Системному трактору NEXAT присуждена золотая медаль Innovation Award AGRITECHNICA в конце 2021 года. Со слов организаторов, машина представляет собой смену парадигм в сельском хозяйстве при сбережении ресурсов и защите экологии. Однако у всех, кто интересуется машинами и разработками советских инженеров, «революционный концепт» золотого медалиста Агритехники вызывает вопросы. Уж слишком напоминает конструкции некоторых сельхозмашин отечественных разработчиков прошлого века. Думаю, никого уже не удивляет тот факт, что советские образцы были забыты, читай, погублены на корню. О причинах этого явления можно долго рассуждать, но так и не найти однозначного ответа.
Сегодня мы познакомим читателей «ГлавПахаря» с моделями техники из советского прошлого, конструкции и технические решения которых напоминают новаторские подходы NEXAT GmbH. Машины, кстати, были изготовлены и опробованы на полях. Думаю, неравнодушные к судьбе отечественного сельхозмашиностроения читатели «ГлавПахаря» также заметят сходство новинки с советскими тракторами.
Фото и видео победителя конкурса Innovation Award AGRITECHNICA стремительно облетели отечественные и зарубежные интернет-просторы. Какие только громкие прозвища не дали трактору NEXAT блогеры: «комбайн-мутант», «машина апокалипсиса». Мы будем придерживаться официальной формулировки — системный трактор для всех видов работ в поле.
Что представляет из себя инновационная система NEXAT? Это невероятная самоходная платформа с шириной захвата до 24 метров. Машина имеет четыре гусеничных блока для езды по дорогам общего пользования. Она приводится в движение двумя дизельными двигателями мощностью 545 л.с. каждый.
Топливная система создана с большим заделом на будущее и способна работать на экологически чистых водородных элементах. Трактор NEXAT оснащен системой мониторинга окружающей среды.
Концепция NEXAT создает более производительную и, следовательно, прибыльную механизацию растениеводства за счет оптимизации воздействия на почву и окружающую среду.
При работе на полях движители NEXAT поворачиваются на 90°, кабина также вращается на 270°. При этом трактор едет как бы поперек, а навесные сельхозорудия размещаются между движителями. На носитель можно крепить различные агрегаты для ухода за посевами, сева и уборки, задействуя универсальный трактор в течение всего сельскохозяйственного сезона. Для этого нужно только менять различные агрегатные модули.
Новый конструктивный подход помогает решить основную проблему современных сельскохозяйственных машин: с ростом их мощности и массы увеличивается давление на почву, что снижает плодородие и негативно сказывается на урожайности сельхозкультур. При использовании инновационной машины NEXAT доля транспортных проходов сокращается на 90%. Главное преимущество машины — значительное снижение давления на почву, повышение ее плодородия, уменьшение трудозатрат, расхода топлива и высокая эффективность работ.
Например, на уборке зерновых культур трактор работает с навесным устройством NexCo. При этом показатели во многом являются рекордными. Например, емкость зернового бункера составляет 36 м³. Поэтому на стандартных полях не нужны перегрузочные прицепы, эту работу можно произвести на разворотной полосе. При достойной «Книги рекордов Гиннесса» скорости выгрузки — 600 литров в секунду — процесс занимает считанные минуты.
Инновационной является и система обмолота зерноуборочного модуля NexCo. В агрегате с ним производительность обмолота системного трактора NEXAT составляет 130-200 тонн зерна в час. Это вдвое больше, чем при уборке традиционными машинами. Солома и полова при этом равномерно распределяются при помощи измельчителей на ширину до 14 метров.
Какие выгоды принесет новая машина современным аграриям? На это вопрос ответил управляющий директор компании NEXAT GmbH Феликс Калверкамп. Он отметил, что она минимизирует количество требуемых машин за счет модульной концепции, позволяет снизить затраты на приобретение, сэкономить от 20 до 40% электроэнергии.
Большое внимание мы уделили концепции устойчивого развития. Что касается экономики, то возможно увеличение рентабельности сельхозпроизводства на 20-50%. Экологический аспект машины включает возможность ее работы на водороде. Конечно, NEXAT придется отвоевывать позиции у традиционной технологии, к которой привыкли аграрии. Однако наша новая система успешно используется на фермерских полях на протяжении 3 лет.
Подробнее о технических особенностях NEXAT Вы можете почитать в нашей статье Медалисты конкурса инноваций AGRITECHNICA 2022.
Компания NEXAT GmbH была основана относительно недавно, в 2017 году. Но ее специалисты опираются на более чем 50-летний опыт Kalverkamp Innovation GmbH в области разработок и консалтинга продуктов для ведущих международных производителей сельскохозяйственной техники.
На официальном сайте NEXAT GmbH подчеркивается, что проект NEXAT был разработан в тесном сотрудничестве с другими производителями аграрных машин.
Основным партнером является шведская компания Väderstad — один из мировых экспертов в области почвообрабатывающей и посевной техники. Также с новаторами охотно работают и другие крупные производители сельхозтехники, помогая разрабатывать модули для различных сельхозработ:
В настоящий момент NEXAT GmbH продолжают разработку модульного оборудования для различных работ. Планируется, что со временем машина станет полностью автономным агроботом на экологически чистом топливе.
Разработчики уверены, что «NEXAT System Tractor — это совершенно новый взгляд на возможности механизации сельскохозяйственных работ». Однако в этом не уверены любители техники из стран постсоветского пространства. Многие узнали в новом подходе утраченные концепты и интересные разработки из советского прошлого.
Уникальная машина ТЭТ-1000 была создана в СССР в 70-ые годы прошлого века. Планировалось, что она будет задействована на рекультивации солончаков, передвигаясь на длительные расстояния по бездорожью, а затем выполнять пахоту и другие сельхозработы, для которых требовались большие тяговые усилия. Предполагалась обработка почвы на глубину до 30 см и работы на целинных участках.
С учетом этих требований в конструкции этого необычного трактор инженеры реализовали оригинальный концепт. Перпендикулярно колесной базе спереди и сзади ТЭТ-1000 установили складные гусеницы. Таким образом машина до поля передвигалась на колесах. Затем гусеницы опускались, она шла на гусеничном ходу. Во время выполнения агротехнических работ ТЭТ-1000 двигался как бы боком, захватывая значительную площадь сельхозугодий для обработки. Для удобства оператора водительское кресло было поворотным на 90º.
Один из блогеров назвал такое техническое решение «великолепным и в то же время бессмысленным». Выходит, не такое уж и бессмысленное. Очень эффективно реализовали подобный подход в стартапе победители AGRITECHNICA 2021 года. Неправда ли, конструкция и принцип движения вполне могли быть «подсмотрены» у советской разработки ТЭТ-1000?
Опытный образец трактора ТЭТ-1000 был изготовлен на Харьковском тракторном заводе. Главный инженер проекта был Дмитрий Каптенков. В нем были реализованы конструктивные решения, опередившие время. Например, танковый дизельный двигатель Т6ДН имел мощность — 700 л.с., а по другим источникам — 1000 л.с. (обороты — 2500). Неудивительно, что машина получила прозвище советского трактора-монстра. Стоит отметить, что многим производителям современных сельхозтракторов такое и не снилось. Об этом вы можете почитать в нашей статье Самые мощные тракторы 2021 года: рейтинг стальных великанов. Вместе с тем проект мощной советской машины был успешно реализован 60 лет назад.
В ТЭТ-1000 была установлена электрическая трансмиссия для получения максимальной тяги на небольшой скорости. Трактор обеспечивал тяговое усилие на гусеничном ходу 18 тонн. Поистине циклопическими были габаритные параметры даже по нынешним меркам: длина — 5350 мм, ширина — 8120, высота — 4320 на гусеничном ходу. Эксплуатационная масса составила 32,5 тонны. Для сравнения, один из самых крупногабаритных современных тракторов, Challenger MT 975, весит более 27 тонн. Скоростные характеристики советского трактора-монстра не так впечатляют: 11 и 18 км/час на гусеничном и колесном году соответственно.
Экспериментальные испытания ТЭТ-1000 проходили в институте Целинсельхозмеханизации в городе Костанай в Казахстане. Есть сведения, что на поле к трактору подцепили пять сцепок сеялок. И ТЭТ-1000 без труда справился с задачей. В серийное производство модель так и не была запущена. Информация о нынешнем месте нахождения интересного образца разнится в разных источниках.
В новом тракторе NEXAT прослеживается воплощение еще одной далеко не новой идеи универсального самоходного тракторного шасси. В советское время она была реализована в машине СШ-75. Этот чрезвычайно полезный для советского сельского хозяйства универсальный гибрид выпускался с 1965 по 1972 год Таганрогским комбайновым заводом ТКЗ. Аббревиатура СШ расшифровывается как самоходное шасси.
Специалисты головного конструкторского бюро по комбайнам и самоходным шасси в то время не особо заморачивались над изяществом дизайнерских решений трактора. Колхозы и совхозы в то время остро нуждались в эффективных машинах. Требовалась высокая скорость разработки и внедрения в производство. В результате в интернете СШ-75 получил прозвище «некрасивый советский трактор». Хотя огромную пользу, которую он приносил тогдашнему сельскому хозяйству, никто не отменял. Выпускались «Таганрожцы»: СШ-40, СШ-75, СШ-100, СШ-150.
На машины агрегатировались сельскохозяйственные орудия от тракторов Т-40, ДТ-75М, МТЗ-80 и Т-150. Такова и была задумка инженеров, направленная на универсальное использование и многозадачность. Универсальный трактор представлял собой раму с двигателем, отапливаемой кабиной и гидравликой. Четырехцилиндровый четырехтактный мотор СДМ-14Б имел мощность 175 л.с. (при 1700 об/мин).
На базе такого шасси можно было создать, грузовик, зерноуборочный или картофелеуборочный комбайн, косилку, разбрасыватель для органических удобрений и другие сельхозмашины в зависимости от нужд хозяйства.
Несуразный труженик советских полей и нив имел 12 передних передач и развивал максимальную скорость около 32 км/ч. Он обеспечивал тяговое усилие 1600 кг на первых 8-и передачах и 440 кг на 12-ой. Для повышения проходимости его оборудовали двумя ведущими мостами, а для зон высокого увлажнения — гусеницами. Варианты базы: 3795 мм с одним ведущим мостом и 3900 — с двумя. Независимый вал отбора мощности выдавал 1200 об/мин.
Двигатель также мог быть установлен по-разному относительно ходовой части. Г-образное расположение давало возможность агрегатировать СШ-75 оборудованием для уборки сельхозкультур, кормо- и зерноуборочными комбайнами, валковыми жатками и пресс-подборщиками.
Машины, где мотор располагался симметрично, использовались для транспортировки и с подъемными агрегатами. Например, как самосвал для перевозки сельхозпродукции грузоподъемностью 4 тонны. В этом случае устанавливался кузов КНС-40 с разгрузкой по сторонам и назад.
Шасси наиболее активно использовали в период уборки зерновых культур. В общей сложности Таганрогским комбайновым заводом Ростовского совнархоза было выпущено 20 714 машин.
Есть сведения, что отдельные экземпляры все еще на ходу. Объявления о продаже таких машин можно встретить, например, на Avito: «Продаю «Таганрожец» СШ-75 1970-го года выпуска на ходу, стартерный «пускач». Хороший экземпляр для музея. Торг».
В свое время универсальная машина не раз удостаивалась крупных советских и международных наград. Понятно, что при должном развитии и своевременной модернизации СШ-75 могли быть востребованы на отечественных полях и теперь.
Достаточно бросить беглый взгляд на рисунок ниже, чтобы убедиться, что концепт новой машины NEXAT чем-то напоминает так называемые агромосты или агроплатформы. Согласно сведений члена-корреспондента Российской академии сельскохозяйственных наук В.В. Лазовского, впервые их стали применять и применяют до сих пор в Юго-Восточной Азии при возделывании риса. В нашей стране М.А. Правоторов подал в президиум ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельхознаук им. Ленина) письмо с предложением по созданию агромостов в 1930 году.
Длина агромоста по задумке новатора должна была достигать 120 метров. Конструкция представляла собой огромную платформу с различными полевыми орудиями. Передвигаться мост должен был при помощи машин на гусеничном ходу справа и слева конструкции. По центру установлена кабина. К мосту можно было крепить плуги, бороны, сеялки и другие агрегаты, избегая переуплотнения почвы и в разы повышая эффективность механизированных сельхозработ. К сожалению, письмо инженера осталось без ответа.
Более подробных сведений об авторе идеи найти не удалось. В истории Чистопольского завода спецоборудования можно прочитать о человеке с похожей фамилией: «История завода берет свое начало в 1912 году, когда инженер Провоторов открыл в Чистополе «Механический завод инженера Провоторова», включавший в себя литейный участок, кузницу, столярно-модельную и механическую мастерские. Первой продукцией нового завода стали конные приводы, молотилки, веялки, сортировки, просорушки. Был организован ремонт всех видов машин и паровых двигателей. Также завод принимал крупные заказы на ремонт судов.
С приходом советской власти предприятие было национализировано и передано в ведение местной промышленности при непосредственной помощи самого Провоторова. За это по постановлению местных партийных советских органов инженер А.М. Провоторов, как опытный специалист, был назначен первым директором завода. Его так и прозвали «красным директором». Сейчас предприятие производит культиваторы, дисковые бороны и косилки. Пока не удалось получить комментарий завода о инженере-конструкторе Провоторове и его разработках.
Реализовать проект агромоста в те годы было практически невозможно. Очень ограничивала достигнутая в то время мощность двигателей для тракторов. Например, новинка Сталинградского тракторного завода, которая сошла с конвейера 17 июня 1930 г., — колесный трактор СТЗ-1 — имел мощность всего 30 л.с. Однако этот факт нисколько не смутил автора агромоста, который смело бросил вызов времени.
В наше время главным сподвижником идеи агромостов можно назвать известного изобретателя академика Ивана Майсова, которому принадлежит более 95 патентов и авторских свидетельств, связанных с конструкцией агромостов. Одна из разработок представляет собой ферму, перемещающуюся на самоходных тележках по направляющей трубе и уплотненной грунтовой колее. На нее могут крепиться сельхозорудия для ухода за посевами и полива.
Один из подобных агромостов испытывался на тепличном комплексе ВИСХОМ (Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения) в 1986 году в опытном хозяйстве Фаустово Московской области. О применении его Иван Майсов пишет в статье одного из номеров журнала «Техника молодежи». Автор уверен, что агромост позволяет сохранить плодородный слой и исключить повреждение растений, повышает урожайность на поле в 1,6-2,5 раза, а в закрытом грунте в 2,5-3 раза.
В материале отмечается, что первые агромосты, построенные в Советском Союзе, были громоздкими и дорогостоящими, но так выглядят пробные образцы практически любой техники. А это значит, что их конструкцию можно совершенствовать. Основа их создания уже заложена. В качестве подобных примеров машин приводится серийный выпуск многопролетных электрофицированных дождевальных машин «Кубань».
Если подробнее изучить конструктивные подходы, то инженеры системного трактора NEXAT, конечно же, реализовали в конструкции своей машины самые последние технические достижения и разработки. Остается только порадоваться успехам специалистов компании NEXAT GmbH. Одновременно это и повод для печали. Почему многим прогрессивным идеям наших соотечественников не было уделено достаточно внимания?
Поистине мы родились в великой стране. Сколько амбициозных, технически смелых и уникальных проектов предлагали наши талантливые земляки! Жаль только, что не все они были эффективно реализованы, а многие — незаслуженно, а может и преднамеренно забыты.
Сейчас непросто найти достоверную информацию, а тем более имена инженеров и названия конструкторских бюро, которые с энтузиазмом воплощали передовые новаторские идеи. Поэтому мы приглашаем наших неравнодушных читателей к сотрудничеству. С удовольствием опубликуем данные об изобретениях, экспериментальных и серийных образцах интересных машин из СССР. Только представьте, как далеко шагнула бы наша страна вперед, если бы революционные идеи советских машиностроителей получили должное развитие.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru