Не секрет, что Северная Корея является одной из самых закрытых стран в мире. Мы уже привыкли к тому, что СМИ, как правило, упоминая КНДР, рассказывают исключительно про «жесткий» тоталитарный режим управления, громкие партийные лозунги и испытания баллистических ракет. Но, конечно же, «корейцы» не только этим едины. Страна в целом является уникальным явлением для глобального мироустройства, и сельхозмашиностроение КНДР точно не является исключением.
Под конец текущего года мы решили порадовать своих читателей крайне необычным материалом и рассказать про историю северокорейского тракторостроения, а также про самый главный трактор страны «Чхоллима» (Chollima), который производится на крупнейшем в КНДР Кымсонском тракторном заводе. О самых популярных моделях предприятия, большой презентации техники, связях с заводами Советского Союза и корейской мифологией — в нашей новой статье.
Своё повествование о северокорейском тракторостроении мы начнем издалека, а именно с корейской мифологии. Всевозможные легенды и предания буквально «пропитывают» историческую составляющую «северокорейцев», а сама по себе корейская мифология определяет уклад жизни и культурную целостность народа, проживающего в КНДР. Не последнюю роль в этом вопросе, кстати, сыграли соседние азиатские страны, в частности Япония и Китай, которые оказывали сильное влияние на традиции и веру островных государств в этой локации на географической карте.
Под влиянием китайской культуры корейцы переняли любовь к драконам. Корейская мифология насчитывает огромное количество сказок и преданий об этих существах. Можно вспомнить хотя бы Имуги — морского дракона-змея, Пульгасари — доброго духа-дракона, защищающего от плохих снов, Кумихо — девятихвостого лиса, который тоже имеет связь с драконами. Примеров много, но главным, безусловно, является «Чхоллима». Это мифический крылатый корейский конь, «способный преодолевать огромные расстояния всего за один день». По легенде, «не было на Земле смельчака, способного его укротить, поэтому дракон «Чхоллима» улетел в небо».
Культ крылатого коня «Чхоллимы» в Северной Корее является повсеместным явлением и проявляется практически во всем. Этим названием, допустим, назвали одну из веток пхеньянского метро, такое имя дали общественному транспорту и главной ракете-носителю, даже национальная футбольная сборная КНДР получила прозвище «Чхоллима». Назвали так и главный трактор страны, вопросов тут остаться не должно.
Кто и где выпускает традиционные сельскохозяйственные тракторы в Северной Корее? Жесткое централизованное управление в стране не могло не отразиться на сельхозмашиностроении. Так, в КНДР существует один основной тракторный завод. Речь идет про Кымсонский тракторный завод, который является одним из крупнейших машиностроительных предприятий КНДР в целом и располагается вблизи столицы страны Пхеньяна на территории промышленного парка Кияндон.
Информации об этом заводе в открытом доступе, на самом деле, не так много (вспоминаем о том, что КНДР — это всё-таки закрытая страна даже для союзников), но некоторые сведения о предприятии, безусловно, есть. Кымсонский тракторный завод был построен в 1958 году, его возводили 4 года, а не последнюю роль в этом сыграли специалисты из СССР. В этом же году с конвейера предприятия сошел и первый северокорейский трактор.
Еще одной особенностью этого машиностроительного предприятия является тот факт, что здесь также производят тяжелые тягачи для ракетных комплексов, так что фактически завод является площадкой двойного назначения (было бы странно, если бы мы не упомянули военную составляющую).
Перейдем к моделям. Первооткрывателем в нише северокорейского тракторостроения стал трактор «Чхоллима-28» (он, кстати, стал и самым массовым за всю историю существования КНДР как отдельного государства). Его выпускали в исполнении с моторами мощностью от 28 до 55 л.с.
Уже из названия видно, что советские тракторостроители оставили «в этой машине свой большой след», ведь модель по сути является северокорейской версией культового советского трактора «Владимирец Т-28» от Владимирского тракторного завода.
После этого Кымсонский тракторный завод долгое время специализировался на выпуске колесных тракторов «Чхоллима-2000». Эта модель представляла собой универсально-пропашной 80-сильный трактор тягового класса 1,4. Выпускали на площадке и аналог культового ДТ-75, только в Северной Корее он получил название «Пхуньен-75». Машину создавали по лицензии советского машиностроительного предприятия.
С 2017 года Кымсонский тракторный завод приступил к серийному выпуску тракторов «Чхоллима-804». Насколько сейчас известно, это самая современная модель трактора, выпускаемая в Северной Корее.
Кстати о парадах, в Северной Корее умеют не только производить сельскохозяйственные тракторы, но и их масштабно презентовывать, так сказать «с размахом». И тут северокорейским производителям агромашин могут позавидовать даже крупнейшие российские и западные бренды. Судите сами, в какой еще стране мира, на главной площади (перед Кремлем или условным Капитолием) вы увидите «проезд» сельхозтехники в количестве полутысячи единиц парадом или маршем. Нигде! А в Северной Корее такое не только возможно, но и взято за постоянную практику. Это культ, это традиция, это норма!
Самым ярким примером и самым известным парадом тракторов в столице Северной Кореи стала презентация в 2017 году всё того же трактора «Чхоллима-804». Тогда на площадь перед главным правительственным зданием КНДР «выгнали» несколько сотен новеньких агромашин, которые с почетом проехали по главным улицам Пхеньяна. Фотографии с этого события облетели весь мир.
Отметим, что в этом торжественном мероприятии принимал участие и лично высший руководитель — председатель Трудовой партии КНДР Ким Чен Ын.
По состоянию на 2023 год, Кымсонский тракторный завод продолжает свою работу, не сбавляя темпов производства. Местные органы власти поддерживают предприятие, не скрывая гордости за северокорейское тракторостроение. Оставляйте мнение комментариях в наших социальных сетях, а хотели бы Вы попробовать поработать на таком тракторе родом из Северной Кореи и сравнить его с тем же МТЗ? Нам будет интересно Ваше мнение.
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru