады вызвали наибольший интерес, и что на практике значит формула «ОБЪЕДИНЯЯСЬ – ПРЕУМНОЖАЕМ» — в нашем новом материале.
Важно, что пленарной части конференции СП «Прогресс» предшествовало ознакомление представителей делегаций из Беларуси и России с производственным потенциалом белорусского машиностроительного холдинга «Гомсельмаш». Участники посетили первый механосборочный корпус и сборочно-сдаточный цех, где ознакомились с темой импортозамещения и увидели, как производится сборка гомсельмашевских комбайнов.
На территории предприятия была организована выставка техники, с которой гостей ознакомил заместитель директора ЦПиС — начальник ЦМиР ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Муляр.
Предварительные итоги года и планы на будущее тезисно озвучил гендиректор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков. По его словам, они были понятны уже в сентябре.
«Цифру, которую мы запланировали для себя, 3 тыс. единиц самоходной техники, безусловно, выполним. Вся техника найдет своего потребителя. На 2024 год Гомсельмаш планирует выпуск не менее 3,5 тыс. самоходной техники. Это хорошая прибавка в темпах роста не только в объемах производства, но и наращивания экспортного потенциала.
По итогам января — сентября рентабельность продаж на предприятии составила 13,1% при доведенном задании 8,2%. Объем производства промышленной продукции в действующих ценах на 51,2% выше этого показателя за аналогичный период прошлого года. Выручка от реализации продукции на 12,8% выше заложенной в бизнес-плане социально-экономического развития, к аналогичному периоду прошлого года рост составил 43,3%».
Александр Новиков также сообщил, что в настоящее время на предприятии активными темпами занимаются модернизацией производства. Так, часть нового современного оборудования поступит уже в этом квартале. Основная же поставка ожидается в 2024 году.
«Всего на модернизацию производства планируется направить более 130 млн долларов. Предприятие получит новый виток как в технологическом плане, так и в повышении производительности и конкурентоспособности».
Напомним, что Гомсельмаш одним из первых в Беларуси начал «тотальную» кооперацию с российскими производителями. Например, комбайны бренда уже серийно комплектуются автопилотом на основе искусственного интеллекта российского производства, а на более чем 90 % самоходной техники устанавливаются двигатели Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Дальше — больше, по крайней мере, так обещают сами представители белорусского флагмана.
Среди других важных тезисов, озвученных Александром Новиковым:
После осмотра производственных мощностей и выставки техники на открытой площадке в конференц-зале заводоуправления прошла пленарная часть совещания с участием руководителей передовых белорусских и российских заводов сельхозмашиностроения, а также директора Союза промышленников «Прогресс» Дмитрия Фролова.
Отметим, что редакция «ГлавПахарь» присутствовала на мероприятии лично и выступила перед гостями и участниками с большим докладом по теме: «Промышленная кооперация Союзного государства и актуальность её освещения». Но обо всем по порядку.
Дмитрий Фролов в ходе совещания отметил особую важность взаимодействия отечественных производителей сельхозтехники в условиях санкционного давления западных стран.
«После ухода с наших рынков многих зарубежных компаний, в том числе машиностроительных, настал уникальный момент. Российские и белорусские компании могут не просто занять освободившиеся ниши, но и успешно противостоять угрозам и вызовам экономического характера. На нашей встрече заложен фундамент работы по объединению дилерских сетей, которую мы планируем продолжать в 2024 году. В перспективе хотелось бы объединить некоторые дилерские центры Гомсельмаша, МТЗ, Петербургского тракторного завода. И сегодня надеемся заложить фундамент для дальнейших действий. В будущем это поможет создать схемы взаимных кооперационных закупок узлов и агрегатов.
В целом в объединении линеек нашей продукции и дилерской сети мы видим тот инструмент, который поможет всем — и российским, и белорусским предприятиям — выиграть в той конкурентной борьбе, которая сложилась в 2023 году. Эта работа заложит прочный фундамент, на котором предприятия смогут развиваться в дальнейшем.
Осуществление совместных закупок — «каких-то тождественных, идентичных комплектующих и материалов» — сейчас крайне важно. Над этой темой мы активно начали работать где-то с июня этого года. На каждом предприятии была собрана рабочая группа, которая интенсивно работала на протяжении 3-4 месяцев. Результаты этой работы мы и демонстрировали на конференции. Надеемся, что тот опыт и знания, полученные при работе таких инициативных групп, будут положены в основу совместных закупок, которые мы предполагаем осуществлять уже со следующего года».
Затронул Дмитрий Фролов и вопросы себестоимости производства сельхозтехники.
«Согласитесь, что в условиях падающего рынка и большой конкуренции работа с себестоимостью на каждом предприятии носит немаловажный характер. Сегодня Постановление №229 делает невозможным совместные закупки компонентов предприятиями РБ и РФ в формате кооперации Союзного государства. В связи с этим, государственные предприятия сельхозмашиностроения Беларуси предложили внести изменения в это постановление, и мы знаем, что в данный момент они уже рассматриваются, и хотелось бы очень, чтобы законодатели услышали позиции Петербургского тракторного завода, МТЗ и Гомсельмаша. Решение этого вопроса поможет всем снизить свои издержки, а следовательно, больше заработать и вложить эти денежные средства в дальнейшее совершенствование производственной базы и развитие кадрового и промышленного потенциала заводов.
Другая важная тема — признание белорусских компонентов наравне с российскими. К сожалению, на данный момент ничего в этом вопросе не изменилось, даже несмотря на то, что эту тему директор Петербургского тракторного завода и председатель СП «Прогресс» Сергей Серебряков поднимал на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Но мы, безусловно, ждем положительного решения и в этом вопросе.
Сегодня имеется некий «перекос», а на мой взгляд, историческая несправедливость, что как компоненты, так и товары белорусского производства в России считаются иностранными. У них такой же статус как у китайских товаров и другой продукции дружественных нам стран, и это наряду с тем фактом, что у нас Союзное государство — Россия и Беларусь. Владимир Путин поставил задачу разобраться с этой ситуацией, поддержав инициативу промышленников. Надеемся, что до конца этого года решение по этой проблеме будет всё-таки принято. Тогда уже в следующем году мы сможем преодолеть ряд сложностей, в том числе правовых».
Дмитрий Фролов также отметил, что за прошедший год Союз промышленников «Прогресс» объединил 15 участников, включая научные и образовательные учреждения. Работа в этом направлении будет продолжена.
«Союз промышленников включает также всероссийские образовательные учреждения по отрасли. В планах — присоединить и белорусские. Так, в ближайшее время Прогрессом намечено посещение Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Развитие кооперационных связей в этом плане нацелено на решение актуальных запросов. К примеру, сейчас очевидны два серьезных направления. Во-первых, это практика студентов по профилю. Во-вторых, стоит вопрос дополнительного обучения преподавателей, сами вузы обозначили его. Преподавателям необходимо больше углубиться в производственные моменты. И в определенной мере им необходимо наверстывать процессы, обусловленные модернизацией и развитием промышленности на современном этапе. Важна стажировка преподавателей, чтобы они доносили студентам актуальные данные о технике, на которой выпускникам предстоит работать в будущем».
Директор Союза также обозначил, что СП уже заявил о себе на рынке сельхозтехники Беларуси и России.
«Есть долгосрочные проекты, в части взаимной внутренней и внешней кооперации по разным направлениям. Мы уже заявили о себе, и будем только расти».
Руководитель комитета Союза Промышленников «Прогресс» Андрей Никонов выступил с докладом по теме: «Парк сельскохозяйственной самоходной техники РФ на июль 2023 года. Раскрытие потенциала».
В своем докладе спикер затронул вопросы сегментации информации по парку техники, сложности сбора такой информации и её унификации по базам и типа агромашин.
Рассказал Андрей Никонов и про другие проблемные вопросы отрасли, например, про износ и возраст машинно-тракторного парка сельхозтехники, регионы происхождения, а также про актуальные оперативно-управленческие вопросы.
Андрей Никонов особо подчеркнул, что все эти данные можно использовать в нужном для сельхозмашиностроителей русле.
«Возможности по использованию большие: помощь при планировании продаж техники и запасных частей в регионах (краткосрочный и среднесрочный горизонт планирования), помощь при постановке задач по продажам техники и запасных частей для дилера, проверка компетенций дилера в своем регионе, выявление поведенческих тенденций потенциальных клиентов, помощь при продуктовом планировании (долгосрочный горизонт планирования), помощь при поиске иных вариантов развития отрасли машиностроения».
Другой стратегически важный вопрос — запасные части, детали и компоненты.
«В настоящее время нам нужно подумать и о том, чтобы организовать производство запасных частей для иностранной техники, ведь мы знаем, какая техника, сколько её и где она находится. Да, эта техника, как правило, достаточно технологически сложная, быстро решить все вопросы тут не получится, но надо начать, при том, что в ней есть ряд достаточно простых деталей, производство которых можно наладить без особых нюансов, у нас есть такие компетенции.
Концепция запуска проекта по запасным частям на 1-3 года может выглядеть следующим образом: можно размещать заказы на выпуск комплектующих от участников Союза, последовательно развивать производство запчастей от участников Союза и также последовательно для обеспечения потребностей иностранной техники в РФ, а в перспективе и на территориях бывшего СССР. Можно осуществлять поиск сторонних организаций, размещающих заказы на производство запчастей (тот же Ростсельмаш).
При этом в концепции работы на 3 и более лет стоит попробовать договориться с иностранными производителями на «франшизу» производства запчастей (на этапе недружественных концепций, хотя бы понятийно, на словах). Следующий шаг — осуществлять производство запчастей для иностранных моделей с «одобрения» производителя (очень многие производители играют «в долгую» и могут пойти на эту ситуацию, в условиях невозможности сегодня самостоятельно обслуживать свою сельхозтехнику на рынке).
Кроме того, возможна организация выпуска крупных узлов и их локализация. К примеру, для сторонних заказчиков можно производить мосты, коробки передач по типу ZF и так далее».
Руководитель комитета промышленной кооперации, науки и образования СП «Прогресс» Андрей Горгодзе также выступил с важным для рынка в целом докладом.
«Одним из условий участников СП «Прогресс» было создание равных условий для участников Союза в работе как на рынке России, так и Беларуси. Сегодня мы видим, что условия, зачастую, бывают крайне неравными, в том числе под это пытаются подвести те или иные обоснования (по машинам, по классам и так далее). В Беларуси система машин и как итог государственный научно-обоснованныей документ по этому вопросу в настоящее время прорабатывается. В России последний такой документ закончил своё действие в 2012 году, и с тех пор он не актуализировался.
Сегодня то, за что «ратует» Минсельхоз России, не всегда находит поддержку в Минпромторге. Промышленники руководствуются тем аргументом, что если «система машин» где-то прописана и документально закреплена, то новую технику как бы «не предъявишь», это ограничение. При этом, когда многим говоришь, что в России давно существует «типажирование» агромашин по Советской модели (к слову, одной из самых лучших на сегодняшний день), промышленники в большинстве своём уходят от ответа.
Сегодня мы думаем над тем, чтобы создать систему, которая бы устроила всех участников рынка и была наиболее оптимальной. Россия пошла по пути того, что создала 740 Постановление, где определены показатели назначения машин, претендующих на государственное субсидирование, но в основе тех технических данных, которые упомянуты в документе лежат стандарты, работавшие еще в 1986 году. Например, современный трактор Кировец К-7М не попадает под эти требования, поскольку там всё заканчивается пятым классом тракторов. Машины, которые тяжелее и имеют более высокую мощность, просто туда не попадают, и это есть проблема.
Для того чтобы каким-то образом всё это уравнять и договориться, мы предлагаем рассмотреть другую систему — единую сервисно-сбытовую сеть для белорусских и российских производителей. Такие примеры хороших больших дилеров уже есть. Они одинаково хорошо работают и с техникой МТЗ, и Гомсельмаша, и ПТЗ. Предложение МТЗ: включить «Проведение работ по созданию высокоэффективной дилерской сети предприятий – участников Союза промышленников «Прогресс» с учетом имеющегося поручения Министерства промышленности Республики Беларусь по созданию в Российской Федерации единых сервисно-сбытовых центров белорусской продукции».
В настоящее время на рынке Союзного государства присутствует значительное количество производителей сельскохозяйственной техники, продвигающих свою продукцию различными методами, основанными на тех или иных технологиях маркетинга (соотношение цена/качество, уникальное предложение, позиционирование). Андрей Горгодзе высказал свою точку зрения на этот счет.
«Необходимо отметить, что кардинальных различий в технико-технологических характеристиках машин не наблюдается: в любой ценовой категории потребитель может выбрать для себя продукт от нескольких производителей, обладающий приблизительно идентичным набором функций и уровнем производительности.
Конкурентная борьба в этом случае смещается в сектор потребительских качеств техники (привлекательности), личных (субъективных) взаимоотношений с потребителем, повышения доверия и обеспеченности эффективного взаимодействия. Основным преимуществом в этой борьбе становится формирование лояльности клиента к марке, возможность контроля и управления уровнем лояльности (приверженности).
Предлагается использовать «Сервис» (услуга) как конкурентное преимущество предприятий и главный инструмент в «позиционировании от потребностей клиента». В данном контексте понятие «Сервис» предполагает не только и не столько возможность обслуживания и ремонта техники. Понятие «Сервис» имеет более разноплановый смысл: забота о клиенте, перечень услуг, объем материально-технического обеспечения, скорость реакции на запрос, информирование, обратная связь и др. Таким образом, создание концепции «Единый Стандарт Сервиса» предполагает дополнительное внимание к потребителям техники и, как следствие, увеличение их лояльности (приверженности) к нашей марке».
Андрей Горгодзе уверен, что в настоящее время российским и белорусским компаниям надо «договариваться» о едином стандарте для своих машин по сервису. Кроме того, единые стандарты нужны и в вопросе работы с запасными частями и комплектующими.
«Гарантийные взносы от завода во времена СССР равнялись где-то 11,5%, что далеко не 3-4%, которые дают сейчас на сервис, а также были централизованные базы и прочие условия. Я не призываю переходить к советскому союзу, но, надо начать договариваться о едином стандарте для своих машин по сервису, для того чтобы клиента можно было сопровождать, а гарантийные случаи были оценены внутри благодаря плану мероприятий и пересчитаны.
Сегодня также крайне важно разрабатывать принципы, методики и регламенты системы качества и показателей назначения, производственной и технологической кооперации предприятий-участников Союза, в том числе, в части импортозамещения по технологическому оборудованию. Создание реестра поставщиков сырья, материалов и однотипных комплектующих — стратегическая задача».
Про передовые проекты кооперации в закупках комплектующих рассказал Закалюжный В.В., «Союз промышленников «Прогресс». Эксперт отметил, что «проект кооперации в закупках однотипных комплектующих для предприятий-учредителей Союза промышленников «Прогресс» уже формируется на 2024 год».
«Цель — разработка методики объединения закупок на примере одной из однотипных комплектующих и ее применение на первом этапе для трех предприятий-учредителей Союза, а в дальнейшем для всей номенклатуры однотипных комплектующих и для всех членов Союза, пожелавших присоединиться к проекту. Идеология — мы уважаем наших поставщиков и не применяем субъективных методов «выкручивания рук». Наша задача — используя объективные показатели, получить рыночно справедливую цену на товар».
«Реализация по этапам: 1) Для упрощения решения поставленной задачи выбрана одна позиция из однотипных комплектующих — АКБ. 2) Обобщены технические и финансовые параметры. 3) Выведен показатель удельного содержания денежных средств в структуре себестоимости доминирующего материала при производстве АКБ – свинца. 4) Проанализировано влияние валюты закупки. 5) Определена зависимость скидки поставщиком от увеличения объёма заказываемого товара при фиксированной норме маржинального дохода. 6) Проанализировано пересечение поставщиков трех предприятий Союза и история прохождения/непрохождения ими испытаний, а также отличий в регламентах испытаний на 3-х заводах».
Василий Закалюжный также рассказал про «Проект реализации организационных мероприятий с целью увеличения доли рынка путем объединения совместных действий по развитию дилерской сети предприятий-учредителей Союза промышленников «Прогресс» в нескольких субъектах РФ». С основными принципами в этом вопросе можно ознакомиться на слайде.
Отметим, что со стороны участников Союза на мероприятии также выступили: ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш», ООО «ГлавАграрРус», ООО «Дорэлектромаш», ООО «Пегас-Агро», ООО «Глобалпас-Редбридж», ООО «ДСК Саплай», ОАО «Цветотрон» и ООО «Технологии земледелия».
«На сегодняшний день мы имеем собственную группу разработки. Мы уже восполнили продуктовый портфель и приблизились к тем технологиям, которые имели с компанией Тримбл. В этом году мы провели испытания умного отечественного гидравлического автопилота на Гомсельмаше и МТЗ. Сегодня мы создаем собственную систему картирования совместно с конструкторами Гомсельмаша, этой системой можно будет комплектовать как российскую, так и белорусскую сельхозтехнику. Технология не уступает импортным решениям».
«Сегодня важно заниматься не только самой промышленной кооперацией Союзного государства, но и правильно освещать работу в этом направлении в средствах массовой информации. Задача крайне актуальная. Многие российские и белорусские производители сельхозтехники упускают этот момент из виду, проигрывая «информационное поле» тем же китайским брендам. «Китайцы» умудряются очень здорово работать в вопросах PR-продвижения, порой создавая о себе мнение, которого даже «в реале и нет», этому надо учиться. У нас же ситуация обратная, есть отличные производственные площадки, шикарное производство, хорошая техника, крутые проекты, да и в целом сами заводы, но об этом сами предприятия, зачастую, умалчивают. Гордитесь этим, несите это в массы, кричите об этом на каждом углу, заполняйте собой информационное пространство!
Фермеры и в целом все главные игроки отрасли должны понимать, что наши машиностроители отдавать свой рынок никому не собираются. Всё что говорится и делается нужно доносить общественности, и делать это максимально правильно, полно и оперативно. Выражу мнение, что Союз промышленников «Прогресс» и, к примеру, Петербургский тракторный завод уже осознают всю значимость такого освещения, их не нужно убеждать и что-то доказывать. Всё это уже даёт свои плоды, цифры говорят сами за себя. Белорусские производители в этом вопросе пока отстают».
Общественная организация СП «Прогресс» занимается представлением интересов машиностроителей и их организаций в политических, экономических и социальных вопросах, а также в вопросах профессиональной деятельности. Это включает в себя продвижение инноваций в отрасли и поддержку квалификации работников машиностроения. Кроме того, общественная организация занимается содействием в решении проблем, с которыми сталкиваются машиностроители, например, в сфере финансовой поддержки, сохранения рабочих мест, сохранения квалифицированных кадров. Также Союз занимается образовательной деятельностью, организацией конференций, семинаров и тренингов для машиностроителей и связанных с ними профессий. В общем, главной задачей общественной организации СП «Прогресс» является защита и продвижение интересов машиностроителей и их организаций на территории ЕАЭС и за ее пределами.
Отметим, что все ресурсы группы медиахолдинга «ГлавАграр», включая порталы «ГлавПахарь» и «ГлавАгроном» ещё летом стали официальным рупором СП «Прогресс».