История о легендарном пахаре – ДТ-175 «Волгарь»

27.12.2024
5861
vk.com-logo
Памятник трактору ДТ-175 «Волгарь»
Памятник трактору ДТ-175 «Волгарь»

В эпоху Советского Союза было разработано и выпущено множество моделей тракторов и сельскохозяйственных машин, многие из которых стали настоящими легендами в истории тракторостроения. В рамках нашего цикла исторических материалов мы хотели бы рассказать о ещё одном ветеране, который пахал бескрайние поля — о тракторе ДТ-175, созданном на Волгоградском тракторном заводе.

Гусеничный трактор ДТ-175 «Волгарь» пришёл на смену легендарному ДТ-75. Этот трактор отличался повышенной проходимостью и относился к третьему тяговому классу. Кроме того, он мог развивать транспортную скорость до 21 км/ч, что делало его отличным выбором для различных сельскохозяйственных задач.

Конструкторские особенности трактора ДТ-175 «Волгарь»

Несмотря на то, что трактор ДТ-175 «Волгарь» имел схожее устройство с предыдущими моделями, в его конструкции было заложено множество принципиально новых идей. Эти идеи позволили значительно увеличить мощность и тяговое усилие трактора, а также его скоростные характеристики.

Одним из новшеств стало применение гидротрансформатора, который обеспечивал бесступенчатое и плавное переключение скоростей в зависимости от тягового усилия на крюке. Также были усовершенствованы ходовая часть и элементы трансмиссии, установлен двигатель СМД-66, а также турбокомпрессор и интеркулер. Кроме того, внешне трактор ДТ-175 «Волгарь» отличался от своего предшественника ДТ-75 более длинным моторным отсеком.

Технические характеристики легендарной модели ДТ-175 «Волгарь»

Трактор ДТ-175 «Волгарь»
Трактор ДТ-175 «Волгарь»

В качестве силовой установки на тракторе ДТ-175 «Волгарь» был установлен новый на тот момент времени четырехтактный шестицилиндровый дизель с V-образным расположением цилиндров, который развивал мощность в 170 л.с. Особенностью этого двигателя являлся непосредственный впрыск топлива в цилиндры, что обеспечивало более полное сгорание.

Технические характеристики трактора ДТ-175 «Волгарь»: двигатель – СМД – 66, мощность – 170 л.с., трансмиссия – гидромеханическая, ширина гусеничной цепи – 47 см, расход топлива – 30 л/ч, максимальная скорость – 21 км/ч, база – 1746 мм, габаритные размеры: длина – 5170 мм, ширина – 1900 мм, высота – 2900 мм, эксплуатационный вес – 6600 кг.

Для повышения эффективности работы турбокомпрессор подавал увеличенную порцию воздуха, которая поступала в цилиндры через ресивер — специальную полость, расположенную в развале блока цилиндров.

Новый (на тот момент времени) двигатель СМД-66 имел ряд отличительных особенностей:

  • возможность регулировки топливного насоса и увеличенная частота вращения коленчатого вала;
  • промежуточное охлаждение воздушного потока, подаваемого турбокомпрессором, через интеркулер; 
  • термостат в системе охлаждения, который автоматически поддерживал оптимальную температуру охлаждающей жидкости во время работы и способствовал более быстрому прогреву при запуске в холодное время года;
  • предпусковой подогреватель с электрическим стартером
Ходовая система трактора ДТ-175 «Волгарь»
Ходовая система трактора ДТ-175 «Волгарь»
Трактор также получил новую гидромеханическую трансмиссию с гидротрансформатором, которая обеспечивала плавное изменение скорости движения в зависимости от условий работы.

Трансмиссия состояла из следующих элементов: 

  • гидротрансформатор — гидравлическая муфта, передающая крутящий момент от мотора к КПП; 
  • главная муфта сцепления (двухдисковая, постоянно замкнутая, сухая), установленная на маховике двигателя — позволяла кратковременно отключать двигатель от трансмиссии; 
  • коробка передач, которая обеспечивала изменение передаточного отношения между ДВС и КПП;
  • раздаточная коробка, распределявшая крутящий момент между ведущими мостами;
  • карданная передача, которая выполняла функцию компенсации возникающих во время работы перекосов и несносности в местах соединения валов муфты сцепления и гидротрансформаторного насосного колеса.
Трактор ДТ-175 «Волгарь» на постаменте
Трактор ДТ-175 «Волгарь» на постаменте

Гидротрансформатор модели Г4-400-70 включал в себя три колеса с лопастями (реактивное, турбинное и насосное). Во время работы насосное колесо придавало ускорение рабочей жидкости и направляло её на турбинное колесо, передавая ему вращение. Реактивное колесо, установленное на муфте свободного хода, выполняло функцию регулятора, изменяя напор жидкости и обеспечивая оптимальный режим работы двигателя. Активный диаметр гидротрансформатора составлял 40 см, а КПД — 0,89.

Механическая четырехвальная КПП обеспечивала включение двух рабочих, двух пониженных (технологических) передач и одной передачи заднего хода. В ней была предусмотрена система блокировки, связанная с «магнето» (при включенной передаче запуск двигателя был невозможен) и главной муфтой сцепления (если она включена, скорости переключиться не смогут).

Задний мост был унифицирован с трактором ДТ-75 и состоял из главной передачи, планетарного механизма поворота и его тормозов. Ходовая часть ДТ-175 «Волгарь» в отличие от заднего моста претерпела ряд изменений. Опорные катки подвески балансирного типа имели увеличенную ширину обода и диаметр, а ось была усилена. Пружина была изготовлена из прутка большего диаметра, её штырь был размещен на внешнем балансире, а чашка под неё — на внутреннем.

В гусеничной цепи были увеличены диаметр пальцев (с 22 до 25 мм) и ширина звена (с 390 до 470 мм). В результате площадь опоры стала больше, что позволило использовать трактор для выполнения работ на сыпучих грунтах.

Внешний вид ДТ-175 схож с ДТ-75, или всё же есть отличия?

Внешний вид трактора ДТ-175 «Волгарь»
Внешний вид трактора ДТ-175 «Волгарь»

Кабина этого трактора была выполнена из цельнометаллической сварной конструкции и установлена на семи резиновых амортизаторах, что значительно снижало уровень вибрации.

Новая кабина отличалась высокой посадкой, что обеспечивало комфортные условия работы. Подрессоренное сиденье, расположенное над правой гусеницей, добавляло удобства. С этого сиденья открывался отличный обзор борозды. Кроме того, в кабине были удобно расположены рычаги управления и приборная панель.

Кроме того, кабина была оснащена звукоизоляцией, что делало работу ещё более приятной. Специальные покрытия на крыше и стенках защищали от летней жары и зимней стужи. Стекла были затемнены оловянно-сурьмяным или титановым покрытием, что не позволяло солнечным лучам проникать внутрь.

Функциональные возможности трактора ДТ-175 «Волгарь»

Работу рабочего оборудования обеспечивал вал отбора мощности (ВОМ), расположенный на задней части корпуса трансмиссии. Этот ВОМ являлся двухскоростным и зависимым, что позволяло ему передавать на выходной хвостовик две скорости: 540 и 1000 об/мин.

Благодаря таким возможностям трактор ДТ-175 «Волгарь» подходил не только для вспашки и обработки почвы, но и для работы с отвалами и погрузочными лопатами. Это открывало более широкие перспективы для планировки поверхности, выемки и перемещения грунта, а также для выполнения различных строительных работ, а не только задач в АПК.
Трактор гусеничный ДТ-175 «Волгарь»: памятная табличка на памятнике техники
Трактор гусеничный ДТ-175 «Волгарь»: памятная табличка на памятнике техники

В заключение следует отметить, что у трактора ДТ-175 «Волгарь» было множество модификаций. Одной из наиболее интересных является ДТ-175Т — траншейный трактор, созданный для рытья траншей и котлованов. Он был оснащен специальным навесным оборудованием, включая ковш, стрелу и лебедку, что позволяло ему эффективно справляться с этой задачей. Также стоит упомянуть ДТ-175ТБ — болотоходный трактор, который мог работать в заболоченной местности. Его гусеницы были увеличенной ширины и имели специальные грунтозацепы, что давало ему возможность уверенно преодолевать сложные участки земли.

Кроме того, существовали экспериментальные и экспортные модели, которые хотя и не получили широкого распространения, представляли собой интересные разработки. Так, были созданы модели для работы в тропических и субтропических условиях, что делало их особенно подходящими для эксплуатации в соответствующих регионах.

Трактор Т-38 — история о липецкой «гусянке»

История Алтайского тракторного завода: трактор Т-4А Алтай

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2025, ООО «ГлавАграрРус»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
VK_DMCA