Картофельный Союз продолжил цикл практических вебинаров «Тяжело в учении — легко в поле», направленных на популяризацию и внедрение современных инновационных технологий в отрасль АПК. Так, 19 марта 2024 года Картофельный Союз организовал очередную рабочую встречу заинтересованных игроков отрасли и провел онлайн-мероприятие по теме: «Эффективные решения повышения маржинальности в картофелеводстве и овощеводстве открытого грунта путем технической модернизации производства».
Редакция нашего портала «ГлавПахарь» стала участником вебинара и готова рассказать Вам, о чем говорили на встрече и какие вопросы поднимали спикеры.
Началась конференция с выступления эксперта по технике и специалиста Картофельного Союза Артема Вартаняна. Темой его доклада стало возможное повышение утилизационного сбора на сельхозтехнику в 5-10, о котором так много говорят на рынке в последние месяцы. Спикер выразил отчетливую позицию картофелеводов о том, что «они, мягко говоря, не в восторге» от планов Минпромторга РФ, ведь в овощеводстве и картофелеводстве как ни в какой другой подотрасли сельского хозяйства велика доля импортных агромашин и техники именно зарубежного производства. Эксперт уверен, что это очень сильно отразится на стоимости агромашин, которая на сегодняшний день итак уже является довольно высокой.
«Для картофелеводов и овощеводов принципиально то, что в технологии возделывания культур необходим, к примеру, трактор премиального класса на классической раме. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране таких современных и энергонасыщенных агрегатов не производят. Поэтому Картофельный Союз выступает с предложением повременить с повышением утилизационного сбора до того момента, когда такие тракторы в нашей стране появятся. Мы находимся в постоянном контакте с заводом Ростсельмаш, знаем, что этот производитель готовится к выпуску на новом тракторном заводе энергонасыщенных тракторов 1000 серии мощностью 280-350 л.с. именно с классической рамой, поэтому ждем на рынке этих машин».
«Надеемся, что такая техника выйдет в свет уже в ближайшее время, и что она будет современной и удовлетворять всем требованиям отрасли. А именно: коробка Powershift, аксиально-поршневой насос, ходоуменьшитель, передняя навеска, навигация и т.д. — это всё то, что необходимо фермерам для возделывания овощных культур и картофеля».
После этого выступил руководитель проектов АО «Росагролизинг» Максим Петрунин. Тема его доклада — «Лизинг как эффективный инструмент обновления парка техники.». Максим Николаевич рассказал про продуктовую линейку компании и лизинговые решения, которые компания может предложить своим клиентам (отраслевые решения, спецпрограмма на белорусскую технику, лизинг инновационного оборудования, программы с региональными субсидиями, программы субсидирования Минпромторга РФ, экспресс-агролизинг).
От себя лично отметим, что особое внимание, безусловно, было уделено новой программе субсидирования белорусской техники (программа «Белорусские недели»). Максим Петрунин подробно остановился на основных моментах субсидирования льготной программы Республики Беларусь.
«Ранее мы объявили об акции «Белорусские недели». Она дает фермерам возможность воспользоваться субсидиарной поддержкой белорусского правительства. Под программу субсидии попадает целый ряд техники, произведенной в Беларуси, это машины, выпущенные на заводах ОАО «МТЗ», ОАО «Гомсельмаш», «МАЗ», ОАО «САЗ», ОАО «БЗТ ДиА», ОАО «ГЗЛиН». Для того чтобы воспользоваться предложением, необходимо просто подать заявку на приобретение белорусской техники и соблюдать условия договора. Лизинг дается на срок до 5 лет».
При этом за кадром остался и еще один важный аспект — а могут ли аграриев лишить субсидии, и в каком случае это происходит? Мы получили ответ: «да, могут, но только в случае нарушения условий договора лизинга, а также по решению Министерства промышленности Республики Беларусь в случае недостатка бюджетного финансирования, нарушения условий или прекращения действия постановления».
Ещё из важного: сами картофелеводы попросили распространить программы лизинга на технику для переработки и обработки картофеля (игроки рынка сослались на тот факт, что сегодня наблюдается «перегрев» рынка столового картофеля и на нем стало очень много производителей, занимающихся именно сортами, подходящими для предприятий отрасли переработки), а также на автомобили для агрономов. В Росагролизинге пообещали подумать над решением этой задачи.
Следующим спикером выступила коммерческий директор ООО «Пегас-Агро» Анна Синицына. Она рассказала слушателям вебинара о работе нового завода бренда в Самарской области, а также о продуктовой линейке компании, которая сегодня представлена тремя самоходными базами различной мощности «Туман-1М», «Туман-2М», «Туман-3» и пятью сменными модулями: штанговым опрыскивателем, вентиляторным опрыскивателем, разбрасывателем минеральных удобрений, пневматическим высевающим модулем и мультиинжектором для точечных инъекций КАС и ЖКУ.
Анна Синицына подробно остановилась на решениях, которые заводом были специально интегрированы в машины, именно для картофелеводов и овощеводов. Среди них — увеличенный клиренс, регулируемое междурядье, самое узкое колесо в своем классе (240 мм при ширине тракторного колеса 394 мм с дельтой 154 мм, хорошо подходит для овощеводов). За счет таких новаций техника может выполнять внесение удобрений и агрохимии в широком диапазоне как в дневное, так и в ночное время, а также в неблагоприятных метеоусловиях (показатель в 2 % от площади вытаптывания посевов).
Особый блок в выступлении Анны Синицыной был посвящен конкретным кейсам — применение техники линейки «Туман» в картофелеводческих хозяйствах. Например, на ферме «Дары Ордынска» в Новосибирской области машины используют на площади под картофель в 500 га (суммарный земельный банк хозяйства составляет 4000 га). У фермера есть 2 единицы «Туман-2М», которые работают в междурядье 75 см.
Другой реально работающий кейс был реализован в Беларуси. Здесь технику российского производства эксплуатируют на территории местного агрохозяйства «СПК Доброволец».
В завершении своего выступления спикер напомнила, что в настоящее время завод занимается проектированием и разработкой собственной умной системы навигации и электронной системы управления для работы в программах точного земледелия. О том, что будет уметь такое решение можно узнать из следующего слайда.
Об эффективных технологиях и современных решениях с точки зрения сельхозтехники для обновления парка агромашин картофелеводов рассказали представители компании ООО «ТЕХНОДОМ»: руководитель направления дистрибуции тракторов ООО «ТЕХНОДОМ» Виктор Чеботарев и продукт-менеджер по GRIMME и ASA-LIFT ООО «ТЕХНОДОМ» Сергей Пустошкин. Спикеры подробно остановились на технических характеристиках и преимуществах продуктовой линейки техники Deutz-Fahr и GRIMME.
Так, Виктор Чеботарев начал свой доклад с оценки структуры импорта тракторов в нашу страну. Он рассказал, как изменилось распределение долей на рынке, а также назвал как новые бренды и тех, кто остался, так и компании, покинувшие его за последние два года.
«На сегодняшний день на российском рынке мы видим порядка 40 различных брендов китайских тракторов. На слайде они выделены серым цветом не случайно, а ввиду того, что эти тракторы, на самом деле, достаточно похожи между собой. Они имеют одинаковую компонентную базу, одинаковые комплектующие, схожи по своим техническим характеристикам и параметрам. Кроме того, к сожалению, пока данные тракторы не способны выполнять все современные технологические операции в отрасли картофелеводства, ведь машины из Поднебесной, во-первых, не являются энергонасыщенными, а, во-вторых, они, как правило, имеют простые механические коробки передач и насосы типа НШ, у них также нет ходоуменьшителя. Оба фактора не позволяют им эффективно работать с посадками картофеля и овощей открытого грунта. По сути среди действительно технологических моделей, которые в настоящее время завозятся из Китая, можно выделить буквально 3-5 образцов.
При этом, помимо Китая, сегодня мы также наблюдаем ряд других «экзотических» брендов , которые ранее не были представлены в нашей стране по ряду причин. Это модели из Латинской Америки и из Европы. Сегодня у нас нет понимания того, как вся эта техника будет работать именно в подотрасли картофелеводства и овощеводства, фактически, покупая такой агрегат, вы соглашаетесь на некий эксперимент. Но сегодня фермерам не до экспериментов, в нынешних реалиях они покупают технику только в случае конкретной острой необходимости. У них нет времени на проверку, изучение и практическую оценку в этом вопросе, они также больше не инвестируют в агромашины только лишь потому, что надо куда-то вложить денежные средства, сегодня такого не наблюдается, а, следовательно, им «здесь и сейчас» нужен хороший, технологичный и проверенный временем трактор».
По мнению спикера, «использование высокопроизводительной техники и современных технологий производства — абсолютная необходимость и возможность для сельхозпредприятий, благодаря которой можно поддержать должный уровень рентабельности производства в текущих непростых экономических условиях». Например, выбрать правильный с точки зрения соотношения «цены и качества» трактор — значит существенно увеличить уровень технического оснащения предприятия, одновременно увеличить производительность и рентабельность производства.
«Если мы говорим об импортных моделях, то картофелеводы и овощеводы сегодня по-прежнему продолжают рассматривать технику брендов, которые они хорошо знают. Это бренды так называемой «европейской и североамериканской большой пятерки» — концерна AGCO, CNH Industrial, John Deere и CLAAS, в эту же «пятерку» входит и Deutz-Fahr. Однако в отличие от конкурентов в случае с «Дойцом» сегодня работать выгоднее всего, потому что компания никуда не уходила и фактически по-прежнему представлена на нашем рынке сельхозтехники. У других вышеперечисленных заводов мы видим отчетливое нежелание работать на территории Российской Федерации в части тракторов.
Да, компания «ТЕХНОДОМ» для «истинных фанатов каких-либо брендов» сегодня по-прежнему может поставлять тракторы других марок на российский рынок, однако делать это стало намного сложнее. Любой фермер должен понимать, что он столкнется с куда более высокой ценой на эти тракторы и большими накладными расходами, которые поставщик переложит на него, а также с более длительным сроком ожидания своих машин, ввиду усложнения логистики поставок таких решений в нашу страну. Еще один минус таких поставок — техника этих брендов будет отгружаться в РФ только с двигателями экологического класса Евро-5 и мочевиной, работать с которой у нас пока хотят далеко не все, из-за целого ряда сложностей при эксплуатации таких агрегатов и в целом по причине удорожания стоимости владения ею.
В случае с Deutz-Fahr никаких ограничений в поставках нет, проблемы с логистическими цепочками также отсутствуют, машины идут с моторами экологического класса Евро 3, которые проще, понятнее, дешевле и доступнее».
Спикер также отметил, что сегодня ситуация с рентабельностью и экономикой производства у фермеров достаточно сложная, так что они ищут решения, как говорится, «по карману». Таким решением как раз таки и могут стать тракторы Deutz-Fahr. На российском рынке, как отметил специалист, доступна большая линейка агромашин в мощностном классе от 85 до 340 л.с., агрегаты подходят для самых разных подотраслей сельского хозяйства, в том числе для картофелеводства и овощеводства.
В ходе своего выступления Виктор Чеботарев предметно остановился на некоторых моделях тракторов, которые могут быть интересны картофелеводам. Мы не будем рассказывать о них конкретно, а покажем только лишь один иллюстрационный слайд, продемонстрированный спикером в рамках вебинара. Эксперт сделал акцент на том, что сегодня основной фокус компании направлен именно на тракторы 210 и 340 л.с., это те машины, которые используются в овощеводстве и востребованы на рынке этой отрасли.
После выступления Виктора Чеботарева доклад продолжил продукт-менеджер по GRIMME и ASA-LIFT ООО «ТЕХНОДОМ» Сергей Пустошкин. Спикер рассказал о технике, поставляемой в Россию и выделил ряд интересных моделей. Например, среди новых продуктов, уже реализуемых на нашем рынке, можно обратить внимание на картофелесажалку серии PRIOS 440.
По заверению эксперта, на машине PRIOS 440 не только внедрены инновации, прежде всего, для сцепного устройства и устройства гребнеобразования, но и полностью обеспечены предпосылки для использования разработок прецизионной земледельческой обработки Precision и Smart Farming.
«Компания GRIMME пошла на важный технологический шаг следующей ступени в посадочных машинах, согласно проблематике переуплотнения почвы, которая актуальна для картофелеводов и овощеводов. В большинстве случаев главной причиной переуплотнения становится фреза, которая не всегда правильно агрегатирована, настроена и эксплуатируется. Именно поэтому бренд озадачился проектированием машины нового поколения, которая призвана решить эту проблему. Так, на свет появился агрегат PRIOS 440. Техника имеет необычное портальное дышло, которое агрегатируется с трактором посредством трехточечной навески. Здесь же происходит агрегатирование фрезы или любого другого почвообрабатывающего орудия в зависимости от применяемой в агрохозяйстве технологии (это может быть глубокорыхлитель, ротационная борона, фреза сплошного захвата или фреза гребнеобразующая по отдельным рядкам).
Такое решение было представлено на рынке и ранее, однако реализовано оно было по-другому. За трактор цеплялась фреза, а за фрезу агрегатировалась сама сажалка, это создавало большое давление, теперь в новой конструкции такой проблемы больше нет».
Отдельный подъемный механизм данной техники позволяет производить быструю смену различных почвообрабатывающих агрегатов. Ведение глубины почвообрабатывающего агрегата осуществляется независимо от посадочной машины, благодаря чему сохраняется постоянная глубина посадки. Впервые гребнеобразование было реализовано в виде комбинации пластин для верхушки гребня и решетчатых катков. Единственное в своем роде гибридное гребнеобразующее устройство формирует гребень со стабильными и гладкими боковинами, а также с пористой поверхностью верхушки гребня.
«Во всём остальном конструкция здесь кажется такой же привычной, как и на стандартной ложечной сажалке. При этом был увеличен объем бункера, теперь техника обладает 4 тонным бункером в версии 11 см междурядья или 3,6 тонн в версии 75 см междурядья. Сажалка поставляется в Россию со стандартным вариантом гребнеобразования, калибровка внесения минеральных удобрений происходит посредством лотков, то есть не надо расстилать никакие брезенты, нести на весы, взвешивать, теперь всё максимально упрощено для повышения производительности работ.
Управление машиной PRIOS 440 выполняется комфортабельно посредством ISOBUS терминалов в серийной комплектации. Для этого может использоваться ISOBUS-пульт трактора или ISOBUS-терминалы управления CCI 800 или CCI 1200. Система SmartView с 12-дюймовым сенсорным экраном, функциями масштабирования, замедленного движения Live Slow Motion, передачей изображений в реальном времени посредством Wi-Fi, системой Visual Protect PRO и возможностью записи изображений обеспечивает хороший обзор всех функций машины. В результате подключения к myGRIMME становится возможным обмен всеми данными машины.
В технике также реализованы решения Clever Planting, Variable Rate Control, контроль над всеми функциями Visual Protect, автоматическое включение секций и посадка на клиновидных участках Section Control».
Эксперт рассказал и про ещё одну востребованную на российском рынке машину — прицепной картофелеуборочный комбайн серии EVO 290. Такая техника агрегатируется с тракторами мощностью 230+ л.с.
«Фактически это переходная модель между традиционными прицепными и самоходными картофелеуборочными комбайнами, так как у неё уже есть тот набор опций, который ранее был не присущ прицепным машинам, но был реализован в самоходных. Из того, что выделяет технику на рынке — это подкапывающее устройство TerraTronic (для точного контроля глубины в зависимости от давления на гребень, интегрированная гидравлическая регулировка глубины подкопа, цилиндр двойного действия), а также опция TerraDisc, которая пришла от самоходных комбайнов Varitron. Данная функция гарантирует необходимую глубину подкопа, устойчивость и эффективность, предотвращение уплотнения почвы (гребня), автоматическое ведение глубины посредством копирования верхушки гребня двумя полозковыми копирами и датчиками, обрезку ботвы по краям картофельного гребня непосредственно сошниковыми дисками и регулировку скорости дисков прямо с пульта управления. Машина имеет гибридный привод и полностью гидрофицирована, причем как просеивающая группа транспортеров, так и сепарирующая».
«Кроме того, техника также имеет возможность автоматической очистки вальцов, опция «перекочевала» из складской техники, это всеми известная система Turbo Clean по бункерам серии RH. Она может осуществлять автоматическую очистку в конце каждого гона, если того требуют условия. Это последовательное включение на максимальной скорости всех транспортеров, включая инспекционный стол. Также есть опции Speedtronic-Web и Speedtronic-Sep. Это автоматика, которая передает управление от оператора самой машине, система за счет датчиков проскальзывания и замера давления на транспортеры будет решать сама увеличить скорость транспортера, или, наоборот, уменьшить. Еще одна особенность — новые бункеры с системой Non Stop. В новом исполнении наших комбайнов они уже доступны в исполнении с ножом 7,5 тонн, ранее это были 5,5 тонн. Non-Stop позволяет оптимально загрузить логистику, понимая какие у нас единицы агромашин дополнительно работают с комбайном в поле. С помощью реверсивной донной ленты мы можем продвинуть клубни, оптимально загрузив машину по всему объему, потом разгрузить технику и продолжить копку».
Отметим, что редакция нашего портала «ГлавПахарь» активно участвовала в дискуссии после выступления каждого из докладчиков, так мы поинтересовались у спикеров и экспертов рынка, какой техники, на их взгляд, сегодня не хватает картофелеводам, какие позиции являются наиболее проблемными и производство каких агромашин надо локализовать, в первую очередь?
В ответе прозвучало, что в целом рынок отечественной картофелеводческой техники от посадки до уборки требует современных решений на уровне мировых стандартов, однако далеко не по всем типам техники такие решения есть и выпускаются у нас в стране и даже в соседней Беларуси. Например, у нас нет производства современных посадочных комплексов и картофелесажалок с датчиками, цифровизацией и видеонаблюдением. Кроме того, проблемной можно считать нишу самоходных картофелеуборочных комбайнов. По сути их производит в нашей стране только одна компания «КОЛНАГ», сотрудничая с нидерландским брендом AVR. Пробелы с точки зрения «технологичной» техники есть и по другим позициям. Также не хватает энергонасыщенных тракторов классической компоновки, о них мы говорили выше.
При этом традиционные европейские производители и поставщики никуда не ушли, для них в целом Россия — один из ключевых рынков. Техника поставляется, отгружается заказчикам, а в страну привозят новинки. Главный же вопрос — цена.
Завершил вебинар генеральный директор ООО «МОЛЯНОВ АГРО ГРУПП» Дмитрий Молянов. Он выступил с темой: «Современная российская селекция картофеля и локализация производства семенного материала в компании МАГ». Владимир Дмитриевич рассказал про селекционной центр компании, который начал работать с 2018 года, а также про такие сорта, как Джулия, Севим и Саньява. Кроме того, он отметил, что новый сорт «Альва», пригодный для картофеля фри, на данный момент проходит сортоиспытание.
«Совместная работа с ВНИИКХ, компанией Бавария ЗААТ и другими селекционерами позволила наработать опыт и собрать родительский материал для выведения новых сортов. Сегодня компанией проводятся испытания штаммов и отбор современных сортов для улучшения качественных и производственных показателей».
Кстати, подробнее о том, о чем рассказал спикер в ходе вебинара Картофельного Союза можно прочитать на нашем партнерском портале «ГлавАгроном» по ссылке.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru