Пробуксовка техники в полях является распространенной проблемой, с которой сталкиваются многие фермеры. «Буксование» понижает объем мощности техники, приводит к задержкам в работе, повреждению агромашин, повышению расхода топлива на гектар и потере урожая. Для снижения процента буксования прежде всего следует понимать причины и следствия его возникновения. В данном материале мы рассмотрим причины и ошибки, приводящие к пробуксовке сельскохозяйственной техники, а также расскажем про правила безопасности, которые помогут предотвратить эту проблему.
Полностью избежать пробуксовки движителей, безусловно, невозможно, но удерживать её на как можно более низком уровне необходимо. Достичь этого можно за счет улучшения сцепления колес трактора с поверхностью. Для этого необходимо, с одной стороны, добиваться увеличения контактной поверхности шин при сцеплении с грунтом за счет снижения давления в шинах и расширения контактной поверхности, с другой стороны, использовать балласты, увеличивающие нагрузки на оси, увеличивая тем самым углубление протектора шин в почву и давление на нее.
При этом стоит понимать, что перенос мощности трактора на почву с наименьшими потерями и без повреждения структуры почвы возможно только в случае соблюдения коэффициента пробуксовки на низком уровне. Пробуксовка зависит и от характеристик грунтов, и от их влажности, вязкости, состояния поверхности, а также вида работ и веса машин.
К основным причинам пробуксовки следует отнести состояние почвы. Так, неравномерное распределение влаги, неровности поверхности поля и наличие грязи или глины затрудняют движение техники и уменьшают сцепление колес или гусениц с поверхностью.
Еще одной наиболее распространённой причиной пробуксовки является неправильная балансировка и настройка техники. Неправильная регулировка давления в шинах, неверно выбранная глубина обработки почвы плугов либо же выполненная некачественно балластировка могут привести к буксованию. Выбор оптимального балласта является ключевым фактором при подготовке трактора к выполнению тех или иных работ. Так, слишком легкий балласт может привести к уменьшению тягового усилия и существенному росту по расходу топлива. Слишком тяжелый балласт, наоборот, заметно сокращает пробуксовку, вызывая при этом увеличение сопротивления качению, что вынуждает колеса постоянно преодолевать собственную колею.
Минский тракторный завод, к примеру, в своих моделях использует наборные балластные передние грузы так, допустим, при вспашке трактор BELARUS-3522 комплектуется передним грузом массой 1320 кг, а при выполнении транспортных работах используется без него.
Перегрузка техники при работе в поле — очередная причина, не редки случаи, когда фермеры целенаправленно перегружают трактор. Сегодня мы можем наблюдать, что один из популярнейших тракторов у отечественных фермеров, МТЗ-82 используется с полуприцепами ПСТ-9, имеющие грузоподъемность 9,5 тонн, а ведь два десятка лет он использовался преимущественно с прицепом 2ПТС-4, грузоподъёмность которого составляла всего 4 тонны. Нарушение максимальной грузоподъемности приводит к перегрузке и к снижению сцепных свойств трактора. Поэтому при работе в поле необходимо соблюдать рекомендации по максимальной грузоподъемности и не превышать допустимые значения.
Пробуксовка также возникает, когда передние и задние колеса движутся не сбалансировано, из-за чего один из мостов подталкивает или тянет машину, а другой притормаживает. Допустимый показатель пробуксовки предопределяется одинаковым или различным размером колес трактора на передней и задней осях.
Большая пробуксовка, особенно когда задняя ось толкает переднюю тормозящую, опасна для системы передачи привода на ось. Планетарная система сцепления, которая часто применяется в таких приводах, может просто не выдерживать большой нагрузки и приводить к её разрушению, особенно когда к высокому показателю пробуксовки добавляется еще и движение на большой скорости.
Починить эту систему будет значительно дороже, чем с самого начала выбрать правильный режим выполнения работ. Некоторые производители сейчас совершенствуют систему сцепления, чтобы добиться лучшего разделения нагрузки между ними, но при слишком высоких перегрузках даже это может не помочь.
Для предотвращения пробуксовки сельхозтехники перед началом работы следует осмотреть рабочий участок поля и непосредственно убедиться в отсутствии препятствий, таких как камни, пни или другие объекты, которые могут привести к пробуксовке вследствие изменения направления и скорости движения. При наличии таких препятствий они должны быть удалены до начала работ, это обязательное условие.
Настройка машинно-тракторного агрегата также является важной составляющей в борьбе с пробуксовкой. Перед началом работы следует проверить давление в шинах в соответствии с рекомендациями производителя, учитывая особенности почвы и климатические условия. Регулярный осмотр и обслуживание техники являются одной из мер для предотвращения пробуксовки. Необходимо проверять состояние колес, гусениц, подвески и других элементов, а также следовать рекомендациям производителя по техническому обслуживанию.
При эксплуатации сельхозтехники также крайне важно соблюдать параметры грузоподъемности и не допускать перегруза агромашин, для этого надо строго следовать рекомендациям производителя по максимальной нагрузке для каждого типа сельскохозяйственных машин.
При движении по полю надо избегать резкого ускорения или торможения — это может вызвать пробуксовку. Рекомендация здесь простая: при необходимости снизьте скорость движения, а при выполнении поворотов и движении на склонах соблюдайте осторожность и будьте внимательны. Регулярное обучение и повышение квалификации по управлению сельскохозяйственной техники помогут снизить риски пробуксовки и исключить аварийные ситуации.
Пробуксовка наносит значительный вред как почве, так и машине. На почве значительная пробуксовка образует большой уплотненный слой, который при использовании больших агрегатов может уходить на глубину более одного метра. Устранить такое уплотнение уже будет невозможно. Соответственно, прокладка технологических путей и ежегодное их использование многими агрегатами при проведении всех видов работ еще больше усугубляет ситуацию.
На поверхности мест пробуксовки техники образуется плотный «счесанный» слой почвы, через который не могут пробиться растения, к тому же он не пропускает влагу к более глубоким слоям, вызывая образование мест «стоячей сырости». Понятно, что в местах уплотнения также невозможно и капиллярное поднятие влаги.
В заключение отметим, что буксование отрицательно сказывается на почве и посевах в долгосрочной перспективе. Так, при выполнении работ на площадях с посевами с многолетними травами она приводит к повреждению посевов на долгие годы. Пробуксовка приводит к износу шин и чрезмерной нагрузке на трансмиссию и ходовую часть машин, ведь забуксовавшие машины порой приходится доставать при помощи нескольких буксиров.
(с использованием материала из фото-рекомендаций, опубликованных в telegram-канале «Полевые испытания»)