Закон о КФХ, принятый в 1990 году, положил начало новому укладу жизни в России. Предприимчивые люди, по-настоящему влюбленные в труд на земле, получили возможность вести частную предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве и взяли на себя ответственность за результаты труда. На тот момент они не располагали ни капиталом, ни землей, ни техникой, ни технологиями, но было огромное желание работать самостоятельно на земле.
Среди таких людей и Александр Михайлович Сотников, который более 30 лет возглавляет КФХ и каждый заработанный рубль вкладывает в технику и развитие. Сейчас это передовое предприятия, которое вносит значительный вклад в развитие Оренбургской области. Александр Михайлович Сотников — председатель АККОР Бугурусланского района, он состоит в региональном Совете Ассоциации фермеров, является членом Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и депутатом Совета депутатов Бугурусланского района.
В своем выступлении для портала «ГлавПахарь» глава КФХ поднимает проблемы развития отечественного сельхозмашиностроения, роста цен на отечественную сельхозтехнику, запасные части, металл и топливо, а также предлагает свои пути для роста и развития аграрной отрасли страны.
В КФХ Сотникова А.М. около 6000 гектаров пашни в обработке. Такой земельный банк удалось собрать не сразу. Постепенно покупали паи, когда началась активная их продажа, муниципальные земли. Каждый год сколько денег зарабатывали, столько и вкладывали в развитие хозяйства, в том числе для присоединения новых территорий. На сегодняшний день около 4000 гектаров — в собственности, 2000 — в аренде.
В хозяйстве сеют много разных культур, более 10 для соблюдения правильного севооборота, и чтобы получить большую маржинальность. Есть лен, горчица, рапс, соя и подсолнечник, кукуруза, нут и чечевица. Сеют каждый год всего по-немногу. Озимую пшеницу выращивают на площади 1000 гектаров, около 1000 га занимает подсолнечник, 670 га кукуруза, 400 га лен, по 250 га рапс и горох, 170 га соя, 70 га горчица. Ежегодно получают около 10 000 тонн продукции. После уборки кукурузы остается много органических остатков. Для их разложения применяют один из бактериальный препаратов. Глава КФХ уверен, что, по крайней мере, в почве не снижается количество гумуса, что способствует получению хороших урожаев.
Также он убежден, что крестьянское фермерское хозяйство работает более эффективно, чем колхоз, который занимал раньше эту территорию, не считая момента с животноводческим направлением. Сейчас главная составляющая фермерского бизнеса — растениеводство. Кукурузу поставляют в Екатеринбург и Киров, подсолнечник — в Казань. Дополнительный доход фермер получает от переработки в своем хозяйстве семян подсолнечника.
«Раньше здесь был колхоз имени Ильича, который занимал примерно такую же площадь. Коллектив — 150 человек, только в бухгалтерии около 10 человек сидело. Сейчас у нас работают от 20 до 30-ти работников. Вот и посчитайте. Всю ту же работу делаем. Конечно, применяем более эффективную технику, широкозахватные прицепные орудия, которые позволяют обрабатывать землю гораздо быстрее и качественнее»,
Основная проблема 2023 года — на складах много непроданной сельхозпродукции, которую не спешили реализовать из-за низкой цены. В прошлом году был действительно небывалый урожай, поэтому склады были полны под самую крышу. Глава КФХ отмечает, что если и можно было что-то продать, то по уровню себестоимости. Но выжидать уже дальше некуда. Начали продавать зерно весной, чтобы купить комплектующие и все необходимое для подготовки к посевной компании, конечно же, без особой выгоды для хозяйства.
На полях КФХ Сотникова А.М. в основном задействована российская техника. Тракторы в большинстве своем Ростсельмаш, есть «Кировцы», машины Минского тракторного завода и Т-150. Импортных тракторов практически нет, зато есть сеялки и погрузчики, в том числе практически незаменимый зарубежный погрузчиков JCB. В качестве грузового транспорта для отвозки урожая с полей используют КАМАЗЫ, на элеватор зерно тоже возят полуприцепами КАМАЗ. Александр Михайлович подчеркнул, что машины ремонтопригодные, недорогие в эксплуатации и вполне устраивают. Можно и на нашей технике работать достойно.
«Импортная техника часто более качественная, гораздо выше ее надежность и ресурс. Но цена покупки несоизмерима с ценой наших машин. Если российский комбайн стоит 20 миллионов, то импортный — в два или три раза дороже. Некоторые фермеры останавливают свой выбор на импортной технике, но самостоятельно её не обслужишь, нужно привлекать дилерские компании.
Я все время знал, что в случае недопонимания с зарубежными странами-производителями, технику ремонтировать будет нечем. Она встанет мертвым грузом. Конечно, есть Китай, который выручит всегда. Но рисковать и брать иностранную технику не стали, работаем на своей. Есть 7 комбайнов Ростсельмаш — «Акросы» и «Векторы», весь шлейф машин для каждого вида работ в поле»,
В крестьянском (фермерском) хозяйстве самостоятельно справляются с ремонтом техники. Александр Михайлович уверен, что все его работники — отличные специалисты, поэтому своими силами ремонтируют технику, в том числе двигатели.
«У нас есть 500 квадратных метров отапливаемых гаражей, кран-балка, необходимое оборудование: токарный и фрезерный станки, сварочный полуавтомат, и вообще все, что нужно для ремонта. Комплектующие привозим из Самары, кое-какие из Ярославля. Запчасти к КАМАЗам покупают в Набережных Челнах и ведем ремонт собственными силами»,
Александр Михайлович по образованию инженер-механик. В 1983 году он окончил факультет механизации Оренбургского сельскохозяйственного института. Начинал работать в колхозе имени Ильича в Завьяловке механиком, а также занимал пост заместителя председателя колхоза. Так что опыта ему не занимать.
«Все эти вещи мне вполне доступны. Я всю жизнь с ними имею дело, поэтому думаю, что ничего в ремонте сложного нет. Подсказываю специалистам, где нужно. Бывает открываю интернет, когда двигатель какой-то новый, например, китайского завода. В справочниках можно почерпнуть информацию. Динамометрический ключ есть, и все как положено. Так что, самостоятельный ремонт» — дело решаемое, и не проблема»
О том, чтобы оказывать услуги по ремонту соседям, речь пока не идет. Времени на это не хватает, хотя бы свою технику вовремя отремонтировать. Каждый готовит к работе свою машину: водители — КАМАЗЫ, а механизаторы — тракторы, сеялки и культиваторы, с которыми будут работать.
«Часто фермеры поднимают вопрос, нужно ли возрождать МТС. Я, например, не согласен с тем, что они необходимы. Вот, допустим, МТС есть, а этот трактор нужен только весной. Есть неделя нормальной погоды, и он будет нужен всем и сразу. А через неделю — никому уже не нужен. Поэтому у каждого должен быть свой, МТС не решит проблему»,
Кроме 5 лет учебы в институте, глава КФХ все время работал на земле. Поэтому когда колхоз развалился, решение стать фермером назрело само собой. Дело знакомое и наработана практика, но начинать пришлось в полном смысле слова с нуля.
«В апреле 2000 года я выписал свидетельство и начал собирать паи у людей. Оформил в первый год 200 гектаров земли. Попросил у друга семена пшеницы для посева. Новой сеялки не было, ремонтировал старые. Со временем понял, что люди в сельском хозяйстве работают интересные и технику хорошую вполне можно купить, если с умом подойти к делу»,
Александр Михайлович отмечает, что квалифицированных агрономов не найти днем с огнем. Поэтому приходится вникать в вопросы растениеводства, читать справочную литературу по теме, посещать семинары. Информации достаточно, если есть желание ее изучить. В начале карьеры посещал все тематические платные мероприятия в Самаре и через некоторое время уже знал, как правильно возделывать культуры, чтобы получить достойный урожай.
Для своевременного обновления парка техники в фермерском хозяйстве используют все механизмы. В 2006 году глава хозяйства оформил первый кредит на сумму 2,8 миллиона рублей, купил 2 трактора, сеялку и другие агрегаты. Часть техники оформлена в лизинг. В 2023 году взяли сеялку AMAZONE за 17 миллионов рублей.
Что качается качества машин, Александр Михайлович подчеркнул, что есть «детские» болезни отечественной техники, так называемые системные поломки, которых не должно быть. Заводы, конечно, идут навстречу фермерам, устраняют неполадки, но очевидно, что нашим производителям надо больше следить за качеством продукции.
«Ценовая политика, я считаю, не верная. Трактор «Кировец» К-744 за последние 2 года вырос в цене в 2 раза. С чего? Все говорят, доллар подрос, но доллар же в 2 раза не вырос. 2 года назад мы брали «Кировец» за 8 миллионов 600 российских рублей, а сейчас он стоит 16 миллионов. Опрыскиватель «Туман» брали за 8 миллионов 2 года назад, сейчас его цена 12 миллионов. Я считаю, что производителям можно и нужно пойти навстречу аграриям и умерить свои аппетиты, потому что мы не выживем. Технику покупать просто не на что»,
В этом году в фермерском хозяйстве откажутся от покупки сельхозмашин и нового строительства. Инвестиций руководитель не планирует, поскольку рентабельность на нуле, несмотря на рекордный урожай зерновых прошлого года. Заработанные деньги вложили в оборотные средства, купили комплектующие. Главное — год пережить, а потом — посмотрим, отметил Александр Михалович.
Проблему для развития фермерских хозяйств он видит в крайне обострившемся в последнее время диспаритете цен. Ее он поднимал неоднократно, в том числе в своем выступлении на съезде АККОР.
«Нужно привести цены в единый порядок. Пускай будет пошлина не только на зерно, но и на удобрения, дизтопливо, запчасти. Федеральная антимонопольная служба должна разобраться, каким образом некоторые запчасти подорожали в 5 раз? 500% — такого не должно быть вообще. Приведите ценовую политику в баланс — и в сельском хозяйстве не будет проблем. Пускай пшеница стоит хоть и 3 рубля — нет проблем, если и комплектующие стоят столько же»,
В фермерском сообществе уверены, что повышении утилизационного сбора на тракторы с 1 июля 2023 усугубит положение аграриев и еще больше взвинтит цены на технику, которая станет недоступной. Повышение ставок утильсбора вызывает тревогу на фоне сложного финансового состояния сельхозпроизводителей и падения рынка сельхозтехники, которое в 2023 году составит не менее 25%. Решение позволит поддержать российских и белорусских производителей сельхозтехники, но это произойдет за счет аграриев.
Ударил по фермерским хозяйствам и рост цен на металл. Цена 1 тонны металла в прошлом году превысила 120 тысяч рублей. Это также способствовало скачку цен на сельскохозяйственную технику. Со стороны ФАС были приняты некоторые меры по ограничению цен на металл, но они все равно остались на высоком уровне. В прошлом году в хозяйстве А.М. Сотникова строили два ангара для хранения зерна. На первый успели купить металл по старой цене, он обошелся в 5 миллионов рублей. А на следующий металл купили уже по новым ценам, за него пришлось выложить 10 миллионов рублей.
«Отдельно хочу сказать о росте цен на запасные части для сельскохозяйственной техники. Производители запчастей, пользуясь ситуацией, подняли цены на свою продукцию. Рост в прошлом году составил от 200 до 500%. Да и качество комплектующих вызывает очень много нареканий»,
Что касается стоимости дизельного топлива, то в стране происходит парадокс: нефть дорожает — дизтопливо дорожает, нефть дешевеет — топливо все равно растет в цене. Чтобы сэкономить, крестьянские фермерские хозяйства стараются закупить ГСМ в зимнее время.
«Если зимой 2020 года мы брали дизельное топливо по 45 тысяч за тонну, то в декабре 2021 года уже по 57. В 2022 уже 59 тысяч обошлась тонн с доставкой. Дизельное масло в позапрошлом году брали по 25 тысяч за бочку, в прошлом году цена превысила 50 тысяч. Теперь представьте, какую себестоимость нашей продукции мы получим уже этой осенью при таких затратах?»,
В стране рыночная экономика, поэтому удивляет, почему цена на пшеницу регулируется, а на остальную продукцию — нет. При рекордном урожае были введены таможенные пошлины, а фермеры недополучили 90 миллиардов рублей выручки. Средства от пошлин хотят вернуть в виде субсидий сельхозпроизводителям, но при этом непонятно, сколько затрат будет скомпенсировано аграриям. При существующей системе распределения субсидий их получают только 5-10% фермеров.
Как опытный участник съезда АККОР, Александр Михайлович задается вопросом, почему некоторые вопросы фермеры поднимаются из года в год, но они никак не решаются.
«Допустим, озвучили фермеры вопрос. Вроде все — за: Совет Федерации — за, Госдума — за, Минстерство — за. Кто тогда против-то? Вот мы сидим на заседании АККОР и обсуждаем с коллегами эту непонятную ситуацию. Вроде никто не против, а воз и ныне там»,
Также глава КФХ считает, что для развития сельского хозяйства нужно более активно привлекать научное сообщество. Обязательно должна быть государственная программа поддержания плодородия земли. Нужно создать зерновую компанию, которая будет заниматься напрямую продажей урожая фермеров за рубеж, заключая прямые договора. Пока деньги на экспорте зарабатывают посредники, а фермерам не достается ничего.
«Не лишним будет пересмотреть цепочку, начиная со стоимости зерна и заканчивая буханкой хлеба. Почему торговля имеет 100% маржи, а мы — всего лишь 10%. Это первостепенные вещи, которые нужно сделать. Если наше сельское хозяйство заработает в полную силу — мы накормим весть мир»,
В направлении производства отечественной сельхозтехники необходимо восстанавливать свои заводы, строить новые предприятия, а отрасль тракторостроения фактически воссоздавать заново. В советский период выпускали технику Волгоградский, Челябинский, Алтайский, Владимирский, Липецкий и другие заводы. Сейчас стабильно работает Петербургский тракторный завод, но на полях мало наших тракторов и грузовых автомобилей.
«Посмотрите, что мы видим сейчас на дорогах? MAN, Volvo, MERCEDES, Scania. Нашей грузовой техники почти нет. Китай. Мы, что, не можем производить свои машины? Нету и хорошего отечественного легкового транспорта. Продолжается выпуск некоторых моделей чуть ли ни 50-летней давности. Надо свои заводы строить, в отечественное производство деньги вкладывать, а не в офшоры выводить. Почему фермерский бизнес развивается? По тому, что деньги, которые зарабатываем, мы вкладываем в производство. И отдача от работы больше и результат лучше»,
Нынешняя геополитическая ситуация, безусловно, должна подстегнуть нашу сельхозмашиностроительную отрасль к развитию, а ситуация на мировом рынке постепенно нормализуется. «Думаю, мир одумается и потихоньку будет настраивать связи, но это не сразу, — подчеркнул Александр Сотников. — Ведь все понимают, что нельзя так дальше жить. В нашей стране сосредоточены такие огромные богатства и природные ископаемые, что без нас другие страны не смогут жить».
Александр Михайлович уверен, что фермерское движение развивается в России буквально вопреки созданным непростым условиям. Сложно было начинать работу в вакууме, когда колхозы развалили, но ничего не было предложено взамен. Фермеры самостоятельно смогли возродить работу на земле, приложив к этому титанические усилия. Выжили и создали предприятия, которые получают продукцию и занимаются возрождением села.
«Крупные агрохолдинги — не хозяева на нашей земле. Да, у них есть результаты работы, но в остальном, никто о том, что останется после, не задумывается. Директор или наемный специалист поработали, уволились и спросить не с кого. А фермер за все отвечает сам: и за коллектив, и за имущество, и за землю, на которой работает, и за село. А как же без этого? В садике забор сделал и площадку детскую. За год миллион с лишним вышло. На 9 мая ветеранов подвозим, башню водонапорную обслуживаем, чистим снег. В день бывает по 2-3 звонка сельчан насчет оказания помощи»,
Продолжая тему, глава фермерского хозяйства подчеркнул, что его главная надежда — на возрождение российской глубинки. Сейчас население в основном концентрировано в городах. Деревня вымирает, но это мало кого заботит. Проблемам и нуждам фермеров также уделяется недостаточно внимания. А ведь главным и базовым звеном в экономике государства является именно сельхозтоваропроизводитель. От его успешной работы зависит благосостояние всех в нашей стране. Главное — говорить об успехах, а также не замалчивать и своевременно решать назревшие проблемы, чтобы ничто не мешало нашим аграриям работать на земеле.
Редакция портала «ГлавПахарь» благодарит Александра Михайловича Сотникова за откровенный разговор и желает ему дальнейших успехов в нелегком фермерском труде.