На данный момент самыми востребованными в агропромышленном комплексе являются простые решения для цифровизации бухгалтерии на базе 1С, которые помогают автоматизировать отдельные задачи управления предприятием, например, бюджетирование, бухгалтерский и налоговый учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности и некоторые другие. По оценкам «Геомир», этим ПО пользуется порядка 90% крупных и средних предприятий преимущественно из числа вертикально-интегрированных бизнес-структур.
Следующими по распространенности использования в российском агробизнесе являются сервисы для мониторинга местонахождения и функционирования сельскохозяйственной и иной техники, которые позволяют в реальном времени контролировать расходы ГСМ, точность выполнения механизаторами производственных заданий, рационально планировать загруженность парка и штата механизаторов. Такими программами пользуется примерно 50% сельхозпредприятий.
Но эти решения автоматизируют лишь отдельные, хотя и важные, звенья сложных процессов, протекающих в сельскохозяйственных предприятиях. Поэтому быстро растет популярность комплексных систем автоматизированного управления агробизнесом, с помощью которых можно не только осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, но и управлять самим производством сельскохозяйственной продукции:
«Например, объем использования хозяйствами страны нашего облачного сервиса «История поля», решающего в единой информационно-управляющей системе все управленческие и производственные вопросы, вырос за последние 3 года в 8 раз»
По его мнению, пока еще недооценены по достоинству решения на базе искусственного интеллекта (ИИ). Лишь 3% крупных и средних хозяйств используют подобные сервисы, к которым в первую очередь следует отнести компьютерное моделирование производственных процессов (например, планирование севооборота с учетом истории сельхозземель и прогнозов рентабельности культур) и рекомендательные системы для агрономов (например, прогнозы оптимальных сроков обработки посевов или советы по схемам защиты исходя из фитосанитарной обстановки). В зависимости от текущего состояния бизнеса, категории хозяйства и вида деятельности такие сервисы могут способствовать повышению урожайности полевых культур до 30% и рентабельности в среднесрочной перспективе примерно на 20%.
Основную сложность в распространении решений на основе ИИ в АПК, по опыту «Геомир», представляет сравнительно длительный процесс тестирования сервисов на базе искусственного интеллекта, который занимает обычно 1-2 сезона. В то же время успешные кейсы по внедрению этих сервисов стимулируют лавинообразный рост спроса.
Среди точек дальнейшего роста цифровизации АПК в целом в компании выделяют, в первую очередь, увеличение количества подготовленных кадров за счет обучения новейшим цифровым продуктам в аграрных университетах. Стимулировать ансформацию отрасли будет и перенос в цифровой вид процесса получения субсидий. И, наконец, субсидирование внедрения инновационных технологий – важный шаг на пути качественных перемен. Среди примеров – республика Татарстан, единственный субъект РФ, который запустил региональное софинансирование на внедрение цифровых продуктов – компенсацию 50% стоимости лицензии и внедрения, что способствовало динамичному росту цифровизации АПК региона.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru