Ни для кого не секрет, что тракторы представляют собой универсальные силовые агрегаты, направленные на решение целого комплекса задач, для которых требуется использование широкого модельного ряда дополнительного навесного или прицепного оборудования.
Как правило, тракторы не используются в одиночку, а эксплуатируются исключительно в агрегате с различными орудиями или приспособлениями, в зависимости от вида выполняемых операций и самого способа использования мощности двигателя техники.
При этом как опытные, так и многие начинающие фермеры по-прежнему сталкиваются с оценкой целесообразности применения того или иного вида тракторных навесок. Какие отличия имеет навесное и прицепное оборудование? Какие типы и виды навесок существуют? Какое устройство имеют задние навески, в том числе типовая конструкция «трехточки»? Какие особенности имеет такой механизм и как его грамотно настроить и отрегулировать?
«ГлавПахарь» предлагает Вам ознакомиться с теоретическими аспектами темы и изучить практическую сторону данного вопроса.
«Сердцем» каждой самоходной сельскохозяйственной машины, безусловно является двигатель, а вот его «руками» — различные прицепные и навесные орудия.
В зависимости от используемого способа агрегатирования выделяют прицепные, навесные, полунавесные и комбинированные приспособления, которые предназначены для выполнения различных видов работ. Схожая классификация распространяется и на способы навески этого оборудования на трактор.
Не поверите, но у многих начинающих фермеров до сих возникают вопросы при понимании, что такое прицепное, а что такое навесное оборудование. Если кратко, то прицепное оборудование предназначено для транспортировки различных грузов и выполнения разноплановых операций (чаще всего сельскохозяйственных).
К нему, в основном, относятся различные прицепы и полуприцепы, а также ряд сельскохозяйственных агрегатов и рабочих инструментов, которые просто крепятся к трактору, используя только его тяговые характеристики и сцепку.
С навесным оборудованием все немного сложнее. Сменное навесное оборудование для тракторов представляет собой различный специализированный инструмент, устанавливаемый чаще всего на трехточечный крепеж и получаемый привод от вала отбора мощности (ВОМ) или гидравлической системы.
Особым способом агрегатирования является комбинированный вариант. В данном случае с трактором соединяется несколько машин, использующих разные способы агрегатирования. Чаще всего первый ряд агрегатов навесным или полунавесным способом, а второй — прицепным.
Для наиболее эффективной работы трактор может использовать рабочее оборудование, использующее:
В каждой подгруппе по назначению относятся свои агрегаты, к примеру, по категории сферы применения:
Теперь предметно и обстоятельно поговорим о вариантах навески, ее типах и местах расположения на тракторе. На первый взгляд для профессионалов вопрос достаточно банальный, но он требует детализации и уточнения.
В зависимости от места расположения на тракторе различают следующие варианты навески.
Орудие навешивается на тракторе таким образом, что его расположение находится вне зоны базовой конструкции техники. Данный вид навески имеет широкое применение среди сельскохозяйственных тракторов для агрегатирования с большинством почвообрабатывающих машин сплошной обработки почвы, с посевными, посадочными, некоторыми уборочными машинами.
Ключевым недостатком является то, что агрегат в задней навеске не удобен с точки зрения обзора механизатора. При повороте он смещается в сторону противоположную повороту тяговой машины, осложняя тем самым работу тракториста.
При этом такой тип навески, с одной стороны, улучшает сцепления задних ведущих колес, с другой — ухудшает устойчивость и управляемость колесного трактора, что является не столько минусом, сколько условием и обременяющим фактором, к которому стоит адаптироваться. Такой тип навески является самым популярным в отрасли АПК по критерию функциональности и возможности распространения.
При данном типе агрегат или оборудование располагается перед трактором, навешиваясь на него с помощью универсального или специального фронтального навесного устройства.
Фронтальная навеска обычно применяется в случаях, когда такое расположение машины удобно с точки зрения выполняемой операции (уборочные операции сельскохозяйственного производства, которые высвобождают место для движения ходовой системы трактора, бульдозерная работа промышленного трактора и многое другое) или при необходимости выполнения одновременно нескольких операций, когда на трактор навешивается несколько разных машин.
Фронтальный тип навески получил широкое применение на сельскохозяйственных тракторах, которые эксплуатируются в условиях горной местности и полей с уклоном. В данном случае традиционный поворот ограничивается опасностью опрокидывания сельхозмашины. Фронтальная навеска призвана минимизировать данный фактор.
К недостаткам данного вида также стоит отнести недостаточный уровень обзорности из-за передней части трактора и капота. При использовании фронтальной навески желательна такая конструкция моторной части, при которой капот трактора имел бы максимально возможный наклон вперед и вниз.
Название говорит само за себя — в этом случае орудие или агрегат располагается непосредственно сбоку трактора. Если машина одна, то обычно — с правой стороны, так как эта зона особенно хорошо просматривается трактористом и соединяется с техникой через специальный механизм, придаваемый к сельскохозяйственной машине.
Особенностью данного типа является то, что сила сопротивления рабочего хода, создаваемая машиной располагается не в плоскости симметрии трактора, а с определенным «плечом».
Боковую навеску стремятся использовать с машинами, воздействие которых не нарушает стабильного прямолинейного движения тягового агрегата.
В сельском хозяйстве боковую навеску применяют для навешивания косилок и некоторой другой техники.
Данный тип отличается от фронтальной тем, что имеет расположение орудия внутри базы трактора между осями его передних и задних колес. Такая навеска возможна только с тракторами, имеющими в указанной зоне достаточное свободное пространство, что требует особую компоновку трактора, получившую название — самоходное шасси.
К преимуществам передней навески относят повышенные тягово-сцепные свойства трактора, улучшение его продольной устойчивости и управляемости.
Такая навеска представляет собой комбинацию нескольких вариантов навесок: фронтальная и боковые; задняя и боковые; фронтальная и задняя.
Обычно секционная навеска используется при работе с широкозахватными машинами (культиваторы, сеялки, сенокосилки), когда расположить их в одном варианте навески невозможно. Секционная навеска используется также и при совмещении отдельных операций: рыхление и подкормка, внесение удобрений и посев.
Трехточечная навеска в большинстве случаев состоит из нескольких узлов, которые включают в себя гидравлическую систему трактора, точки соединения, подъемные рычаги (три подвижные тяги) и стабилизаторы.
В отличие от верхней тяги, две нижние подвижные тяги приводятся в движение гидравлической системой трактора и отвечают за подъем, опускание и наклон навесного оборудования. Верхняя (центральная) тяга также подвижна и имеет возможность изменять свою длину.
Тяги крепятся к устройству с помощью специального унифицированного крепления. На современных тракторах присутствует механизм автоматического регулирования тягового усилия от орудия. Например, при обработке почвы, чем больше рабочая глубина, тем больше тяговое усилие будет у трактора. При значительном увеличении тягового усилия происходит приподнятие нижних тяг (выглубление орудия) до тех пор, пока тяговое усилие не вернется в пределы нормы. При уменьшении тягового усилия нижние тяги вернутся в исходное положение.
Основным преимуществом трехточечной навески принято считать оптимизированную нагрузку на ведущие колеса трактора, обеспечивающую высокий уровень сцепления ведущих колес с почвой, что уменьшает расход топлива, а также повышает эффективность и производительность.
Принцип работы навески заключается в следующем. С помощью шарнирных соединений тяги с одной стороны крепятся к остову трактора, а с другой — к элементам рамы навесной машины. При этом нижние тяги (1) соединены с осью (3), а центральная тяга (2) крепится с помощью кронштейна (4).
Нижние тяги (1) с помощью регулируемых раскосов (5) шарнирно присоединены к рычагам (6) подъемного узла (7) и его валу (8). Также в состав подъемного узла (7) входит гидроцилиндр (9), который с помощью гидросистемы трактора выполняет подъем и опускание навешенной машины.
Шток (10) гидроцилиндра связан с валом (8) подъемного узла (7) с помощью рычага (11). Также конструкция навесного механизма может включать стяжки (12), связывающие нижние тяги (1) с остовом трактора. Они обеспечивают дополнительную жесткость в поперечной плоскости.
Для обеспечения копирования рельефа поля нижние тяги (1) выполнены с возможностью ограниченного перемещения в продольной плоскости. Для этого в кронштейнах раскосов (5) предусмотрены дополнительные пазы. В пазы шарнирного соединения нижних тяг (1) с раскосами (5) вставляют пальцы, что обеспечивает небольшое перемещение нижних тяг (1) в вертикальном направлении при неподвижном штоке (10) гидроцилиндра (9).
Обеспечение трехточечной навеской жесткого соединения навесной машины с трактором дает возможность его агрегатирования с большинством почвообрабатывающих и посевных машин.
Однако повороты машинно-тракторного агрегата без перевода орудия в транспортное положение не допускаются, так как могут привести к повреждению орудия и навесного механизма.
С помощью шарниров на концах центральной тяги (2) навеска перемещается в вертикальной плоскости. Регулировку длины центральной тяги осуществляют резьбовой муфтой (14), вращение которой происходит от съёмного воротка (15), вставляемого в отверстие его средней части.
Таким образом, механизм трехточечной навески является универсальным оборудованием, которое обеспечивает агрегатирование тракторов разной мощности с большинством сельскохозяйственных машин.
Навесной механизм может иметь различия в конструкции в зависимости от модели трактора, однако принцип работы и основные конструктивные элементы сохраняются.
Подготовлено по материалов kruchkov.com.ua.
Настройка и регулировка трактора, оснащенного «трехточкой», прежде всего начинается с наладки самого навесного механизма. При этом предусмотрена регулировка положения и длины центральной тяги и положения нижних тяг.
Важным фактором является стабилизация длины и угла наклона центральной тяги, а также раскосов и их присоединения к нижним тягам. Кроме того, возможно изменение жесткости конструкции по отношению к поперечным колебаниям навешенной машины путем регулировки натяжения ограничительных цепей.
Регулировки навесного механизма зависят от конкретной модели трактора, задачи, технических и тяговых характеристик тракторов, а также от условий эксплуатации и агрофона.
«ГлавПахарь» акцентирует внимание на том, что навесное оборудование и крепления к нему, наряду с тяговым устройством, стоит закупать у одного производителя или поставщика, а саму навеску приобретать исходя из тех же условий, от которых зависит оптимальная настройка. При таком подходе руководители предприятия могут смело рассчитывать на высокий уровень совместимости приспособлений.
Положение навесной машины настраивают, изменяя длину раскосов и верхней центральной тяги. Раскосами регулируют поперечное расположение навесного оборудования. При этом стандартно наладку производят путем настройки длины правого раскоса, оставляя левый раскос без изменений.
Натяжением стяжек, связанных с продольными нижними тягами и корпусом трактора настраивается поперечное перемещение навесного оборудования относительно оси движения трактора.
К примеру, для выполнения операций по междурядной обработке культур или посеву требуется жесткое положение машины. При таких условиях стяжки максимально натягиваются, исключая поперечное раскачивание. Фиксация стяжек осуществляется контрольными гайками.
Монтаж дополнительных пальцев на соединении вилок раскосов и продольных планок позволяет увеличить грузоподъемность навески. При этом вилки должны быть установлены пазами вперёд, чтобы они не воздействовали на пальцы, соединяющие концы нижних продольных тяг. Для обеспечения надежности крепления соединений в сочленениях навески нужно использовать штатные фиксирующиеся пальцы и шплинтующиеся гайки стяжных болтов конструкции.
Согласно мнению экспертов отрасли, к основным проблемам, с которыми фермеры сталкиваются в процессе эксплуатации трехточечного навесного механизма, стоит отнести износ шарнирных соединений раскосов и планок, а также в шлицевых соединениях поворотного вала и рычагов подъема.
Износ способствует увеличению зазоров и люфтов, что не позволяет зафиксировать конструкцию в нужном положении, усложняет процесс регулировки при настройке глубины обработки и точности хода рабочих органов сельхозорудий.
Как правило, устранение увеличенных люфтов в сочленениях достигается заменой изношенных деталей. Иногда применяют наварку и последующую слесарную обработку узлов до нужных размеров.
Еще одной распространенной проблемой является самопроизвольное опускание навески. Причиной могут стать неисправности в работе гидросистемы трактора.
При этом, кроме обычной течи масла из системы, причиной также может стать износ уплотнителей поршня и штока силового цилиндра навески.
Неполадки в работе гидрораспределителя также могут возникать в результате попадания посторонних предметов, мусора или общего загрязнения.
Как и для любого другого оборудования или механизма, грамотный и своевременный уход является «фундаментом» для многолетней и безотказной работы.
Уход за механизмом навески несложен и заключается:
При этом крайне нежелательно допускать перегрузки, в этом случае ускоряется износ деталей ходовой части и двигателя.
Важным фактором является обеспечение свободного поворота шаровых механизмов верхней и нижних тяг, вылета телескопических соединений.
Уделять внимание стоит и резьбовым регулировкам левого и правого раскосов, надежности блокировочного механизма. При агрегатировании трактора с различной навесной техникой необходимо строго следовать рекомендациям, отмеченным в паспорте машины и в инструкции по эксплуатации трактора.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru