Рост уровня цифровизации АПК и увеличивающаяся в геометрической прогрессии популярность новых китайских тракторов в мощностном классе от 120 до 260 л.с. — это два тренда, которые в настоящее время присущи российскому сельскому хозяйству.
Ранее мы уже рассказывали о том, как работает довольно крупное КФХ Процкий в селе Зуевка Солнцевского района Курской области. На базе именно этого предприятия состоялось историческое для АПК региона событие — установка первого комплекта китайской системы автоматического вождения и подруливания FJDynamics на новый китайский трактор TAVOL 2204. Сегодня у нас настоящее «китайское дабл-комбо» — «ГлавПахарь» расскажет и покажет, как это было во всех деталях и подробностях.
Монтаж и установку в хозяйстве Курской области производили специалисты «Итэлма СП». Это новая, но при этом более чем опытная компания с профессиональной командой инженеров, в которой, помимо собственных квалифицированных кадров, также трудятся и бывшие сотрудники таких фирм, как Trimble, Raven, Topcon, John Deere и CNH Industrial, так что знаний и умений им не занимать.
Основная задача заключалась в проведении так называемого «шеф-монтажа» и живого обучения специалистов регионального дилера «АгроАрсенал». Данная компания, следуя трендам отрасли и отвечая на запросы клиентов, с этого года довольно активно включилась в процесс освоения и реализации китайских решений на рынке. Под контролем инженеров «Итэлма СП» был успешно произведен полноценный монтаж автопилота на новый китайский трактор TAVOL с калибровкой и тестовыми проездами, определившими фактическую степень готовности к эксплуатации в реальных полевых условиях.
Забегая вперед отметим, что работа по установке заняла около 3 часов и включала в себя два ключевых этапа: сам монтаж и калибровку. Но обо всем по порядку.
Комплект оборудования для установки уместился в трех коробках:
Традиционно, основная и самая трудоемкая задача — правильно провести проводку с крыши и установить штангу с двумя GNSS-антеннами. Каждая антенна имеет свое профильное назначение, первая, к примеру, отвечает непосредственно за позиционирование, вторая — за направление. Также устанавливаются радиоантенна (необходима для приема RTK-поправок от базовой станции) и GSM-антенна (необходима для приема поправок через CORS-сети, или, как их еще называют, VRS-сети, проще говоря, это работа от стандартных «симок»).
В данном конкретном хозяйстве на всех полях присутствует очень хорошее сотовое покрытие, а в самом селе Зуевка стоит вышка связи всех основных операторов. Именно поэтому весь процесс выстраивался с учетом работы от обычной «симки», так как нет необходимости установки базовой станции. В последствии аграрий сам будет оплачивать услуги операторов (в случае с КФХ Процкий это будет SmartNet RTK).
Оплата за услуги связи может производиться как на день и неделю, так и на месяц, при этом возможно получить подписку даже на год. Фермер, имея логин и пароль, может заходить в личный кабинет прямо через терминал и получать поправки в любой момент в режиме реального времени.
После монтажа антенн на крышу обычно все последующие этапы установки идут друг за другом, но в нашем случае, из-за наличия большого количества специалистов, операции выполнялись параллельно. Как правило, вторым шагом для тракторов классической компоновки становится установка датчика угла поворота. На машинах такого типа он ставится обычно на левое или правое переднее колесо. Так произошло и с TAVOL, датчик был установлен на правое колесо, если смотреть по ходу движения трактора. Сразу после этого была уложена проводка.
Далее была произведена «запитка» от силового элемента бортовой сети трактора. Такой способ был выбран не случайно, а осознанно, так как аккумуляторы на TAVOL слишком сильно выдвинуты вперед, что увеличивает путь прокладки проводов и трудоемкость операций, связанных с этим.
После этого было демонтировано штатное рулевое колесо трактора, подобраны необходимый крепеж, нужная втулка для рулевого вала, противовращательное устройство и установлен электромотор с новым рулевым колесом уже от китайского производителя.
Далее была произведена установка монитора управления и устройства IMU, представляющего собой энерционный блок, который занимается вычислениями отклонений и в котором работают гироскопы. Блок гироскопов необходим, чтобы компенсировать неровности рельефа. Сам IMU ставится непосредственно в кабине трактора.
В завершении была произведена комплексная «упаковка», где инженеры аккуратно сняли пластиковую обшивку в кабине трактора, и где при помощи стяжек и хомутов проложили все необходимые провода, убрали их так, чтобы это было максимально комфортно для оператора.
Итоговым блоком задач стала калибровка и отладка работы электромотора в поле. Важно, что данный этап является одним из основных, ведь это именно та задача, где нужна наиболее квалифицированная компетенция сотрудников. Каждый трактор по своей природе уникален, особенно если говорить о машинах, произведенных на территории СНГ, здесь под каждый конкретный агрегат, как правило, нужно эмпирическим путем выявить параметры, которые будут наиболее адекватно позволять работать автопилоту. Как отмечают сами дилеры, всего есть три наиболее значимых параметра во время калибровки: скорость работы электромотора, агрессивность выхода на линию и агрессивность удержания на линии.
Если говорить в целом о преимуществах китайской навигации, то, в первую очередь, стоит выделить: соотношение цена-качество, высокую адаптивность и собственное независимое программное обеспечение.
В отличие от других решений на рынке, как правило, китайские разработчики активно дорабатывают свою продукцию по итогам обратной связи. Каждый месяц выходят новые прошивки, где решаются проблемы и устраняются недостатки (при их наличии). Из последних наиболее ярких примеров — добавление фиксаций по позициям. В данном случае речь идет о том, что линии навигации, которые были построены у фермера ранее в аккаунте, теперь точно никуда не уйдут при аварийном или плановом перезапуске базовой станции. Кроме того, появилась возможность работать с автопилотами других производителей, того же Тримбла и Тиджета. Теперь все это легко можно перенаправить на одну станцию от китайского производителя.
В завершении отметим, что весь процесс установки китайской навигации и системы подруливания на китайский трактор фиксировался на фото- и видеокамеру. Сделано это было для того, чтобы по истечении времени составить авторскую инструкцию для дилеров, занимающихся подобными решениями на рынке региона. В целом китайская навигация в Курской области не является чем-то новым, она уже устанавливалась на большое количество отечественных (тракторы Кировец К-5 и К-7М), белорусских (тракторы BELARUS от 82 и заканчивая 3522), зарубежных тракторах (Джон Дир, Кейс, Нью Холланд), а также на другие типы техники, например, комбайны и самоходные опрыскиватели.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.