Многие знают о том, что самым большим сельскохозяйственным трактором в мире является 1100-сильный трактор Big Bud 747-16V. Но до него долгое время пальму первенства в мире как самый мощный держал трактор, который был создан и произведен в Африке. На сегодняшний день трактор ACO 600 Oubaas занимает 4 место в рейтинге самых мощных сельскохозяйственных тракторов на планете.
Изначально он создавался не ради рекордов. Такая машина для африканских полей — довольно неприветливых, каменистых и местами почти непригодных к земледелию — жизненная необходимость. Можно сказать, что создатели гигантского трактора бросили смелый вызов непокорной африканской природе на радость местным сельхозпроизводителям.
В 1984 году фермер сидел под эвкалиптовым деревом, мечтая создать идеальный трактор для южноафриканских полей. Так начинается рекламный ролик бывшего южноафриканского производителя тракторов ACO 1995 года. Во времена выхода рекламы в свет компания ACO была в самом расцвете своей экономической мощи. Спрос на созданные ею тракторы из года в год устанавливал рекорды. Но неожиданно она объявляет о своем банкротстве. Что произошло?
Любопытно, что ACO была основана не бизнесменом-экономистом и даже не инженером, а бывшим летчиком-испытателем Альфом Кутцером и его сыном Коосом. Они управляли фермой недалеко от Хоптауна (также его называют Хупстад). Это небольшой город в Южной Африке, расположенный в пустыне Кару. Район является частью так называемого «Южноафриканского кукурузного пояса», в котором, помимо кукурузы, выращивают арахис и пшеницу. Чем не идеальный плацдарм для работы больших и мощных тракторов?
Возникновению острой потребности в таких производительных машинах способствовал тот факт, что к середине 80-х Case International и John Deere имели в своем арсенале модели тракторов, мощность которых не превышала 450 л.с. Это слишком мало для почвенных условий южноафриканского региона, где урожайность кукурузы увеличивалась в два раза на участках, где проводилось рыхления почвы на глубину 70-90 см.
Бывший летчик и фермер Альф Кутцер мечтал создать трактор, который эффективно передавал бы всю мощь двигателя почвообрабатывающему орудию. Работая над задуманным, он совершил настоящий конструкторский прорыв того времени. Ему удалось создать машину, которая и по сей день входит в пятерку мощнейших в мире.
Поняв, что Африка нуждается в более мощных и надежных тракторах, Альф Кутцер за два года разработал первый ACO с двигателем 243 кВт. Утром 14 сентября 1985 года стальной первенец покинул территорию семейной фермы Кутцеров, чтобы принять участие в местном Дне поля.
Интерес к модели был настолько ошеломительным, что Альф и Коос основали компанию ACO (Alf Coetzer Operations) в 1986 году после получения первых заказов на тракторы.
Основатели понимали, что мощности первых созданных тракторов явно недостаточно для обработки южноафриканских полей. В 1986 году их фирма ACO приступила к разработке трактора-тягача мощностью 270 кВт. В обоих моделях использовались 8-цилиндровые двигатели ADE 442T с двойным наддувом рабочим объемом 14,6 л.
Была установлена надежная трансмиссия PowerShift от американского производителя TwinDisc. В результате тракторы ACO уже с первой передачи выдавали полную мощность двигателя. Первые несколько лет устанавливались оси компании ZF, а позже — венгерского производителя Rába.
К середине 90-х ACO инвестировала около 3 миллионов долларов в развитие сельского хозяйства и около 850 000 в разработку и испытания новых более мощных моделей. Помимо собственной фермы, испытательным полигоном служил масштабный проект строительства плотин в Южной Африке Lesotho Highland, начатый в середине 80-х годов.
ACO медленно, но неуклонно расширяла ассортимент своей продукции. Фермеры все чаще стали заказывать и покупать мощные тракторы. В начале 90-х годов запущен в производство трактор ACO 400 с двигателем Deutz V12 (BF12L513C рабочим объемом 19,1 л c турбонаддувом и промежуточным охлаждением). Сельскохозяйственное назначение создаваемой техники позволило производителю обойти санкции, наложенные апартеидом.
Результатом разработки очередной еще более мощной модели стал тот самый легендарный шарнирно-сочлененный трактор ACO 600, первый экземпляр которого был создан в мае 1994 года и представлен на крупнейшей в Южной Африке сельскохозяйственной выставке Nampo. Корпус сельхозтрактора ACO 600 получился необычно длинным, поэтому конструктор Альф Кутцер решил укрепить его, приварив к раме спереди стальную пластину.
В самую мощную модель уникального трактора ACO 600 Oubaas был установлен битурбированный двигатель Mercedes V12 ADE мощностью 612 кВт / 820 л.с., двухдисковая трансмиссия Powersift, что позволяло без труда работать на сложных полях Африки. На момент выпуска и долгое время после этого легендарный трактор ACO 600 Oubaas считался самым мощным из когда-либо запущенных в малое серийное производство.
Семья Кутцер, которая владела брендом ACO, быстро поняла, что их уникальные и супермощные тракторы будут хорошо продаваться и на рынках других стран. Машины привлекли внимание сельхозпроизводителей из Австралии, где похожие почвенные условия. В 1994 году компания ACO попыталась закрепиться на рынке продаж сельхозмашин Северной Америки.
В середине 90-х годов начали сгущаться темные тучи над африканским брендом ACO. Южноафриканский дистрибьютор ACO — компания Suidwestelike Transvaalse Landboukoöperasie (SWTLK) много лет заказывала тракторы в Хупстаде без предоплаты. Но затем события приняли неожиданный оборот. Из-за неоплаченных счетов некоторые производители компонентов, такие как Rába, например, прекратили поставки, после чего ACO не смогла собрать тракторы, заказанные SWTLK. Впоследствии SWTLK прекратила выплаты ACO, а банки закрыли доступ к деньгам. В 1997 году ACO была вынуждена выплатить 27 миллионов фунтов стерлингов, задолжала еще около 6 миллионов фунтов и в конечном итоге была вынуждена объявить о банкротстве.
«В ACO нам следовало бы уделять больше внимания затратам, но не было профессионального контроля, который своевременно выявлял бы ограничения и риски. Это было нашей ошибкой».
Кроме того, несмотря на качественное техническое оснащение, тракторы ACO стоили всего около 100 000 долларов. Они были значительно дешевле, чем их североамериканские конкуренты и южноафриканские сельскохозяйственные тракторы Agrico. Это факт также сыграл печальную роль в судьбе бренда.
«Было большой ошибкой продавать наши тракторы так дешево. Помимо прочего, это также стало причиной краха компании ACO».
На первый взгляд, ничего похожего на заговор в истории жизни и смерти бренда тракторов ACO нет. Владельцы сами говорят, что в какой-то момент упустили контроль. Но если пофантазировать, вспомнить, что приблизительно в это время полным ходом шла агония советских тракторных заводов, неожиданно был продан бренд известных немецких тракторов Fendt, то может-таки пригрезиться вездесущая рука дядюшки Сэма…
Обратите внимание на фото ниже. Это экспозиции техники южноафриканской сельскохозяйственной выставки Nampo 2022 года. Тракторов ACO, разумеется, нет. На радость другим производителям, которые масштабно представили свои тракторы и другие сельскохозяйственные машины на мероприятии.
Удивительно, но легендарные тракторы серии ACO продолжают трудиться на полях фермеров по всей Южной Африке на протяжении более 30 лет. После закрытия завода ACO новые тракторы, к сожалению, уже не выпускаются. Но при этом в пятерку самых мощных сельскохозяйственных машин, когда-либо созданных человечеством, они по-прежнему входят.
В последнее время на горизонте будущего бренда забрезжил рассвет. В 2012 году инженер и бизнесмен Ник Вентер выкупил права и документы у ACO на разработку новых тракторов на основе старых чертежей под брендом ACO Continental. Новый владелец собирается снова выпускать известные африканские тракторы.
Новые тракторы-тягачи с двигателями Cummins, двухдисковыми трансмиссиями и осями Kessler должны были быть представлены в качестве прототипов на Nampo 2014 года. Однако этого пока так и не произошло. Проект требует гораздо больше времени, чем Вентер думал изначально, поэтому на сегодняшний день прототип так и не был завершен. Относительно недавно в прессе сообщалось, что новый владелец все еще работает над 3-мерными чертежами конструкции новых тракторов ACO.
Думаем, Ника Вентора должен вдохновить пример правообладателей самых мощных американских тракторов Big Bud. По разным причинам новые владельцы марки также долгое время не могли возродить свою легендарную модель. Однако сейчас им это удалось.
Мы писали о том, что линейка мощных тракторов Big Bud снова будет производится. В марте 2023 года обновленный Big Bud 640 представят на выставке техники Conexpo-con в Лас-Вегасе. Так что надежда на возрождение мощных африканских тракторов ACO 600 Oubaas еще есть.
По материалам зарубежных изданий
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru