В Томске получили морозостойкий мазут из старых шин

31.03.2021
Шины
350
Технология производства морозоустойчивого мазута из отработанных шин

Ученые Томского политехнического университета разработали технологию получения морозостойкого мазута из старых промышленных, сельскохозяйственных и автомобильных покрышек, сообщил сайт учебного заведения

Для этого здесь впервые в России апробировали метод паровой газификации. Полученный таким способом мазут не замерзает и не теряет своих свойств при температурах до -50 °С (обычный замерзает в диапазоне от +10 до -10°С в зависимости от марки). 

Мазут сегодня широко применяется в арктических зонах в качестве топлива для котельных и судов. В полученном мазуте примерно в два раза ниже содержание серы, производные которой относятся к основным загрязнителям атмосферы. Кроме того, он менее вязкий и плотный, чем обычные марки, что подтверждается лабораторными исследованиями.

По оценкам экспертов ежегодно в России выбрасывается около миллиона тонн покрышек, в мире — около миллиарда тонн. Часть из которых остается на свалках, где выделяет токсичные вещества на протяжении многих лет, часть сжигается со значительным объемом вредных выбросов, еще 30 % перерабатываются в крошку. 

«Мы к покрышкам относимся не как к мусору, а как к источнику полезных для промышленности продуктов. И мы целенаправленно искали методы, позволяющие перерабатывать покрышки с максимальной пользой — экономической и экологической».

Владимир Губин заместитель директора Инженерной школы энергетики Томского политеха

В Научно-исследовательском центре «Экоэнергетика 4.0» ТПУ ученые создали экспериментальную установку для получения мазута. В ней под действием перегретого водяного пара исходный материал — мелкая резиновая крошка из покрышек — разлагается на полезные продукты, в частности — мазут.

«Тема переработки покрышек развивается в разных странах, лидеры в этом плане — США и Китай. Обычно для переработки используется метод пиролиза. Это термическое разложение продукта. Процесс протекает в безвоздушной среде. В России есть несколько малотоннажных производств, занимающихся переработкой покрышек этим методом, однако они дают относительно небольшие объемы продукции. Мы же предложили использовать метод паровой газификации, то есть разложение резины происходит под действием перегретого водяного пара. Этот метод и ряд наших инженерных решений позволили получать продукты переработки более высокого качества в экологически безопасном режиме».

Кирилл Ларионов доцент Научно-образовательного центра И.Н. Бутакова ТПУ

Помимо мазута, технология также позволяет одновременно получать газ, который можно возвращать в технологический цикл, и технический углерод в виде мелкодисперсного порошка. Его можно использовать, например, в материалах для дорожного покрытия.

Учеными проведен комплекс фундаментальных исследований и создана экспериментальная установка. Сейчас вместе с индустриальным партнером — компанией НПО «Инноватех» из Санкт-Петербурга разрабатывается конструкторская документация на создание пилотной установки, способной перерабатывать до 300 кг резиновой крошки в час. После чего следующим этапом должно стать внедрение технологии в промышленность. Для этого университет планирует привлечь инвестиции, а также приглашает к участию индустриальных партнеров.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Vipal планирует использовать золу рисовой шелухи при производстве шин

Michelin построит свой первый завод по переработке шин