Защита интеллектуальной собственности как инструмент борьбы на рынке — или как акционеры теряют деньги

04.10.2023
529
vk.com-logo
Дмитрий Орлов — специалист по международным отношениям и защите интеллектуальной собственности
Фото: glavpahar.ru
Дмитрий Орлов — специалист по международным отношениям и защите интеллектуальной собственности

Российский агротехнический форум 2023 стал местом «жарких» дискуссий и «горячих» споров о перспективах рынка сельхозтехники в нашей стране. В ходе пленарного заседания форума выступил профессионал рынка и специалист по международным отношениям и защите интеллектуальной собственности (ИС) Дмитрий Орлов. «ГлавПахарь» решил изучить проблему подробнее, и узнать у спикера о важности патентной составляющей и защиты интеллектуальной собственности для сельхозмашиностроителей.

Патенты на отдельные узлы и технологии, и в целом интеллектуальная собственность — почему это так важно для сельхозмашиностроения?

Дмитрий Орлов. Потому что это те деньги — доход владельцев компании, который «лежит под ногами», и они его не берут. У многих мышление — «вот (условно) комбайн, я его продаю за деньги, на них строю новый и продаю его». А можно плюс к этому с каждого комбайна в стране или в мире получать доход, если в нем есть ваша уникальная разработка (ИС). То есть это деньги акционеров, которые они просто теряют ежедневно. Для примера из другой сферы — есть разработка, без которой не будет работать ни один башенный кран и человек-разработчик получает доход с каждого башенного крана в РФ.

Защита интеллектуальной собственности (ИС) — это всё-таки инструмент «защиты» или же инструмент борьбы и «нападения» на рынке?

Дмитрий Орлов. Прежде всего, это боль, в частности для акционеров — владельцев компании. Когда создано уникальное решение, конечно же, владельцы предприятий будут резко настроены против того, чтобы эту разработку использовал кто-то еще, так ещё и деньги на этом зарабатывал. Для защиты делается патент, который, позволяет «напасть» на нарушителя. То есть это защита, хоть и путем нападения.

Но бывает, когда нападение идет в чистом виде на саму компанию — к примеру, есть сотрудник, он знает, что есть прибыльная разработка, она не запатентована, — он просто патентует её на соседа, тещу и т.д., и потом предъявляет иск к своей же компании, я с этим сталкивался. Или компания запатентовала свою разработку, но потом ее доработала, но саму доработку забыла запатентовать — сотрудник «забирает» это новшество и по той же схеме «вчиняет» иск своей же фирме. Тут нападение, конечно.

Плюс не во всех компаниях есть система «сдачи промежуточного этапа работ» и получается, что сотрудник на 90% сделал разработку, а потом уволился и продал эту разработку тому, кто больше заплатит, это тоже конкретный случай я описываю. Многие же работают из дома, на своем компьютере, и потом в суде крайне трудно доказать, что он делал это для работодателя, а не в свободное от работы время и для себя.

Чтобы такого не было — вся работа должна вестись в закрытом цифровом пространстве работодателя, как в закрытой комнате, и там же сдаются этапы работ. То есть можно «допиливать» изобретение из дома, но делать это на серверах работодателя, откуда нельзя ничего копировать себе не оставив следов. Чтобы не было нападений нужно защищаться и нападать самому, но в рамках закона, конечно.

Пока российские производители, говоря о китайской сельхозтехнике, видят опасность только в части агрессивного импорта. Однако, чем ещё, для наших предприятий, могут быть опасны машины из Поднебесной? Насколько вопрос патентной составляющей и интеллектуальной собственности актуален? Что нужно знать отечественным сельхозмашиностроителям, интегрирующим в свою технику китайские наработки, и что надо делать здесь и сейчас? К чему может привести игнорирование этой проблемы?

Дмитрий Орлов. На Росаргофоруме 2023 звучали цифры — что в 5 раз возрос импорт китайской агротехники в нашу страну. Но это проблема на сегодня! Проблемой на завтра может быть то, что все инновации в сельхозтехнике в огромном объеме патентуются китайскими фирмами, и любая наша новая разработка будет уже «занята» китайцами! 

А дальше они или будут молчать, или могут заблокировать работу наших производителей на основании нарушения прав на свои патенты. И юридически они будут правы — у них патент — значит все, кто его использует, должны платить. И естественно, интегрировать в свою технику китайские наработки можно только с разрешения китайцев за исключением ситуации, когда на эту разработку нет патента, но это редкий случай.

Как в целом обстоят дела с интеллектуальной собственностью (ИС) в российском сельхозмашиностроении, к чему рынку надо стремиться?

Дмитрий Орлов. Чтобы понять как обстоят дела, приведу пример — за год в РФ подается — около 30 тыс. заявок на патенты, а в том же Китае — порядка 1,6 млн, — они патентуют «каждый винтик». На одно изобретение в Китае делают 30 патентов — на всё целиком и на каждую деталь. У нас часто получают один патент и живут 20 лет спокойно, пока не истечет срок патента. В реальности изобретение модернизируется ежегодно — и все это целесообразно защищать сразу, если этого не делать — будет, как я выше сказал, — утекание ИС из компании.  

Плюс ко всему, патент должен быть изначально «заточен» на будущие суды, а то бывает так, что патент есть, но он так составлен, что его обойти проще простого — слабый патент, бумага есть, а победить с ней сложно или невозможно из-за того, как он написан — поэтому при подготовке патента целесообразна совместная работа инженеров-разработчиков и юристов, чтобы закрыть все лазейки для обхода патента с технической и юридической стороны. Хочешь мира — готовься к войне!

В целом нужно думать о будущем. И делать доходные работающие патенты именно на будущее — они будут приносить деньги не меньше, чем сами сельхозмашины. То есть, ты можешь не делать ни одного комбайна, но получать лицензионные платежи с тысяч комбайнов, а можешь делать тысячи комбайнов и не получать ни одного лицензионного платежа. Сегодняшняя ситуация больше похожа на последний вариант. 

При этом государство стимулирует инновации, фирмы обладатели множества патентов получают гранты от государства, создается специальный режим налогообложения и т.д. при этом нельзя сказать, что в РФ сейчас всплеск в области защиты ИС.  

Российский агротехнический форум 2023 в Москве
Фото: glavpahar.ru
Российский агротехнический форум 2023 в Москве
Кратко о спикере: Орлов Дмитрий Игоревич — выпускник МГИМО, специалист по международным отношениям и защите интеллектуальной собственности. В течение 2-х лет был представителем Роспатента в Китае и возглавлял Российско-Китайский центр интеллектуальной собственности.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Российский агротехнический форум 2023 прошел в Москве — о чем говорили машиностроители?

На РАФ 2023 озвучили предложения по развитию производства сельхозтехники

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA