Необычные модификации легендарного трактора КИРОВЕЦ К-700

16.01.2025
452
vk.com-logo
Необычный модификации культовых тракторов КИРОВЕЦ К-700
Необычный модификации культовых тракторов КИРОВЕЦ К-700

История легендарных тракторов КИРОВЕЦ берёт своё начало в 1961 году. Этот проект был задуман как трактор двойного назначения: в военное время его планировалось использовать в качестве артиллерийского тягача, но в последствие он получил широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, в частности в АПК. Первый трактор, покинувший сборочный цех Кировского завода, увидел свет 13 июля 1962 года, а уже в 1969 году началось массовое серийное производство модели К-700.

Для отечественных аграриев трактор КИРОВЕЦ К-700 стал настоящей легендой. Прежде всего, он ассоциируется как пахарь, но также успешно используется для работы с навесными, полунавесными и прицепными широкозахватными машинами, а также для транспортных, дорожно-строительных, мелиоративных, землеройных и других работ. Чтобы увеличить потенциал этого трактора, был создан целый ряд модификаций и надстроек. Эти усовершенствования до сих позволяют решать самые разнообразные задачи в самых сложных условиях. Важно отметить, что многие из них были модернизированы и продолжают выпускаться по сей день.

КИРОВЕЦ – не только пахарь, но погрузчик

Легендарные тракторы КИРОВЕЦ на работах в животноводческом предприятии (источник: © Николай Петроченко / Glavpahar.ru)
Легендарные тракторы КИРОВЕЦ на работах в животноводческом предприятии (источник: © Николай Петроченко / Glavpahar.ru)

Начать стоит с классических погрузчиков, среди которых есть фронтальный погрузчик ПФ-1 с объёмом ковша 2,5 кубических метра и грузоподъёмностью 5000 кг. Этот погрузчик предназначен для работы с сыпучими и мелкокусковыми материалами в различных отраслях: сельском хозяйстве, дорожном и гражданском строительстве, а также в горнорудной промышленности.

Ширина ковша погрузчика составляет 2800 мм, а максимальный угол поворота при разгрузке достигает 45 градусов.

В дальнейшем были созданы более совершенные модели погрузчиков, которые легли в основу целого семейства универсальных дорожных машин КИРОВЕЦ. Эти агрегаты сочетают в себе функции погрузчика и бульдозера, что делает их незаменимыми для широкого спектра работ в дорожно-строительной отрасли, а также на работах в животноводческих предприятиях.

КИРОВЕЦ в дорожном хозяйстве

Виброкаток К-703М(А)-ВК
Фото: zavodsm.ru
Виброкаток К-703М(А)-ВК

Продолжая тематику дорожных машин, стоит упомянуть о модификациях для дорожно-строительного хозяйства, среди которых виброкаток К-703М(А)-ВК, который построен на базе легендарного «КИРОВЦА». Эта модель предназначена для послойного уплотнения различных грунтов и материалов при строительстве оснований для гидротехнических, аэродромных, дорожных и других сооружений.

Виброкаток может оснащаться как гладким, так и кулачковым вальцом. Первый предназначен для работы с несвязными грунтами, а второй — для уплотнения связных грунтов. Примечательно, что уплотнение может осуществляться как с включенным вибратором, так и без него, что расширяет возможности машины.

При этом движение виброкатка возможно в двух вариантах: с помощью механической трансмиссии или с помощью гидростатической трансмиссии.

Технические характеристики виброкатка К-703М(А)-ВК: базовый трактор – К-703МА, двигатель – ЯМЗ-238НДЗ-1, мощность – 235 л.с, номинальная частота вращения коленчатого вала – 1700 об/мин, удельный расход топлива при номинальноймощности – 218 г/кВтч, рабочий объем двигателя – 14,87 л, максимальная скорость движения: с помощью механической трансмиссии – 10,0 км/ч; с помощью гидростатической трансмиссии – 6,0км/ч. Диаметр вальца: гладкого – 1728 мм, кулачкового – 1950 мм. Ширина уплотняемой полосы – 2850 мм. Амплитуда колебаний вальца – 1,5 и 0,7 мм. Габаритные размеры: длина – 7760 мм, ширина – 3340 мм, высота – 3735 мм. Масса – 24900 кг.

Отличительной особенностью этой модели является то, что в режиме движения виброкатка с помощью гидростатической трансмиссии функция рабочего тормоза возложена на саму гидросистему. Торможение достигается путём уменьшения производительности насосов.

КИРОВЕЦ на борьбе со снежной стихией

Тракторы КИРОВЕЦ К-700 стали незаменимыми помощниками и в борьбе со снежной стихией. На их базе была создана широкая линейка отвалов для расчистки дорог: бульдозерные и боковые отвалы, грейдозеры, а также снегоочистители за барьерным ограждением. Особенно стоит отметить фрезерно-роторный снегоочиститель К-703МА-ОС. 

Фрезерно-роторный снегоочиститель К-703МА-ОС
Фрезерно-роторный снегоочиститель К-703МА-ОС

Он предназначен для очистки от снега шоссейных и внутригородских дорог, а также для разбрасывания снежных отвалов, образованных бульдозерами и плужными снегоочистителями. Кроме того, с его помощью можно прокладывать зимние полевые дороги по снежной целине.

Технические характеристики виброкатка К-703МА-ОС: базовый трактор – К-703МА, двигатель – ЯМЗ-238НДЗ-1, мощность – 235 л.с, номинальная частота вращения коленчатого вала – 1700 об/мин, удельный расход топлива при номинальной мощности – 218 г/кВтч, рабочий объем двигателя – 14,87 л. Скорость движения: рабочая – до 8,0 км/ч, транспортная – до 30,0км/ч, ширина очищаемой полосы – 3100 мм, максимальная высота разрабатываемой снежной массы – 1500 мм, дальность отбрасывания основной массы снега – 10,0 – 25,0 м, производительность фрезерно-роторного оборудования – 1200 т/ч, высота погрузка – до 3,0 м, угол поворота погрузочного желоба – 35 градусов. Габаритные размеры: длина – 9190 мм, ширина – 3240 мм, высота – 3735 мм. Масса – 16500 кг.

Фрезы снегоочистителя, которые разрабатывают снежную массу, и ротор, выбрасывающий снег через выбросной патрубок, смонтированы в общем корпусе, установленном на грузовой полураме. Поворотный кожух ротора позволяет изменять угол бросания и направление снежной струи как вправо, так и влево.

КИРОВЕЦ в лесной делянке

Лесопогрузчик-штабелёр К-701МА-ЛТ-195
Фото: mashtop.ru
Лесопогрузчик-штабелёр К-701МА-ЛТ-195
Трактор — это универсальная техника, которая успешно применяется в различных областях, включая лесозаготовку. Трактор КИРОВЕЦ на лесозаготовке выполняет функции трелёвщика и лесопогрузчика-штабелёра, что значительно расширяет его возможности.

Одной из модификаций является лесопогрузчик-штабелёр К-701/703МА-ЛТ-195. Он предназначен для перемещения, штабелирования и выполнения погрузочно-разгрузочных работ на лесоскладах, лесозаготовительных, лесосплавных и деревообрабатывающих предприятиях.

Технические характеристики виброкатка лесопогрузчик-штабелёр К-701/703МА-ЛТ-195: базовый трактор – К-703МА или К-701МА, двигатель – ЯМЗ-238НДЗ-1, мощность – 235 л.с, номинальная частота вращения коленчатого вала – 1700 об/мин, удельный расход топлива при номинальной мощности – 218 г/кВтч, рабочий объем двигателя – 14,87 л, грузоподъемность – не более 5000 кг, наибольшая высота разгрузки при угле опрокидывания захвата 0° – не менее 3,2 м, длина транспортируемых материалов: наибольшая – 6,5 м, наименьшая – 3,0 м. Производительность по чистому времени работы при перемещении лесоматериалов на расстояние до 300 м и массе пачки в пределах 90-100% грузоподъемности – не менее 43,8 м3/ч. Габаритные размеры: длина – 7500 мм, ширина – 2875 мм, высота – 4000 мм. Масса – 17700 кг.

Рабочее оборудование лесопогрузчика установлено на шасси трактора К-703МА. Оно состоит из рамы, на которой закреплена стрела с захватом и механизмом поворота рабочих органов, гидросистемы и защитного ограждения кабины.

КИРОВЕЦ на разработке полей

Самоходный трактор-мульчер на базе К-703М-12-03.2
Самоходный трактор-мульчер на базе К-703М-12-03.2

Тракторы КИРОВЕЦ могут не только заготавливать лес, но и эффективно обрабатывать поля, заросшие дикоросами, а также достаточно взрослым лесом. Используя не только отвал и челюстные захваты, но и более современные и мощные инструменты, такие как мульчер. Одной из самых современных машин этого класса является самоходный мульчер, созданный на базе трактора КИРОВЕЦ К-703М-12-03.2. Агрегат представляет собой полнофункциональный агрегат шарнирно-сочленённой компоновки с механической трансмиссией, который способен развивать высокую тягу до 6 тонн. Гидравлика рабочего оборудования, установленная на тракторе, обеспечивает эффективную работу с мульчером, обеспечивая ему выдающиеся характеристики.

Технические характеристики: базовый трактор – К-703МА, двигатель – ТМЗ-8481.10, мощность двигателя – 350 л.с., масса – 23000 кг, ширина машина по мульчеру 3000 мм, ширина резанья – до 2560 мм, максимальный измельчаемый диаметр деревьев – 400 мм, тип привода – от ВОМ.

Гусеничный болотоход с именем КИРОВЕЦ

В годы существования Советского Союза было разработано множество вездеходов, способных работать в самых сложных условиях. Одним из таких уникальных образцов стал БТЗ51А-01, созданный конструкторским бюро «Газстроймашина» на базе трактора К-701. Фото данной машины можно посмотреть по ссылке.

В основе этого вездехода лежат две гусеничные тележки, соединенные шарнирным элементом. Кроме того, от К-701 были заимствованы кабина, мощный двигатель ЯМЗ-240БМ2 (300 л.с.), элементы трансмиссии и другие важные узлы. В задней части вездехода была установлена специальная платформа для перевозки грузов. Вес болотохода составлял 46 тонн, а его грузоподъемность достигала 36 тонн. Полная масса этого гиганта достигала 82 тонн, а его длина составляла 16 метров.

БТЗ51А-01 мог передвигаться по любому бездорожью, развивая на ровных дорогах скорость до 15 км/ч. При этом он мог преодолевать брод глубиной до полутора метров. В конце 70-х годов болотоход успешно прошел все необходимые испытания и был рекомендован к серийному производству. Машина выпускалась несколько лет, однако заказы на неё закончились примерно к концу 80-х, и производство было свернуто. Также существовала версия машины БТ361А «Тюмень». Она также была построена на базе трактора К-701.

Уникальный полноприводный КИРОВЕЦ в версии 6×6

Полноприводный трактор КИРОВЕЦ с колесной формулой 6×6
Фото: Скриншот с видео, опубликованного на YouTube-канале Mr Alex Farmer
Полноприводный трактор КИРОВЕЦ с колесной формулой 6×6

Многие любители техники знают о необычном проекте — трёхосном тракторе К-701. Первый такой трактор был создан на Чукотке в конце 70-х годов. Борис Погоничев, водитель местного добывающего предприятия, вместе с командой единомышленников разработал полноприводный транспортный вездеход для перевозки угля.

Эти энтузиасты собрали четыре машины, которые успешно использовались в течение нескольких лет, что свидетельствует о надежности и продуманности конструкции. Стоит отметить, что Борис Погоничев как рационализатор был удостоен грамоты и премии за свою разработку в 1980 году.

Впоследствии его пригласили поучаствовать в промышленной разработке серийного трёхосного «Кировца» на заводе «ТрансМаш». В 1989 году на ВДНХ был представлен первый экземпляр совместной работы мастеров — К-701М 6х6. Под капотом этого тяжеловеса находился восьмицилиндровый турбодизель ЯМЗ-8423 с рабочим объёмом 17 литров и мощностью 335 лошадиных сил, который стыковался с трансмиссией.

Модель оказалась востребованной предприятиями северных регионов и в дальнейшем выпускалась мелкими партиями. Её использовали как контейнеровоз или шасси для монтажа различной специальной техники, включая автокран.

Фермер из Германии отказался менять модернизированный Кировец К-700А на западные тракторы

Легендарный КИРОВЕЦ в современных реалиях

Модельный ряд тракторов КИРОВЕЦ специального назначения (источник: remtechstroy.ru)
Модельный ряд тракторов КИРОВЕЦ специального назначения (источник: remtechstroy.ru)

В настоящее время тракторы специального назначения «Кировец» не только не утратили своей актуальности, но и стали ещё более популярными. Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент современных промышленных тракторов этой марки. Например, в продуктовом портфеле того же Петербургского тракторного завода, помимо сельскохозяйственных тракторов КИРОВЕЦ К-5, КИРОВЕЦ-7М и КИРОВЕЦ К7М Стандарт, также есть промышленные тягачи КИРОВЕЦ К-703МА мощностью 250 л.с.  и КИРОВЕЦ К-703М мощностью 350 л.с., новый грейдер КИРОВЕЦ К-714, фронтальные погрузчики КИРОВЕЦ К-708 ПК7 мощностью 235 л.с. и КИРОВЕЦ К-708 УДМ мощностью 300 л.с., снегоочистители КИРОВЕЦ К-703МА-ОС-2, колесные бульдозеры КИРОВЕЦ К-708 БКУ, КИРОВЕЦ К-702МБА-01-БКУ, КИРОВЕЦ К-703МА-ДМ15, опороперевозчики КИРОВЕЦ К-703МА-12-ОП. Для многих всё начиналось именно с платформ К-700, К-701, К-703 и их модернизаций. 

Кроме того, в настоящее время налажен выпуск тракторов похожей конструкции под брендами «Петра», «Балтиец» и «Станислав». На их базе созданы разнообразные модификации, включая сварочные агрегаты, бульдозеры-лесовозы с прицепом и гидроманипулятором, опороперевозчики, бульдозеры с крановой установкой, кабеленамотчики, а также тягачи и другие специализированные машины. В итоге можно сделать вывод, что сама по себе платформа тракторов КИРОВЕЦ К-700 и его модификации дала жизнь огромному количеству сельскохозяйственной и специализированной техники, которая используется, и делает это довольно успешно, на протяжении многих лет.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на базе тракторов «КИРОВЕЦ» получили распространение краны различной конструкции, кабелеукладчики, сварочные агрегаты и тяговые лаборатории. Кроме того, в России, Казахстане и Беларуси активно развивается направление капитального ремонта, восстановления и модернизации этих тракторов.

Восстановленный трактор К-700А показали на выставке Сибирская аграрная неделя 2024

Столетняя история легендарных тракторов Кировского завода

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2025, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA