Сергей Серебряков для РБК — отсутствие производства станков меня волнует больше всего

10.05.2022
1246
vk.com-logo
Сергей Серебряков — директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)
Сергей Серебряков — директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)

Российские сельхозпроизводители ждут ускоренного импортозамещения техники. Поставки новых импортных тракторов и комбайнов, в основном, прекращены, а запасы запчастей для имеющихся машин стремительно заканчиваются. Как ранее говорил исполнительный директор Ленинградской торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Игорь Муравьев, большинство аграрных хозяйств региона пользуются техникой John Deere и JСB, приостановивших поставки в Россию, а цены на импортные запчасти, по его словам, выросли в 2-3 раза.

Одна из немногих российских компаний, способных заместить выпадающую технику — как аграрную, так и строительную — АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ). 

РБК Петербург спросил директора компании Сергея Серебрякова, оправданы ли надежды, возлагаемые на предприятие, насколько оно само зависит от импорта и произойдет ли рост российского машиностроения в результате текущего кризиса.

Главные проблемы в отрасли по мнению директора Петербургского тракторного завода

В рамках интервью РБК Петербург Сергей Серебряков отметил, что «из-за серьезного инфляционного скачка себестоимость машин выросла процентов на 30». 

«Основных проблем две. Первая — рост стоимости сырья, металла, химии. Наши металлурги и химики ведут себя ровно так же, как они вели себя все это время — безобразно, безответственно, с моей точки зрения. Они повысили цены, в зависимости от марки, сорта металла, только за период с начала года — на 20-70%. Вторая проблема — очень серьезно выросла стоимость логистики. Тариф на доставку контейнеров автотранспортом по территории России вырос минимум процентов на 50, а в некоторых регионах — в два раза. Это связано с тем, что железнодорожный транспорт стал дефицитным, все побежали к автоперевозчикам, и те просто поднимают цены.

И все же в этом году ПТЗ, по нашим прогнозам, пострадает не сильно. Другое дело, что будет дальше. Мы не видим до конца цепочки, связанные с поставщиками. Информацию собираем, каждый день она обновляется, пока все развивается в более или менее управляемом сценарии, и мы видим, что даже сможем увеличить объем производства. Но проблемы, конечно, возникают, и каждый день — новые. Вот туманность — это самая большая проблема сегодня».

Сергей Серебряков - директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)

Обстоятельства, которые причиняют ПТЗ самые большие неприятности

Эксперт также ответил на вопрос, какие обстоятельства причиняют ПТЗ самые большие неприятности.

«Логистика, мировые логистические проблемы. Они мучают всех уже как минимум два года, а сейчас они еще больше обострились в связи с санкционными ограничениями, которые введены против Российской Федерации. И дело не только и даже не столько в ценах на перевозки, которые с 2020 года выросли в разы. Гораздо неприятнее постоянные сбои логистических цепочек. Они приводят к очень нестабильной ситуации в вопросах жизнедеятельности целых отраслей. 

Каждый день появляются новости, что вот там контейнеры зависли, здесь вагонов не хватает, там опять выросла цена, там порт закрыт, здесь локдаун, тут санкционные ограничения. И так далее. Эти вопросы крайне важны и очень сильно ощущаются. Они касаются не только нас напрямую, но и наших партнеров: поставщиков и субпоставщиков.

Если говорить о логистических сбоях именно сейчас, который наносят ПТЗ самый большой ущерб. То, во-первых, проблемы с отгрузкой техники нашим заказчикам. Мы были вынуждены отказываться от железнодорожных платформ и перестраивать под автомобильный транспорт логистические цепочки по доставке нашей техники в регионы России. Доходило до того, что в ряде случаев мы даже были вынуждены доставлять наши машины потребителям свои ходом. Это привело к тому, что потребители стали получать технику с большим опозданием, что крайне негативно сказалось на денежном потоке нашего предприятия. Эту проблему мы решали собственными силами в пожарном порядке. 

Вторая проблема — это сбои поставок сырья, материалов, комплектующих. Нам еще повезло — поскольку ПТЗ один из самых локализованных заводов в отрасли, мы продолжили работу и не снизили объемы производства. Если ситуация не ухудшится, мы, наверное, даже сможем вырасти в первом полугодии на 20%. Но надо постоянно держать руку на пульсе, по необходимости корректируя состав выпускаемых машин, применяемого сырья и материалов».

Сергей Серебряков - директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)

Петербургский тракторный завод будет расширять производство компонентов

Спецкору РБК директор Петербургского тракторного завода рассказал и о расширении производства компонентов.

«Вначале отмечу, что зависимость минимальна. Основная линейка тракторов всегда предлагалась в двух исполнениях: с российскими двигателями и с немецкими. На долю немецких двигателей в среднем приходилось около 10-15% тракторов. Конечно, поставки немецких двигателей в Россию прекратились, и мы стали больше производить тракторы с отечественными. Другие важные импортозависимые узлы связаны с гидравликой — гидрораспределителями, гидронасосами, насосами-дозаторами и т.д. Но этот вопрос мы достаточно быстро решили — и в России, и в азиатских странах есть альтернативы европейским поставщикам.

Прикладной софт для управления тракторами мы создаем сами, тут проблем нет. Нам, как и всем компаниям в России, нужен софт для функционирования предприятия — для обеспечения систем проектирования, офисные софты и так далее. Нам нужно то же, что и всем — ни в большей, ни в меньшей степени.

Наша доля рынка по сельскохозяйственным энергонасыщенным тракторам составляет более 50%. Уровень локализации под 90 %, это хорошо, И при этом мы один из немногих российских производителей в сегменте, поэтому уже видим существенный рост запросов на поставки техники. Предпринятые нами меры позволяют увеличить текущие объемы выпуска процентов на 20. Думаю, этого будет достаточно, чтобы закрыть весь спрос в этом году.

Но здесь очень сильно все зависит от логистики и честности наших поставщиков. И, конечно же, все зависит от финансовой ситуации у сельхозпроизводителей. А она, прямо говоря, очень сильно настораживает. Именно по этой причине спрос на агротракторы по итогам года может впервые за 5 лет уменьшиться. И с этим без поддержки государства ничего не получится сделать».

Сергей Серебряков - директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)

Проблемы, связанные с оборудованием, станками и запасными частями вызывают больше всего опасений

По словам Сергея Серебряков, одним из самых проблемных блоков являются проблемы, связанные с оборудованием, станками и запасными частями к этому оборудованию.

«Для перспективы отрасли эта проблема — самая серьезная и тяжелая. Надо сказать, что станкостроение, приборостроение в России за последние 30 лет было одно из самых сильно пострадавших отраслей промышленности. Фактически огромного количества нужного оборудования мы не производим вообще, не производим запасных частей к этому оборудованию. У нас не хватает производства различных электронных компонентов, гидравлики, станков, приборов, не хватает топливной аппаратуры, которая бы выдавала соответствующее экологическое качество по выхлопу двигателя, у нас нет адекватного подшипникового производства, инструментального производства и так далее, и так далее. Вопросов очень много.

К сожалению, вопрос функционирования промышленности в условиях эмбарго на оборудование не может быть решен так быстро, как даже проблема с комплектующими. Это более сложный и долгий процесс.

Эта ситуация меня волнует больше всего. Пока непонятно, как ее решать. В мире не так много стран, которые имеют полностью самодостаточную станкостроительную промышленность. И это практически все страны, которые поддержали санкции против России. Нам надо искать выход. Здесь нужна специальная государственная программа, потому что обеспечение промышленности средствами производства является стратегической задачей, основой основ».

Сергей Серебряков - директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ)

Важно: с полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте РБК или на официальном сайте Петербургского тракторного завода.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Промпредприятия Оренбуржья будут сотрудничать с ПТЗ по импортозамещению запасных частей

Петербургский тракторный завод продолжит совершенствовать серийные тракторы Кировец

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA