Активное увеличение энерговооруженности современного сельского хозяйства носит уже систематический характер, и это обусловлено приобретением фермерами мощной и высокопроизводительной техники, которая необходима для выполнения большого объема работ.
В числе покупаемых аграриями сельхозмашин есть и отечественные тракторы и комбайны, которые сегодня в большинстве своем оборудуются двигателями российского производства. Однако так было не всегда. Ранее отечественная техника комплектовалась силовыми установками таких мировых брендов, как Cummins, Mercedes-Benz и многих других производителей. С введением санкций отечественные тракторостроители и комбайностроители переориентировались и перешли на двигатели российского производства, они также устанавливают силовые установки из дружественных стран, в частности Китая и Беларуси.
Не секрет, что наши машиностроители усилили работу над усовершенствованием выпускаемых двигателей, а также занялись освоением новых видов продукции. О том, какой «русский дизель» сегодня, и какой будет в будущем, о самых популярных отечественных двигателях для сельхозтехники, о реалиях двигателестроения и перспективных разработках — в нашем новом материале.
Тутаевский моторный завод является одним из лидеров для отечественных машиностроителей, он активно модернизирует производство и осваивает выпуск новых двигателей. Так, ТМЗ модернизировал двигатели для тракторов Кировец К-7М, применив более эффективный охладитель наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».
Для повышения качества и увеличения ресурса мотора клиновые ремни были заменены на поликлиновые. Они имеют меньшие габариты, низкий шум, обеспечивают плавность вращения приводных механизмов и большую нагрузочную способность, более надёжны в работе.
Кроме того, завод с конца мая 2024 года официально приступил к серийному производству чугунных головок блока цилиндров, которые предназначены в том числе и для двигателей, устанавливаемых на тракторы Кировец серии К-7М. ТМЗ приобрел шесть обрабатывающих центров с программным управлением, которые пополнили станочный парк механосборочного цеха. Участок механической обработки чугунной головки цилиндров будет работать в трёхсменном режиме семь дней в неделю. Обновлённые моторы уже поставляются на конвейер основного заказчика – Петербургского тракторного завода. Уже поставлены первые 12 двигателей с чугунной головкой цилиндра. План на июнь – 48 моторов.
Новая чугунная головка блока цилиндра взаимозаменяема с серийной алюминиевой по габаритным и присоединительным размерам, поэтому она будет поступать и в запчасти по заявкам сервисных центров.
Кроме того, в чугунной головке цилиндров изменена конструкция каналов охлаждающей жидкости, что уменьшит температурные нагрузки и увеличит ресурс изделия. Конструкция разработанной головке цилиндров из чугуна позволит повысить удельную мощность двигателей ТМЗ и расширить рынки сбыта.
Стоит отметить, что в ближайшее время работа над модернизацией тракторных двигателей продолжится. Планируется увеличить мощность двигателя в диапазоне 460-600 л.с., а также применять новую поршневую группу и топливную аппаратуру типа Common Rail.
Ярославский моторный завод «Автодизель» в рамках импортозамещения освоил выпуск современных двигателей мощностью от 330 до 620 л.с., а также провел адаптацию своих мощных дизелей вместо европейских силовых установок.
Автодизель освоил серийное производство двигателей ЯМЗ-537, которые в сравнении с моторами серии ЯМЗ-536, за счет роста рабочего объема с 6,65 литра до 7,7 литра, увеличили максимальную мощность с 330 до 360 л.с., а максимальный крутящий момент — до 1500 Нм. При этом удельный расход топлива сохранился на прежнем уровне. На двигателях применена система подачи топлива аккумуляторного типа с микропроцессорным управлением, компоненты который производятся на Ярославском заводе дизельной аппаратуры.
Кроме того, Автодизель показал новый шестирядный дизельный двигатель ЯМЗ-770 с рабочим объемом 12,4 л, при этом в линейке будет несколько модификаций мощностью от 350 до 620 л.с. В конструкции использована система подачи топлива аккумуляторного типа с давлением впрыска до 2200 бар с микропроцессорным управлением. Мотор относится к экологическим классам Евро-5/Евро-6, для этого внедрена система очистки отработавших газов SCR.
Ожидается, что первая партия товарных моторов может появиться до конца 2024 года, а массовое производство ожидается в 2025 году.
Компания адаптировала свои двигатели ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. c крутящим моментом 1715 Н·м при 1100-1300 об/мин для установки на канадские тракторы Buhler Versatile 2375 вместо двигателя Cummins. Кроме того, инженеры разработали комплекты переоборудования для тракторов Buhler Versatile моделей 2375, 2425 и 2435 с использованием двигателей ТМЗ. На тракторах Buhler Versatile 535 был использован двигатель ЯМЗ-240НМ2, обычно применяемый на самосвалах БелАЗ.
Кроме того, компания адаптировала двигатель ЯМЗ-7511 для установки на тракторы New Holland TJ 450. В ходе адаптации были решены две технические задачи: ЯМЗ-7511 переведён с механического на электронное управление, включая установку электронного регулятора оборотов, а мощность двигателя увеличена до 420 л.с.
В будущем Ярославский моторный завод планирует заменить двигатели Cummins на тракторах New Holland моделей TJ 480 и 500 своими моторами ЯМЗ-65802 мощностью 530 л.с. По сообщению производителя, ремоторизация позволяет решить проблему дефицита и дороговизны запасных частей, необходимых для техники бежавших из России брендов.
Продолжая тему высокомощных сельскохозяйственных двигателей, нельзя обойти вниманием ещё одного представителя семейства сельхоздвигателей — шестицилиндровый рядный двигатель КАМАЗ Р6 с рабочим объемом 12 литров. Благодаря мощности в 643 л.с. двигатель нашел своё применение, в том числе и на кормоуборочных комбайнах RSM 2650, обеспечивая эффективное использование потенциала комбайна.
В заключение хотелось бы отметить, что отечественные машиностроители совершенствуют свои двигатели, стремясь создать «супердизель» отечественного производства, который будет востребован не только на внутреннем рынке, но и на внешних рынках.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru