Объединяясь — преумножаем: о чем машиностроители говорили на конференции СП Прогресс

29.11.2023
Прочее
717

В середине ноября 2023 года состоялось крайне значимое для рынка (особенно отечественной сельхозтехники) событие — конференция по темам: «Промышленная кооперация» и «Развитие дилерской сети предприятий-участников Союза Промышленников Прогресс». На наш субъективный взгляд, рабочее совещание руководителей и профильных специалистов предприятий-участников СП «Прогресс» получилось крайне важным для понимания дальнейшего курса и в целом развития машиностроения Союзного Государства. 

На конференции, прошедшей в Гомеле на базе Гомсельмаша, обсудили наиболее важные вопросы рынка  от того, как развивать дилерскую сеть и обеспечить промышленное «сближение» и более тесную кооперацию между РФ и РБ до того, как сам СП «Прогресс» способен помочь предприятиям Беларуси и России занять позиции, покинутые западными машиностроительными компаниями, а также решить вопрос признания белорусских комплектующих отечественными и проблему совместных закупок компонентов в формате кооперации Союзного государства. 

Кратко о том, что именно обсуждали на конференции, какие спикеры выступили, какие доклады вызвали наибольший интерес, и что на практике значит формула «ОБЪЕДИНЯЯСЬ – ПРЕУМНОЖАЕМ» — в нашем новом материале.

Фото: glavpahar.ru
Рабочее совещание «Промышленная кооперация» и «Развитие дилерской сети предприятий-участников Союза Промышленников Прогресс»

Немного о принимающей стороне — какие планы на съезде Союза Промышленников «Прогресс» озвучил Гомсельмаш?

Важно, что пленарной части конференции СП «Прогресс» предшествовало ознакомление представителей делегаций из Беларуси и России с производственным потенциалом белорусского машиностроительного холдинга «Гомсельмаш». Участники посетили первый механосборочный корпус и сборочно-сдаточный цех, где ознакомились с темой импортозамещения и увидели, как производится сборка гомсельмашевских комбайнов.

На территории предприятия была организована выставка техники, с которой гостей ознакомил заместитель директора ЦПиС — начальник ЦМиР ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Муляр.

Предварительные итоги года и планы на будущее тезисно озвучил гендиректор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков. По его словам, они были понятны уже в сентябре.

«Цифру, которую мы запланировали для себя, 3 тыс. единиц самоходной техники, безусловно, выполним. Вся техника найдет своего потребителя. На 2024 год Гомсельмаш планирует выпуск не менее 3,5 тыс. самоходной техники. Это хорошая прибавка в темпах роста не только в объемах производства, но и наращивания экспортного потенциала. 

 

По итогам января — сентября рентабельность продаж на предприятии составила 13,1% при доведенном задании 8,2%. Объем производства промышленной продукции в действующих ценах на 51,2% выше этого показателя за аналогичный период прошлого года. Выручка от реализации продукции на 12,8% выше заложенной в бизнес-плане социально-экономического развития, к аналогичному периоду прошлого года рост составил 43,3%».

Александр Новиков гендиректор ОАО «Гомсельмаш»
Фото: souzprogress.com
Александр Новиков — генеральный директор ОАО «Гомсельмаш»

Александр Новиков также сообщил, что в настоящее время на предприятии активными темпами занимаются модернизацией производства. Так, часть нового современного оборудования поступит уже в этом квартале. Основная же поставка ожидается в 2024 году.

«Всего на модернизацию производства планируется направить более 130 млн долларов. Предприятие получит новый виток как в технологическом плане, так и в повышении производительности и конкурентоспособности».

Александр Новиков генеральный директор ОАО «Гомсельмаш»

Напомним, что Гомсельмаш одним из первых в Беларуси начал «тотальную» кооперацию с российскими производителями. Например, комбайны бренда уже серийно комплектуются автопилотом на основе искусственного интеллекта российского производства, а на более чем 90 % самоходной техники устанавливаются двигатели Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Дальше — больше, по крайней мере, так обещают сами представители белорусского флагмана. 

Среди других важных тезисов, озвученных Александром Новиковым:

  • «мы прекрасно понимаем, что китайские производители активизировались и на рынке запасных частей, в том числе и на нашу технику они производят запасные части, по сути контрафакт»;
  • «Союз промышленников был создан для консолидации не только по подготовке специалистов в научной и образовательной сферах. Нам как производственникам очень важно продавать не только технику — комбайны, агрегаты, тракторы, а предлагать технологию, ведь для каждого агрария она своя. И мы должны предложить именно то, что ему нужно, в этом большой плюс»;
  • «еще один момент — кооперационное взаимодействие. Ряд импортных брендов ушли с белорусского и российского рынков — и традиционные комплектующие и материалы, которые мы использовали, пришлось в оперативном порядке импортозамещать. И мы использовали компетенции наших партнеров, чтобы создать импортозамещающий продукт необходимого качества»;
  • «стратегия нашего предприятия определена давно, один из наших лозунгов звучит так: «если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». И мы не оставляем этот путь. За 2022 год вместе с белорусскими и российскими производителями, компаниями различного уровня выполнили более 180 позиций, которые ранее закупали по импорту. Теперь они успешно используются на конвейере при выпуске нашей техники».

Пленарное заседание: главные тезисы из докладов ключевых спикеров мероприятия

После осмотра производственных мощностей и выставки техники на открытой площадке в конференц-зале заводоуправления прошла пленарная часть совещания с участием руководителей передовых белорусских и российских заводов сельхозмашиностроения, а также директора Союза промышленников «Прогресс» Дмитрия Фролова. 

Отметим, что редакция «ГлавПахарь» присутствовала на мероприятии лично и выступила перед гостями и участниками с большим докладом по теме: «Промышленная кооперация Союзного государства и актуальность её освещения». Но обо всем по порядку.

Дмитрий Фролов: «Российские и белорусские компании могут не просто занять освободившиеся ниши, но и успешно противостоять угрозам и вызовам»

Фото: souzprogress.com
Дмитрий Фролов — директор Союза промышленников «Прогресс»

Дмитрий Фролов в ходе совещания отметил особую важность взаимодействия отечественных производителей сельхозтехники в условиях санкционного давления западных стран.

«После ухода с наших рынков многих зарубежных компаний, в том числе машиностроительных, настал уникальный момент. Российские и белорусские компании могут не просто занять освободившиеся ниши, но и успешно противостоять угрозам и вызовам экономического характера. На нашей встрече заложен фундамент работы по объединению дилерских сетей, которую мы планируем продолжать в 2024 году. В перспективе хотелось бы объединить некоторые дилерские центры Гомсельмаша, МТЗ, Петербургского тракторного завода. И сегодня надеемся заложить фундамент для дальнейших действий. В будущем это поможет создать схемы взаимных кооперационных закупок узлов и агрегатов.

 

В целом в объединении линеек нашей продукции и дилерской сети мы видим тот инструмент, который поможет всем — и российским, и белорусским предприятиям — выиграть в той конкурентной борьбе, которая сложилась в 2023 году. Эта работа заложит прочный фундамент, на котором предприятия смогут развиваться в дальнейшем. 

 

Осуществление совместных закупок — «каких-то тождественных, идентичных комплектующих и материалов» — сейчас крайне важно. Над этой темой мы активно начали работать где-то с июня этого года. На каждом предприятии была собрана рабочая группа, которая интенсивно работала на протяжении 3-4 месяцев. Результаты этой работы мы и демонстрировали на конференции. Надеемся, что тот опыт и знания, полученные при работе таких инициативных групп, будут положены в основу совместных закупок, которые мы предполагаем осуществлять уже со следующего года».

Дмитрий Фролов директор Союза промышленников «Прогресс»
Фото: glavpahar.ru
Выступление Дмитрия Фролова на конференции Союза Промышленников «Прогресс»

Затронул Дмитрий Фролов и вопросы себестоимости производства сельхозтехники.

«Согласитесь, что в условиях падающего рынка и большой конкуренции работа с себестоимостью на каждом предприятии носит немаловажный характер. Сегодня Постановление №229 делает невозможным совместные закупки компонентов предприятиями РБ и РФ в формате кооперации Союзного государства. В связи с этим, государственные предприятия сельхозмашиностроения Беларуси предложили внести изменения в это постановление, и мы знаем, что в данный момент они уже рассматриваются, и хотелось бы очень, чтобы законодатели услышали позиции Петербургского тракторного завода, МТЗ и Гомсельмаша. Решение этого вопроса поможет всем снизить свои издержки, а следовательно, больше заработать и вложить эти денежные средства в дальнейшее совершенствование производственной базы и развитие кадрового и промышленного потенциала заводов. 

 

Другая важная тема — признание белорусских компонентов наравне с российскими. К сожалению, на данный момент ничего в этом вопросе не изменилось, даже несмотря на то, что эту тему директор Петербургского тракторного завода и председатель СП «Прогресс» Сергей Серебряков поднимал на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Но мы, безусловно, ждем положительного решения и в этом вопросе. 

 

Сегодня имеется некий «перекос», а на мой взгляд, историческая несправедливость, что как компоненты, так и товары белорусского производства в России считаются иностранными. У них такой же статус как у китайских товаров и другой продукции дружественных нам стран, и это наряду с тем фактом, что у нас Союзное государство — Россия и Беларусь. Владимир Путин поставил задачу разобраться с этой ситуацией, поддержав инициативу промышленников. Надеемся, что до конца этого года решение по этой проблеме будет всё-таки принято. Тогда уже в следующем году мы сможем преодолеть ряд сложностей, в том числе правовых».

Дмитрий Фролов директор Союза промышленников «Прогресс»

Дмитрий Фролов также отметил, что за прошедший год Союз промышленников «Прогресс» объединил 15 участников, включая научные и образовательные учреждения. Работа в этом направлении будет продолжена.

«Союз промышленников включает также всероссийские образовательные учреждения по отрасли. В планах — присоединить и белорусские. Так, в ближайшее время Прогрессом намечено посещение Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Развитие кооперационных связей в этом плане нацелено на решение актуальных запросов. К примеру, сейчас очевидны два серьезных направления. Во-первых, это практика студентов по профилю. Во-вторых, стоит вопрос дополнительного обучения преподавателей, сами вузы обозначили его. Преподавателям необходимо больше углубиться в производственные моменты. И в определенной мере им необходимо наверстывать процессы, обусловленные модернизацией и развитием промышленности на современном этапе. Важна стажировка преподавателей, чтобы они доносили студентам актуальные данные о технике, на которой выпускникам предстоит работать в будущем».

Дмитрий Фролов директор Союза промышленников «Прогресс»

Директор Союза также обозначил, что СП уже заявил о себе на рынке сельхозтехники Беларуси и России.

«Есть долгосрочные проекты, в части взаимной внутренней и внешней кооперации по разным направлениям. Мы уже заявили о себе, и будем только расти».

Дмитрий Фролов директор Союза промышленников «Прогресс»

Андрей Никонов: «Нужно подумать о том, чтобы организовать производство запасных частей для иностранной техники, нам это под силу, компетенции есть»

Фото: glavpahar.ru
Выступление Андрея Никонова на конференции Союза Промышленников «Прогресс»

Руководитель комитета Союза Промышленников «Прогресс» Андрей Никонов выступил с докладом по теме: «Парк сельскохозяйственной самоходной техники РФ на июль 2023 года. Раскрытие потенциала».

В своем докладе спикер затронул вопросы сегментации информации по парку техники, сложности сбора такой информации и её унификации по базам и типа агромашин.

Сегментированная информация по парку техники (источник: скриншот с доклада А.Никонова, glavpahar.ru)

Рассказал Андрей Никонов и про другие проблемные вопросы отрасли, например, про износ и возраст машинно-тракторного парка сельхозтехники, регионы происхождения, а также про актуальные оперативно-управленческие вопросы.

Возраст техники и регион её происхождения (источник: скриншот с доклада А.Никонова, glavpahar.ru)

Андрей Никонов особо подчеркнул, что все эти данные можно использовать в нужном для сельхозмашиностроителей русле.

«Возможности по использованию большие: помощь при планировании продаж техники и запасных частей в регионах (краткосрочный и среднесрочный горизонт планирования), помощь при постановке задач по продажам техники и запасных частей для дилера, проверка компетенций дилера в своем регионе, выявление поведенческих тенденций потенциальных клиентов, помощь при продуктовом планировании (долгосрочный горизонт планирования), помощь при поиске иных вариантов развития отрасли машиностроения».

Андрей Никонов руководитель комитета Союза Промышленников «Прогресс»

Другой стратегически важный вопрос — запасные части, детали и компоненты.

«В настоящее время нам нужно подумать и о том, чтобы организовать производство запасных частей для иностранной техники, ведь мы знаем, какая техника, сколько её и где она находится. Да, эта техника, как правило, достаточно технологически сложная, быстро решить все вопросы тут не получится, но надо начать, при том, что в ней есть ряд достаточно простых деталей, производство которых можно наладить без особых нюансов, у нас есть такие компетенции.

 

Концепция запуска проекта по запасным частям на 1-3 года может выглядеть следующим образом: можно размещать заказы на выпуск комплектующих от участников Союза, последовательно развивать производство запчастей от участников Союза и также последовательно для обеспечения потребностей иностранной техники в РФ, а в перспективе и на территориях бывшего СССР. Можно осуществлять поиск сторонних организаций, размещающих заказы на производство запчастей (тот же Ростсельмаш). 

 

При этом в концепции работы на 3 и более лет стоит попробовать договориться с иностранными производителями на «франшизу» производства запчастей (на этапе недружественных концепций, хотя бы понятийно, на словах). Следующий шаг — осуществлять производство запчастей для иностранных моделей с «одобрения» производителя (очень многие производители играют «в долгую» и могут пойти на эту ситуацию, в условиях невозможности сегодня самостоятельно обслуживать свою сельхозтехнику на рынке). 

 

Кроме того, возможна организация выпуска крупных узлов и их локализация. К примеру, для сторонних заказчиков можно производить мосты, коробки передач по типу ZF и так далее».

Андрей Никонов руководитель комитета Союза Промышленников «Прогресс»

Андрей Горгодзе: «Сегодня мы думаем над тем, чтобы создать систему, которая бы устроила всех участников рынка и была наиболее оптимальной»

Фото: glavpahar.ru
Выступление Андрея Горгодзе на конференции Союза Промышленников «Прогресс»

Руководитель комитета промышленной кооперации, науки и образования СП «Прогресс» Андрей Горгодзе также выступил с важным для рынка в целом докладом.

«Одним из условий участников СП «Прогресс» было создание равных условий для участников Союза в работе как на рынке России, так и Беларуси. Сегодня мы видим, что условия, зачастую, бывают крайне неравными, в том числе под это пытаются подвести те или иные обоснования (по машинам, по классам и так далее). В Беларуси система машин и как итог государственный научно-обоснованныей документ по этому вопросу в настоящее время прорабатывается. В России последний такой документ закончил своё действие в 2012 году, и с тех пор он не актуализировался. 

 

Сегодня то, за что «ратует» Минсельхоз России, не всегда находит поддержку в Минпромторге. Промышленники руководствуются тем аргументом, что если «система машин» где-то прописана и документально закреплена, то новую технику как бы «не предъявишь», это ограничение. При этом, когда многим говоришь, что в России давно существует «типажирование» агромашин по Советской модели (к слову, одной из самых лучших на сегодняшний день), промышленники в большинстве своём уходят от ответа. 

 

Сегодня мы думаем над тем, чтобы создать систему, которая бы устроила всех участников рынка и была наиболее оптимальной. Россия пошла по пути того, что создала 740 Постановление, где определены показатели назначения машин, претендующих на государственное субсидирование, но в основе тех технических данных, которые упомянуты в документе лежат стандарты, работавшие еще в 1986 году. Например, современный трактор Кировец К-7М не попадает под эти требования, поскольку там всё заканчивается пятым классом тракторов. Машины, которые тяжелее и имеют более высокую мощность, просто туда не попадают, и это есть проблема.

 

Для того чтобы каким-то образом всё это уравнять и договориться, мы предлагаем рассмотреть другую систему — единую сервисно-сбытовую сеть для белорусских и российских производителей. Такие примеры хороших больших дилеров уже есть. Они одинаково хорошо работают и с техникой МТЗ, и Гомсельмаша, и ПТЗ. Предложение МТЗ: включить «Проведение работ по созданию высокоэффективной дилерской сети предприятий – участников Союза промышленников «Прогресс» с учетом имеющегося поручения Министерства промышленности Республики Беларусь по созданию в Российской Федерации единых сервисно-сбытовых центров белорусской продукции».

Андрей Горгодзе руководитель комитета промышленной кооперации, науки и образования СП «Прогресс»

В настоящее время на рынке Союзного государства присутствует значительное количество производителей сельскохозяйственной техники, продвигающих свою продукцию различными методами, основанными на тех или иных технологиях маркетинга (соотношение цена/качество, уникальное предложение, позиционирование). Андрей Горгодзе высказал свою точку зрения на этот счет.

«Необходимо отметить, что кардинальных различий в технико-технологических характеристиках машин не наблюдается: в любой ценовой категории потребитель может выбрать для себя продукт от нескольких производителей, обладающий приблизительно идентичным набором функций и уровнем производительности. 

 

Конкурентная борьба в этом случае смещается в сектор потребительских качеств техники (привлекательности), личных (субъективных) взаимоотношений с потребителем, повышения доверия и обеспеченности эффективного взаимодействия. Основным преимуществом в этой борьбе становится формирование лояльности клиента к марке, возможность контроля и управления уровнем лояльности (приверженности).

 

Предлагается использовать «Сервис» (услуга) как конкурентное преимущество предприятий и главный инструмент в «позиционировании от потребностей клиента». В данном контексте понятие «Сервис» предполагает не только и не столько возможность обслуживания и ремонта техники. Понятие «Сервис» имеет более разноплановый смысл: забота о клиенте, перечень услуг, объем материально-технического обеспечения, скорость реакции на запрос, информирование, обратная связь и др. Таким образом,  создание концепции «Единый Стандарт Сервиса» предполагает дополнительное внимание к потребителям техники и, как следствие, увеличение их лояльности (приверженности) к нашей марке».

Андрей Горгодзе руководитель комитета промышленной кооперации, науки и образования СП «Прогресс»

Андрей Горгодзе уверен, что в настоящее время российским и белорусским компаниям надо «договариваться» о едином стандарте для своих машин по сервису. Кроме того, единые стандарты нужны и в вопросе работы с запасными частями и комплектующими.

«Гарантийные взносы от завода во времена СССР равнялись где-то 11,5%, что далеко не 3-4%, которые дают сейчас на сервис, а также были централизованные базы и  прочие условия. Я не призываю переходить к советскому союзу, но, надо начать договариваться о едином стандарте для своих машин по сервису, для того чтобы клиента можно было сопровождать, а гарантийные случаи были оценены внутри благодаря плану мероприятий и пересчитаны. 

 

Сегодня также крайне важно разрабатывать принципы, методики и регламенты системы качества и показателей назначения, производственной и технологической кооперации предприятий-участников Союза, в том числе, в части импортозамещения по технологическому оборудованию. Создание реестра поставщиков сырья, материалов и однотипных комплектующих — стратегическая задача».

Андрей Горгодзе руководитель комитета промышленной кооперации, науки и образования СП «Прогресс»

Василий Закалюжный: «Мы уважаем наших поставщиков и не применяем субъективных методов «выкручивания рук». Наша задача — используя объективные показатели, получить рыночно справедливую цену»

Фото: glavpahar.ru
Выступление Василия Закалюжного на конференции Союза Промышленников «Прогресс»

Про передовые проекты кооперации в закупках комплектующих рассказал Закалюжный В.В., «Союз промышленников «Прогресс». Эксперт отметил, что «проект кооперации в закупках однотипных комплектующих для предприятий-учредителей Союза промышленников «Прогресс» уже формируется на 2024 год».

«Цель — разработка методики объединения закупок на примере одной из однотипных комплектующих и ее применение на первом этапе для трех предприятий-учредителей Союза, а в дальнейшем для всей номенклатуры однотипных комплектующих и для всех членов Союза, пожелавших присоединиться к проекту. Идеология — мы уважаем наших поставщиков и не применяем субъективных методов «выкручивания рук». Наша задача — используя объективные показатели, получить рыночно справедливую цену на товар».

Василий Закалюжный эксперт Союза промышленников «Прогресс»
«Проект кооперации в закупках однотипных комплектующих для предприятий-учредителей Союза промышленников «Прогресс» (источник: glavpahar.ru)

«Реализация по этапам: 1) Для упрощения решения поставленной задачи выбрана одна позиция из однотипных комплектующих — АКБ. 2) Обобщены технические и финансовые параметры. 3) Выведен показатель удельного содержания денежных средств в структуре себестоимости доминирующего материала при производстве АКБ – свинца. 4) Проанализировано влияние валюты закупки. 5) Определена зависимость скидки поставщиком от увеличения объёма заказываемого товара при фиксированной норме маржинального дохода. 6) Проанализировано пересечение поставщиков трех предприятий Союза и история прохождения/непрохождения ими испытаний, а также отличий в регламентах испытаний на 3-х заводах».

Василий Закалюжный эксперт Союза промышленников «Прогресс»

Василий Закалюжный также рассказал про «Проект реализации организационных мероприятий с целью увеличения доли рынка путем объединения совместных действий по развитию дилерской сети предприятий-учредителей Союза промышленников «Прогресс» в нескольких субъектах РФ». С основными принципами в этом вопросе можно ознакомиться на слайде.

Принципы проекта реализации организационных мероприятий с целью увеличения доли рынка путем объединения совместных действий по развитию дилерской сети СП «Прогресс» (источник: glavpahar.ru)

Еще немного о выступлении спикеров

Отметим, что со стороны участников Союза на мероприятии также выступили: ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш», ООО «ГлавАграрРус», ООО «Дорэлектромаш», ООО «Пегас-Агро», ООО «Глобалпас-Редбридж», ООО «ДСК Саплай», ОАО «Цветотрон» и ООО «Технологии земледелия».

«На сегодняшний день мы имеем собственную группу разработки. Мы уже восполнили продуктовый портфель и приблизились к тем технологиям, которые имели с компанией Тримбл. В этом году мы провели испытания умного отечественного гидравлического автопилота на Гомсельмаше и МТЗ. Сегодня мы создаем собственную систему картирования совместно с конструкторами Гомсельмаша, этой системой можно будет комплектовать как российскую, так и белорусскую сельхозтехнику. Технология не уступает импортным решениям».

Максим Базулька директор ООО «Технологии земледелия»

«Сегодня важно заниматься не только самой промышленной кооперацией Союзного государства, но и правильно освещать работу в этом направлении в средствах массовой информации. Задача крайне актуальная. Многие российские и белорусские производители сельхозтехники упускают этот момент из виду, проигрывая «информационное поле» тем же китайским брендам. «Китайцы» умудряются очень здорово работать в вопросах PR-продвижения, порой создавая о себе мнение, которого даже «в реале и нет», этому надо учиться. У нас же ситуация обратная, есть отличные производственные площадки, шикарное производство, хорошая техника, крутые проекты, да и в целом сами заводы, но об этом сами предприятия, зачастую, умалчивают. Гордитесь этим, несите это в массы, кричите об этом на каждом углу, заполняйте собой информационное пространство! 

 

Фермеры и в целом все главные игроки отрасли должны понимать, что наши машиностроители отдавать свой рынок никому не собираются. Всё что говорится и делается нужно доносить общественности, и делать это максимально правильно, полно и оперативно. Выражу мнение, что Союз промышленников «Прогресс» и, к примеру, Петербургский тракторный завод уже осознают всю значимость такого освещения, их не нужно убеждать и что-то доказывать. Всё это уже даёт свои плоды, цифры говорят сами за себя. Белорусские производители в этом вопросе пока отстают».

Владимир Исаенко главный редактор журнала «Наше сельское хозяйство», портал «ГлавПахарь»
Фото: glavpahar.ru
Выступление главного редактора журнала «Наше сельское хозяйство» и собственника портала «ГлавПахарь» Владимира Исаенко на конференции Союза Промышленников «Прогресс»
Справочно: напомним, что Союз Промышленников «Прогресс» объединяет крупнейшие предприятия сельхозмашиностроения России и Беларуси (Петербургский тракторный завод, МТЗ, Гомсельмаш, Лидсельмаш и многие другие бренды) для создания устойчивой солидарной производственно-кооперационной̆ платформы с целью решения тактических и стратегических задач развития национальных отраслей, а также обеспечения продовольственной и производственной безопасности стран-членов ЕАЭС.

Общественная организация СП «Прогресс» занимается представлением интересов машиностроителей и их организаций в политических, экономических и социальных вопросах, а также в вопросах профессиональной деятельности. Это включает в себя продвижение инноваций в отрасли и поддержку квалификации работников машиностроения. Кроме того, общественная организация занимается содействием в решении проблем, с которыми сталкиваются машиностроители, например, в сфере финансовой поддержки, сохранения рабочих мест, сохранения квалифицированных кадров. Также Союз занимается образовательной деятельностью, организацией конференций, семинаров и тренингов для машиностроителей и связанных с ними профессий. В общем, главной задачей общественной организации СП «Прогресс» является защита и продвижение интересов машиностроителей и их организаций на территории ЕАЭС и за ее пределами.

Отметим, что все ресурсы группы медиахолдинга «ГлавАграр», включая порталы «ГлавПахарь» и «ГлавАгроном» ещё летом стали официальным рупором СП «Прогресс».

Когда дракон повернулся спиной – эксперты Союза Прогресс

Слово или дело: признают ли белорусские компоненты отечественными?