Сельскохозяйственное производство имеет сезонный характер. В связи с этим большая часть агромашин эксплуатируется именно сезонно. После уборки урожая и подъема зяби сельхозтехника отправляется на хранение до следующего сезона. Правильное хранение обеспечивает не только сохранность машин, но и сокращает затраты на их техобслуживание и ремонт.
Многие знают, что именно нужно делать при постановке машин на длительное хранение, но, к сожалению, не выполняют даже основных требований, а это приводит в дальнейшем к значительным затратам при эксплуатации. В данной статье мы рассмотрим к чему приводит невыполнение требований при хранении сельхозтехники, а главное, как этого избежать.
Существует три традиционных способа длительного хранения: открытый, закрытый и комбинированный. Каждый фермер решает, где расположить на хранение технику, исходя из наличия помещений, крытых и открытых площадок, но следует отдать предпочтение следующим вариантам:
Безусловно, закрытый способ предпочтительнее, но у большинства отечественных хозяйств, за исключением крупных агрохолдингов, отсутствуют крытые ангары или иные масштабные крытые площадки для хранения сельхозтехники, в том числе широкозахватных почвообрабатывающих и посевных машин.
Отечественные фермеры, как правило, пользуются открытым и комбинированным способом хранения. Данные способы имеют свои достоинства и недоставки. Так, открытый способ наиболее трудозатратный, так как при правильной постановке требует самого большого количества подготовительных мероприятий.
Комбинированный способ позволяет хранить дорогостоящие и сложные машины, но при этом часть комплектующих машин храниться на складе.
Операция по очистке и мойке машин перед постановкой на хранение является ключевой, поскольку наличие на технике грязи, земли, а также пожнивных и растительных остатков способствуют притягиванию и удержанию влаги, что впоследствии может привести к образованию коррозии. При этом стоит упомянуть, что при постановке машин на зимнее хранение при температуре окружающей среды ниже десяти градусов важно учитывать фактор попадания воды, он может привести к выходу из строя подшипниковых узлов.
В данном случае стоит провести очистку и обдувку машин сжатым воздухом. К слову, ряд европейских производителей уже прописывают в инструкции по эксплуатации рекомендации о необходимости очистки и обдувке машин. Безусловно, есть случаи, когда мойка в условиях низких температур неизбежна, например, мойка свеклоуборочной техники, но при постановке орудий для обработки почвы или зерноуборочных комбайнов после уборки кукурузы на зерно следует отказаться от мойки в пользу обдува сжатым воздухом.
После очистки второй важной операцией является защита незащищенных и оголенных металлический частей с помощью лакокрасок или грунтовок. Данная операция способствует предотвращению коррозийных процессов. При этом стоит отметить, что восстановление лакокрасочного покрытия позволяет поддерживать отличный внешний вид.
Покрытие материальных затрат на хранение оценивается важностью соблюдения правил технического состояния машин. Дороговизна сельскохозяйственных машин не предполагает неправильного хранения. Низкое качество хранения влияет на работоспособность машин, учитывая их сезонное применение. Качество хранения является одним из основных условий, гарантирующих долговечность эксплуатации и производительность сельскохозяйственных машин. Также сюда стоит отнести антикоррозионную обработку рабочих органов, например, плугов, культиватор, сеялок и так далее.
При этом стоит отметить, что, как правило, при покраске выявляются наличие трещин, разрывов и другие дефекты рамы.
Первое, что необходимо выполнить после мойки, это «прошприцевать» все точки смазки, благодаря этому смазка вытесняет попавшую влагу при мойке. Операция несмотря на свою трудоемкость позволяет сохранить дорогостоящие подшипники.
Еще одним немаловажным аспектом при постановке является слив топлива и заправка небольшого количества чистого топлива (не БИО-топлива). Элементарный слив топлива позволяет провести частичную очистку топливных баков и исключить образование конденсата, который впоследствии может ухудшить работу соответствующих систем.
При постановке на хранение техники в независимости от того, какой способ используется (закрытый, открытый или комбинированный), необходимо покрыть смазкой цепные передачи и открытые части штоков гидроцилиндров.
Каждый фермер знает, что приобретение качественных ременных передач — это достаточно весомые затраты, да и к тому же качественных и оригинальных ремней достаточно трудно достать, особенно для зерноуборочных комбайнов. Поэтому стоит ослабить ременные передачи или демонтировать их, поскольку они чувствительны к погодным условиям и влаге.
Рукава высокого давления занимают одну из частых статей в расходах фермеров в период эксплуатации и, как правило, они выходят из строя в неподходящий период и при этом это, как правило, приводит к потере дорогостоящего масла, которое стоит дороже топлива в несколько раз. Для продления срока службы РВД при хранении на открытых площадках, или при комбинированном способе необходимо произвести их консервацию.
Применение электронных систем, в том числе навигационных систем, плотно вошли в жизнь. Поэтому для аграриев к уже привычным операциям по снятию АКБ и их обслуживанию перечень операций по подготовке к длительному хранению пополнился консервацией электронных систем. Здесь стоит исключить (при возможности) воздействие низких температур и солнечных лучей. Это чревато повреждениями светоотражающего слоя. Нарушение этих требований может привести к появлению белых или черных пятен на дисплее, сенсор вовсе начнет «жить своей жизнью» или совсем перестанет отвечать на касания.
Для продления срока службы аккумуляторных батарей необходимо очистить корпус аккумулятора и вентиляционные отверстия от загрязнений, которые скопились за лето, удалить окись с клемм и обработать их ЛИТОЛом. Условия хранения АКБ должны предусматривать низкий уровень влажности и температуру окружающей среды не ниже -10 °C.
При этом периодически следует контролировать уровень заряда и электролита аккумуляторов даже во время хранения. Так как при хранении АКБ может происходить разрядка естественным путем, и если аккумуляторная батарея долго будет храниться без подзарядки, то способность долгой задержки заряда будет утеряна. Проводить проверку нужно примерно 2-3 раза в месяц.
В обеденное время зимнее солнце достаточно активно, что влечет попадание прямых солнечных лучей на внутреннее устройство и элементы кабины. Кабина нагревается, но как только солнце заходит, резкий скачок и перепад температуры может повлечь существенные повреждения, изломы, трещины, перегибы и деформацию элементов. С целью минимизации возможности появления таких проблем кабины тракторов или комбайнов нужно плотно укрывать.
Бережное отношение к шинам обусловлено, прежде всего, их высокой стоимостью, так, например, задняя шина для трактора John Deere 8430 стоит порядка 250 тысяч рублей, и это от отечественных производителей, а ценник на шины именитых мировых производителей в разы выше.
Для сохранения шин и продления срока их службы, колеса нужно разгрузить, установив под машину специальные подставки, чтобы обеспечить между шинами колес и опорной поверхностью расстояние, оно должно быть 8-10 мм. При этом давление воздуха необходимо снизить до 70% от номинального, а также покрыть колеса специальными светоотражающими составами от воздействия солнечных лучей при хранении на открытых площадках или подвесами. Несоблюдение данных требований приводит к образованию трещин и прочих повреждений.
За счет правильной и своевременной постановки сельскохозяйственной техники и машин на длительное зимнее хранение возможно минимизировать затраты на обслуживание, снизить количество простоев и поломок агрегатов в будущем, сохраняя при этом работоспособность машин в нерабочий период.
В заключение хотелось бы отметить, что проведенная дефектовка осенью позволяет четко понимать, какие нужно приобрести запасные части, такой подход также позволяет более предметно и детально планировать их покупку зимой, когда цены ещё остались прежними. Дефектовка перед постановкой на зимнее хранение позволяет не только экономить средства фермеров, но и готовиться заранее к будущему агротехническому сезону.
В целом достаточно емким и при этом технически грамотным чек-листом по подготовке агротехники к зимовке также делится telegram-канал АГРОПИЛОТ. Их рекомендации подтверждают все наши предложения, опубликованные в этой статье по теме: о чем не стоит забывать при консервации самоходных машин и прицепных агрегатов.
Для комбайнов, опрыскивателей и другой самоходной техники:
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru