Механизатор-блогер Сергей Корнеев, или как проходят Будни Тракториста?

13.04.2023
5074
vk.com-logo

Тракторист — гордое звание и по сути одна из главных рабочих специальностей в сельском хозяйстве, сферой деятельности которой является управление, обслуживание и ремонт различных видов колёсных и гусеничных тракторов. Наша страна вступила в активную фазу посевной кампании 2023 года, но как же проходят весенние будни тракториста?

Чтобы это узнать, «ГлавПахарь» отправился в Рязанскую область в агрохозяйство «Семион-Агро» Кораблинского района к автору одноименного ютуб-канала «Будни Тракториста». Механизатор-блогер Сергей Корнеев уже выехал в поля и сейчас выполняет технологическую операцию по закрытию влаги. Редакция нашего портала приехала к «трудяге» в первый день работы в поле и стала свидетелем его первых 100 га в данном агросезоне. Мы поговорили с Сергеем и узнали у него, как живет и чем дышит один из самых популярных действующих механизаторов-блогеров России.

О самом сложном ремонте, машинно-тракторном парке, работе в АПК, отношению к жизни, опыте тракториста, а также о том, как совмещать труд в полях с блогерством — об этом и не только в нашем новом материале!

Сергей Корнеев — действующий механизатор агрохозяйства «Семион-Агро» и автор ютуб-канала «Будни Тракториста»
Фото: glavpahar.ru
Сергей Корнеев — действующий механизатор агрохозяйства «Семион-Агро» и автор ютуб-канала «Будни Тракториста»

«Наедине с трактором», или как влюбиться в сельское хозяйство — рецепт от Сергея Корнеева, «Будни Тракториста»

Добрый день, начнем с банальных вопросов. Сергей, где вы учились и сколько лет уже в профессии механизатора? Почему решили заняться именно сельским хозяйством?

Сергей Корнеев. Добрый день, я окончил 9 классов в обычной школе в своем родном поселке Ухолово Рязанской области. После получения базового среднего образования встал вопрос: а куда пойти учиться дальше? Решение было принято почти сразу — сельскохозяйственный техникум, он был ближайшим ко мне учебным заведением по расположению, да и рядом жили родственники, было удобно. Задача на самом деле стояла простая — лишь бы получить хоть какое-нибудь профильное образование. Изначально мне работа на земле не нравилась. Я понимал, что это грязный, тяжелый труд, с большой ответственностью и большими затратами человеческого ресурса. Производственная практика укрепила веру в то, что эта профессия мне не подходит, укрепилась, и я планировал просто закончить техникум и заняться чем-то другим. Потом обзавелся семьей (у меня прекрасная жена и очаровательная дочка), отслужил в армии и понял, что пора зарабатывать деньги.

Учитывая, что в том агрохозяйстве, где я проходил практику, я зарекомендовал себя вроде хорошо, было принято решение все-таки попробовать свои силы по профессии. И вот тут как раз и случился переломный момент в отношении к сельскому хозяйству. Первый выезд именно в поле, на конкретную работу, и сразу настоящая мужская любовь к своему делу.

До этого момента (в период учебы и практики) я никогда не был наедине с трактором, никогда не был в поле, никогда не чувствовал настоящей «полевой романтики». Тогда я впервые пропустил это через себя и оценил всю крутость АПК.

Сергей Корнеев — механизатор-блогер и автор ютуб-канала «Будни Тракториста» — за рулем трактора John Deere
Фото: glavpahar.ru
Сергей Корнеев — механизатор-блогер и автор ютуб-канала «Будни Тракториста» — за рулем трактора John Deere

В 2010 году я устроился механизатором в Коопхоз «Труд», забегая вперед, здесь же я начал и свой блогерский путь. Тут был заложен старт и моего профессионального становления. Коллектив этого хозяйства я знал довольно неплохо, работать было весело и интересно, втянулся сразу во весь процесс.

Первым моим трактором был ЮМЗ-6 по прозвищу «Ласточка», на нем я прикатывал посевы и разбрасывал удобрения. Потом в том же году я пересел на Т-150К. С парнями по работе и своими подписчиками мы прозвали данный агрегат «Крокодил Гена», машинка была страшная и зеленая, но «душевная».

Как пришла идея заняться блогерством и совместить это с работой механизатором? В чем главная цель?

Сергей Корнеев. В 2010 году тема с блогерством развивалась очень активно, в том числе и в сфере АПК. Уже будучи механизатором я активно подписывался на другие каналы и узнавал на них много нового. Важно понимать, что агрохозяйство Коопхоз «Труд» было предприятием чисто растениеводческой направленности. Что это значило на практике? Все просто, это означало, что зимой трактористы в большинстве своем отдыхали, если не занимались какими-то глобальными ремонтно-восстановительными работами. Так что в зимний период свободного времени, порой, было очень много. Раньше я его тратил на прогулки с друзьями, компьютерные игры, сельский туризм выходного дня, но в целом я не знал чем себя занять, одно время я даже специализировался на сапожничестве, то есть ремонтировал обувь на дому. В общем душа требовала какого-то интересного дела, которое бы еще и приносило дополнительные деньги.

В декабре 2012 года я уже предметно загорелся идеей блогерства, начал активно интересоваться и изучать этот вопрос. Первое время думал, что будет прикольно, если я просто смогу отбить по финансам хотя бы свой интернет (смеется). Тогда я залил свои первые 16-18 роликов, снятые еще на телефон, как говорится, чисто для себя. Это были короткие нарезки непосредственно с полевых работ из личного опыта и своего собственного архива. Вопрос, о чем снимать, у меня никогда не стоял.

Я решил показывать свою жизнь, что я делаю, как работаю, что я умею и чем занимаюсь. Весной 2013 года я купил в магазине электроники первую серьезную видеокамеру, специально для воплощения в жизнь своего проекта.

Если же говорить о конкретной цели, то я никогда не ставил перед собой планов кого-то чему-то научить, говорю честно, как есть, изначально это было банальное любопытство, а можно ли на блогерстве зарабатывать хоть какие-то деньги и действительно ли за просмотры и видео платят, я также хотел найти любимое хобби, которое будет мне приносить исключительно положительные эмоции. При этом не было цели заработать какие-то большие деньги, была задача проверить свои идеи, набрать подписчиков и пообщаться с единомышленниками и коллегами по трудовому цеху. Я не рассчитывал, что буду прямо чем-то делиться, потому что на момент старта (мне тогда было 23-24 года) я сам много чего не понимал, но со временем блогерство переросло во что-то большее, чем просто видео о моей работе, у нас получился взаимонаправленный проект, где люди делятся своими умениями, знаниями и лайфхаками. И сейчас, да, эта работа приносит пользу как моим подписчикам, которые узнают что-то новое, так и мне самому, потому что друзья и коллеги тоже делятся какими-то своими личными секретами, наработками и подсказками.

Механизатор или блогер: что на первом месте и почему?

Сейчас на вашем YouTube-канале «Будни Тракториста» уже более 200 тысяч подписчиков. Но какие ощущения были от первых 100 тысяч подписчиков?

Сергей Корнеев. По эмоциям мне больше запомнилась первая тысяча, ее набирал стремительно. Глобальная цель вообще была всего пять тысяч. Думал, ну это точно будет круто, мне хватит. Но 100 тысяч, конечно, тоже помню, мы готовились к этому событию вместе с подписчиками и коллегами по своему МТП, я даже дарил инструменты, у меня выходил и отдельный ролик на эту тему. Но в целом, уже после первой тысячи появилась, если можно так сказать, социальная ответственность перед людьми, так как пришло осознание того, что ты занимаешься популяризацией сельского хозяйства.

Сергей Корнеев, «Будни Тракториста» у трактора John Deere
Фото: glavpahar.ru
Сергей Корнеев, «Будни Тракториста» у трактора John Deere
А как семья: они больше ценят Сергея Корнеева как механизатора или как блогера?

Сергей Корнеев. Они больше ценят меня просто как человека и главу семейства, и это здорово.  Кстати, и я, и моя семья очень четко разделяем работу в сельском хозяйстве и блогерство. Труд в полях, безусловно, на первом месте, блогерство — на втором. Моя жена чаще спрашивает, как прошел именно мой рабочий день, а не что я сегодня подснял (улыбается). Механизаторство — это реальная работа с реальными оплатой за реальный труд. И я люблю это дело.

Сергей Корнеев о текущем месте работы и буднях тракториста в Рязанской области

Сейчас Вы работаете в «Семион-Агро» Рязанской области. Расскажите, что это за хозяйство, на чем оно специализируется, какой штат сотрудников имеет и что есть в машинно-тракторном парке?

Сергей Корнеев. «Семион-Агро» — достаточно большое растениеводческое хозяйство, оно расположено в селе Семион Кораблинского района Рязанской области и имеет земельный банк суммарной площадью около 7000 га. У предприятия также есть земли, подлежащие вводу в эксплуатацию, но их пока не считаем. Хозяйство занимается возделыванием и выращиванием сельхозкультур преимущественно зерновой группы (озимая и яровая пшеница, яровой ячмень, озимая рожь — около 3500-4500 га (год от года площади меняются). В обороте также высеваются яровой рапс, соя (по прошлому году — под 600 га), горох и кукуруза на зерно (по прошлому году — под 400 га).

В машинно-тракторном парке хозяйства преобладает в основном импортная сельхозтехника — это тракторы John Deere 8 серии (3 шт.), John Deere 6 серии (1 шт.), маленький трактор Deutz-Fahr Agrofarm (115 л.с., 1 шт.) и большой CLAAS AXION 940 (1 шт.), а также зерноуборочные комбайны John Deere (4 шт.).

Также есть российские и белорусские машины, например, трактор Кировец К-742 Премиум (1 шт.), тракторы BELARUS 80, 82 1221, зерноуборочные комбайны RSM-161 от Ростсельмаша (2 шт.).

Имеются и «старенькие», но более чем «бодренькие» сельхозмашины — комбайны ДОН-1500 и John Deere 2266 (еще 90-х годов выпуска). Оба у нас задействованы на уборке озимой ржи, работают парой.

Если говорить о других типах техники в МТП, то также есть два самоходных опрыскивателя (John Deere R4150i и Туман-3 от Пегас-Агро), шесть грузовых КАМАЗов (зерновозы), сеялки Amazone Citan 12001-C, Vaderstad Rapid A600 и Tempo, Horsch Pronto 8DC, культиваторы Kuhn, КСК-10, КПО-9, Bednar Swifter 10000 SE, телескопические погрузчики JCB. В общем всего хватает.

По людям точно не скажу, но механизаторов у нас около 15 человек, при этом имеется достаточно большой шоферской парк. Костяк в общем серьезный, все парни профессионалы своего дела. Коллектив разновозрастной, особо молодых парней нет, но средний возраст сотрудников в МТП составляет около 43 лет, то есть в основном всем ребятам немного за 30. Команда дружная и слаженная.

Тракторы John Deere, Кировец, Deutz-Fahr и CLAAS на базе «Семион-Агро» (источник: Сергей Корнеев, «Будни Тракториста»)
Тракторы John Deere, Кировец, Deutz-Fahr и CLAAS на базе «Семион-Агро» (источник: Сергей Корнеев, «Будни Тракториста»)

Здесь и сейчас: сказ о том, как ГлавПахарь попал на первый день полевых работ к Сергею Корнееву, «Будни Тракториста»

Мы к Вам приехали прямо в поле. Есть предложение поделиться с читателями информацией о том, что мы делаем и на чем работаем прямо здесь и сейчас?

Сергей Корнеев. Да, с удовольствием. В данный момент (07 апреля 2023 года) мы выполняем операцию по закрытию влаги на тракторе John Deere 8335R мощностью 335 л.с. (2013 года). Техника сагрегатирована с двухследной тяжелой зубовой бороновальной сцепкой СГА-21 Волга производства г. Энгельс (рабочая ширина захвата — 21 метр). Агрегат возрастной и у него есть кое-какие моменты по надежности, но все проблемы в целом решаемы.

Сергей Корнеев у трактора John Deere 8335R мощностью 335 л.с. и двухследной тяжелой зубовой бороновальной сцепкой СГА-21 Волга
Фото: glavpahar.ru
Сергей Корнеев у трактора John Deere 8335R мощностью 335 л.с. и двухследной тяжелой зубовой бороновальной сцепкой СГА-21 Волга

Работа осуществляется на скорости 9,5 км/ч (это 9 передача, на полных оборотах, загрузка на 80% трактора) по пахоте зяби, где ранее отработал плуг Лемкен Диамант 16 (8+1). По такой почве идеально начинать, к слову, у нас состоялся один из самых своевременных выездов в поле за последнее время: день раньше — было бы хуже, день позже — тоже.

На тракторе установлена собственная система навигации Джон Дир SF1 с бесплатной погрешностью до ±10 см, так что обработка почвы проходит в полуавтоматическом режиме. Нам в принципе хватает ее и на технологические задачи по обработке почвы, и на сев.

Перед выходом в поле я при помощи коллег по цеху также установил на трактор спаренные колеса для повышения проходимости и минимизации давления на почву. Еще одна причина замены — высокий износ старых шин. Проще говоря, в новый агросезон мой трактор John Deere 8335R пришел в новых «тапках». Их размер — 710/70 R42.

«Будни Тракториста»: работа напролет почти круглый год

Какие работы приходится выполнять круглый год и с чем получается работать?

Сергей Корнеев. Во-первых, закрытие влаги (трактор John Deere 8335R + тяжелая зубовая бороновальная сцепка СГА-21 Волга). Во-вторых, культивация посевов (трактор John Deere 8335R + культиватор-компактор Bednar Swifter 10000 SE). В третьих, летом ровняю грунтовые дороги в паре со старым дискатором БДМ с рабочей шириной захвата 4 метра.

В уборочную страду задействован не на комбайне, а на выгрузке урожая от него на тракторе в паре с бункером-перегрузчиком Fliegl с объемом кузова 40 куб метров. Осенью снова работаю с культиватором Bednar Swifter под сев озимых. Поздней осень осуществляю глубокое рыхление с глубокорыхлителем Maschio Gaspardo с рабочей шириной захвата 4 метра.

Сергей Корнеев у трактора John Deere 8335R на разворотной полосе в конце гона
Фото: glavpahar.ru
Сергей Корнеев у трактора John Deere 8335R на разворотной полосе в конце гона

«Горыныч» — самый надежный и родной трактор

С какими тракторами еще приходилось работать? И какой из них является самым надежным, а какой самым родным?

Сергей Корнеев. Мой официальный трудовой стаж — 13 лет. Один год был перерыв, так как я пробовал свои силы на сельхозмашиностроительном производстве в Липецкой области (2020 год), но не зацепило. Если не считать какие-то разовые работы, а брать именно машины, за которыми был закреплен официально, то это ЮМЗ-6, Т-150К «Крокодил Гена», John Deere 8335R. Также был опыт работы с ХТЗ-17221. Это хороший харьковский трактор белгородской сборки. Он тоже, как и Т-150К, получил своё прозвище на ютубе — «Горыныч».

«Горыныч» (ХТЗ-17221) с плугом ПЛН-5-35 на пахоте зяби, сентябрь 2016 года
Фото: Сергей Корнеев, «Будни Тракториста»
«Горыныч» (ХТЗ-17221) с плугом ПЛН-5-35 на пахоте зяби, сентябрь 2016 года

Вот как раз «Горыныча» я бы и хотел выделить как самый родной трактор, пускай он и не самый надежный в сравнении с тем же Джон Диром. Но цена-качество на высоте. John Deere тоже хороший и достойный агрегат, но в душу еще запасть не успел, так как я работаю на нем всего лишь третий сезон. При мне на Джон Дире было не так много поломок. Это очень качественная техника — факт. Из проблем, например, — выходили датчики из строя, ломалась секция гидрораспределителя, по навеске были проблемы, но в целом ничего серьезного. Кстати, John Deere — это единственный трактор, на котором я дергал деревья. Мы специально для него сделали самодельный корчеватель, и да, я этой техникой готовил порядка 50 га залежных земель и удалял с будущих сельхозугодий нежелательную поросль.

Помимо механизаторской работы, я также поработал в родном поселке шофером на самосвальном зерновозе МАЗ-5551, автомобиль также попадал в мой блог.

Есть ли проблемы с запчастями на John Deere, и как эффективно работать на подсанкционной технике?

Учитывая, что вы активно эксплуатируете агротехнику John Deere, откровенно, есть ли трудности с запчастями и деталями на тракторы?

Сергей Корнеев. Совру, если скажу, что у нас совсем нет трудностей. Они есть, но в основном носят временной характер. Раньше у дилеров все запчасти были доступны в наличии, сейчас же надо стараться заказывать наперед с дополнительным временным окном. В этом, пожалуй, и заключается главная проблема. При этом достать можно всё. А откуда дилеры это привозят нас как простых трудяг на земле несильно волнует, главное, что привозят и мы с нужными деталями.

Перед стартом нового полевого сезона главный инженер нашего агрохозяйства провел со всеми трактористами беседу о том, что технику, преимущественно John Deere, надо беречь и эксплуатировать аккуратнее. Заранее мы также обсуждали потребность по запчастям, что нужно закупить и приобрести, делали это еще зимой. Я, допустим, заказывал зеркала заднего вида, у меня было два битых, вот одно оригинальное с электроприводом из Европы привезли, уже стоит на машине. Повторюсь, главная опасность — время, так как, порой, что-то ломается здесь и сейчас, и если ты не готов и не имеешь какой-то запас, то будет проблема.

У фермеров нет понимания, а будет ли эта запчасть в наличии у дилеров или торгующих организаций, и приедет ли она в нашу страну вообще. Это немного напрягает, но в целом всё есть и глобальных сложностей мы не наблюдаем.

Под капотом трактора John Deere 8335R
Фото: glavpahar.ru
Под капотом трактора John Deere 8335R
Когда в хозяйстве начали готовить тракторы к работе?

Сергей Корнеев. Все по-разному. Например, у ребят на Джон Дире 6 серии была серьезная проблема с двигателем, они приступили к работе уже зимой, демонтировали мотор, снимали его, отправляли на ремонт и «капиталили».

Лично я начал готовить технику с марта, сразу как потеплело и сошел снег. У нас в хозяйстве пока нет крытой мастерской, поэтому мы немного ограничены воздействием природных факторов. При этом для нас построили два крытых навеса, там можно спрятаться от осадков, но внешний температурный режим все равно пока является сдерживающим фактором. Сейчас вся техника полностью готова к весенней посевной кампании.

Что меняли на своем тракторе John Deere 8335R в прошлом и этом году?

Сергей Корнеев. В прошлом году был ремонт форсунки. Мы сначала грешили на клапана, но потом приехал сервисный инженер и сказал, что это все-таки форсунка влияет на работу двигателя. Заменили ее и мотор заработал стабильнее.  Самой главной задачей на этот год была замена всех четырех колес и установка спарки. Мне купили новую резину, так как по осени из-за ее большого износа уже было тяжело работать с глубокорыхлителем. Также выполнял замену масла в рамках ТО по двигателю, замену фильтров, масла во всех ключевых точках, в основном в переднем мосту. Затем стандартно осуществлял проверку на утечку и протечку технических жидкостей.

Я больше был занят не подготовкой трактора, так как с ним всё в целом было хорошо и можно было ограничиться традиционными мероприятиями ТО, а подготовкой культиватора к нему. Здесь у меня была замена подшипников на катках плюс подшипников колеса ступицы, а также наиболее изношенных стрельчатых лап.

Установленная спарка колес на тракторе John Deere 8335R
Фото: glavpahar.ru
Установленная спарка колес на тракторе John Deere 8335R
Самый тяжелый ремонт за всю жизнь. Был такой?

Сергей Корнеев. Был, это трактор Т-150К «Крокодил Гена». Я его, конечно, люблю, но с ним был не просто самый трудный ремонт, а была серия крупных ремонтов, в нем меняли практически всё (улыбается). За год можно было 2 раза снять двигатель, 2 раза коробку. Но зато в техническом плане мне это дало сумасшедший практический опыт. С ним я научился делать буквально всё.

Находки в поле: вторая жизнь брошенных вещей

Бескрайние рязанские поля. Знаем, что многие механизаторы в процессе работы зачастую встречают в поле довольно необычные находки. Был ли у Вас такой опыт?

Сергей Корнеев. Да, я люблю подбирать всякие железки и рассказывать об этом в своем видеоблоге. Важно, я не сдаю находки на металл, это больше как интерес. На территории Рязанской области не было активных боевых действий, поэтому никаких неразорвавшихся снарядов или мин находить, Слава Богу, не приходится, но при этом довольно часто в поле можно встретить запчасти от сельхозмашин, в основном с ферм. Эти интересные вещи попадают в землю с вносимой органикой и навозом. Лично я находил и детали тракторов, и запчасти транспортеров, и скребки, и чугунные советские поилки, и цепи для привязи КРС, и лемеха от плугов. Также можно найти инструмент и всевозможные ключи.

Бывают и еще более приятные находки, в прошлом году, допустим, на одном из наших полей я нашел классную «монтажку». Она до сих пор со мной, я ее выпрямил, отшлифовал болгаркой, теперь я ей бортирую колеса.

Сергей Корнеев рассказал ГлавПахарю о работе с трактором John Deere 8335R
Фото: glavpahar.ru
Сергей Корнеев рассказал ГлавПахарю о работе с трактором John Deere 8335R

О вере в российский и китайский сельхозмашпром: что смущает в отечественных агромашинах

Что думаете о китайской и российской сельхозтехнике?

Сергей Корнеев. Честно, я лично пока с китайскими тракторами и комбайнами не сталкивался, в нашем регионе их в целом не так много, хотя знаю, что в других областях ЦФО или, например, на Юге России эти машины уже работают в полях. Тройка лидеров известна, это Lovol, YTO и Zoomlion, но сам я на них еще не работал. Есть знакомые подписчики, кто работает, вроде бы неплохо, по крайней мере точно не хуже того же МТЗ. У меня был опыт эксплуатации только китайского мини-трактора Кентавр мощностью 24 л.с. (полноприводный, без кабины). В целом в китайское сельхозмашиностроение верю, сами посмотрите, как они эволюционировали на рынке автомобилей, что мешает сделать похожий рывок и в сельхозмашиностроении. Поживем — увидим.

Если говорить о нашей российской технике, то у нас есть в хозяйстве и машины Ростсельмаш и Петербургского тракторного завода. Отлично отношусь к ней, техника хорошая, можно даже сказать качественная, но сейчас уж больно дорогая. Я до сих пор не понимаю, почему она так выросла в цене. 25-30 млн за высокопроизводительный комбайн РСМ, что-то как-то многовато. Да, техника неплохая, но по соотношению цена-качество, наверное, все-таки этот прайс завышен, но опять же это моё лично мнение. Я механизатор, это не совсем моя тема.

Машины надо любить и ценить — это самое главное

Какой двигатель самый лучший?

Сергей Корнеев. Я постоянно работал с ЯМЗ, «вообще нормальный движок». В России просто есть проблема с культурой производства и с культурой самой работы. За любым мотором надо ухаживать и проводить регламентные работы. В «Семион-Агро», допустим, всё делают по нормативам и регламенту. Здесь максимально уважительное отношение к технике. А вот другие частники или другие агрохозяйства могут экономить, продешевить на сервисном обслуживании, лить дешевую некачественную солярку. Таким образом, в таких предприятиях, что ЯМЗ, что условный JD или MAN — ничего ходить нормально не будет. Машины надо любить и ценить — это самое главное. Да, все знают легендарные супервыносливые американские моторы «миллионники», и, да, у ЯМЗ, конечно, ресурс поменьше, но это всё равно очень достойные моторы, и наши родные, отечественные. Лично у меня с ними проблем особых не было никогда. И, кстати, для меня ЯМЗ на голову выше по качеству ТМЗ.

Догоним ли мы американских и европейских производителей по технологиям выпуска моторов?

Сергей Корнеев. А нам оно надо? У нас свой путь, у них — свой. Мы должны работать для себя и делать хорошие и качественные моторы под свои собственные потребности и нужды. Мы очень много думаем о других, пора подумать уже и о себе, о нашем сельском хозяйстве, о нашей отрасли и о наших людях.

Сергей Корнеев во второй день полевых работ вытаскивает свой трактор на влажной почве (источник: Сергей Корнеев, «Будни Тракториста»)
Сергей Корнеев во второй день полевых работ вытаскивает свой трактор на влажной почве (источник: Сергей Корнеев, «Будни Тракториста»)

За что мы любим сельское хозяйство? За разнообразие! В этом вся прелесть, я никогда не гонюсь за количеством, мне, допустим, не нужен какой-то мегавыносливый мотор, я всегда за качество, а его можно достичь даже на наших движках. Сейчас я «поборонуюсь», потом буду культивировать: скорость пойдет побыстрее, глубина другая, «разделочка» интересная, другой метод движения по полю («загонками» буду ходить), другой способ разворота в конце гона. Для меня это важнее.

Об отношении к дронам и беспилотным тракторам: пропадет ли потребность в механизаторах?

Мы давно искали механизатора-практика, которому смогли бы задать следующий вопрос. Сейчас всё больше разговоров об агродронах, беспилотниках для обработки почвы и посева с воздуха, о частично или полностью автоматизированных робот-тракторах. Эта тенденция к цифровизации и роботизации прослеживается всё более ярко и в перспективе может оставить трактористов без работы. Верите ли в такой сценарий развития событий и как в целом относитесь к новым веяниям в рынке? Заменят ли когда-нибудь такие технологии реального человека?

Сергей Корнеев. Ох, тема очень острая. Я отношусь к ней нейтрально. Сказать, что мне это нравится — не могу, но и ничего плохого — тоже. Это развитие и технологии, и если бы такой эволюции решений не было, мы бы, наверное, до сих пор бы бегали с условной киркой. Прогресс не стоит на месте. Заменят механизаторов, значит заменят, что уж тут поделать, тенденция к этому идет, будем искать другие способы заработка (улыбается).

Однако, на мой взгляд, до этого еще очень далеко. Квадрокоптер, понятно, правда он тоже не обходится без человека, ему, во-первых, нужен оператор, а во-вторых, специалист, который его будет обслуживать, настраивать и ремонтировать, это нюанс, о котором многие забывают. Кстати, я тут точно не пропаду, я умею летать на дроне, блогерство помогает, так что смогу устроиться оператором беспилотника, в случае чего (смеется).

При этом мне трудно представить, как беспилотный трактор сможет вытеснить тракториста. Это сложно. Возьмем, допустим, операцию по закрытию влаги, я, как механизатор, визуально вижу сырые участки, а они сегодня есть, а завтра нет, плюс я вижу забивание рабочих органов, необходимость смазки узлов, какие-то поломки (рабочий орган, допустим, отлетел, обломилась стойка и робот начал работать с огрехом) и оперативно всё это решаю и устраняю, принимаю оптимальные решения. Как заставить робота учитывать такое большое количество постоянно изменяющихся условий и как настроить все эти алгоритмы, я пока не знаю. Понимаю, что можно научить робота видеть препятствия или столбы, края поля, а вот ямы, пни, посторонние предметы в почве? Да и поля в целом несовершенны, они не квадратные как в компьютерной игре, они разного рельефа и уклона. Есть орудия, которые нужно поднимать на краю поля, заделывать эти же края. Короче, вопросов больше, чем ответов.

На мой взгляд, человек должен оставаться вершиной эволюционной цепочки. Если будут роботы, то я слабо представляю сельскую местность. Мы ведь столько говорим о том, что надо поднимать село и привлекать сюда молодые кадры. Если всех заменят роботы, то кто из людей будет работать в деревне. Это уже даже вопрос социальной ответственности.

Что бы ты сказал молодому поколению, которое думает приходить работать в сельское хозяйство?

Сергей Корнеев. Для меня сельское хозяйство — это целая жизнь. Я живу в сельской местности, моя основная работа и моё хобби связано с АПК. Агитировать на что-то не хочу, у каждого своя голова на плечах. Скажу только одно, сельское хозяйство живо и оно будет жить, и здесь всегда требуются люди и квалифицированные кадры. Если Вам хочется работать на свежем воздухе, видеть красоту природы, лугов, полей, разбираться со сложной сельхозтехникой, то это работа Вам точно по душе. АПК — это сложно, тяжелые рабочие и непростые трудовые будни, но это точно интересно.

Мехпарк КФХ: ремонт и покупка техники в непростых условиях

Как создать эффективное КФХ почти с нуля — опыт фермера из Курской области

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA