Опубликована резолюция участников совещания по теме влияния утильсбора на сельхозтехнику на экономику АПК

04.12.2024
330
vk.com-logo
Резолюция участников Круглого стола по вопросу «Влияние утилизационного сбора на самоходную сельскохозяйственную технику на экономику сельского хозяйства»
Резолюция участников Круглого стола по вопросу «Влияние утилизационного сбора на самоходную сельскохозяйственную технику на экономику сельского хозяйства»

28 ноября 2024 года состоялся Круглый стол по вопросу «Влияние утилизационного сбора на экономику сельского хозяйства», в котором приняли участие Ассоциация дилеров сельскохозяйственной техники АСХОД, Союз участников рынка картофеля и овощей, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Национальная мясная ассоциация, Национальный союз производителей молока, Ассоциация «Объединение Мясопереработчиков», Национальный союз селекционеров и семеноводов, Национальный союз птицеводов, Союз «АПК Возрождение», Ассоциация «Народный фермер», Национальный Фумигационный Союз, Союзроссахар, Союз промышленников «Прогресс», Росптицесоюз, представители агрохолдингов, фермерских хозяйств и дилерских организаций. Рассмотрев и обсудив актуальные проблемы и последствия повышения утилизационного сбора на самоходную сельскохозяйственную технику на экономику сельского хозяйства Российской Федерации участники Круглого стола отмечают:

  • Выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, об увеличении к 2030 году объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 процентов по сравнению с уровнем 2021 года возможно только при создании благоприятных условий для ускоренного развития аграрного сектора путём поддержания высокого уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, обеспеченности современной сельскохозяйственной техникой, доступности финансирования и внедрения современных агротехнологий
  • Однако по данным Минсельхоза России в последние три года наблюдается снижение рентабельности сельскохозяйственного производства более, чем на четверть. Следствием низкой покупательной способности сельскохозяйственных производителей в текущем году стало падение объёма продаж и выручки даже тех отечественных производителей сельскохозяйственной техники, кто занимает доминирующее положение на рынке, т.е. практически не испытывает конкуренции со стороны иностранных производителей. Прогнозы продаж участников рынка на следующий год также пессимистичны.
  • Подтверждением факта сложной экономической ситуации сельскохозяйственных производителей служит то, что фактически единственным источником закупок сельскохозяйственной техники стало АО «Росагролизинг», доля которого в поставках наиболее востребованной техники достигла 80–90 процентов.
  • Для нивелирования негативных тенденций в области сельхозмашиностроения Минпромторг России из года в год применяет одни и те же инструменты: стимулирование программы 1432 и неселективное повышение утильсбора, при этом анализ их воздействия на регулируемую отрасль не проводится. По мнению участников Круглого стола более действенными инструментами поддержки отечественных производителей могла бы явиться адресная поддержка производства новых машин, повышения качества и улучшения технических характеристик уже выпускаемой техники, а также обеспечение платёжеспособного спроса потребителей.
  • Повышение утилизационного сбора приведёт к убыточности и закрытию значительного количества дилерских организаций, обеспечивающих работоспособность и правильную эксплуатацию сельхозтехники, в результате чего действующая на полях техника останется без ремонта, а отрасль потеряет большое количество квалифицированных специалистов, что скажется на снижении качества ремонта сельхозтехники и увеличении сроков и стоимости ремонта.

Участники Круглого стола выражают серьёзную обеспокоенность непроработанностью предлагаемого Минпромторгом России увеличения утилизационного сбора на самоходную сельскохозяйственную технику и, в частности следующими обстоятельствами:

  • Инициатива Минпромторга по единовременному пятикратному и в течение пяти лет десятикратному увеличению ставок утилизационного сбора на широкий спектр самоходной сельскохозяйственной техники предлагается без анализа наличия её серийного производства в России, потребности в ней отечественных аграриев и применяемых у них технологий возделывания различных культур;
  • Отсутствует экономическое и методологическое обоснование уровня повышения утильсбора;
  • Не указаны цели повышения утилизационного сбора, способы и показатели их достижения, ответственные за их достижение;
  • Не указана сумма поступлений от повышения утилизационного сбора и направления расходования собранных средств;
  • Не указано, каким образом повышение утилизационного сбора будет способствовать освоению производства новых типов и моделей сельскохозяйственной техники и развитию сельскохозяйственного машиностроения в целом.
  • Участники Круглого стола считают, что искусственное ограничение конкуренции и монополизация рынка самоходной сельскохозяйственной техники приведёт к снижению мотивации российских производителей создавать новые модели, повышать качество и надёжность техники и оперативно реагировать на вызовы рынка. Альтернативой утилизационному сбору могла бы быть адресная господдержка российских производителей в проведении НИОКР, освоении производства новых моделей, повышении качества и надёжности машин;
  • Отсутствует персональная ответственность чиновников Минпромторга России за выполнение обещания, данного в сводном отчёте о проведении оценки регулирующего воздействия, о неповышении цен на российскую сельскохозяйственную технику при увеличении утилизационного сбора на неё;
  • Отсутствует оценка влияния повышения утилизационного сбора на сложившийся в течение последних нескольких лет диспаритет цен, когда цена на сельхозтехнику постоянно растёт при практически неизменной стоимости зерна;
  • Сокращение парка сельскохозяйственной техники, вызванное повышением утилизационного сбора и соответствующим ростом цен на неё при том, что по данным Минсельхоза России количество техники уже сейчас недостаточное. Кроме того, уменьшение доступности высокопроизводительной техники для выполнения того же объёма работ потребует большее количество техники меньшей производительности и большее количество операторов при том, что существует кадровый дефицит. Недостаточный парк сельскохозяйственной техники увеличивает сроки работ, снижает качество сельскохозяйственной продукции и её конкурентоспособность при поставках на экспорт, что ведёт к экономическим потерям, сравнимым со стоимостью произведённой за год отечественной сельскохозяйственной техники.
  • Как показывает многолетняя практика, введение ограничений на импорт любой продукции всегда ведёт к росту цен на внутреннем рынке. В связи с отсутствием у государства механизма контроля цен на самоходную сельскохозяйственную технику аграрии считают, что повышение утилизационного сбора приведёт к повышению цен не только на импортную технику, но также и на российскую.
  • Повышение стоимости сельскохозяйственной техники приведёт к увеличению стоимости сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, что снизит их доступность для населения и ещё больше увеличит инфляцию в стране. Данные обстоятельства неизбежно скажутся на благосостоянии наших граждан.
  • В проекте постановления Правительства РФ об увеличении утилизационного сбора вводится непрозрачный механизм освобождения неустановленных сельскохозяйственных машин от его повышения, что по мнению участников Круглого стола является почвой для коррупции.
  • Повышение утилизационного сбора носит прежде всего фискальный характер с целью пополнения государственного бюджета РФ, однако участники Круглого стола считают, что эта цель не будет достигнута так как из-за удорожания сельхозтехники ухудшится финансово-экономическое положение сельскохозяйственных производителей, что уменьшит поступление в госбюджет налога на прибыль, НДС и страховых взносов за сотрудников, а также и суммы самого утилизационного сбора из-за снижения продаж сельхозтехники.

В целях максимально полной реализации потенциала сельского хозяйства России и сохранения лидерских позиций на мировых аграрных рынках в качестве ведущего экспортера сельхозпродукции и продуктов питания, а также в целях сдерживания дальнейшего роста цен на продукцию сельского хозяйства и продукты питания и повышения благосостояния граждан Российской Федерации участники Круглого стола считают целесообразным провести на независимой площадке открытое публичное обсуждение инициативы Минпромторга России о повышении утилизационного сбора на самоходную сельскохозяйственную технику с участием всех заинтересованных лиц, на деятельность которых оказывает влияние данной инициативы, и экспертного сообщества.

Для преодоления негативных тенденций в обеспечении российского сельского хозяйства современной сельскохозяйственной техникой участники Круглого стола считают необходимым ПРЕДЛОЖИТЬ:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. наложить мораторий на повышение утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику до проведения тщательного финансовоэкономического обоснования величины повышения и анализа эффективности его повышения и изучения альтернативных методов поддержки сельскохозяйственного машиностроения;

1.2. организовать систему межведомственного взаимодействия для всесторонней оценки эффективности расходования средств, полученных в период действия Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2016 года №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и анализа влияния утилизационного сбора на развитие отечественного сельхозмашиностроения и на создание мощностей по утилизации сельхозмашин;

1.3. создать экспертную комиссию по разработке методологии индексации утилизационного сбора с привлечением участников рынка и отраслевых экспертов.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

2.1. предоставить отчет об актуальном состоянии инфраструктуры по утилизации специализированной техники, а также о развитии в Российской Федерации современных технологий по безопасной утилизации узлов и агрегатов самоходных сельскохозяйственных машин;

2.2. рассмотреть возможность исключения из Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2016 года №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» техники, которая не производится на территории России или производится в недостаточном количестве;

2.3. предоставить план долгосрочного развития производства в России сельскохозяйственной техники с указанием типов и основных параметров машин, предполагаемых их производителей, мер их поддержки и сроков освоения производства;

2.4. провести технико-экономический анализ эффективности действующих мер поддержки российских производителей сельскохозяйственной техники и дать предложения по совершенствованию эффективных инструментов стимулирования развития производства в России сельскохозяйственной техники.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

3.1. предоставить прогноз реальной потребности российского сельского хозяйства в самоходной сельскохозяйственной технике с указанием требований по показателям назначения;

3.2. дать информацию о производимой в Российской Федерации сельскохозяйственной технике с предложениями по совершенствованию её с учётом результатов испытаний на МИС;

3.3. сделать предложения о целесообразности импорта необходимой техники, не производящейся в Российской Федерации с целью освобождения её от уплаты утилизационного сбора;

3.4. сформировать прогноз влияния повышения утилизационного сбора на себестоимость производства сельскохозяйственной продукции и готовой пищевой продукции и на цены производителей сельскохозяйственной и готовой пищевой продукции, а также оценить влияние изменения себестоимости на экономику производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рентабельности в отрасли АПК и конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке с точки зрения реализации экспортного потенциала в рамках Федерального проекта «Экспорт продукции АПК» Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и реализации политики импортозамещения;

3.5. оценить влияние повышения коэффициентов утилизационного сбора на инвестиционную активность в АПК (в том числе в сфере модернизации действующих производств) и дальнейшее влияние на достижение и (или) поддержание показателей продовольственной независимости и экономической доступности продовольственных товаров Доктрины продовольственной безопасности.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

4.1. оценить воздействие увеличения утилизационного сбора на инвестиционный климат в российском сельском хозяйстве и в сельскохозяйственном машиностроении, включая привлечение иностранных производителей в создание локальных производств сельскохозяйственной техники и оборудования;

4.2. произвести оценку баланса поступлений в государственный бюджет Российской Федерации от увеличения утилизационного сбора и уменьшения налоговых поступлений, вызванных снижением рентабельности сельскохозяйственного производства из-за удорожания сельскохозяйственной техники.

(из текста документа, присланного в редакцию Ассоциацией дилеров сельскохозяйственной техники АСХОД)

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

АСХОД и Картофельный союз снова призвали не повышать утильсбор на сельхозтехнику

Увеличение утильсбора позволит защитить отечественных производителей — Денис Максимкин

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA