Универсальность тракторов как функциональных специализированных агрегатов для выполнения различного рода задач трудно переоценить. Несмотря на процесс непрерывного появления на рынке новых инновационных машин промышленного и сельскохозяйственного назначения, есть функции, о которых мало кто слышал.
Как насчет «морского трактора» или работы трактора в воде или болоте? Заинтригованы? Да, не удивляйтесь, такая техника не только существует, но и имеет вполне реальные и конкретные задачи. Тракторы применяются для очистки морского побережья и для перевозки различных грузов в прибрежной зоне, а также, к примеру, для работы на полях сельскохозяйственных культур, чьи побеги растут прямо из воды.
Кроме того, в мировой истории отмечены случаи, когда тракторы ставили уникальные рекорды на водной глади.
«ГлавПахарь» предлагает Вам ознакомиться с наиболее интересными рекордами «морских тракторов» или «тракторов-амфибий», профильными агрегатами и направлением их применения, а также со спецификой конструкции техники, предназначенной для работы в прибрежных зонах и в воде.
Начнем наш материал с достаточно простой и популярной задачи. В сельском хозяйстве существует ряд культур, которые имеют свои специфику возделывания и выращивания, в том числе в воде. К таким культурам, в первую очередь, относится рис и клюква.
Для работы с такими посевами требуются специализированные агрегаты, заточенные на выполнение узкоспециализированных операций и адаптированные к особым условиям эксплуатации.
Как правило, новинки данных отраслей направлены в основном на уборочные машины, но тракторы в такой среде тоже применяются, они имеют обособленную конструкцию и профильные шины.
К примеру, в Тайланде на рисовых плантациях широкое распространение получили компактные тракторы CLAAS серии TALOS 240-120 Stage IIIA (Tier 3).
Техника разработана для тяжелой работы и имеет широкие возможности применения при одновременно компактной конструкции круглый год. Тракторы оснащены четырехцилиндровым двигателем мощностью от 35 до 95 л.с. экологического класса Stage IIIA. Широкая колесная база в комплектации с узкими колесами обеспечивает улучшенную проходимость в условиях грязи и заболоченной местности.
При учете, что рис очень требователен к условиям выращивания, любит влагу и может быть погублен заморозками, так как семена прорастают только в диапазоне при 10-12 °C, для данного направления работы особо важно соблюдать агротехнологические сроки. Трактор CLAAS при работе с рисом позволяет работать с производительностью 0,4 га/час.
Если трактор CLAAS в стандартной комплектации представлен на узкопрофильных шинных колесах, то другие машины для рисоводства в основном имеют гусеничный ход и различные варианты гусеничных лент, в том числе и комбинации с колесным шасси.
Ярким примером являются тракторы Case IH Magnum RowTrac. Полугусеничная тяговая единица как нельзя лучше подходит для рисоводства: значительное снижение давления на почву позволяет использовать его на всех видах работ с ранней весны до поздней осени, минимальное буксование дает дополнительное увеличение тягового усилия и снижение расхода топлива.
Case IH Magnum RowTrac имеет значительное преимущество над колесными тракторами — он может раньше зайти на обработку почвы после слива воды в чеках, работать в дождливое время из-за меньшей нагрузки на почву.
Высокая площадь сцепления обеспечивает минимальное буксование, снижение расхода топлива и износа резины, защиту почвы от деградации. Техника оснащена инновационными передними шинами с рабочим давлением от 0,6 атмосфер и гусеницами с давлением 0,46-0,88 атмосфер. При этом ширина самих гусениц варьируется — 41, 46, 61 или 76 см при регулируемой колее под междурядья 45-76 см.
Кроме того, при работе с рисовыми чеками, которые заливаются водой на время роста риса, нередко используют тракторы с установленными на них металлическими колесами.
Причина использования такой конструкционной особенности сводится к тому, что даже высокопроходимый гусеничный трактор при большом количестве воды использовать достаточно проблематично из-за того, что гусеничные ленты оказываются все время в воде, смазка вымывается и ходовая выходит из строя весьма быстро. Оснащение агрегатов стальными колесами позволяет добиться высокого расположения осей и самих подшипников, тем самым, минимизируя возможности появления отказов.
Помимо тракторов, существуют и иные специализированные самоходные комплексы по возделыванию риса. В качестве примера, приведем агрегат РОСА, который предназначен для комплексных работ на рисовых полях для внесения твердых и жидких удобрений и пестицидов.
Ключевое отличие комплекса заключается в том, что в базовой комплектации вместо шин-оболочек сверхнизкого давления идут специальные колеса для работ на рисовом поле. Такие колеса оставляют небольшую колею, минимизируя тем самым повреждение растений. При использовании сплошного диска без спиц растения не попадают внутрь диска, что позволяет уменьшить повреждение культуры.
Если говорить о клюкве, то здесь, несмотря на очевидные различия в технологии возделывания, техника имеет схожие особенности, как и при работе с рисом. Клюква предпочитает кислые очень влажные торфянистые почвы. Ей подходят солнечные места или полутень.
Первые две недели после посадки растения поливают каждый день. Далее потребность в воде несколько снижается, но важно следить, чтобы субстрат не пересыхал: на ощупь он должен быть влажный, но не мокрый.
Клюкву необходимо регулярно поливать, подкармливать и выпалывать сорняки, мешающие ей расти. Именно поэтому здесь также на помощь приходят специализированные тракторы, адаптированные для эксплуатации в условиях воды или болотистой местности.
Одной из наиболее популярных моделей техники является компактный трактор John Deere 4720 на гусеничном ходу. Техника имеет габариты: транспортная длина: 3,454 метра — транспортная ширина: 2,334 метра — высота в транспортном положении: 2,468 метра. Вес без рычажного механизма составляет 1,68 тонн. Машина оснащена гидростатической трансмиссией и двигателем мощностью 57 л.с.
Помимо этого, тракторы BELARUS также способны работать с клюквой. Опыт эксплуатации данной техники, к примеру, имеется у хозяйства «Полесская клюква» в Пинском районе Беларуси.
Ягоду здесь собирают двумя способами: ручным для сбора отборных ягод и машинным с помощью тракторов МТЗ для сбора более мелких ягод, которые пойдут уже на соусы, варенье и в переработку.
Еще одним популярным направлением эксплуатации тракторов, предназначенных для работы в условиях влажной и размокшей почвы, является очистка пляжей и транспортировка сельскохозяйственных и рыболовецких грузов в прибрежной зоне вблизи водоемов или водной глади.
И если специализированно-коммунальную составляющую вопроса мы, пожалуй, опустим, то транспортировка материалов и грузов в воде имеет свою специфику работы.
Оригинальность тракторов для транспортировки сельскохозяйственных и рыболовецких грузов в прибрежной зоне или условиях морского мелководья сводится к наличию одновременно больших и узкопрофильных специализированных колес.
Причиной создания техники данной специализации является желание минимизировать воздействие воды на основные узлы трактора и не допустить поломок и отказов, продлив тем самым срок службы.
Из-за длительной работы в воде традиционная система уплотнения трактора не может соответствовать эксплуатационным требованиям, а детали покрытия, шасси, ходовая часть и другие элементы агрегата подвержены сильной коррозии из-за морской воды.
Как правило, разработчики дополнительно увеличивают дорожный просвет и регулируют расположение батареи и выключателя питания, чтобы избежать эрозии морской водой при обеспечении соответствующего сцепления.
Такие тракторы, в первую очередь, нужны в регионах, где активно занимаются рыболовством для транспортировки больших рыбоводческих грузов и самой рыбы непосредственно от лодок на побережье и мелководье к местам разгрузок.
В рамках раздела с таким громким названием поговорим о машинах-гигантах. До этого рассмотренная техника, хоть и была специально адаптированной к определенным экстремальным условиям, но являлась сравнительно небольшой и компактной.
Для задач переправки грузов через массивную водную гладь, целую реку, пруд или небольшое озеро потребуется большой и надежный агрегат.
В настоящее время наиболее известными протестированными образцами являются тракторы New Holland T4.110 и CLAAS AXOS 320.
Обе единицы оснащены уникальными шинами Mitas. Массивные плавающие шины не только позволяют агрегатам в прямом смысле слова «плавать» по воде, но и демонстрируют потенциал использования в сельскохозяйственном секторе, показывая четкую связь инновационной составляющей шин с темой уплотнения почвы.
Впервые «плавающий» трактор New Holland был показан посетителям на выставке Farm Progress Show 2018. На трактор были установлены шины Mitas 1250/50R32 (задние) и 750/55R30 (передние), которые удержали 6-тонный трактор на плаву в специально созданном озере глубиной 2,5 метра.
Тенденцию к минимизации уплотнения почв и возможности работать в воде имеют не только европейские фермеры и подрядчики, которые стремятся уменьшить след от своих тракторов и машин. К примеру, в Северной Америке также приобретают популярность широкие шины на тракторах, комбайнах, зерновых прицепах и цистернах для перевозки суспензий.
Трактор CLAAS AXOS 320, также оснащенный флотошинами Mitas, был показан на специализированной выставке в Нидерландах чуть раньше в 2016 году. Техника успешно «шла» по воде, несмотря на то, что весила 4 тонны.
Помимо данных машин, существует и по-настоящему «морской трактор», чьи функции полностью оправдывают его название. Техника, в отличие от своих уже изученных предшественников, не имеет никакого отношения к отрасли сельского хозяйства.
Агрегат представляет собой автотранспортное средство, предназначенное для движения по мелководью морской воды и перевозки пассажиров. Морской трактор был наиболее популярен в начале 1930-х годов как уникальный способ проведения обзорных экскурсий для посетителей прибрежных отелей и курортов. Техника также использовалась в качестве переправы на мелководье.
Туристическая задумка не получила широкое распространение, популярность устройств стала быстро угасать по причине того, что спецплавсредства, лодки , паромы и другие водные суда часто выполняют ту же функцию гораздо более эффективно и комфортно.
А вот другая задача таких машин, в части буксирования различных шлюпок и лодок, все-таки заняла свою нишу и нашла конечного потребителя.
Ярким примером, является трактор-тягач New Holland TC45, адаптированный под работу в портах, и гусеничный трактор Talus MB-H, представляющий собой спусковой буксировочный тягач непрерывного действия.
В мировой практике известны случаи кругосветных путешествий и рекордных пробегов с участием сельскохозяйственных тракторов. Греческие умельцы придумали еще одну интересную конструкцию для морских странствий, присвоив агрегату поэтическое название «Трактор-амфибия, бороздящий… моря».
Разработка внешне напоминает водный катамаран. Новинка была впервые опробована на практике, успешно преодолев морское расстояние между прибрежным поселком Оропос (Аттика) и Эретрией (Эвбея), а это около 62 км.
Трактор оснащен двигателем мощностью 150 л.с. и передвигается по водной глади с помощью гребного винта и четырех металлических воздушных шин-резервуаров. Техника может плыть со скоростью от 12 до 16 км/час.
Главной особенностью является тот факт, что плавучие шины-резервуары являются быстросъемными, и при необходимости агрегат снова становится сельскохозяйственным трактором, и наоборот.
Малоизвестным фактом является то, что в мировой практике имел место случай, когда трактор-амфибия Fordson County Sea Horse пересек Ла-Манш, а затем снова вернулся, чтобы обрабатывать поля.
На первый взгляд это кажется «бредом сумасшедшего». Но в 1960-х годах компания County Commercial Cars производила тракторы County. В 1963 году был представлен полноприводный тягач-амфибия. Он назывался Sea Horse и базировался на стандартной версии трактора County 654 с использованием технологии тракторов Fordson Super Major мощностью 52 л.с.
Напомним, что Ла-Манш — это пролив между Францией и Великобританией, соединяющий Северное море и Атлантический океан. Он имеет относительно небольшую длину — 578 км, а ширина его колеблется от 32 до 250 км. Максимальная глубина составляет 172 метра. Самое узкое место находится в Дуврском проливе между городами Дувр и Кале
Трактор с большими шинами плыл очень медленно, преодолев 33 километра за 7 часов 50 минут. При установке рекорда Sea Horse был оснащен очень большими шинами Goodyear для увеличения объема воздуха и удержания трактора на плаву.
Трактор также удерживался над водной поверхностью с помощью больших резервуаров плавучести, прикрепленных к передней и задней части. При этом и двигатель, и коробка передач были опломбированы.
По сей день не совсем ясно, какой сектор рынка County Commercial Cars хотел занять с помощью этого проекта. Однако компания очень сильно поддерживала интерес к нему в СМИ. Например, демонстрация трактора прошла на озере в России и Финляндии, а также в штате Флорида в США.
Но самым смелым шагом все равно было пересечение Ла-Манша. Живая дискуссия вокруг маршрута подогревалась тем, что место было одним из тех, о котором больше всего писали и говорили, так как оно была очень популярно среди пловцов и рекордсменов. Пересечение трактором Fordson County Sea Horse Ла-Манша было официально занесено в Книгу рекордов Гиннеса.
О том, что это был действительно функциональный трактор, свидетельствует тот факт, что техника вернулась прямо на ферму после перехода через канал, где приняла участие в классических полевых работах.
Что с ним тогда случилось, неизвестно. Но несколько энтузиастов сделали реплику, которая и по сей день представлена на различных выставках. Благодаря этому трактор-амфибия и прославился на весь мир, но покупателей это так и не привлекло. Популярность и широкое применение агрегат так и не получил. Известно, что машина была продана небольшой ограниченной партией в несколько островных регионов.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru