Транспортировка кормов – один из самых затратных этапов кормопроизводства. Для транспортирования традиционно рекомендуется применять автомобильный транспорт или специальные тракторные прицепы. Но так ли это? Давайте разберемся.
В хозяйствах, к примеру братской для России Республики Беларусь, сформировался парк из различных тракторных прицепов для перевозки сельскохозяйственных грузов.
Самосвальные прицепы — это наиболее распространенный тип прицепов, на долю которого приходится около 50% парка республики. Самосвальные прицепы предназначены для транспортировки различных сельскохозяйственных грузов (кормов, зерна, корнеплодов, органических удобрений) и других грузов.
В связи с этим они используются круглогодично, а широкий модельный ряд позволяет подобрать оптимальный вариант под трактора различной мощности (от 26 кВт до 246 кВт). В зависимости от модели прицепы производят заднюю, боковую или же трёхстороннюю загрузку.
Использование данных прицепов наиболее эффективно в первую очередь при перевозке кукурузного силоса (при насыпной плотности 0,4 т/м3), а также на перевозке травяного сенажа и силоса (при насыпной плотности 0,3 т/м3). Кроме, того прицепы с боковой разгрузкой позволяют агрегатировать трехзвенный автопоезд (например, трактор тягового класса 5,0 + ПСТБ-12 + ПСТБ-17). Автопоезд обеспечивает загрузку тракторов мощность 246 кВт и более.
Данные прицепы предназначены для приема и транспортировки измельченной массы кормовых культур от кормоуборочных комбайнов, для ее последующей доставки к месту хранения и выгрузки назад конвейером. Также есть возможность загрузки в приемный бункер упаковщика силосно-сенажной массы.
Широкое применение для перевозки измельченной массы получили многофункциональные прицепы типа ПМФ, МТУ, ПСС и другие.
В силу своего главного назначения – транспортировки и внесения твердых органических удобрений, многофункциональные прицепы имеют сравнительно высокую массу, поэтому требуют агрегатирования с тракторами тягового класса 3-5. Это универсальные машины, хотя и имеют меньшую экономическую эффективность в сравнении со специальными прицепами при перевозке легковесных кормов (при насыпной плотности 0,2 т/м3 и менее).
При перевозке сенажа (при насыпной плотности 0,2 т/м3) и благоприятных погодных условиях специальные прицепы ПС-45 можно агрегатировать с тракторами меньшей мощности (тягового класса 1,4), что позволяет сэкономить топливо до 20%. Такой же тандем эффективен на перевозке измельченной соломы.
Специальные прицепы (с надставными бортами) позволяют перевозить до 55 кубометров измельченной массы за рейс.
Использование автотранспорта на перевозке кормов имеет высокую рентабельность наряду со специальными прицепами, в первую очередь, за счёт высокой мобильности, при этом имея объем до 26 м3 перевозимого груза. Автотранспорт наиболее эффективен также при плече перевозки 5 км и более, при благоприятных погодных условиях.
Зачастую мы перевозим попросту воздух! Особенно это актуально, когда свежескошенная трава стремительно пересыхает из-за высоких температур. В результате получается, что мощные трактора везут не более 4-6 тонн, а то и две тонны.
Один из вариантов повысить рентабельность перевозок – увеличить объем прицепа. Практически все производители предлагают потребителям надставные борта высотой от 650 до 1300 мм. Это позволяет увеличить объём перевозимого груза до 38%, а также снижает потери корма при погрузке и перевозке.
При перевозке измельченной массы с надставными бортами следует учитывать результаты взвешивания на весах во избежание превышения максимальной грузоподъёмности.
Надставные борта изготавливают самостоятельно в хозяйствах с учетом погрузочной высоты кормоуборочных комбайнов и руководства по эксплуатации прицепов.
При перевозке легковесных грузов и благоприятных погодных условиях прицепы рационально использовать с тракторами меньшей мощности, а также сцепки из двух прицепов.
Стоит отметить применение широкопрофильных шин, которые повышают проходимость на почвах с низкой несущей способностью, что актуально в сложных условиях (распутица, торфяники и др.).
Каждому прицепу свое предназначение, но каждый хозяин стремится, чтобы прицепы не простаивали на машинном дворе, а приносили прибыль.
Автотранспорт эффективен с увеченным объемом кузова на перевозке кормов при благоприятных погодных условиях, а также при большом плече перевозки.
Трактора приобретают главную роль в сложных условиях, когда автотранспортом проблематично или вовсе невозможно перевозить корма.
В сложных погодных условиях на первый план выходят многофункциональные и специальные прицепы, агрегатируемые с тракторами тягового класса 5.
На перевозке сенажа и измельченной соломы традиционно в лидерах – специальные прицепы (ПС-45, ПС-60). На первое место здесь выходит объем прицепа, а не грузоподъемность.
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2022 г., май, № 9), автор: Петроченко Н.О., магистр технических наук.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru