МТЗ-2 — первый массовый советский колесный трактор

22.04.2021
Тракторы
7790
МТЗ-2 — родоначальник большого семейства тракторов «Беларусь»

14 октября 1953 года «первенец» Минского тракторного завода колесный пропашной трактор МТЗ-2 сошел с конвейера. Он считается первой серийной машиной на пневматических шинах, в конструкции которой применили гидронавесную систему для агрегатирования сельхозорудий. Эта модель стала поворотной в истории предприятия, определив его дальнейшую специализацию. 29 мая 2021 года завод, который является крупнейшим производителем тракторов и другой техники для сельского хозяйства, отметит свое 75-летие.

Колесный или трелевочный?

Именно таким вопросом задались руководители МТЗ в середине 1950-х, об этом сообщается на официальном телеграмм-канале завода. На Минском тракторном заводе тогда выпускали две машины: колесный МТЗ-2 для нужд сельского хозяйства и трелевочный ТДТ-40 для лесной отрасли. Понимая, что абсолютно различные по конструктиву и предназначению машины производить одновременно не представляется возможным, решили акцентироваться на выпуске колесных универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов, о чем доложили в Министерство тракторной промышленности Советского Союза. 

Конечно, были вопросы и бюрократические проволочки, однако доводы тракторостроителей и экономические расчеты все же убедили руководителей вышестоящих инстанций в правильности выбора. Так, МТЗ определил основное направление своего развития вплоть до настоящего времени.

Проект первого универсального колесного трактора «Беларусь»

В 1948 году на заводе успешно собирали на конвейере гусеничный трактор КД-35.  Конструкторам поручили параллельно разработать проект универсального колесного трактора в соответствии с приказом министра автомобильной и тракторной промышленности СССР от 31 мая 1948 года №140. 

Они взялись за работу с большой охотой и энтузиазмом. Ведь такие машины были очень нужны стране. В октябре того же года был разработан эскизно-технический проект. Научно-технический совет одобрил производство опытных образцов первых колесных тракторов с пневматическими шинами и навесной гидросистемой.

Схема трактора МТЗ-2. Фото: histtrudkam.files.wordpress.com

Примечательно, что над проектированием каждого отдельного узла работала обособленная конструкторская группа. Большое внимание уделили возможностям для агрегатирования новой машины с плугом, косилкой и сеялкой.

В июле 1949 года в экспериментальном цехе собрали первый «колёсник» тягового класса 1,4 и еще шесть опытных образцов, которые подверглись длительной проверке технических характеристик. Экзамен был выдержан успешно. Государственная комиссия рекомендовала новую машину к внедрению в производство.

Момент, когда первый трактор был готов покинуть стены цеха, был очень волнующим для заводчан. Окончательную сборку посчастливилось проводить смене слесарей сборщиков под руководством мастера А. Малицкого. В конце дня 14 октября возле главного конвейера собрались многочисленные рабочие, мастера, конструкторы, технологи и служащие завода. 

Первой собранной машиной управлял тракторист экспериментального цеха, бывший фронтовик Николай Величкин. Машину плавно спустили с конвейера, после чего она сделала почетный круг возле здания. В те времена не обошлось без митинга, ведь каждый работник в этот момент ощущал свой весомый вклад в развитие предприятия и тракторостроительной отрасли страны в целом. Говорили о заслугах коллектива по повышению технического прогресса и культуры земледелия.

Продукция Минского тракторного завода на параде 7 ноября 1958 года

В дальнейшем перед минскими тракторостроителями стояла нелегкая задача — полностью переориентировать завод на массовый выпуск этих тракторов. В исторических документах подчеркивается роль руководителя советского предприятия и в последующем видного государственного деятеля Александра Тарасова, который смог запустить сборочный процесс на полную мощность, создать воодушевляющую атмосферу, наладить соревнование среди работников и поощрять их материально. Лучших сотрудников, конструкторов и рабочих премировали и заинтересовывали морально. Для заводчан было построено и введено в эксплуатацию более 8 тысяч квадратных метров жилья.

Новое производство требовало новых подходов для решения поставленных задач. Поэтому параллельно разрабатывались инновационные для того времени технологические приемы и методы работы. Местные рационализаторы предложили около 800 изобретений, которые позволили сэкономить 2,6 миллиона рублей. 

На заводе внедрили электроискровой метод упрочнения режущего инструмента и штампов, приспособления для закругления зубьев шестерен по радиусу. В конструкции трактора среди рационализаторских изобретений заслуживает внимания механизм независимого привода к валу отбора мощности, который обеспечивал выполнение сельскохозяйственных работ с безмоторными машинами, а также конструкция выносных цилиндров для работы с секционными сельхозмашинами, навешиваемыми с боков трактора.

Главный конструктор завода Иван Дронг утвердил звучное название для семейства новых серийных тракторов — «Беларусь». Первые железнодорожные составы с тракторами МТЗ-1 и МТЗ-2 ушли с завода в конце октября 1953 года. Стальные помощники были отправлены в российские, украинские, грузинские, латвийские и эстонские совхозы и колхозы. 

К концу года было выпущено около 500 единиц. Минское предприятие постепенно наращивало темпы производства, превращаясь в одно из крупнейших в БССР. Тракторы МТЗ-1 и МТЗ-2 были поставлены на массовый поток с 1954 по 1958 год. Их выпуск возрос с 829 единиц в 1951 году до 18 266 в 1955-ом. В этом же году снизилась себестоимость одного трактора на 22%, получена сверхплановая прибыль 8,5 миллионов рублей.

Всего было собрано около 150 тысяч машин. МТЗ-2 в это период времени выпускали также в Днепропетровске, на Южном машиностроительном заводе.

Рабочие Минского тракторного завода собрали 200-тысячный трактор МТЗ

Новый советский трактор работал в агрегате с двумя десятками различных сельхоз орудий: прицепными и навесными для вспашки, обработки почвы перед севом, сева и уборки зерновых культур. Он использовался для перевозки грузов и впервые мог работать без прицепщика (механизатора, который работал на прицепном орудии). В связи с появлением гидравлических и электронных приспособлений, позволяющих контролировать агрегат из кабины трактора, эта профессия со временем исчезла, потеряв актуальность.

Преимущества трактора на колесном ходу были неоспоримы. На его изготовление расходовалось меньше металла, он был менее трудоемким, более дешевым и простым в обслуживании. У гусеничных машин на супесчаных почвах быстро изнашивались гусеницы. По воспоминаниям ветерана Василия Лазаренко, награжденного орденами «Знак Почета» и Октябрьской Революции, колесный трактор был более производительными. За час можно было вспахать 2 гектара. Гусеничный за это время выполнял вдвое меньше работы, расходовал больше топлива и изнашивался быстрее. МТЗ безотказно служили в хозяйствах по 15 и более лет.

Завод освоил выпуск двух моделей:

  • МТЗ-2 для обработки низкостебельных культур (капусты, сахарной свеклы, лука и т. д.), передние и задние колеса которого шли след в след;
  • МТЗ-1 со сближенными передними колесами для ухода за посевами кукурузы, подсолнечника, сорго и горчицы.

Оснащение и технические характеристики МТЗ-2

Первый колесный трактор оснащался вихрекамерным четырехтактным четырехцилиндровым мотором Д-36 на дизельном топливе производства МТЗ. От предыдущей модели Д-35 он отличался тем, что был облегчен радиатор и поддон картера.

Фото: belarus-tractor.com
Первые колесные универсально-пропашные тракторы МТЗ-1 и МТЗ-2

Показатели работы двигателя МТЗ-2:

  • рабочий объем — 4,08 литра; 
  • номинальная мощность — 37 лошадиных сил при 1400 оборотов в минуту; 
  • максимальный крутящий момент — 225,6 Нм при 900 оборотов в минуту; 
  • расход дизельного топлива при наибольшей нагрузке — 7,92 кг/ч; 
  • вес — 740 кг.

Запуск основного мотора производился при помощи пускового силового агрегата ПД-10, который собирался здесь же, на предприятии.

Технические характеристики МТЗ-2

Проект, г 1949
Годы выпуска, гг. 1954-1958
Собрано единиц 148 800
Назначение общее
Тип движителя колёсный
Полная масса, т 3,28
                                                                                Расположение
Рабочее место сзади
Двигатель спереди
                                                                                   Двигатель
Мощность, л.с. (кВт) 37 (27,2)
                                                                                  Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая
                                                                        Подвеска и управление
Тип подвески жесткая
Способ управления поворотом при помощи передних колёс
                                                                                 Оборудование
Пневмооборудование нет

 

На МТЗ-2 была механическая 5-скоростная коробка передач: 5 передач переднего и 1 — заднего хода. Расчетная скорость движения на 1-ой передаче — 4,56 км/ч и 12,95 км/ч — на 5-ой. Рулевое управление — червячная передача. Тормоза колодочные на самостоятельных валах, соединенных с ведущими полуосями при помощи зубчатых передач. 

Ведущие и направляющие колеса были на резиновых баллонах низкого давления. На междурядной обработке технических культур ширину задних и передних колес можно было менять. Занимательно, что в изначальном проекте разрабатывалась и модель на жестких стальных ободах со шпорами.

Трактор был оснащен валом отбора мощности и шкивом с приводом от ВОМ для работы со стационарными машинами. Отсутствовали аккумуляторная батарея и звуковой сигнал. Был установлен генератор переменного тока Г31-А2 (60 Вт) и три фары ФГ-18. 

Машина имела гидравлическую систему для подъема навесных орудий с одним раздельно управляемым цилиндром двустороннего действия, была снабжена маятниковым жестким регулируемым прицепным приспособлением. Механизм навески сельхозорудий — шарнирный четырехзвенник. Тяговое усилие на крюке – 1400 кг/с.

Габариты: длина — 3678 мм, ширина —1884 мм, высота по рулевому колесу — 1900 мм. Дорожный просвет под задним мостом — 440 мм, под передней осью — 525 мм. Наименьший радиус поворота — 3,7 метра. Объемы топливных баков основного двигателя — 100 литров, пускового — три. Общая емкость гидросистемы — 6 л. 

 

Рабочее место механизатора было оформлено без особых затей. Кабина отсутствовала совсем, а над баком для топлива размещался ящик для инструментов, который служил каркасом для сиденья. Рулевое колесо располагалось справа. На приборной панели находились термометры масла и воды, масляные манометры.

Главными недостатками МТЗ-2 считаются невысокая скорость, недостаточное количество передач, повышенный расход топлива и большой вес. Однако в сравнении с другими тракторами, которые выпускались в то время на советских предприятиях, МТЗ-2 был достаточно продвинутым. К примеру, на Владимирском тракторном заводе ВТЗ в то время собирались тракторы «Универсал» с керосиновым 22-сильным карбюраторным двигателем и металлическими колесами со шпорами. 

Трактор «Универсал»

МТЗ-2, конструкция которого теперь вызывает улыбку, был очень востребованным в советских колхозах и совхозах.  Он успешно продавался в страны соцлагеря и даже производился в ГДР, Болгарии, Индии и Бирме. 

Надо отдать должное советским тракторостроителям, которые, не имея производственных мощностей, на основе зарубежных прототипов разработали типовые конструкции своих машин, наладили их массовое производство и подняли его на небывалый уровень. Нашим современникам сложно представить, что в 1960 году выпуск различных тракторов в СССР превысил объемы производства в США и вместе взятых Англии, Франции и ФРГ!

МТЗ-2: у истоков развития тракторов на колесном ходу

В процессе выпуска конструкторы старались улучшить характеристики своего детища. Этому послужила установка более мощного двигателя Д40К, снижение общего веса конструкции с 3250 до 2850 кг, совершенствование гидравлической системы для работы с навесными и полунавесными орудиями и других узлов трактора. Так предприятие перешло к выпуску новой модели трактора «Беларусь» МТЗ-5. 

Он имел 10-скоростную коробку перемены передач (диапазон скоростей от 0,82 до 20,75 км/ч), двойную муфту сцепления и независимого привода ВОМ, два выносных цилиндра и трехзолотниковый распределитель. Генератор мощностью 180 Вт мог запитать четыре фары трактора и две фары прицепной с.-х. машины. Увеличилась ширина передних колес (размер шин 6,50-16).

Конечно же, это были только первые шаги тракторостроителей по пути усовершенствования тракторов и сельскохозяйственной техники в целом. В 1957 году конвейер покинули МТЗ-5К с раздельно-агрегатной гидравлической системой. В следующем году заводчане начали производить МТЗ-5Л и МТЗ-5М с моторами Д-40Л/40М (45 л.с.), «пускачём» ПД-10М и электростартером.

Для тракторов МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС с 48-сильными дизельными двигателями впервые были предусмотрены съемные кабины, возросла скорость до 22 км/час. В конце 1950-ых был создан и первый полноприводный МТЗ-7 повышенной проходимости, что позволило расширить область применения «колесников» и заменить некоторые гусеничные модели.

Колесные тракторы «Беларусь» первого поколения сходили с конвейера около 10 лет. С 1964 года предприятие приступило к массовому выпуску более совершенных МТЗ-50 и МТЗ-52 и постоянно расширяет линейку своей техники.

Первый МТЗ-2, выпущенный 14 октября 1953 года

Память о первых тракторах «Беларусь» хранят на МТЗ

Минские тракторостроители бережно хранят память о первых моделях завода. В местном музее выставлены интересные экспонаты под маркой «Беларусь». Это трактор МТЗ-2 1953 г.в., МТЗ-7МС 1958 г. в. с полным приводом, юбилейный миллионный экземпляр МТЗ-52, (1972 год выпуска), двухмиллионный МТЗ-82, покинувший сборочный цех в марте 1984 года, и другие раритеты.

Почетное место занимает самый первый колесный трактор, который работал на полях колхоза «Большевик» Копыльского района 18 лет без проведения капитального ремонта под управлением механизатора Савелия Мироненко. Завод вернул своего «первенца» в преддверии 25-летнего юбилея в апреле 1971 года, подарив взамен хозяйству новый МТЗ-50. 

Почетный стальной помощник был отреставрирован и установлен на пьедестал возле проходной завода. Пять лет назад его перенесли в заводской сквер «70 лет МТЗ», где проходят значимые для предприятия события: торжественные мероприятия, церемонии награждения передовиков и встречи почетных гостей. Намечены праздничные гулянья и на этот год возле известного памятника первому массовому колесному трактору. МТЗ-2 стал важным этапом в истории развития не только Минского тракторного завода, но и тракторостроения СССР в целом. 

Трактор «BELARUS-4522» общего назначения 8 тягового класса для энергоемких сельскохозяйственных работ на выставке «Белагро-2020»

МТЗ накануне 75-летнего юбилея

Белорусское госпредприятие продолжает развивать линейку своих тракторов и другой сельскохозяйственной техники под маркой «BELARUS». Как сообщила пресс-секретарь Минского тракторного завода Юлия Дыленок, при сохранен традиционных рынков сбыта минские тракторостроители в 2020 году освоили 9 новых направлений продаж. 

Несмотря на то, что реализация в страны СНГ была на 18,5% ниже, чем ожидалось, в целом экспорт в дальнее зарубежье вырос и составил 530 миллионов долларов. Наиболее востребованы тракторы и другая техника на российском рынке — выручено более 260 миллионов долларов. Её также активно приобретают сельхозпредприятия и фермеры Казахстана и Украины.

По итогам хозяйственно-экономической деятельности за прошлый год заводчанам удалось довести рентабельность продаж до 15,5%. При этом прибыль от реализации продукции увеличилась на 62,7% по сравнению с 2019 годом. Темп роста производства в действующих ценах составил 112,5%.

Сборочный цех Минского тракторного завода

Заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по финансовым и экономическим вопросам Дмитрий Морозов сообщил:  «Удельный вес инновационной продукции — важнейший показатель для современного предприятия. У нас это значит, что каждый второй выпущенный трактор — из новой линейки или модернизированный. Для сравнения: годом ранее удельный вес инновационной продукции составлял 42,1%». По его словам, Минский тракторный завод в 2020 году произвел продукции почти на Br1,7 млрд. 

Сейчас белорусское госпредприятие является одним из крупнейших производителей тракторной техники, предлагая покупателям более 100 моделей. В ближайшие три года планируется полностью обновить модельный ряд. В составе холдинга 11 предприятий и 25 сборочных производств за рубежом. Технику экспортируют более чем в 60 государств.

Трактору посвящается