Дефицит и рост цен на ГСМ — как сберечь топливо в эти сложные времена?

25.09.2023
265
vk.com-logo
Как предотвратить и предупредить хищение топлива в сельскохозяйственных предприятиях
Фото: s13.ru
Как предотвратить и предупредить хищение топлива в сельскохозяйственных предприятиях

Как предотвратить хищение топлива в своём агрохозяйстве, а также как следить за перерасходом и оптимизировать весь рабочий цикл? Этими вопросами задаются многие собственники агробизнеса как в России, так и за рубежом. Ежегодно весомую долю затрат фермеры несут именно на приобретение горюче-смазочных материалов, поэтому сохранность ГСМ и выходит на первое место особенно сейчас, когда цена на дизтопливо не просто выросла, а бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды, а также существуют перебои с поставками горючего для полевых работ. 

Ни для кого не тайна, что определенная часть топлива иногда похищается недобросовестными работниками, а для достижения так называемой «экономии топлива»  механизаторы пренебрегают агротехническими и технологическими требованиями, например, при обработке почвы заведомо уменьшают глубину обработки, чтобы снизить расход ГСМ на тракторе, или при кормлении КРС сокращают время смешивания, что приводит к неравномерному перемешиванию травяных кормов и концентратов, что в дальнейшем сказывается на производстве и здоровье животных. Увы, таких примеров на практике огромное количество.

На наш взгляд, сегодня следует ужесточить контроль за учетом и использованием топлива в АПК, причем стоит детально разрабатывать нормы расхода топлива, а не брать усредненные значения (что происходит зачастую в хозяйствах), применять систему мониторинга и многое другое. Но давайте во всём разбираться по порядку.

Нормы расхода топлива – верные ли они?

Ни в коем случае «не гребем всех под одну гребенку», но давайте приведем конкретный пример. Многие механизаторы и водители, в первую очередь, интересуются не расценкой за выполнение единицы работы, а именно нормой расхода топлива. Задавая вопрос механизатору: «зачем тебе это, едь в поле и работай!». Следует ответ – «я не знаю сколько я должен был «спалить» топлива». Когда он узнает нормы, запускается простой механизм, механизатор думает сколько и как ему сэкономить, отсюда, порой, мы получаем несоблюдение агротехнических и технологических требований, снижение выработки и, увы, хищение «сэкономленного» топлива. 

Нормы расхода зачастую завышены и взяты по уровням двадцати-тридцати давности схожей техники по тяговому классу и типу техники, а это в корне не верно. Современная техника имеет другие параметры потребления топлива даже при совпадении со старыми агрегатами по классу мощности. К слову, если говорить о принятии норм расхода ГСМ, следует отметить, что на практике их определяют несколькими путями:

  • расчетный — определяется методом расчета, но подводным камням этого метода являются устаревшие методические данные, необходимые для расчета, в итоге — при расчете на местах экономист в хозяйстве получает некорректные значения.
  • усредненный — наверное, наиболее распространенный метод в настоящее время, он заключается в том, что данные собираются со всех соседних хозяйств и принимаются средние или наименьшие значения, при этом остается открытым вопрос, где взяли нормы те самые соседние хозяйства. Как правило при использовании такого метода на определенных видах работ получают «пережег» топлива, а на других существенную экономию, поскольку не учитывают почвенные условия, длину гона, контурность полей, предшественник и влажность, и ряд других показателей.
  • опытный — определяется путем замера в начале и конце дня при постоянном контроле. Здесь следует отметить, что при проведении следует назначать компетентных сотрудников для контроля, которые исключат неверный выбор скоростного режима и знают все регулировки сельскохозяйственных машин и т.д.
Привлекая инженерную и агрономическую службу к контролю топлива, и сам руководитель должен присутствовать на поле. Получив результат, повторите опыт через пару дней с другим трактористом — это позволит произвести субъективный хронометраж.

Системы мониторинга – так ли они эффективны?

Установка датчиков контроля топлива и систем спутникового мониторинга являются самым совершенным инструментом контроля на текущий момент. Современные системы устанавливаются на все виды техники независимо от конфигурации, состояния и материала топливного бака, а также состояния электропроводки трактора. Установка систем несомненно дает значительную экономию топлива, кроме того, она лишает соблазна механизаторов нарушать агротехнические требования, тем самым повышая качество выполненной работы, но эффективность их снижается, если нет постоянного контроля над системой и оборудованием. Ведь нередки случаи попытки обхода систем и повреждений оборудования. Такая практика в фермерских хозяйствах тоже присутствует. Для сохранности оборудования в некоторых хозяйствах практикуют материальное стимулирование механизаторов, а при повреждении оборудования по вине механизатора он привлекается к серьезной материальной ответственности в виде различных доплат от трех до двенадцати месяцев, а также возмещения средств на ремонт.

Схема комплекта системы мониторинга (источник: wifi.kz)
Схема комплекта системы мониторинга (источник: wifi.kz)

Также отметим, что применение навигационных систем облегчает отслеживание за техникой в поле и улучшает контроль за скоростным режимом, например, при выполнении работ на уборочной и посевной. Кроме того, с помощью таких систем легко отследить движение транспорта и выявить «левые» работы.

Следует понимать, что мониторинг транспорта — это не только профилактика воровства топлива, но и мощный инструмент в оперативном управлении хозяйством, поэтому следует назначать ответственного специалиста, который будет не только осуществлять мониторинг, но и управление транспортом.

Установка расходомера топлива
Фото: rasxodomer.org
Установка расходомера топлива
Помните, что без надлежащего контроля любые системы мониторинга – это просто дорогая игрушка, которую еще необходимо и обслуживать.

Как предотвратить и выявить хищение топлива?

Важно понимать, что воровство искоренить в один момент достаточно сложно, а, может, даже и вовсе невозможно, но ежедневный контроль и внедрение определенных мероприятий в рабочий процесс точно дадут свои плоды.

Вот несколько рекомендаций, которых стоит придерживаться:

  • систематически проводите обследование техники на выявление «обманок» (правильность подключение топливопроводов), ведь наши ребята изобретательны в этом вопросе и могут пустить «обратку» в канистру, ресивер или даже провести трубопровод до прицепной сельхозмашины (опрыскиватель или посевной комплекс);
  • пломбируйте топливные баки и фиксируйте номер пломбы в журнале, контролируйте наличие пломб;
  • проводите ежемесячные контрольные сливы остатков топлива, данная процедура позволит не только сверить наличие остатков в баке и по путевым листам, но и проверить точность показаний систем мониторинга;
  • запретите уже механизаторам возить это бесконечное количество канистр, в которых уезжает не только топливо, но и масла, и даже ядохимикаты для дач и огородов, они же стоят гораздо дороже;
  • установите камеры видеонаблюдения на автозаправочных станциях, ведь во время заправки топливо может попадать не все в бак, а часть там же наливаться в канистры, а механизатор будет утверждать: «Я заправил всё – это система неправильно показывает»;
  • практикуйте внеплановые осмотры тракторов в поле на наличие канистр, а также замеры топлива в разное время.
Слив топлива с топливного фильтра
Фото: vitvesti.by
Слив топлива с топливного фильтра

Многие работы связаны с транспортировкой грузов, и списание топлива ведется не только на перевозимый вес, но и на пройденное расстояние. Поэтому трактористу достаточно поставить максимальное расстояние до поля (скажем, заехать в самый дальний край и уже оттуда замерять). Можно также привезти директора по удобной, но более длинной асфальтированной дороге, а потом самому ездить короткими «партизанскими» тропами. Также стоит перемерить поля, ведь год от года они могли претерпеть изменения, например, часть ушла в лесные угодья, образованные с годами вымочки, поля и вовсе изначально могли быть вымерены неверно.

При проведении рейдов обнаружили окрашенное топливо
Фото: www.sb.by
При проведении рейдов обнаружили окрашенное топливо

Не топливом единым!

Гидравлические и моторные масла стоят дороже дизельного топлива, многие руководители не контролируют выдачу, но в каждом хозяйстве найдется парочка механизаторов, которые «черпают» это масло ежедневно по причине своей безалаберности и нежелания устранить течи, через которые расходуется дорогостоящее масло, делая его «расхитителем». Помните, масла тоже воруют, ведь у населения достаточно автотракторной техники, которая нуждается в смазке.

Опыт белорусских коллег

Анализируя все эти данные, в очередной раз хочется обратиться к опыту белорусских коллег. В Республике Беларусь еще в декабре 2012 года вышло Постановление Совета Министров РБ № 1917 «О некоторых вопросах использования горюче-смазочных материалов в организациях». Согласно этому документу, нефтепродукты, отпускаемые сельскохозяйственным организациям, должны окрашиваться в следующие цвета:

  • дизельное топливо и топливо биодизельное EN 590 – в зеленый цвет;
  • бензин марки «Нормаль-80» – в синий цвет.

Благодаря этому теперь достаточно взглянуть на цвет топлива в канистре, как станет ясно, откуда оно. Чтобы закрепить ответственность рядовых граждан в случае их участия в хищении или использовании окрашенного топлива, в «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» была добавлена отдельная статья: 

Статья 12.30. Незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь:

П. 6. Приобретение, хранение, использование или реализация физическими лицами окрашенного нефтяного жидкого топлива, поставляемого в установленном порядке в организации, выполняющие работы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, если в этих деяниях нет состава преступления и за исключением совершения нарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи,  влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

Так что любой, у кого будет обнаружено окрашенное топливо, понесет ответственность, а тот, кто совершил хищение (или попытался), будет нести ответственность согласно того же кодекса, но по другой статье:

Статья 10.5. Мелкое хищение:

1. Мелкое хищение имущества (хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния) путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

 Постоянный мониторинг позволяет выявлять факты хищения
Фото: dneprovec.by
Постоянный мониторинг позволяет выявлять факты хищения

В Беларуси в 2022 и 2023 годах развернулась полномасштабная кампания по борьбе и выявлению хищений ГСМ, она продолжается и сейчас. Проводится постоянный мониторинг хозяйств, проверка личных подворий сотрудников, фермерских хозяйств, а также транспорта на дорогах страны на наличие окрашенного топлива. Практически ежедневно сотрудники милиции и специалисты отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) выявляют факты хищения ГСМ, концентрированных кормов, минеральных удобрений и ядохимикатов.

Мы считаем, что нашим фермерам и полиции также следует объединиться в этом направлении и перенять опыт белорусских коллег, для недопущения хищения материальных ценностей. Мы искренне понимаем желание механизаторов заработать лишнюю копейку, но закон есть закон, и его надо соблюдать, а воровство ГСМ — это преступление.

Дефицит дизтоплива наблюдается во всем мире

Ограничения на экспорт дизтоплива введены бессрочно — Минэнерго

Узнавайте первыми актуальные новости России и мира о сельхозтехнике на наших страницах

© 2019 - 2023, ООО «ГлавАграр»

Контакты отдела рекламы:

reklama@glavagrar.ru

Контакты редакции:

redakcyja@glavagrar.ru
Разработка сайтаFast&Curious
VK_DMCA