Willock Farm, Пегас-Агро, Воронежсельмаш — российские заводы с интересной историей

18.03.2024
502
vk.com-logo

Российские производители сельхозтехники зачастую имеют крайне богатую и удивительную историю своего «появления на свет». О многих таких предприятиях мы уже хорошо знаем, а об их длинном и нередко «тернистом» пути неоднократно слышали. Кто-то создавался «по приказу высших чинов» ещё в Советское время, кто-то «обрастал крыльями самостоятельно», превращаясь из небольших мастерских в крупнейшие сельхозмашиностроительные холдинги, кто-то «сколачивал производство» на свои собственные денежные средства, поэтапно самостоятельно инвестировав в сборочные площадки. При этом есть на рынке и те, кто ушел в производство сельхозтехники не сразу, а спустя какое-то время, сначала поработав в самых разных смежных нишах АПК.

Сегодня редакция нашего портала «ГлавПахарь» хотела бы Вам кратко рассказать сразу о трех российских производителях сельхозтехники с интересной историей. О том, что они выпускают и как пришли в традиционное сельхозмашиностроение в нашем новом материале.

О трех российских заводах сельхозтехники с интересной историей
О трех российских заводах сельхозтехники с интересной историей

Willock Farm — омское агрохозяйство с канадскими корнями, превратившееся в современный завод сельхозтехники

И начнем мы с пока ещё не так хорошо известного на рынке производителя сельхозтехники Willock Farm (Виллок Фарм). Чем же удивительна история этого предприятия? А тем, что завод сельхозтехники вырос из обычного омского агрохозяйства. Данная компания базируется в селе Медвежьем Исилькульского района Омской области.  Её история берет своё начало с 2002 года. Изначально группа не занималась выпуском агромашин, а была ориентирована исключительно на выращивание различных сельхозкультур и фермерское дело.

Для этих целей в хозяйстве располагали и до сих пор располагают земельным банком в размере 6400 га посевных площадей, на которых выращивают культуры традиционной зерновой группы и бобовые. Впоследствии именно на этих полях компания начала испытывать и «обкатывать» собственную произведенную технику. Сегодня компания успешно совмещает фермерство и сельхозмашиностроение и продолжает такую работу.
Производственная площадка и прицепная сельхозтехника от завода Willock Farm в Омской области
Фото: willock-farm.ru / telegram-канал Willock Farm
Производственная площадка и прицепная сельхозтехника от завода Willock Farm в Омской области

Однако нас всё-таки интересует именно «сельхозмашиностроительная составляющая»: как, когда и зачем? Будем разбираться. Начиная с 2006 года, агрохозяйство постепенно стало трансформироваться в сборочную площадку по выпуску сельхозтехники, где рядовые механизаторы в осенне-зимний период были заняты на производстве. Позже образовался полноценный завод по выпуску современных посевных и почвообрабатывающих агрегатов, а также запчастей для них и не только.

Первой продукцией стали бороны. Их выпуск был освоен в 2007 году. Технику использовали на своих полях, и именно с этих почвообрабатывающих орудий постепенно стал меняться главный вектор развития хозяйства.

В 2012 году на территории хозяйства был построен новый цех, закуплено современное оборудование и станки, выстроен рабочий цикл, и чуть позже было освоено производство пружинной продукции, что позволило расширить возможности производства, поскольку спрос на данные решения сформировался и у сторонних производителей агротехники.

В это же время особое внимание было уделено обработке металла при производстве техники, это дробеструйная обработка и качественное полимерное покрытие. Обращали внимание и на функциональность, причем не только на показатели эффективности, производительности и надежности в полевых условиях, но и на удобство, в том числе при транспортировке и передвижении техники по дорогам общего пользования.

В 2018 году с конвейера завода сошел первый посевной комплекс «СевМастер 10» собственной разработки (в течение 2018-2020 гг. эту технику дополнительно тестировали, дорабатывали, «обкатывали» и «доводили до ума»).

Посевной комплекс «СевМастер 10» собственной разработки Willock Farm
Фото: willock-farm.ru / telegram-канал Willock Farm
Посевной комплекс «СевМастер 10» собственной разработки Willock Farm

В 2021 году было открыто ещё два новых производственных цеха. Таким образом, их стало три: цех по производству прицепной почвообрабатывающей техники, сварочный цех деталей и узлов с отдельными рабочими постами, а также цех по сборке посевных комплексов и прицепных грейдеров. Еще одна зона разместилась в отдельном здании советской постройки: здесь компания до сих пор разрабатывает, навивает и выпускает пружинную продукцию (пружины, механизмы и рабочие органы) разного типа и назначения.

Как итог, фактически без отрыва от традиционного сельского хозяйства сегодня компания Willock Farm полностью освоила выпуск сразу нескольких видов сельхозмашин, среди которых: двухрядные дисковые бороны «Дискант-Мега» с рабочей шириной захвата от 8 до 12 метров, пружинные дисковые бороны «СоломМастер» с рабочей шириной захвата от 12 до 21 метра, посевные комплексы «СевМастер-10» шириной захвата 10,5 метров, волокуши для сбора соломы, агрегатируемые с разными тракторами, тележки СКП «Омичка-Транс» для транспортировки сцепок сеялок по типу СКП-2,1, прицепные грейдеры для прокладки полевых дорог «ДорМастер» с рабочей шириной захвата 4,5 метров, несколько вариантов бульдозерного и отвального оборудования для тракторов Кировец, а также комплекты гидравлики и пружинной продукции.

Модельный ряд сельхозтехники, выпускаемый заводом Willock Farm в Сибири
Фото: willock-farm.ru / telegram-канал Willock Farm
Модельный ряд сельхозтехники, выпускаемый заводом Willock Farm в Сибири

«Мы не только разрабатываем и производим сельскохозяйственную технику, но мы также активно используем выпускаемую технику на наших полях. Благодаря этому мы наглядно видим моменты, изменив которые мы сделаем наш продукт еще более эффективным. К примеру, с осени наши поля готовятся дискаторами «ДискантМега», весной для сохранения влаги мы используем пружинные бороны «СоломМастер», а на посевной кампании на наших полях площадью 6400 га мы задействуем посевные комплексы «СевМастер-10».

- говорится в комментарии самого завода Willock Farm на его официальном сайте
Испытания сельхозтехники Willock Farm, на полях собственного агрохозяйства в Сибири
Фото: willock-farm.ru / telegram-канал Willock Farm
Испытания сельхозтехники Willock Farm, на полях собственного агрохозяйства в Сибири

В завершение скажем и про название компании. Оно также, как Вы могли заметить, является довольно необычным, как говорится, «подстать истории». Однако секретов нет и здесь, — всё довольно-таки очевидно и понятно.

Изначально, помимо специалистов из нашей страны, в числе основателей компании, а также её главными учредителями являлись граждане Канады, а именно муж и жена с фамилиями Вильямс и Лок. Соединив вместе в латинской раскладке две эти фамилии и получилось название Willock. Его сохранили и не меняют до сих пор в дань уважения энтузиастам, которые поднимали сельское хозяйство в вышеуказанном сибирском регионе.

Очевидно, что у этого предприятия всё ещё впереди, и, вероятно, продукцию завода мы с каждым агросезоном будем всё чаще видеть не только на всевозможных Днях полях и выставках сельхозтехники, но и на реальных полях у реальных фермеров.

Пегас-Агро — от проектирования самолетов малой авиации до самоходных опрыскивателей-разбрасывателей

«Надежная сборка и авиационная точность» — не даром такой девиз фигурирует на сайте самарского производителя сельхозтехники «Пегас-Агро». Детально изучив историю, можно легко найти корни, которые свидетельствуют о том, что изначально компания занималась «небесной техникой», а уже потом ушла в нишу наземных машин для сельского хозяйства.

Современная модель самоходного опрыскивателя «Туман» от «Пегас-Агро»
Современная модель самоходного опрыскивателя «Туман» от «Пегас-Агро»

С чего же всё начиналось? А начиналось всё с увлечения небольшой группы энтузиастов дельтапланеризмом и мотодельтапланами в свои студенческие годы. Позже основатели компании перешли к более серьезным проектам — это самолеты. В 1998 году группа выпускников Самарского аэрокосмического университета на базе студенческого конструкторского бюро стала осваивать проектирование сверхлегких самолетов малой авиации, а также оказывала услуги по химзащите растений, используя самолеты собственного производства.

Первой авиационной моделью бренда был образец с рабочим названием «Круглый». Зимой он хранился в ангаре, а летом аппарат использовали для опыления полей.

В 2000 году началась разработка первых образцов наземных сельхозмашин самоходных опрыскивателей, часть конструкций которых была основана именно на авиастроительных решениях. Это была более продуктивная, экономичная и отвечающая требованиям того времени техника. За 12 лет компания прошла путь от малого предприятия до крупного бизнеса, входящего в ТОП-10 производителей сельхозтехники в РФ.

Первые образцы наземных самоходных опрыскивателей производства «Пегас-Агро» (от 2003 до 2012 года)
Фото: pegas-agro.ru / Пегас-Агро
Первые образцы наземных самоходных опрыскивателей производства «Пегас-Агро» (от 2003 до 2012 года)

В 2010 году на территории Самарской области была официально зарегистрирована компания «Пегас-Агро», которая полностью сосредоточилась на производстве самоходных опрыскивателей-разбрасывателей серии «Туман». Основное направление деятельности  — производство агромашин «Туман-1М» и «Туман-2М». Однако в 2019 году линейка продукции пополнилась новым опрыскивателем-разбрасывателем «Туман-3».

Интересно, но факт: над дизайном кабины «Тумана-3» трудилась небезызвестная студия Артемия Лебедева.

Современные же «Туманы» представляют собой агрегаты, которые теперь также подходят не только для небольших КФХ, но и для крупных агрохолдингов. При этом сама техника стала более интеллектуальной, агрегаты в текущих версиях способны решать широкий спектр задач — это и работа с картами предписаний, и дифференцированное внесение, и многое другое. Ранее на опрыскиватели устанавливали американские компоненты навигации, сейчас же уже нашли другие варианты, в том числе используется навигация российских производителей и самое главное собственные наработки.

В целом то предприятие, которое отрасль знает сегодня, это завод полного производственного цикла — от проектирования в собственном конструкторском бюро до выпуска готовой продукции, предназначенной для внесения минеральных и жидких удобрений, а также гербицидной, инсектицидной и фунгицидной обработки в сжатые агротехнические сроки.

Самоходный опрыскиватель-разбрасыватель «Туман» в поле
Самоходный опрыскиватель-разбрасыватель «Туман» в поле

Не так давно (в конце 2022-начале 2023 гг.) компания «Пегас-Агро» открыла новый завод площадью свыше 20 000 кв.м. Цель очевидна, ведь старая производственная площадка в последние годы работала на предельных мощностях. Теперь же вместо 1100 машин в год, предприятие может ежегодно выпускать до 2500 единиц техники, удерживая долю рынка в соответствующем сегменте на уровне 25 %.

Производство сельхозтехники «Туман» на новом заводе, открытом в 2022 году в Самарской области
Фото: pegas-agro.ru / Пегас-Агро / rosspetsmash.ru / agrosalon.ru
Производство сельхозтехники «Туман» на новом заводе, открытом в 2022 году в Самарской области
В настоящее время продуктовая линейка представлена всё теми же тремя самоходными вариантами агромашин различной мощности «Туман-1М», «Туман-2М», «Туман-3», однако на них возможно установить на выбор сразу пять видов модулей (штанговый опрыскиватель, вентиляторный опрыскиватель, разбрасыватель минудобрений, пневматический высевающий модуль и мультиинжектор для внутрипочвенного внесения КАС и ЖКУ).
Варианты модулей для комплектации самоходной сельхозтехники «Туман» (источник: © Артём Борисов / Glavpahar.ru)
Варианты модулей для комплектации самоходной сельхозтехники «Туман» (источник: © Артём Борисов / Glavpahar.ru)

С конвейера нового завода сегодня сходит уже 6-8 машин в день, при этом есть резервы для дополнительного роста производительности при выпуске агрегатов. К слову, уже сейчас конструкторы предприятия работают и над проектированием и разработкой новой модели пневмохода «Туман-4». Каким он будет, покажет только время, интрига ещё сохраняется.

Кстати, про своё авиационное прошлое на заводе «Пегас-Агро» помнят до сих пор. Руководитель предприятия Светлана Линник постоянно отмечает тот временной период, с которого фактически началось становление завода. Кроме того, сегодня на новом предприятии коллектив бренда также самостоятельно восстанавливает настоящий военный самолет периода Второй Мировой войны. Это легендарный советский штурмовик Ил-2. Общее хобби, история и современный выпуск опрыскивателей сегодня идут «рука об руку».
Восстановление легендарного советского штурмовика Ил-2 в цехах нового завода «Пегас-Агро» в Самарской области
Фото: pegas-agro.ru / Пегас-Агро / rosspetsmash.ru / agrosalon.ru
Восстановление легендарного советского штурмовика Ил-2 в цехах нового завода «Пегас-Агро» в Самарской области

Воронежсельмаш — от кабелей и авиационных двигателей до оборудования по подработке и переработке сельхозпродукции

«Завод «Воронежсельмаш» уже более 100 лет ни разу не отступал от выбранной специализации, благодаря чему имеет в своем активе уникальный опыт, знания, бесценный конструкторский и технологический капитал» — да, именно так говорится в официальной исторической справке по компании на сайте бренда, который несколько лет назад вошел в большой сельхозмашиностроительный холдинг KOBLiK Group.

Однако это не совсем так. Если копнуть чуть глубже, предприятие, то можно найти информацию о том, что начиналось всё не с триеров, а всё-таки с кабелей и авиационных двигателей.

Завод «Воронежсельмаш» в Воронежской области
Завод «Воронежсельмаш» в Воронежской области

Так, осенью 1917 года в Воронеже были построены первые корпуса кабельного завода промышленника Петичева, которые стали прародителями будущего завода сельхозмашин «Воронежсельмаш». Решение о строительстве было продиктовано повышенным спросом на продукцию Санкт-Петербургского кабельного и проволочного завода, которым тогда руководил известный промышленник и предприниматель Антон Петичев. Воронеж подходил для реализации его планов идеально, ведь здесь имелась вся логистическая инфрастуктура и самое главное — были кадры.

В 1916 году Петичев покупает около 9 га земли, а уже к осени 1917-го строит первый корпус проводникового производства с резиновым отделением, а также административное здание. Следом начинается строительство корпусов для бронекабельного, проволочного и меднопрокатного производств. 1917 год значится официальной датой рождения завода.

Однако в 1927 году площади бывшего кабельного завода передаются акционерному обществу «Мельстрой» для организации производства сельхозтехники. Новый завод нужно было не просто пустить в эксплуатацию, а практически отстроить заново, оснастить необходимым оборудованием, собрать квалифицированных специалистов. К 7 ноября 1928 года завод «Триер» был пущен в строй.

В конце 1928 года было выпущено первые 300 триеров. При этом инженерами была разработана собственная конструкция триера, во многом улучшенная по сравнению с импортными образцами.

Первым же продуктом завода стала простейшая зерноочистительная машина — ручной триер, при этом уже к концу 30-х годов объем производства составил до 30 000 триеров в год.

15 ноября 1930 года завод переводят в ведение Всесоюзного Объединения тяжелого машиностроения. Коллективу завода поручается освоить производство дизелей для нужд малой энергетики и речного флота. Первый дизель был изготовлен к 01 мая 1932 года. А выпуск триеров был прекращен в 1934 году. В 1937 году появляется новая задача — освоение выпуска корпусов 76-миллиметровых снарядов. В 1937 году на заводе даже создают специальный цех по ремонту 45-миллиметровых противотанковых пушек.

Дальше — больше. 26 июля 1940 года постановлением Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР дизельный завод передается в ведение Народного комиссариата авиационной промышленности и здесь начинают осваивать производство легких авиационных двигателей по типу М-11. Таким образом завод официально становится временным филиалом Воронежского авиамоторного завода № 16, с марта 1941 года — это завод № 154.

Во времена ВОВ завод работал на оборонную промышленность, здесь выпускали авиационные двигатели. Осенью 41-го завод был эвакуирован сначала в Ташкент, а затем в Андижан (Узбекская ССР). Во время боев за освобождение Воронежа были серьезно повреждены корпуса цехов и здания заводоуправления, некоторые из них были и вовсе полностью разрушены. 09 июля 1943 года завод №154 был передан из Наркомата авиационной промышленности в систему сельхозмашиностроения и 07 октября 1943 года получил название «Воронежсельмаш». Именно с этой даты началось полномасштабное восстановление производственных мощностей и развитие предприятия как сельхозмашиностроительного завода.

17 мая 1946 года был изготовлен первый послевоенный триер, и предприятие начало возвращаться на «рельсы сельхозмашстроя». С 1948 года здесь начинается выпуск сложных зерноочистительных машин «ВИМ-СМ-2». Далее в разные годы «Воронежсельмаш» выпускал хлопкоуборочные машины, калибровщики для цитрусовых, оборудование для обработки льна, очистки семян трав, моторные опрыскиватели. Однако с 1943 года, базовым направлением всё-таки оставался выпуск оборудования для послеуборочной обработки зерновых.

В период с 1976 по 1992 года «Воронежсельмаш» являлся головным предприятием производственного объединения, включавшего в себя конструкторско-технологическое бюро (ГКТБ) и четыре предприятия в Воронеже, Харькове, Брянске и Сузьме (Воронежское ГСКБ, заводы «Брянсксельмаш» с СКБ по сушилкам, «Миллеровосельмаш», Харьковский имени М.В. Фрунзе с ОКТБ по пробивным решетам).

Музей истории завода «Воронежсельмаш»
Музей истории завода «Воронежсельмаш»

Конструкторами ГКБТ разработаны высокопроизводительные машины, применяющиеся в зерноочистке до настоящего времени: ОВС-25 (1984), ЗВС-20 (1986), МПО-50 (1986), а также оборудование для зерноочистительных агрегатов и комплексов (ЗАВ).

Интересно, но факт: 25 мая 1979 года на заводе была изготовлена миллионная зерноочистительная машина. С конвейеров предприятия в те годы сходило ежедневно до 130 машин, а протяженность производственных линий составляла 2 км.
Юбилейная миллионная зерноочистительная машина в музее завода «Воронежсельмаш»
Юбилейная миллионная зерноочистительная машина в музее завода «Воронежсельмаш»

В 1993 году была проведена приватизация головного завода, и он был преобразован в открытое акционерное общество «Воронежсельмаш». Как и все машиностроительные заводы того времени, он столкнулся с серьезными финансовыми трудностями и резким падением объемов выпуска. Но завод выстоял. В 2002 году с приходом новой команды управленцев во главе с генеральным директором Григорием Владимировичем Чуйко была проведена комплексная программа по оздоровлению предприятия. В сжатые сроки реорганизовали цеха, внедрили новые управленческие системы, модернизировали оборудование. Показатели работы предприятия существенно выросли, а объемы производства и продаж от года к году стали стабильно увеличиваться.

В 2006 году «Воронежсельмаш» представил на рынок новое поколение высокопроизводительных сепараторов линейки СВТ. А в 2008 году специалистами «Воронежсельмаш» совместно с НИИ Физики ВГУ была завершена разработка уникального и совершенно нового вида техники — фотосепаратора Ф 5.1, который признан лучшей зерноочистительной техникой 2008 года. В 2009 году по заказу правительства Москвы на заводе «Воронежсельмаш» разработали и запустили линию макрокапсулирования семян кукурузы, решив тем самым вопрос выращивания семян в зоне рискованного земледелия.

С этого периода главным направлением деятельности предприятия становятся объекты «под ключ» — элеваторы, семенные линии, комбикормовые заводы, зерноочистительные и зерносушильные комплексы.

В 2010 году запущено производство стационарных и мобильных зерносушилок, высококачественного транспортного оборудования, силосов всех типов, а 26 сентября 2012 года состоялось открытие нового завода по производству элеваторного оборудования и зерноочистительной техники «Воронежсельмаш». Он разместился в Индустриальном парке «Масловский», а построили его всего за один год.

На новом заводе «Воронежсельмаш»
На новом заводе «Воронежсельмаш»
В 2013 году «Воронежсельмаш» получает всемирную известность. На крупнейшей выставке Agritechnica 2013 в Германии он презентует первый в мире лазерный сепаратор. Машина совершает революцию на рынке, ведь теперь можно видеть зерно буквально насквозь.

В 2022 году в завод инвестирует новый сельхозмашиностроительный холдинг KOBLiK Group. Он объединяет четыре сельскохозяйственных машиностроительных предприятия и собственную сеть дилерских центров более чем в 20 регионах России. В группу компаний входят воронежские заводы «Воронежсельмаш» и «Ромакс», специализацией которых является производство оборудования для послеуборочной подработки и хранения зерна, а также «Интех» (Смоленск) и «Запагромаш» (Минск), которые под брендом «Хозяин» производили широкий спектр машин для измельчения, смешивания и раздачи кормов, транспортировки зеленой массы, внесения органических удобрений. Кроме того, в группу вошла компания «Кузница» – официальный дилер ведущих мировых производителей агротехники.

Сейчас «Воронежсельмаш», курируемый KOBLiK Group, остается перспективным и динамично развивающимся предприятием федерального уровня с численностью штата свыше 600 человек. Завод имеет долю рынка в соответствующей нише России более 30%. При этом за годы своего развития предприятию всегда удавалось оставаться одним из лидеров российской промышленности и удерживать «высокую планку».

Интересно, но факт: В силосах, изготовленных на заводе, хранится более 500 тыс. тонн зерна, сельхозмашины перерабатывают за год 20 млн тонн зерна. Зерно для каждой третьей буханки хлеба очищается на машинах «Воронежсельмаш».
Современная продукция, выпускаемая на заводе «Воронежсельмаш», после вхождения в состав KOBLiK Group
Современная продукция, выпускаемая на заводе «Воронежсельмаш», после вхождения в состав KOBLiK Group

Несмотря на непростые реалии, сельхозмашиностроение России в целом продолжает показывать положительную динамику в производстве и реализации техники. При этом у нас большое количество действительно интересных и мощных заводов и сельхозмашиностроительных предприятий с богатой историей, сильными компетенциями и современными технологиями. Мы привели лишь три примера, на самом деле их куда больше (чего стоят только флагманы отрасли Ростсельмаш и Петербургский тракторный завод). Изучайте их историю, гордитесь своей промышленностью и верьте в будущее, и тогда всё обязательно будет хорошо.

Грязинский культиваторный завод — о производстве и реализации премиальной сельхозтехники

Гиганты союзного сельскохозяйственного машиностроения

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2024, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA