Барабаны и роторы, работающие при оборотах более 1000 оборотов в минуту, являются главной проблемной деталью кормо- и зерноуборочной техники. Подавляющее большинство из них производится за рубежом (даже для техники отечественной сборки) и стоят они очень недешево. Качественно изготовленные, тщательно сбалансированные и надежные, они имеют гарантированный ресурс более 10 лет, без учета их механического повреждения по разным причинам (попадание камней, металла, ошибки монтажа и износ элементов и т. п.).
Более 15 лет мы ремонтируем сложные детали и узлы импортной СХТ. За эти годы накопился солидный опыт, позволяющий дать практические советы по избеганию сверхзатрат по эксплуатации техники.
Поскольку сейчас в хозяйствах активная фаза подготовки кормоуборочной техники к новому сезону, то с рекомендаций по ней я и начну. Тем более что стоимость упущений при ее подготовке наивысшая. Про двигатели и гидромеханизмы, в силу недостаточной компетенции, писать не буду, остановлюсь на деталях механического привода (барабаны, роторы, шкивы).
И в первую очередь, поговорим о самом дорогом, тяжелом, трудоемком при демонтаже – о ножевом барабане. Независимо от марки (John Deere, CLAAS, Krone или «Гомсельмаш»), принципов работы и их устройства, принципиальной разницы они имеют мало. Это стальной барабан диаметром до 660 мм, шириной до 800 мм и весом от 400 до 600 кг, на который резьбовым соединением крепятся ножи (24-48 штук). Он устанавливается в корпус на мощных роликовых подшипниках, с частотой вращения до 1300 оборотов в минуту.
Инерционная масса такого барабана огромна. Его обслуживание, ремонт и установка требует тщательной подготовки и контроля всех без исключения деталей и работ, дабы избежать аварий с серьезными последствиями.
Об износе опорных подшипников барабана или деталей его привода достаточно надежно сигнализирует вибрация. Необходима лишь своевременная на нее реакция механизатора и инженера. А вот надежность крепления ножей требует большого усердия и контроля, поскольку обрыв даже 1 ножа может надолго вывести из строя все детали системы измельчения и силосоудаления, с гарантией длительного простоя комбайна в ремонте и серьезными материальными потерями. Проблемы с креплением ножей можно выявить только при внимательном обследовании крепления каждого из них.
У многих комбайнов срок эксплуатации уже превысил 15 лет. И даже если исключить человеческий фактор при установке крепежа ножей, то причиной его обрыва может быть абразивный износ крепления ножа на барабане. И таких случаев с каждым годом становится все больше.
Как пример, за сезон 2021 года только в Клецком районе Минской области по этой причине произошел обрыв ножей барабана на 2 комбайнах John Deere. Если бы не удалось их восстановить методом ремонта, то затраты хозяйств составили бы порядка 2 млн рублей, а простой комбайна – не менее 20 дней. Стоимость только нового барабана для CLAAS Jaguar составляет более 1 млн российских рублей. Сравнивая эту сумму со стоимость сельхозпродукции, вывод не утешителен, но впечатляет.
Ремонт Денежные затраты: 100-150 тыс руб., временные затраты: 1-2 рабочих дня |
Покупка нового Денежные затраты: от 1,3 млн руб., временные затраты: 2 недели |
Кроме абразивного износа крепления ножей, на ресурс барабана значительно влияет использование болтов неправильной конструкции (с полной резьбой). Наличие резьбы на болте в отверстии кронштейна в разы уменьшает площадь опоры шейки болта и в столько же раз увеличивает нагрузку на стенку отверстия кронштейна, разбивая его до эллипсовидного состояния с последующим разрывом.
Выявить износ кронштейнов и отверстий для крепления ножей можно лишь при внимательном визуальном осмотре. Следует понимать, что износ кронштейна крепления уменьшает и площадь опоры ножа, что увеличивает вероятность его облома со всеми вытекающими последствиями, описанными выше.
Основными проблемами этого узла являются разрушения шпоночного соединения приводного соединения и посадочных мест опорных подшипников. О возникновении этих проблем достаточно информативно сигнализируют все возрастающая вибрация, ее игнорирование механизатором приводит к разрушению и облому вала или шкива. Дальнейшие последствия не столь катастрофичны, как в ситуации ножевого барабана, но тоже недешевы.
Отсутствие контроля за надежностью их крепления на приводных валах приводит к вибрации с последующим разрушением мест посадки и аварийному разрушению как шкива, так и приводимого им механизма. В зависимости от сложности конструкции шкива, его стоимость варьируется от 30 до 300 тыс рублей.
Тела вращения зерноуборочных комбайнов имеют большие габариты и меньший вес в сравнении с кормоуборочными. Они более чувствительны к дисбалансу, меньше подвержены аварийному разрушению. Их неисправности приводят к меньшим прямым финансовым потерям, но значительно влияют на качество уборки и потери урожая.
Зеленые полосы всходов на свежеубранном поле через пару недель после уборки и покрытые зеленью тюки соломы как раз и свидетельствуют о количестве потерянного зерна в результате неисправностей системы обмолота комбайна и его неправильной регулировки. Перечислим основные элементы системы обмолота и их неисправности.
В большинстве случаев его подготовка к уборке заключается в замене бичей, ремонте и регулировке подбарабанья. Изредка случается износ посадки под опорными подшипниками вала.
Более сложный случай, когда деформируется подбичник (лонжерон) молотильного барабана, куда крепятся бичи. Подбичник и запасные части поставляются на практике не часто. Его нужно изготавливать или снимать с «барабана-донора». При этом необходимо учитывать, что крепится он исключительно стальными заклепками. Крепление сваркой приведет к его отрыву по причине активных вибрационных нагрузок на барабане.
Достаточно часто на молотильных барабанах комбайнов КЗК происходит разрушение сварного шва крепления ступицы вала к диску барабана. Данную неисправность можно легко предотвратить, проведя визуальный осмотр проблемной точки на предмет микротрещин. Иначе не избежать разборки в сезон уборки.
Следует помнить, что после ремонта, связанного с заменой подбичника, и ступицы вала, необходимо выполнять динамическую балансировку барабана. Правильнее это делать после замены бичей.
По причине больших габаритов роторов система обмолота оперативно сигнализирует вибрацией о возникающих проблемах. Основные проблемы этих деталей – это деформация элементов ротора посторонними предметами, износ предметного опорного подшипника или опоры под ним. Если в первом случае предусмотреть проблему практически невозможно, то состояние подшипника и его установку на опоре при подготовке комбайна проверить можно и нужно. Выход его из строя чреват:
– значительным простоем комбайна, если ремонт будет возможен,
– полной потерей рабочего сезона, если ротор придется заказывать у дилера и ждать доставки.
Устанавливается перед молотильным барабаном, служит для ускорения поступающей массы через молотильный барабан. Кроме этого, зубья ускоряющего барабана равномерно распределяют массу под молотильным барабаном, уменьшая нагрузку на него и обеспечивая максимальный обмолот. Деформация зубьев или их обрыв значительно снижают качество обмолота и увеличивают потери зерна. Основные неисправности данного барабана как раз заключаются в обломе колпачков и снятии или обрыве зубьев (кронштейнов). Колпачки поставляются в запасные части всеми производителями комбайнов.
А вот кронштейн (зуб) ОАО «Гомсельмаш» не поставляет. Хозяйство вынуждено либо покупать новый барабан, если он есть (примерно 230 тыс рублей), либо смириться с потерей урожая. На мой взгляд, большинство хозяйств выбирает последний вариант.
Стоимость ремонта ускоряющего барабана КЗК с балансировкой составляет до 60 тыс рублей (зависит от количества замененных элементов).
Обязательный механизм для БО комбайна, при правильном обслуживании и своевременных регламентных работах, служит надежно. Игнорирование требования ТО и регламента чревато большими финансовыми потерями и простоем техники.
Наиболее наглядно это видно на примере вариаторов CLAAS. Обслуживание заключается в своевременной замене полимерных деталей. К сожалению, в большинстве хозяйств это не делается, поэтому разбиваются корпусные детали вариаторов. Ремонт сложный, его мало кто может сделать, балансировка обязательна. А потому приходится покупать новый или ремонтировать.
Поговорку «Скупой платит дважды» применительно к ремонту сельхозтехники (импортной в особенности) можно перефразировать как: «Неграмотный и ленивый платит многократно!».
*Для информации: статья написана Иваном Илькевичем, инженером и директором ТОДО «Грокард», г. Гродно, все цены в материале изначально были указаны в белорусских рублях, однако для упрощения восприятия читателем было принято решение конвертировать стоимость тех или иных работ в российские рубли по текущему курсу, который на момент публикации статьи составлял 1 белорусский рубль = 33,65 российский рубль. Будьте внимательны и проверяйте цены в Вашем регионе!
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2022 г., №3, февраль).
Контакты отдела рекламы:
reklama@glavagrar.ruКонтакты редакции:
redakcyja@glavagrar.ru