Концерн «Тракторные заводы» представляет собой не только мощнейшую отечественную машиностроительно-индустриальную группу, но и сеть крупнейших градообразующих предприятий, расположенных на территории Чувашской Республики.
В состав концерна входят промышленные предприятия «ПК «Промтрактор», «Волжский комбайновый завод», инжиниринговая компания «МИКОНТ», «Промлит», «ЧЕТРА», «Алтайский моторостроительный завод», сервисная компания «Сервис Промышленных Машин» и многие другие. Численность сотрудников, занятых на предприятиях и организациях Концерна на территории Чувашии, составляет около 9 тыс. человек.
Продукция промышленных предприятий «Тракторных заводов» востребована как в горнодобывающей отрасли, дорожном и инфраструктурном строительстве, так и в нефтегазовом секторе, железнодорожной отрасли и, конечно же, сельском хозяйстве.
Команда «ГлавПахарь» лично побывала в регионе, осмотрела производственную базу и оценила перспективы развития основополагающих подразделений компании в условиях нового курса на импортозамещение. Чем же поразил Концерн «Тракторные заводы»? — давайте разбираться вместе...
Из нашего материала Вы узнаете:
Если Родина начинается на пороге дома, то любое машиностроительное предприятие, действительно претендующее на звание высоколокализованного производства, начинается с литейного и сталеплавильного цеха. Именно поэтому свое знакомство с концерном и его предприятиями команда «ГлавПахарь» начала с «Промлит» — одного из самых современных и крупных литейных производств во всей России.
Производственная мощность данного подразделения составляет:
Масштаб и возможности литейной зоны «Промлит» действительно впечатляют, ведь площадь отдельных участков составляет 229,5 тыс. кв метров — далеко не шуточный размер.
Об особенностях производства подробно рассказал Василий Волков —заместитель начальника литейного цеха №2 по производству тракторного литья завода «Промлит».
«Центром любого литейного завода является формовочный участок. Здесь начинается зарождение будущих деталей и закладывается их качество. На нашем предприятии имеется огромный производственный потенциал изготовления литейных форм по различным процессам (ПГС, ХТС, ВПФ) на различном технологическом оборудовании, начиная встряхивающими формовочными машинами и заканчивая автоматическими формовочными линиями.
Несмотря на многообразие технологического оборудования принцип изготовления литейной формы един: на модельную оснастку устанавливается специальная металлическая рамка (опока) после чего в нее засыпается формовочная смесь на основе кварцевого песка с добавлением бентонитовой глины (ПГС) или химических смол (ХТС), затем производится ее уплотнение встряхиванием, вибрацией или прессованием. После уплотнения из полуформы извлекают модельную оснастку, а получившейся оттиск модели отделывают и окрашивают.
После высыхания краски литейная форма готова к сборке, в нее проставляют литейные стержни и накрывают второй полуформой. Обе полуформы надежно фиксируют между собой скобами или нагружают грузом. В таком виде форма передается на заливку, где ожидает готовый металл».
Еще один важный производственный узел — участок, где происходит заливка металла в чайниковые ковши и непосредственно в форму. Чрезвычайно важным фактором для данной зоны является система планирования. Специалисты завода ежедневно готовят раскладку на следующий день с конкретным планом работ, в котором оговаривается как определенный тоннаж литья, так и марка металла (сталь или чугун), который будет заливаться в подготовленные формы.
В каждом литейном цехе оборудован свой собственный шихтовый двор, где происходит подготовка и хранение металлолома, а также флюсов и фероматериалов. Здесь же производится сортировка металлолома и заполнение шихтовых бадей для последующей завалки плавильных печей. При этом используется стальной и чугунный лом, а также возврат металла, который образуется после удаления от отливок литниковой системы. В процессе заполнения шихтовых бадей строго соблюдается технология металлозавалки.
С помощью электромостовых кранов в корзинах подготовленная шихта загружается в плавильные агрегаты, где строго с технологическим процессом происходит выплавка стали (чугуна) нужной марки по ГОСТ.
«Заливочный ковш, из которого выполняется заливка форм жидкой сталью представляет собой металлическую емкость, изнутри стенки которой облицованы огнеупорным кирпичем и огнеупорными составами. Он постоянно находится в состоянии разогрева за счет газовой горелки.
Если кратко, то процесс выглядит следующим образом: после проведения анализа на соответствие требованиям ГОСТ готовый расплав из плавильной печи сливается в разливочный ковш из которого в последствии происходит заливка литейных форм».
Примечательно, что возможности «Промлит» по выпуску жидкой стали могут составлять порядка 20 000,0 тонн в месяц при максимальной загрузке.
«Если подводить итоги в целом по литейному производству, то кратко весь технологический цикл выглядит следующим образом. На формовочном участке производятся литейные формы, параллельно с этим плавильный участок варит металл. После выплавки происходит заливка форм. Затем происходит выдержка металла в форме, после чего происходит выбивка и очистка отливок с литниковой системой, а далее литье попадает на резку для удаления литниково-питающей системы. Финишными операциями является обрубка и термическая обработка.
После обрубных операций литье предъявляется контроллеру ОТК. Контролер ОТК проверяет отливки на соответствие требованиям ГОСТ и чертежной документации. После операции контроля происходит передача отливок на сбыт, от куда в последующем осуществляющийся отгрузка Потребителям. Если речь идет исключительно про тракторное литье, то основной потребитель — «ПК «Промтрактор».
Очевидно, что литейное производство отличается от ряда других многооперационностью и разнообразием используемых в технологическом процессе материалов. Отклонение от требуемого качества одного из материалов или неправильное выполнение одной из операций может привести к несоответствию качества отливки предъявляемым требованиям.
Именно поэтому повышенное внимание стоит уделить и процессу контроля и определения качества металла и его выдержки заявленным параметрам, а также тому, как проверяется качество готового изделия на предприятии.
Контроль качества подразумевает применение различных методик, специальных приборов и реагентов для того, чтобы: своевременно выявлять и устранять все виды дефектов, получать высококачественные соединения, определять точность выполнения технологического процесса и получать изделие, соответствующее предъявляемым заказчиком требованиям.
«Есть литье, которое по технологическим процессам нуждается в базовой проверке МК, а есть то, которое подлежит специальному феррозондовому контролю. В любом случае, самое главное при проверке изделия для спецтехники — это химсостав металла, который проверяется уже перед выпуском из печи на всех стадиях выплавления. Естественно, на основании этого химсостава литье идет дальше по переделам. Плюс к этому контролируются и механические свойства металла. Также контроль осуществляется на стадиях плавления, окисления, восстановления (если речь идет о стали), оценивается температура.
Мы проверяем изделия на предмет скрытых дефектов и трещин, шлаковых вкраплений, разрыв узлов, осуществляем визуальный осмотр поверхности деталей на наличие определенного рода брака. Более подробно все дефекты описаны в соответствующих ГОСТах и специальной литературе. Каждый из дефектов отливок может быть следствием ряда причин и их комбинации.
Готовую отливку, предъявленную для приемки ОТК, в первую очередь, подвергают осмотру по наружному виду. Такой контроль отливок как раз-таки позволяет выявить литейные дефекты (недоливы, наросты, спаи, трещины, поверхностные раковины, пригар и другие), а также дефекты отделки отливок (заусенцы, переточки, остатки литниковой системы)».
Отметим, что магнито-порошковый контроль повсеместно осуществляется при изготовлении только продукции для железнодорожной отрасли и относится к электромагнитным методам.
Подробно ознакомившись с особенностями литейного производства, «ГлавПахарь» отправился в сердце всего Концерна — производственные и сборочные цеха «ПК «Промтрактор», как крупнейшего производителя бульдозерной и трубоукладочной техники, и на «Волжский комбайновый завод», отвечающий за формирование пула продуктов АПК и создание машин российского национального бренда машиностроительной продукции сельхозназначения АГРОМАШ.
Отметим, что «ПК «Промтрактор» выпускает широкую гамму промышленной техники, которая состоит из: бульдозеров ЧЕТРА Т9, ЧЕТРА Т11, ЧЕТРА Т15, ЧЕТРА Т20, ЧЕТРА Т25, ЧЕТРА Т35, ЧЕТРА Т40, трубоукладчиков ЧЕТРА ТГ122, ЧЕТРА ТГ222, ЧЕТРА ТГ302, ЧЕТРА ТГ503 и ЧЕТРА ТГ511 грузоподъемностью от 25,6 до 104,5 тонн, а также колесной и погрузочной техники ЧЕТРА ТК25 и ЧЕТРА ПК12.
В свою очередь, ООО «Волжский комбайновый завод» специализируется исключительно на сельхознаправлении и производит тракторы и зерноуборочные комбайны под брендом АГРОМАШ. Техника отличается оригинальным дизайном, эргономичностью, простотой и узнаваемым внешним видом.
Начнем с того, что сегодня завод «ПК «Промтрактор» имеет сразу три производственных корпуса. Во-первых, это цех трансмиссий, где изготавливаются узлы трансмиссии, которые впоследствии уходят на главный сборочный конвейер и устанавливаются на сельскохозяйственные и промышленные тракторы. Во-вторых, это прессо-сварочно-сборочный корпус, где находится как заготовительный, так и механическо-сварочные переделы, и непосредственно осуществляются все сборочные процедуры готовых тракторов.
Третий корпус — корпус обкатки тракторов. Там проходят полигонные и приемо-сдаточные испытания, установка навесного оборудования, хранение и погрузка техники на автотранспорт или железнодорожную платформу для отгрузки конечному потребителю (к слову, АГРОМАШ 90ТГ — достаточно компактный трактор, который может заезжать даже на автомобильный грузовой полуприцеп).
Цех трансмиссий «ПК «Промтрактор», наряду с литейным производством, — это еще одна гордость всего Концерна, ведь похожий по локализации и технологичности участок на все территории России, есть разве только что у Петербургского тракторного завода.
Цех, который имеется у завода «ПК «Промтрактор», включает в себя участки: по изготовлению корпусных деталей; шестерен; валов и ступиц; участок гидравлики, термический участок и других деталей, а также участок окраски и сборки.
Более подробно о цехе трансмиссий нам рассказал Евгений Максимов — руководитель проекта завода «ПК «Промтрактор».
«Промтрактор является заводом полного цикла и включает в себя – все необходимые переделы для изготовления деталей любой сложности, в том числе заготовительные, обрабатывающие, термический, гальванические и сборочные участки.
Завод имеет высокую степень локализации (более 85 %). Все производственные предприятия, которые входят в Концерн Тракторные заводы, сегодня являются кооперационными поставщиками заготовок, либо отдельных деталей и узлов для выпускаемой техники.
Промтрактор производит широкую линейку промышленной техники, это гусеничные и колесные бульдозеры и трубоукладчики на их базе, колесные тракторы и погрузчики, а также машкомплекты для Волжского комбайнового завода, например, самого востребованного агрегата — гусеничного трактора АГРОМАШ 90ТГ.
На предприятии целиком собирается трансмиссия как для АГРОМАШ 90ТГ, так и все узлы трансмиссий для промышленной техники. Все, что делается в этом цехе, связано именно с трансмиссией. На заводе осуществляем как промежуточный контроль, так и сплошной контроль деталей на специализированном оборудовании, именно поэтому за качество и надежность в этом вопросе мы ручаемся в полной мере».
Участок обработки корпусов (механический участок №3) оснащен передовым оборудованием для обработки деталей как промышленной, так и сельскохозяйственной техники.
«Группы станков, которые представлены на данном участке, это в основном Mazak, DOOSAN и SCHIESS (ШИСС). Заготовки распределены по оборудованию в зависимости от группы деталей.
На обрабатывающих центрах Mazak организована обработка заготовок из стали. Три обрабатывающих центра объединены в одну линию многопаллетной транспортной системой. Таким образом, равномерно и оперативно на все три станка по одним рельсовым путям поступают заготовки. Такой подход позволяет повысить скорость загрузки-выгрузки готовых изделий. Справа расположена аналогичная линия только объединяющая два станка».
«Обработка корпусных деталей сельскохозяйственной трансмиссии — трактора АГРОМАШ 90ТГ — осуществляется на станках фирмы DOOSAN, например, HM 5000, HM 8000, HM 1000».
«Известно, что мы производим тракторы в разных вариациях исполнения, с отвалом, без отвала, но базовая машина одна. Соответственно узлы, необходимые для производства трансмиссий, обрабатывающиеся здесь, обычно одинаковые. Литейные заготовки приходят с завода «Промлит». Они уже окрашенные в грунт. Здесь осуществляются механическая обработка — фрезирование, сверление, точение».
«Если DOOSAN и Mazak — это передовое и более современное и производительное оборудование, то SCHIESS — это далеко не самая новая линия на нашем заводе, однако свою основную функцию она все равно выполняет в полном объеме, да и ресурс у данных комплексов достаточно большой. Оно уже больше 30 лет работает на нашем предприятии. Этого удалось достичь, в первую очередь, за счет своевременного обслуживания, работы в номинальных режимах и грамотной организации.
Оборудование до сих пор функционирует и обеспечивает необходимую точность. Да, скорость все-таки меньше, чем у Mazak, но тем не менее. Высокопроизводительное оборудование мы загружаем на 80-90%, а остальное обрабатываем на SCHIESS».
При этом «ГлавПахарь» не смог не отметить, что как и у многих современных машиностроителей, основу материально-технической базы завода составляют именно зарубежные станки.
Отвечая на вопрос о том, как предприятие планирует решать проблемы с поддержанием работоспособности и обслуживанием иностранного оборудования в условиях нестабильной геополитической и экономической обстановки, а также санкционного давления, представители компании заявили, что способны и самостоятельно осуществлять подготовку кадров для обслуживания все тех же зарубежных станков Mazak и DOOSAN, не прибегая к помощи иностранных экспертов и инженеров службы сервиса.
«Все текущие вопросы, касательно поддержания работы, ремонта и обслуживания как отечественного, так и зарубежного оборудования решены.
На заводе организован процесс подготовки кадров для обслуживания всего оборудования, в том числе Mazak и DOOSAN. Это решается в рамках заводского лицензированного учебного центра или в рамках взаимодействия с чебоксарскими учебными заведениями среднего профессионального образования.
На Промтрактор есть своя группа программистов, которые занимаются обслуживанием и написанием программ для иностранных обрабатывающих центров и станков. Да, в отдельных случаях мы привлекаем сторонние организации, но все текущее обслуживание, наладку, регулировку, калибровку и даже ремонт выполняем самостоятельно. Написание управляющих программ для станков Mazak, DOOSAN и другого оборудования с ЧПУ мы осуществляем силами наших специалистов, обеспечивая высокую безопасность, эффективность и мобильность».
Но вернемся к производственным зонам предприятия... На заводе имеется свой участок гидравлики, где изготавливается широкая линейка систем управления гидравликой и различные золотники, осуществляется обработка гидрораспределителей. При этом имеется зона и нетипизированных деталей.
Еще одной важной производственной локацией на базе «ПК «Промтрактор» являются отдельные участки валов и ступиц, а также шестерен.
«Мы производим все типы шестерен, в том числе конические передачи, гипоидные передачи и многое другое — все до 12 модуля завод делает самостоятельно с высокой степенью точности. Помимо зубофрезерного зубодолбежного оборудования, применяются зубошлифовальные станки для обеспечения требований конструкторской документацией.
Напомню, что производство тракторов АГРОМАШ 90ТГ было перенесено к нам в Чебоксары из Волгограда. Сейчас все производство освоено на предприятиях нашего концерна. К примеру, ходовые системы и гусеницы поставляются с Чебоксарского агрегатного завода, все узлы и детали идут с Промтрактора, а все литейные заготовки, как Вам уже известно, с завода Промлит. Мехобработку, сварку и даже производство кабин мы осуществляем самостоятельно».
На предприятии есть 3 комнаты точных обмеров, которая позволяет при изготовлении первых партий деталей проводить сплошной контроль для того, чтобы исключить отклонение от необходимых размеров.
«Здесь при помощи специального оборудования происходит контроль элементов готового изделия: зубчатых колес, валов, шестерней. Это происходит при пуско-наладке оборудования, запуске новой партии, промежуточном контроле или смене технологий, изменении инструмента, чтобы выяснить, насколько детали соответствуют конструкторской документации».
«Я сейчас замеряю в процессе обработки шестерню, в которую установили кольцо, но еще не шлифован зуб, это предварительная обработка. Она пойдет на сборку, на стенд и нужно проверить ее до шлифования зуба. Шестерни в этом случае измеряются на эвольвентомере Klingelnberg, контролируется как направление, так и профиль зуба, а также радиальное биение зубчатого венца».
Важно, что у завода есть возможность проводить измерения как в автоматическом, так и в ручном режимах. Номенклатура достаточно большая, есть база знаний, база готовых шаблонов.
«Такой контроль позволяет снизить потери, убедиться в качестве детали еще до шлифовки, сэкономить время и оптимизировать загрузку последующих линий и операторов, чтобы, если есть отклонения, не выполнять лишние операции.
Для трактора двигатель и трансмиссия — основные группы узлов, которые обеспечивают длительную и надежную эксплуатацию техники и ее ходимость. Именно поэтому данным вопросам уделяется повышенное внимание на производстве».
В цехе трансмиссий «ПК «Промтрактор» также есть участок окраски и участок сборки готового изделия или готового узла для отгрузки на главный сборочный конвейер, куда детали уже поступают окрашенные в необходимый брендированный цвет.
«Наше производство можно смело считать гибким. Например, если вносятся какие-то изменения в конструкцию, то перестроится для выпуска новой детали не составляет особого труда. Для этого у нас есть есть программисты, которые пишут управляющую программу. Если требуется замена, подбирается нужный инструмент. Оборудование позволяет достаточно гибко подходить к производству, возможным изменениям или изготовлению принципиально новой детали».
Отдельного внимания заслуживает итоговый участок сборки трансмиссий. Здесь происходит сборка узлов трансмиссий промышленной техники: бортовых передач, бортовых фрикционов, блока трансмиссиии полной КПП для сельскохозяйственных тракторов. При этом участок для сельхозтракторов сейчас подготавливается к поэтапной реконструкции. Руководством поставлена задача — повысить производительность труда и поднять культуру производства на новый уровень.
«Возвращаясь к шестерням, отмечу, что мы можем выдавать седьмую и восьмую степень точности. В том числе для производства сельхозтракторов — это восьмая степень точности. При этом нами уже освоена еще более точная степень обработки для промышленных тракторов из новой линейки».
Продолжение следует...
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru