На II международной научно-практической конференции Союза Промышленников «Прогресс», которая 30 марта прошла на базе РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева, с очень компактным и при этом интересным докладом по теме: «Проблема подготовки производственно-ориентированных и востребованных специалистов для АПК» выступил Владимир Исаенко — руководить медиахолдинга «ГлавАграр» и гендиректор Частного издательского унитарного предприятия «Наша Идея», главный редактор журнала «Наше сельское хозяйство».
Владимир Исаенко подчеркнул, что актуальность темы находится на поверхности, однако в этом вопросе четко следует расставить акценты и признать проблемы.
«Чтобы подготовить для производства востребованного и «качественного» специалиста, мы, в первую очередь, должны иметь «качественного» и производственно-ориентированного преподавателя. Это прямая причинно-следственная связь. Если преподаватель оторван от производства, а учебные программы для подготовки кадров не адаптированы под конечный производственный процесс — это большая проблема, и в России, к сожалению, она есть».
Руководить медиахолдинга «ГлавАграр» подчеркнул, что проблема началась не сейчас, она корнями уходит в 1990-2000 гг., когда ВУЗы начали применять практику по оставлению на площадках аграрных университетов лучших выпускников-«краснодипломников».
«Что мы обычно имеем на практике? Специалист заканчивает ВУЗ, получает красный диплом, и ему тут же предлагают остаться в учебном заведении, пойти в магистратуру, аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию и идти преподавать. Да, это классная схема с точки зрения методологии преподавания. Эти специалисты действительно очень хорошо знают матчасть, но, увы, они полные «профаны» в производстве. Они остаются оторванными от этого процесса практически полностью. Таких специалистов в агроВУЗах за последние 25 лет стало большинство, а когда пирамидка перевернулась мы столкнулись с тем, что у нас некому готовить реальных производственников. Это факт, который нужно признать.
Под этим соусом надо посмотреть на проблему в целом. Возможно, сейчас настало время для переподготовки преподавательского состава с учетом изменившихся реалий. Надо готовить профильные специализированные программы внутреннего коучинга, обучения, обмена опытом, повышения квалификации для возвращения их на производство».
Владимир Исаенко также подчеркнул, что сейчас тратятся огромные денежные средства на формирование и создание брендированных учебных классов и аудиторий в различных учебных заведениях России. Однако, как правило, дальше «красивой картинки» этот процесс не уходит.
«Открытие профильных учебных классов и брендированных аудиторий производителей агротехники — это классная практика. Эту работу, безусловно, надо продолжать. Но важно понимать, что это далеко не панацея. Фактически влияние такого рода мероприятий на процесс обучения, с точки зрения производственников, минимально. Лучше часть этих денег потратить на командировки для конструкторов, инженеров или производственных технологов, которые будут приезжать и читать лекции студентам.
Поверьте, влияние на повышение уровня компетенций обучающихся при таком подходе будет в разы выше, чем при банальном обучении в профильном классе. При этом такие аудитории должны быть априори. Но повторюсь, реальных производственников нужно встроить в процесс образования. Это задача приоритетная и к ее выполнению следует приступать уже здесь и сейчас».
Еще одна проблема, которая скрывается на уровне менеджмента, науки, НИОКР и преподавания, — ведомственная соподчиненность. Владимир Исаенко считает, что как только НИИ ушли в академическую стезю, они частично потеряли связь с конечным производством. Как только специализированные ВУЗы и научно-исследовательские институты ушли под Минобрнауки, они потеряли связь с сельхозпроизводством.
При этом следует разделять специалистов для промышленного и для сельскохозяйственного производства. Это разные кадры, разные системы подготовки и разные требования. Подготовленные инженеры для сельхозпроизводства, это не те кадры, которые смогут помочь решить проблемы МТЗ, ПТЗ и Гомсельмашу. Им нужны профессионалы с четко структурированной и обозначенной компетенцией, именно с уклоном на производственный процесс и реальную практику.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.