В ЮУрГУ разработали новый импортозамещающий поршень

30.10.2023
198
vk.com-logo
Новый импортозамещенный поршень для двигателей от ученых ЮУрГУ
Новый импортозамещенный поршень для двигателей от ученых ЮУрГУ

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) местные ученые-исследователи разработали новый импортозамещающий поршень для техники различного назначения. Данный проект был реализован в рамках программы импортозамещения научных коллективов кафедр «Автомобильный транспорт» и «Двигатели внутреннего сгорания». Ожидается, что он станет аналогом зарубежной детали и поможет собирать двигатели многоцелевого назначения для кораблей, локомотивов и даже тяжелой спецтехники. Об этом сообщили в пресс-службе ЮУрГУ.

Отмечается, что Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ) выпускает перспективную серию высокооборотных двигателей многоцелевого назначения ДМ-185. Однако для производства таких двигателей все еще применяются импортные комплектующие, в частности поршни известной немецкой фирмы. Ещё в 2018 году УДМЗ обратился к ученым Южно-Уральского государственного университета за помощью — нужно создать оригинальный поршень из отечественных материалов для изготовления высокооборотных двигателей. И вот теперь разработка этого проекта подошла к своему логическому завершению.

«У нас есть ряд причин выбрать ЮУрГУ в качестве научного партнера. Прежде всего это высокий уровень компетенций научных сотрудников, многолетний опыт прикладных исследований и разработок дизельных двигателей, а также уникальная исследовательская расчетно-экспериментальная база университета».

Сергей Нефедов - руководитель проекта ООО «Уральский дизель-моторный завод» (УДМЗ)

Как отметила автор научной заметки на сайте ВУЗа Екатерина Больных, в 2022 году, после ввода санкций на поставки компонентов для двигателей ДМ-185 из Евросоюза, УДМЗ активизировал программу импортозамещения и технического перевооружения собственного производства. Временно (до ввода в эксплуатацию в 2024 году нового высокотехнологичного оборудования) производство поршней для двигателей ДМ-185 размещено в странах Азии.

В рамках программы импортозамещения научный коллектив кафедр ЮУрГУ разработал поршень российской конструкции, который станет внешним аналогом зарубежной детали, но усовершенствует свою «начинку». В отличие от немецкого поршня, в котором две детали — днище и «юбка» — вставляются одна в другую и фиксируются гайкой, внутренняя конструкция российской модели предусматривает их фиксацию по технологии фрикционной сварки, когда две металлические детали за счет нагрева при трении друг о друга под высоким давлением свариваются между собой. Эта современная технология позволяет повысить надежность и долговечность двигателей, например, при резком увеличении нагрузки на двигатель или частоты вращения коленчатого вала.

Проект челябинских ученых находится в стадии разработки. До конца 2023 года опытная партия поршней, изготовленных на спецоборудовании в Китае, пройдет материаловедческие и моторные испытания на свердловском заводе. В первом случае специалисты оценят качество материала, покрытия и сварных швов, а при моторных испытаниях проверят, как поршни работают непосредственно в двигателе.

«Дело в том, что двигатель ДМ-185 — это изначально совместная разработка немецкой компании и Уральского дизель-моторного завода. УДМЗ и немецкий производитель для создания семейства двигателей мирового конкурентного уровня в сжатые сроки ориентировались на европейские технологии и возможности производства. Поэтому УДМЗ в настоящее время старается перевести все сборочные единицы на российскую компонентную базу, чтобы изготавливать все внутри страны. Поршень – это самая ответственная деталь в двигателе. Она принимает на себя наибольшую нагрузку по температуре, давлению, усилиям и трению. Поэтому, в первую очередь, было решено заняться именно поршнями как ключевой деталью двигателя».

Александр Попов - заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания ЮУрГУ

Поршень большой размерности (диаметр 185 мм) устанавливается на двигатели с числом цилиндров от 6 до 16 и мощностью от 930 до 3700 кВт. Для его производства по технологии сварки трением требуется более мощное оборудование, чем сегодня имеется в России. В планах УДМЗ к марту 2024 года разместить у себя на территории и запустить высокотехнологичную установку (отечественного или импортного производства) для изготовления таких поршней.

В ближайшем будущем намечается и полная локализация всего цикла производства дизельного мотора. Это значит, что на Урале скоро смогут полностью собирать перспективные промышленные двигатели многоцелевого назначения без участия зарубежных производителей.

(по материалам Екатерины Больных, пресс-служба Южно-Уральского государственного университета/ЮУрГУ)

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Слово или дело: признают ли белорусские компоненты отечественными?

ТМЗ модернизируют под выпуск новых тракторных двигателей для Кировцев

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA