Минский завод шестерен: новый этап развития

Сельскохозяйственное машиностроение Республики Беларусь у большинства отечественных аграриев ассоциируется исключительно с высококачественной, функциональной, ремонтопригодной и, в то же время, эффективной, доступной и недорогой техникой.

«Минский завод шестерен» (ОАО «МЗШ») является одним из крупнейших предприятий не только в стране, но и на территории всего СНГ.

Завод специализируется на производстве широкого спектра запасных частей и высокопрочных деталей к сельскохозяйственным машинам и механизмам, а также на отдельных видах техники для обработки почвы.

«ГлавПахарь» лично пообщался с представителями компании и предлагает Вам ознакомиться с актуальной информацией о том, как функционирует и развивается один из старейших и крупнейших заводов Республики Беларусь.

Плуг оборотный четырехкорпусной ПОН-4-40 производства Минского завода шестерен. Фото: mgw.by

Кратко о Минском заводе шестерен

История предприятия насчитывает уже более 68 лет. Завод был основан 05 апреля 1952 года, при этом крупносерийный выпуск продукции ведется с 1956 года.

Основной нашей задачей на тот момент было производство зубчатых колес и шестерен для таких предприятий, как Минский, Харьковский, Онежский и Волгоградский тракторные, Днепровский завод «Южмаш», Минский и Рыбинский моторные заводы, МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, Кременчугский автозавод. Общий годовой объем выпуска зубчатых колес и шестерен до 1990-го составлял порядка 10 миллионов штук. Номенклатура выпускаемой продукции с полным циклом изготовления насчитывала около 100 позиций. Тогда на предприятии трудилось 4,5 тысячи человек.

Александр Бренько главный технолог предприятия ОАО «МЗШ»

Еще одной ключевой исторической вехой считается 2004 год, когда Минский завод шестерен вошел в состав Производственного объединения Минский тракторный завод (ПО МТЗ).

С распадом СССР ситуация на заводе резко изменилась. Было остановлено производство по всем конвейерным поточным линиям, кроме участков, которые изготавливали детали для тракторного и моторного заводов. Объем выпускаемой продукции существенно уменьшился. Такие же проблемы испытывали и другие профильные специализированные заводы. Кроме нашего предприятия, в Союзе были подобные Орловский завод шестерен, ПО «Киевтрактородеталь» имени Лепсе и завод имени Борцов революции в Новосибирске. Но пережить «лихие 90-е» смог только наш завод.

Во время одного из первых визитов на МЗШ генерального директора «МТЗ-ХОЛДИНГА» Виталия Вовка мы обсуждали с ним эту ситуацию. Ответ на вопрос, что же позволило заводу шестерен выстоять, был очевиден для всех — помощь Минского тракторного, который не только не свернул производство, но и помог заказами как по уже освоенной линейке тракторов, так и по находящейся в разработке технике.

Александр Бренько главный технолог предприятия ОАО «МЗШ»

В настоящее время ОАО «МЗШ» входит в состав Холдинга «МТЗ-Холдинг» и является основным поставщиком зубчатых колес для тракторов «Беларус».

Основной продукцией предприятия также являются зубчатые колеса и валы для автомобилей, сельскохозяйственных машин, гусеничных и колесных комбайнов и тракторов, двигателей, насосов, редукторов, промышленного оборудования и других механизмов и машин. 

Кроме того, компания активно осуществляет поставки комплектующих и запасных частей к продукции, выпускаемой как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

Кроме массового и крупносерийного производства запасных частей и деталей, ОАО «МЗШ» осуществляет выпуск сельскохозяйственных плугов, 4-8 корпусных, навесных и полунавесных, оборотных и необоротных, с рессорной и гидропневматической защитой, а также расходных элементов и запасных частей к ним. Также предприятием освоен выпуск башмаков тормозных железнодорожных, различных втулок, шкивов, муфт, полуосей, водил, фланцев и других деталей машин и механизмов.

Производственные мощности предприятия

«Минский завод шестерен» является предприятием полного технологического цикла. Сам завод занимает площадь в 17 тысяч м² и изготавливает продукцию около 500 наименований. При этом общие производственные мощности составляют 110 тысяч м².

На предприятии имеются более 3200 единиц металлообрабатывающего оборудования, мощные кузнечно-прессовое, термо и химико-термическое производственные подразделения, специализированные цеха — инструментальный, энергосиловой, ремонтно-механический, сельхозмашин, транспортный и обработки металлоотходов.

Завод способен осуществлять как массовое и крупносерийное производство, так и единичные профильные заказы. Компания обладает развитой инфраструктурой и насчитывает около 1700 сотрудников.

МТЗ откроет новый литейный завод и кузнечное производство

Кузнечное производство

Кузнечный цех завода располагает современным кузнечно-штамповочным оборудованием, новейшим термическим оборудованием для предварительной термообработки поковок.

Имеющееся термическое оборудование кузнечного цеха позволяет проводить предварительную термическую обработку поковок (нормализация, закалка). Проектирование штамповой оснастки и ее изготовление с применением программ 3D-моделирования.

Механическая обработка

Данный цех имеет большое количество профессионального оборудования и современные высокопроизводительные станки фирм «DOOSAN», «AGUWEI», «HAAS», «REISHAUER» «ВИСТАН» и «ВИЗАС» для токарной, зубофрезерной, зубошевинговальной, зубошлифовальной механической обработки.

Использование современного оборудования в технологическом процессе механической обработки позволяет: существенно снизить себестоимость изготовления, повысить качество, осваивать новые виды продукции.

Шелег Виталий директор ОАО «МЗШ»

Основное производство осуществляет следующие виды обработки: токарная обработка; обработка конических колес с круговым зубом; обработка конических колес с прямым зубом; обработка цилиндрических зубчатых колес; чистовая обработка боковых поверхностей цилиндрических колес термически необработанных колес; чистовая обработка боковых поверхностей термически обработанных цилиндрических колес.

Термическое производство

Термический цех оснащен современными линиями камерных и проходных печей SQ-840, SQ-2x840 производства компании Remix. Данные агрегаты позволяют проводить химико-термическую (цементация, нитроцементация) и термическую обработку легированных сталей в защитной атмосфере.

Применение такого решения позволяет получить заведомо необходимые параметры обрабатываемых изделий, определенные конструкторской документацией.

Новик Александр заместитель директора по производству ОАО «МЗШ»

Инструментальное производство

Данное производственное подразделение осуществляет полный цикл проектирования и изготовления инструмента и технологической оснастки. К основным видам технологической обработки относится:

  • свободная ковка: масса заготовки до 70 кг;
  • термическая, химикотермическая, изотермическая обработка: глубина печей до 6 м; температура обработки до 1550 °C; соляные, бариевые, силитровые защитные среды;
  • всевозможная механическая обработка металлов резанием;
  • финишное/прецизионное оборудование для обработки внутренних наружных поверхностей по 5 квалитету, зубчатых и шлицевых наружных венцов по 4 степени точности;
  • координатно расточные, координатно шлифовальные работы;
  • технологии нанесения режущего инструмента износостойкими сверхпрочными покрытиями: AlTiN, AlTiCrN, TiN, TiNCO и другие;
  • технология нанесения алмазоподобных нанопокрытий на высокоточный контрольно-измерительный инструмент слоем до 0,0005 мм.

Специализация и основная продукция МЗШ

Если предметно останавливаться на комплектующих и запасных частях, то ОАО «МЗШ» производит широкую линейку продукции шестерен и валов, в том числе:

  • цилиндрические прямозубые и с наклонным зубом;
  • конические с прямым зубом конические со спиральным зубом;
  • червячные зубчатые колеса и шлицевые валы;
  • разнообразные звездочки и детали.

Годовой выпуск зубчатых колес и валов-шестерен составляет около 2 млн штук.

Предприятия также изготавливает стальные штампованные поковки. Возможно изготовление и предварительная термическая обработка поковок следующих типов:

  • деталей тел вращения диаметром до 250 мм, весом от 0,2 до 20 кг;
  • распределительных валов длиной до 400 мм;
  • валов различной конфигурации с диаметром утолщения до 150 мм, длиной до 600 мм;
  • конструктивных элементов плугов.

Завод также осуществляет сборку редукторов для тракторов BELARUS, которые производятся как из комплектующих Минского тракторного завода, так и из деталей собственного производства.

В начале 2019 года Обществом освоено производство редукторов четвертого и пятого исполнения для комплектации энергонасыщенных тракторов BELARUS-1822/-2022.

Еще одним ключевым направлением производства является выпуск сельскохозяйственных навесных и полунавесных, оборотных и необоротных плугов, а также запасных частей к плугам.

Все интенсивно изнашиваемые детали корпусов изготавливаются из высококачественных сталей (65Г, 60ПП) и проходят термообработку.

Каталог основной продукции предприятия ОАО «МЗШ» доступен по ссылке.

Плуги производства Минского завода шестерен

Всего освоено 11 моделей плугов для обработки различных почв. Плуги агрегатируются с тракторами в диапазоне от класса 1,4 кН (Беларус-80/82) до класса 3,0 кН (Беларус-1221,1523).

«Минский завод шестерен» имеет в своей линейке техники:

  • плуги пропашные общего назначения;
  • плуги оборотные для гладкой вспашки;
  • плуги для каменистых почв.
Плуг оборотный 3-х корпусной навесной ПОН-3-35 производства ОАО «МЗШ». Фото: mgw.by

Плуги пропашные общего назначения типа ПЛН, ПН с полувинтовыми корпусами предназначены для вспашки старопахотных почв, не засоренных камнями, на глубину до 27 см, с удельным сопротивлением до 0,1 МПа.

Плуги данного типа допускается эксплуатировать на всех типах почв с оптимальной абсолютной влажностью обрабатываемого слоя до 30%, при высоте стерни и травостоя не более 25 см и величине уклона поверхности поля не более 8°.

Модельный ряд плугов данного вида представлен пятью агрегатами:

  • плуг 8-ми корпусной навесной усиленный ПН-8-35У;
  • плуг 4-х корпусной навесной ПЛН-4-40;
  • плуг 3-х корпусной навесной ПЛН-3-35П;
  • плуг 4-х корпусной навесной ПЛН-4-35П;
  • плуг 5-ти корпусной навесной ПЛН-5-35П.

Конструктивной особенностью плуга ПН-8-35У является крепление полувинтовых корпусов на раме, позволяющее в зависимости от почвенно-климатических условий устанавливать требуемую ширину захвата, с целью оптимальной загрузки трактора и повышения эффективности использования агрегата.

Плуг ПЛН-4-40 оснащен корпусами ПК 20.010, устанавливаемыми на кронштейнах со срезными болтами для предотвращения поломок от случайных перегрузок.

Оборотные плуги для гладкой вспашки марок ПО (полунавесные) и ПОН (навесные) предназначены для гладкой вспашки старопахотных почв на глубину до 27 см, с удельным сопротивлением до 0,1 МПа.

Плуг 3-х корпусной навесной ПОН-3-35 в агрегате с трактором BELARUS. Фото: mgw.by

Данные плуги допускается эксплуатировать на всех типах почв с оптимальной абсолютной влажностью обрабатываемого слоя до 30% при высоте стерни и травостоя не более 25 см и величине уклона поверхности поля не более 8°.

Плуги осуществляют вспашку челночным способом без образования свальных гребней и развальных борозд, что способствует повышению качества основной обработки почвы, снижению трудоемкости при подготовке почвы к посеву, повышению культуры земледелия и росту урожайности.

Плуги ПОН-3-35 и ПОН-4-40 используются для вспашки, не засоренных камнями почв. Для защиты корпусов от случайных перегрузок в конструкции плугов предусмотрены срезные предохранительные элементы (срезные болты).

Плуги ПО-(4+1)-40 и плуги ПО-4-40, оснащенные рессорными механизмами защиты корпусов, высокоэффективны при вспашке каменистых почв. Опорные двухколесные шасси этих плугов дают им высокую стабильность в работе на склонах, а также при транспортировке.

Плуг корпусный оборотных модульный навесного ПОН-(4+1)-40. Фото: mgw.by

Механизм оборота снабжен гидравлическим устройством, позволяющим производить оборот плуга одним включением рычага гидрораспределителя трактора. 

Плуги типа ПКМП с рессорной защитой корпусов предназначены для вспашки каменистых почв на глубину до 27 см, с удельным сопротивлением до 0,1 МПа.

На плугах устанавливаются корпуса типа ПК (правооборачивающиеся). Плуги данного типа имеют увеличенное расстояние между корпусами, что в сочетании с их удлиненной полувинтовой лемешно-отвальной поверхностью обеспечивает повышение качества пашни.

Плуг 3-х корпусной ПКМП-3-40-Р для работы на каменистых почвах. Фото: mgw.by

Новый этап развития сегмента производства плугов

В 2020 году ведущее специализированное предприятие в ЕАЭС по производству шестерен, вал-шестерен, поковок, а также почвообрабатывающей техники ОАО «Минский завод шестерен» приступил к выпуску и презентовал для аграриев новую линейку навесных и полунавесных плугов на базе ранее выпускаемых моделей.

Важной особенностью техники ОАО «Минский завод шестерен» является доведенная до максимума концентрация собственного производства, унификация и высокая концентрация современных технологий, начиная от процесса проектирования, внедрения и серийного выпуска.

Шелег Виталий директор ОАО «МЗШ»

По заверению руководства предприятия, фермер и сельхозпроизводитель теперь может выбрать: 

  1. Подходящий под конкретные условия почв тип защитного элемента корпусов плуга (срезной болт, металлическая рессора, гидропневматическая автономная защита корпуса плуга). При этом техника, оснащенная современной гидропневматической защитой успешно прошла сравнительные испытания в рамках программы испытаний ГУ «Белорусская МИС» в 2020 году с наработкой на отказ в рамках всего нормативного периода (более 250 га). Отличительными особенностями данного типа защиты по итогам сравнительных полевых и стендовых испытаний являются: автономность, надежность, простота эксплуатации/регулировки, полная унификация установочных размеров крепления с металлическим защитным элементом. 
  2. Подходящий тип отвала корпусов плуга собственного изготовления и конструкции с полной унификацией по креплению: сплошным полувинтовым отвалом, перьевыми отвалами (собственное производство освоено в 2020 году и успешно эксплуатируется на различных типах почв). 
  3. На выбор аграрию предложено исполнение рабочих органов корпусов как из высокоуглеродистых отечественных сталей, так и из современных бористых сталей, аналогичных применяемым ведущими мировыми производителями в данном сегменте сельхозтехники, позволившие поысить износостойкость рабочих элементов до 40-60% в зависимости от условий почв.
  4. Возможность комплектации упрочненными рабочими элементами корпусов плуга на базе современных научно-промышленных разработок, позволившие повысить износостойкость быстроизнашиваемых элементов корпусов плуга (лемех, долото) в 3-5 раз.
Упрочненные рабочие элементы корпуса плуга. Фото: mgw.by

Стратегия развития ОАО «Минский завод шестерен», а также современный подход в проектировании и разработке, внедрение современных технологий производства позволили за короткий период уже в 2020 году выйти на выпуск абсолютно новой и современной техники для тягового класса тракторов в сегменте от 40 до 150 л.с.

При этом уже в начале 2021 года анонсируется выход на рынок новой линейки 8-11 корпусных оборотных плугов под тяговый класс тракторной техники 250-450 л.с., с применением уже внедренных и успешно зарекомендовавших современных технологий.

Ключевые этапы развития завода и модернизации производства

Новый этап развития завода включает в себя план комплексной модернизации производства на 2016-2025 годы.

Целью модернизации является:

  • повышение конкурентоспособности продукции за счет внедрения более производительного и энергоэффективного оборудования;
  • расширение гаммы выпускаемой продукции за счет создания гибких переналаживаемых участков для обработки цилиндрических и конических зубчатых колес;
  • расширение технологических возможностей и получение «гибких» технологий химико-термической и термической обработки;
  • освоение новых видов продукции и снижения затрат на изготовление поковок путем модернизации кузнечного оборудования;
  • снижение затрат на изготовление сложнорежущего инструмента и штамповой оснастки и снижение уровня энергопотребления.

Кроме этого, предприятие планирует существенно нарастить реализацию готовой продукции и выйти на новые рынки.

Инвестиционные проекты МТЗ-Холдинг совместно с МЗШ

Король универсальности: необычное применение тракторов МТЗ