Ассоциация дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» провела отчетную онлайн-конференцию «Рынок сельхозтехники в 2022 году: революция предложения, новые игроки и перспективы импортозамещения», на которой подвела итоги уходящего года вместе со своими главными партнерами и экспертами отрасли АПК. Мероприятие состоялось 13 декабря 2022 года и прошло в формате вебинара.
Отметим, что текущий год стал непростым для рынка агромашин. Уход ряда мировых брендов, перебои с поставками комплектующих и запчастей, появление новых игроков, сложности с логистикой — эти факторы оказали серьезное влияние на отрасль материально-технического обеспечения АПК, важнейшим элементом которой являются дилеры сельскохозяйственной техники.
В ходе мероприятия организаторы и участники обозначили пул проблем, сформировали стратегию развития, поделились опытом работы с новыми брендами (российскими и иностранными), а также обсудили перспективы работы дилерских организаций в новых условиях. «ГлавПахарь» присутствовал на конференции и готов озвучить Вам главные тезисы экспертов.
Отметим, что мероприятие стартовало с доклада гендиректора компании «Урожай» Павла Репникова, который рассказал участникам вебинара о том, что заставило дилеров, как говорится, «побегать и поволноваться», а также какие выводы они сделали по итогу и какие выходы нашли в новых условиях.
«Первоначально в отрасли были ситуации, близкие к панике. Однако потом произошел активный поиск новых игроков и случилась определенная стабилизация на рынке. Если кратко подводить итоги уходящего года, то, конечно, в первую очередь, стоит констатировать уход целого ряда «фуллайнеров» из России. Речь идет где-то о шести крупнейших зарубежных флагманских вендорах. Это сильно пошатнуло рынок, но не обвалило его. Фактически сегодня перед всеми стала одна дилемма — а каким должен быть рынок в новых условиях? Все начали искать ответ на этот вопрос.
В настоящее время большинство дилеров не ждут формирования какого-либо конкретного вектора, а сами начинают поиск новых партнеров. Наиболее активное движение, например, уже было отмечено в сторону производителей из дружественных стран: СНГ, включая Беларусь, Латинскую Америку и Азию (средняя Азия — Турция, юго-восточная Азия — Китай). В целом все игроки АПК также активно поработали и с российским рынком на предмет того, что может производиться, в каких объемах, что можно импортозамещать, где есть проблемы, а где, наоборот, все складывается хорошо. Активная работа состоялась, и она будет продолжаться!».
«Важно понимать, что мы как дилеры сельскохозяйственной техники являемся обслуживающей отраслью для отечественного сельского хозяйства. И если раньше спрос на агромашины в рынке формировали именно мы, то сейчас его в большей степени формируют сами аграрии и сельхозпредприятия.
Российские агрохозяйства сейчас достигли такого уровня технологического развития, который позволяет им достаточно сильно влиять на конъюнктуру АПК. И нам, как дилерам надо это понимать, чтобы принимать стратегически обоснованные, грамотные и востребованные управленческие решения».
Следующим экспертом конференции «АСХОД» стала Мария Елкина, директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России. В своем докладе спикер особо подчеркнула, что в этом году на отечественном рынке удалось нарастить производство многих категорий сельскохозяйственной техники, по итогам года ожидается, что доля решений от российских производителей на рынке превысит показатель в 50%.
«Я думаю, что все эксперты отрасли подтвердят, что за последние годы мы сделали большие шаги в развитии отечественного сельхозмашиностроения. У нас существенно выросли объемы производства сельхозтехники. Например, мы нарастили выпуск тракторов более, чем два раза (порядка 6000 шт. тракторов год), зерноуборочных комбайнов — на 30% (порядка 7000 шт. комбайнов в год). Если в 2013 году наша доля на рынке была 24%, то в этом году ожидается превышение показателя в 50%.
Мы закончим год в плюсе. Наша машиностроительная отрасль смогла преодолеть сложности, не только не потеряв, но и нарастив объемы производства (более 11% составил прирост в январе-октябре по отношению к аналогичному периоду 2021 года). Только за этот непростой год производство тракторов Кировец в натуральном выражении возросло на 20 %, производство опрыскивателей-разбрасывателей Туман выросло на 25,5 %».
«В перспективе мы планируем закрыть всю потребность по основной сельскохозяйственной технике на отечественном рынке. Это станет возможно в том числе благодаря активному развитию всевозможных инвестиционных проектов по самым разным направлениям. За последние пять лет мы освоили и производство шарнирно-сочлененных тракторов в мощностном классе от 440 до 600 л.с., и выпуск кормоуборочных комбайнов мощностью более 600 л.с., и изготовление прицепной и навесной техники, включая широкозахватные посевные и почвообрабатывающие комплексы, отвечающие всем требованиям по качеству, надежности и эффективности. Работа в этом вопросе идет, и пока мы с ней достойно справляемся».
При этом, как отметила Мария Елкина, в нашей стране все еще есть пул техники и запчастей, которые до сих пор не производятся в РФ. Решением тут стало включение ряда узлов и комплектующих для сельхозтехники в список параллельного импорта, продление программы приоритетного импорта, куда также включено оборудование по Постановлению № 895. Важно, что данный механизм поддержки был продлен на следующий год. Эксперт затронула и финансовую сферу рынка.
«Кредитные организации все еще могут рассчитывать на предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выдаваемым на приобретение продукции, приоритетной для импорта.
Традиционно поддерживается и отечественное сельхозмашиностроение, может быть рассмотрено дофинансирование ключевой программы. Продолжает свое действие Программа №1432. Бюджет на нее утвержден в размере 2 млрд рублей. Предусмотрена и сумма корректировки по ней, в случае появления такой необходимости.
Работа по повышению доступности техники и запчастей ведется на постоянной основе в рамках совместной рабочей группы с Минсельхозом России, в ней также принимают участие крупнейшие производители.
В этом году мы сделали ставку и на НИОКР, поддержали много проектов и по освоению собственного производства коробок передач, и по мостам на тракторы и комбайны, подшипникам, гидравлической и редукторной группе. В ближайшие два года мы решим все проблемы, у нас будут свои комплектующие и пропадет зависимость от поставок из-за рубежа.
Инвесторам также предлагается заниматься производством тех видов сельхозтехники, которая ранее в стране не производилась, однако решение все равно должно оставаться за компанией, планирующей вложить денежные средства в нашу экономику».
Отвечая на вопросы после своего выступления, Мария Елкина также заверила дилеров в том, что в скором времени будут решены все возникшие регуляторные проблемы в связи с вводом электронных паспортов на самоходные машины (ЭПСМ). Вопрос важный, так как отсутствие ЭПСМ в паре с подтверждением «уполномоченности» импортера не позволяет дилерам отгрузить технику клиентам, и та простаивает уже после ввоза в РФ. Спикер подчеркнул, что сегодня Минпромторг совместно с АО «Электронный паспорт» уже занимается разработкой временного порядка выдачи паспортов для параллельного импорта.
«По вопросу оформления электронных паспортов на самоходную технику мы планируем провести отдельное рабочее совещание совместно с инспекциями гостехнадзора, Минпромторгом и Минсельхозом. Сейчас мы корректируем этот механизм, как только оптимальное решение будет найдено, мы проведем такое мероприятие со всеми заинтересованными представителями агробизнеса. Конечно, ЭПСМ, как и все цифровые сервисы, вскрыл достаточно большой перечень проблем, которые, естественно, будут максимально оперативно решаться в самые короткие промежутки времени. Механизм параллельного импорта также будет дорабатываться».
С докладом на тему: «Структура финансирования рынка сельхозтехники в 2021-2022 гг.: как повлияла смена брендов» выступил первый заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Александр Сучков.
Эксперт отметил, что в 2022 году компания поставила на российские поля более 11 тысяч сельхозмашин. Таким образом, Росагролизинг выполнил план, поставленный Президентом РФ Владимиром Путиным, еще в начале года. На протяжении последних четырех лет компания наращивает темпы поставок техники. Это стало результатом сбалансированной стратегии, которая включает в себя и государственную поддержку, и работу на рынке финансового заимствования, и возвратно-лизинговые платежи. В целом Росагролизинг инвестировал в российский АПК более чем 450 млрд рублей, что позволило удержать 1 место в сегменте агролизинга.
«В текущем году поставки выросли на 26%. Аграрии страны получили в лизинг более 11 тысяч единиц техники на общую сумму 64 млрд руб. В ТОП регионов по приобретению техники в лизинг вошли: Республика Башкортостан — 702 единицы, Республика Татарстан — 687 единиц, Краснодарский край — 659 единиц, Рязанская область — 654 единицы, Саратовская область — 648 единиц.
Среди наиболее эффективных финансовых инструментов техмодернизации остается льготный лизинг. Доля компании в отгрузках техники на российский рынок отечественными заводами за 10 месяцев 2022 года составила 30,6%, что на 6,7 процентных пункта больше, чем в прошлом году. Наши аналитики отмечают высокий спрос на технику, что говорит о сохранении темпов технической модернизации в 2023 году».
«Эффективно работать нам помогают наши поставщики. На сегодняшний день это более 700 компаний-партнеров, продукты которых интегрированы в наши цифровые сервисы продаж, в том числе в маркетплейс. Важно и то, что среди наших клиентов не только крупные агрохолдинги. Основная доля в структуре поставок и покупок у средних и малых фермеров (доля МСП в поставках техники составляет около 80 %), средний чек на покупку — около 10 млн рублей. Так что мы охватываем всех без исключения игроков рынка. У нас более 30 тысяч наименований техники и оборудования по номенклатуре.
Каждый третий трактор и каждый четвертый комбайн в стране приобретается именно через Росагролизинг».
«Для устранения сокращения темпов технической модернизации АПК и удовлетворения потребностей аграриев в новой технике в полном объеме Росагролизинг укрепляет сотрудничество с партнерами из дружественных стран. Основное же место в рейтинге поставщиков сельхозтехники традиционно занимают российские и белорусские компании: Брянсксельмаш, Ростсельмаш, ПТЗ, МТЗ и Пегас-Агро. Доля отечественной техники неуклонно растет».
Активно работает Росагролизинг и с новыми поставщиками. С ними заключаются договоры о сотрудничестве и ценовые соглашения, реализуются коммерческие проекты.
«В этом году было аккредитовано беспрецедентное количество новых поставщиков — 239. — это компании как из России и Беларуси, так и из Китая, Турции, Индии, Ирана, Бразилии, Аргентины. Также мы уже работаем с новым форматом коммерческих предложений под запросы конкретных клиентов».
Затронул Александр Сучков и вопросы работы в условиях параллельного импорта. Эксперт отметил, что в этом году уже были поставки такого формата, однако для Росагролизинга всегда в приоритете был вопрос сервисного обслуживания и ремонта, так как общество остается собственником техники на весь период лизинга.
«У нас всё просто — главное, чтобы техника, которая поставлялась, в том числе по параллельному импорту, обслуживалась в России. В этом году у нас уже были подобные отгрузки. Например, мы профинансировали поставку 10 свеклоуборочных комбайнов Холмер в одно из российских хозяйств. Основная задача — помочь аграрию. Это всегда было главной целью нашей работы».
Об изменениях, которые привнес уход крупных производителей сельхозтехники с российского рынка, и своем личном опыте работы с новыми поставщиками сельхозтехники в 2022 году рассказал Геннадий Непомнящий — коммерческий директор «ЭкоНиваТехника-Холдинг». Как отметил эксперт, наибольшие проблемы сегодня наблюдаются в таких сегментах, как комбайны и телескопические погрузчики.
«За последние 5-7 лет сельское хозяйство России развивалось, в связи с чем развивался и рынок сельхозтехники. В 2021 году все вендоры занимали свою нишу, развивали свои дилерские сети. После прекращения активной работы некоторых вендоров возник определенный дефицит на рынке, предложение стало очень узким, это затронуло и «ЭкоНиваТехника-Холдинг». Предложение в настоящее время можно считать ограниченным. Заместить всю продуктовую линейку, которая необходима российским сельхозпроизводителям, пока, к сожалению, невозможно».
В рамках своей презентации Геннадий Непомнящий привел в пример структуру продаж в разрезе брендов за год, согласно которой холдингом было поставлено более 2000 единиц сельхозтехники, наибольший процент составляла техника John Deere, также большие доли были у Vaderstad и JCB.
«По состоянию на 2023 год список брендов пришлось серьезно пересмотреть. Мы начали искать новых партнеров не только в Азии и Южной Америке, но и в России. Заключили дилерские договоры с новыми поставщиками, в том числе из Китая, Турции, Бразилии, некоторыми новыми европейскими производителями, поставляющими самоходные машины, и российскими компаниями».
Геннадий Непомнящий подчеркнул, что в части развития сотрудничества с новыми партнерами компания все еще находится в самом начале большого пути, ей предстоит расширять сотрудничество с российскими брендами, занимать новые ниши.
«Мы убедились, что российские производители не стояли на месте, развивали качество и линейки своей продукции».
«Что же касается замещения за счет расширения сотрудничества с новыми поставщиками, то тут многое кроется в деталях. Я не зря поставил вопрос лошадиной силы, потому что сегмент самоходной техники смещался в сторону мощных тракторов. Мы заменили John Deere на тракторы китайской и турецкой компании и параллельный импорт. Планируем поставить 300 единиц техники, но вопрос того, каким будет сегмент этих тракторов. Пока это агрегаты класса 90-130 л.с., из параллельного импорта — от 150 и выше 300 л.с.
При этом самая большая проблема наблюдается с комбайнами. Их дефицит актуален не только для российского, но и для мирового рынка. К примеру, производителей тракторов в одном только Китае больше 150, в то время как производителей комбайнов мирового уровня очень мало, особенно дефицитны зерноуборочные комбайны.
На сегодня мы продолжаем поиски, каждый день ведем переговоры с поставщиками, но не можем заместить всю продуктовую линейку, которую запрашивают у нас сельхозпроизводители. Это наша большая задача на будущее».
Коммерческий директор «ЭкоНиваТехника-Холдинг» подчеркнул, что самоходная техника, пожалуй, — наиболее проблемная категория. Так, до сих пор невозможно удовлетворить спрос по телескопическим погрузчикам. Ограничения по их производству есть и при запросах к отечественным производителям, и, например, к производителям из Турции. При этом намного проще ситуация обстоит с сегментом прицепной техники. Здесь есть много предложений как от российских компаний с действительно хорошим и качественным продуктом, так и от западных производителей, которые продолжают работать в РФ.
Еще одна острая проблема для холдинга — поиск и замещение необходимых запчастей для сельхозтехники, которой в обслуживании компании более 10000 единиц (если говорить только о самоходных агрегатах). Этот вопрос также решается, однако сроки не самые быстрые.
«В 2021 году доля импорта составляла всего 3%, в 2022 он начал увеличиваться, а согласно прогнозам на 2023 финансовый год, доля закупок в России по-прежнему мизерная, остальное закупается за рубежом. В планах компании — работать над увеличением процента запчастей, которые удастся найти и реализовывать в России».
«В целом остается ряд вызовов, которые усложняют ситуацию с замещением необходимых компонентов. Один из них — требования крупных производителей относительно объемов поставок. К примеру, есть хороший завод, может произвести продукцию, качество хорошее, но на весь рынок деталей нужно 300 штук, а завод требует партию 1000 штук. Это проблема! Кто возьмет на себя ответственность за это? Мы стараемся объединяться с дилерами, но непонятно, кто это должен финансировать. Есть и обратная сторона медали: заводы, которые готовы работать с небольшими партиями, не всегда могут гарантировать стабильное качество. Одно из следствий данных вызовов — сложности с высокотехнологичными запчастями, особенно с учетом того, что требуются они небольшими партиями (части ДВС, топливные системы, трансмиссии».
В заключении Геннадий Непомнящий также сообщил и о планах на последующие 6-8 лет, в рамках которых планируется организовать производство необходимых частей в РФ и довести этот показатель до 70%, а также создать прототип трактора мощностью 340 л.с. на компонентах, производство которых освоено в РФ.
Учредитель компании «Агро Суппорт» (г. Владивосток), член правления АСХОД Владимир Шестак коротко рассказал о возможностях работы с Китаем, а также о проблемах и сложностях, с которыми столкнулись дилеры, обращающиеся к китайскому рынку агромашин.
Как отметил эксперт, ключевыми проблемами стали невозможность адаптации некоторых решений для российского рынка, ориентированность всей прицепной линейки под другие типы машин, нестабильность в поставках и стремление к децентрализации цепочек со стороны китайских коллег.
Свой доклад Владимир Шестак начал с экскурса в историю, рассказав о зарождении тракторостроения в Китае при поддержке машиностроительных заводов СССР и затронув одного из основателей данного направления в Поднебесной — компанию Dongfanghong, более известную российским аграриям как YTO.
В начале своей презентации эксперт также привел данные АСХОД за 2021 год, согласно которым доминирующее положение в объеме поставляемой сельхозтехники занимали бренды из «недружественных» стран. Согласно аналитике АСХОД, 8 ТОП-дилеров из 10 (или 19 из 25) в России были представителями именно ушедших с рынка «фуллайнеров».
«К середине 2022 года объем предложений на сельскохозяйственную технику с Востока, в частности из Китая, увеличился многократно, однако охвачена была только небольшая часть потребностей рынка. Дилеры, оставшиеся без привычной техники, обратились к китайским производителям, но столкнулись с рядом фундаментальных сложностей.
Во-первых, у многих покупателей, которые видели эту технику на выставках и демопоказах, возникали вопросы относительно различий между представленными решениями. У всех возникал вопрос: что это за тракторы, откуда они взялись, почему, сняв с них лейблы, практически невозможно их различить? Они схожи по исполнению, комплектующим, мощностям. Дилерам и сельхозпроизводителям сейчас реально тяжело их различать, идентифицировать, понимать, какие у них особенности, чем один лучше другого. Мы обратили взор на Китай, однако то, что нам открылось, оставило больше вопросов, чем ответов.
Помимо этого, все столкнулись с тем, что нельзя просто взять и начать продавать китайскую сельхозтехнику, замещая ей ушедшие бренды. Клиенты хотят ее сначала изучить. Кроме того, техника попросту не подходит, так как во многих хозяйствах вся прицепная линейка выстраивалась под другие типы машин. Просто заместить все мало- и среднемощными китайскими тракторами — невозможно. Тем не менее, китайская техника очень выручает российский рынок в сегменте тракторов малой и средней мощности. Но требуется адаптация машин из КНР к отечественным условиям».
«Сказалась и разница в запросах рынков России и Китая. 150 производителей тракторов в Китае неплохо жили и конкурировали на своем внутреннем рынке, используя свои конкурентные преимущества, которые нам оказались неинтересны. Нам нужны другие машины. В Китае много странной техники, актуальной только для китайского рынка, неприменимой в России. И такие машины можно найти практически в любой категории.
Взять, допустим, самоходные опрыскиватели в Китае. А их там очень много. Из всего многообразия данных машин можно отобрать всего несколько решений, адаптивных для российского рынка. Причем, если копнуть глубже, то окажется, что именно эти машины будут иметь либо российские, либо европейские, либо американские корни локализации. И только поэтому они будут более-менее к нам применимы. То есть готового решения по отдельным нишам нет, его надо заново разрабатывать, а с Китаем это делать не так уж и просто из-за разницы менталитета».
Еще одним важным аспектом стала разница в отношении к договоренностям и планам. Так, Владимир Шестак обратил внимание, что у производителей из Китая более свободное отношение к срокам поставки, комплектациям и другим договоренностям.
«Мы по-разному думаем, по-разному мыслим, по-разному относимся к тем вещам, которые для нас важны. И это надо учитывать. Например, даже крупные производители, которые в год выпускают по 6 млн единиц техники, могут в рамках одной поставки поставить 10 тракторов, которые будут чем-то отличаться друг от друга. К сожалению, это данность, к которой нужно быть готовым. Для нас это непривычно, нам к этому придется привыкать».
Другой особенностью, которую отмечают дилеры в России, является общее стремление китайских компаний к децентрализации цепочек поставок. Эксперт подчеркнул, что мало кто из китайских производителей готов на эксклюзивные партнерства и сотрудничества.
«Даже те, кто является мировым лидером, избегают централизации, эксклюзивности и не готовы даже к тому, чтобы в дилерских соглашениях закреплять определенные регионы России. Децентрализация касается и поставок запчастей: у большинства китайских игроков есть четкий посыл, что проблема снабжения запчастями лежит на дилере, а не на производителе.
В целом, повторюсь не по всем китайским брендам, но по некоторым из них получается так, что каждый сам за себя, все пытаются организовывать свои склады, которые создавать тяжело. Там простая идея — тот, кто продает, тот и должен обеспечивать склад. Помимо этого, в Китае все еще действуют ограничения, что фактически сводит к нулю возможность физически посетить производственную площадку, провести переговоры и убедиться в качестве выпускаемого оборудования до получения его на территории РФ».
«Важно, если вы находитесь в поисках партнеров для России, аккуратно анализируйте возможность работы с Китаем напрямую. Возможно, лучше обратиться к опыту коллег в регионах и присмотреться не к новичкам, которые уж больно активно ведут себя на рынке, а к ТОП-10 производителям, которые уже знают, что нужно российским аграриям».
С завершающим докладом по теме: «Актуальные потребности АПК в сельхозтехнике» на онлайн-конференции АСХОД выступил Роман Некрасов, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ.
Спикер акцентировал внимание на том, что Минсельхоз России прекрасно понимает сложности и потребности АПК.
«Сегодня наша основная задача заключается в том, чтобы наладить эффективную логистику сельхозтехники и запчастей. Это нужно для того, чтобы тот машинно-тракторный парк, который сегодня есть у аграриев, оставался как можно дольше в работоспособном состоянии. Кроме того, важно, чтобы к нам продолжали поступать агрегаты, которые мы не производим на территории России, но потребность в которых у наших фермеров есть.
Минсельхоз работает и над тем, чтобы аграрии сумели сохранить свою доходность, рентабельность и прибыльность своего бизнеса, чтобы обеспечивать себя и продолжать поддерживать высокий уровень платежеспособного спроса. Это наши главные задачи как основного регулятора в сельском хозяйстве».
Роман Некрасов также заявил о том, что в этом году функционал Минсельхоза был, в первую очередь, направлен на то, чтобы сформировать достаточные меры поддержки внутреннего спроса на сельхозтехнику.
«Одна из задач — заместить рыночные деньги государственной поддержкой настолько, насколько это возможно в той мере, в которой это необходимо. С этим мы успешно справились. Еще один выполненный индикатор — сохранение льготных и кредитных условий для аграриев на досанкционных уровнях. Выполнение этой цели также идет нам в актив».
«Кризис — это и время возможностей, — заметил Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Роман Некрасов. Сегодня большое количество обращений связано с желанием заводов производить компоненты для сельхозтехники. У нас есть шанс организовать и возобновить внутренние кооперационные цепочки поставок, поддержать и развить современное эффективное производство в нашей стране».
В мероприятии также приняли участие: Николай Иванищев (Агроцентр), Павел Своеволин (Агротор), Борис Веледницкий (Grand-M Trade), Екатерина Ольхова (АСТ) и многие другие.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru