Программа по формированию единой промышленной политики Союзного государства: шаг вперед и два назад

15.01.2025
Прочее
108
«Союзная программа по формированию единой промышленной политики Союзного государства. Шаг вперед и два назад»

Несмотря на видимую, а в некоторых моментах и существенную динамику формирования единой промышленной политики Союзного государства, на сегодняшний день существует ряд причин, которые не позволяют обеспечить дальнейшее успешное развитие промышленной кооперации России и Беларуси. Союз промышленников «Прогресс» решил подсветить все нюансы и рассказать о том, что же в этом вопросе пока идет не так в своей статье по теме: «Союзная программа по формированию единой промышленной политики Союзного государства. Шаг вперед и два назад». Делимся с Вами этим материалом в редакторском варианте первоисточника. 

Союзная программа по формированию единой промышленной политики Союзного государства (источник: souzprogress.com / Союз промышленников «Прогресс»)

Целесообразность признания технологических операций, осуществляемых на территории Союзного государства

Развитая кооперация в промышленном производстве доставшаяся нам по наследству от СССР с единой научной школой, сходными нормативными документами и до сих пор существующая между предприятиями Российской Федерации и Республики Беларусь может быть в полной мере использована Российской Федерацией при реализации комплекса мероприятия, направленных на достижение технологического и промышленного суверенитета в текущих условиях усиливающегося санкционного давления, дефицита кадрового потенциала. Выгода заключается в том, что:

  • меры государственной поддержки делают конечный продукт более доступным для покупателей, а как следствие ведут к увеличению производства деталей и комплектующих российского производства, применяемых в белорусских узлах и агрегатах;
  • увеличение промышленного производства Республики Беларусь увеличивает потребление энергоресурсов и сырья, поставляемые из Российской Федерации;
  • отсутствует необходимость создания дублирующих производств компонентной базы, при наличии действующих производств в Республике Беларусь, с учетом налаженной тесной промышленной кооперации в рамках Союзного государства;
  • постоянно поднимающийся минимальный порог с количеством баллов по Постановлению Правительства РФ №719 позволит производителям полнокомплектной техники в Российской Федерации с большей эффективностью применять белорусские узлы и агрегаты включающих в себя детали и комплектующие российского производства, и применяемых в производстве полнокомплектной техники.

Перечисленные выгоды увеличивает промышленную активность у российских смежников при производстве белорусских узлов и агрегатов, собираемость налогов, трудовую занятость населения и как результат промышленную безопасность Российской Федерации.

Реализации положений «Договора о создании Союзного государства на 2021-2024гг.»

Хронология принятых решений членами Союзного государства для реализации единой промышленной политики:

1. 04 ноября 2021 г. главами двух стран на заседании Высшего государственного совета Союзного государства принят Декрет №6 от 04.11.2021 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 гг.» и утверждены 28 направлений реализации положений Договора среди которых: № 20. «Союзная программа по формированию единой промышленной политики Союзного государства»;

2. 27.09.2022 г.. опираясь на п.п.4.3 программы №20 декрета №6 от 04.11.2021- «Взаимное признание технологических операций, осуществляемых на территории Союзного Государства» подписано «Соглашение между Правительством РФ и Правительством РБ о признании технологических операций, осуществляемых на территории Союзного государства»;

3. 15.02.2023г. подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о единой промышленной политике.

4. 29.01.2024 г. по итогам заседания Высшего Госсовета Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь президенты России и Беларуси подписали Декрет N 3 «Об отдельных вопросах реализации единой промышленной политики и правилах подтверждения производства промышленной продукции на территории Союзного государства».

5. 07.05.2024 г. согласно Декрета N3 в Постановлении Совета министров Союзного государства. №14 «Об особенностях применения Правил подтверждения производства промышленной продукции на территории Союзного государства» приняты ограничения на которые не распространяются правила подтверждения производства промышленной продукции на территории Союзного государства. При этом необходимо отметить, что в указанном документе заложена возможность изменения указанного перечня согласно п.2.

6. 29.06.2024 г. Постановлением Правительства РФ № 894 внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 719. Таким образом, Постановление Правительства РФ № 894 со стороны РФ закрепило подписанный президентами Российской Федерации и Республики Беларусь Декрет N3 за исключением:

  • изменения внесены в Постановление Правительства РФ № 719, а, например, в Постановление Правительства РФ № 1432 нет (планируются с 2026 года);
  • введены ограничения, не прописанные в Декрете №3: «Компоненты приравниваются в своем статусе к компонентам, произведенным на территории РФ, при условии выполнения на территории РФ не менее 50% общего количества производственных и технологических операций (условий) при производстве продукция отрасли специального машиностроения, и не менее 20% при производстве иной промышленной продукции».

Достигнутый результат в реализации Союзной программы по формированию единой промышленной политики Союзного государства

Нельзя не отметить что за три года проведена большая работа по формированию единой промышленной политики Союзного государства и достигнуты значительные результаты, однако перечисленные ограничения значительно уменьшают привлекательность белорусской продукции сельхозмашиностроения для покупателей Российской Федерации и, как следствие, сдерживают развитие компонентной базы как Российской Федерации, так и Союзного государства в целом, включающей в себя детали и комплектующие российского производства, и применяемые в производстве полнокомплектной техники белорусского производства.

Кроме того, принятие комплексных предложений белорусской стороны по поставке широкой линейки техники различного назначения позволило бы обеспечить потребности покупателей Российской Федерации, дополняя имеющуюся линейку энергонасыщенных тракторов с шарнирно сочлененной рамой, на производственных площадках в городе Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, а также позволило бы обеспечить ее модернизацию с разработкой и выводом на рынки стран Союзного государства новые моделей техники различного назначения, не производимых странами участницами ранее.

К примеру, ОАО «МТЗ» в 2023 г. ввез на территорию Российской Федерации тракторов в диапазоне мощностей от 36л.с. до 212л.с. свыше 19 тыс. единиц. В России отсутствуют заводы по производству тракторов подобного класса удовлетворяющим требованиям Постановления Правительства РФ №719, с осуществлением производства соответствующей компонентной базы. Какой завод мы защищаем как отечественного производителя вводя ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 894?

В то же время тракторы производства ОАО «МТЗ» находятся в тех же конкурентных условиях на рынке Российской Федерации, что и подобные тракторы от нашего восточного соседа, с которым у нас нет никакой кооперационной взаимосвязи по производству тракторов.

Таким образом, несмотря на что президенты России и Беларуси подписали Декрет №3 о единой промышленной политике, Правительство Российской Федерации вводит ограничения, которые фактически не позволяют обеспечить дальнейшее развитие промышленной кооперации между двумя странами, в том числе за счет невозможности достижение требований как Постановления Правительства РФ №719, так и ряда ключевых нормативных актов Российской Федерации в сфере поддержки промышленного производства и агропромышленного комплекса, что ведет к уменьшению промышленной активности у российских смежников, собираемости налогов, трудовой занятости населения, противоречит поставленным задачам по достижению технологической и промышленной безопасности Российской Федерации.

(по материалам Союза промышленников «Прогресс»)

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

От оперативных вопросов к вопросам выживания отрасли сельхозмашиностроения Союзного государства

Единая промполитика РБ и РФ выступает мощной платформой для интеграционных процессов Союзного государства — Александр Ефимов