Предприятия отрасли машиностроения Российской Федерации просят увеличить субсидии на экспорт. Об этом сообщается на официальном сайте ассоциации «Росспецмаш» со ссылкой на Коммерсантъ.
По информации источника “Ъ”, претендовать на получение дополнительных 10 млрд руб. логистической субсидии в этом году смогут только те компании, которые ранее не смогли пройти отбор на участие в программе или находятся в листе ожидания. При этом субсидия теперь будет покрывать и затраты на хранение продукции на складах.
Но машиностроители считают, что рост объемов субсидии не решит проблемы, и призывают увеличить долю субсидируемых затрат.
Сейчас максимальный размер логистической субсидии на одну компанию определен в 500 млн руб., период поставок — с 1 февраля по 31 декабря 2020 года. На отрасль машиностроения приходится 48 % от общего объема планируемых субсидий.
Глава Минпромторга, Денис Мантуров заявил, что за счет увеличения бюджета программы в 2020 году до 23 млрд руб. (в 2019 году 17,7 млрд руб.), поставки за рубеж вырастут на 200 млрд руб.
По заверению заместителя директора Ассоциации «Росспецмаш», Дениса Максимкина, в листе ожидания на логистическую субсидию есть компании, которые могли бы обеспечить существенный объем экспорта. Но ключевой проблемой, особенно в условиях коронавируса, машиностроители называют ограничение размера субсидии.
Сейчас она не может превышать 11% от стоимости экспортируемого товара для производителей и 13% для иных юридических лиц (ранее 25–27,5%). Иными словами, при поставке машины стоимостью 1 млн руб. логистическая субсидия не может превышать 110 тыс. руб.
В «Ростсельмаше» уже сообщили о том, что поставки продукции в страны Ближнего Востока и Африки в январе — мае упали на 18%, что напрямую связано с изменениями мер господдержки.
«Сейчас компенсируется гораздо меньшая часть тарифа — в два-три раза меньше, чем было раньше. Соответственно, цена для сельхозпроизводителя в ЮАР выросла на 10–15%, что тоже вызывает у них недоумение» (цитата по «Интерфаксу»)
Кроме того, Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что из-за последствий коронавируса потребительская и инвестиционная активность снизилась слишком сильно, поэтому достижение целевых показателей нацпроекта по экспорту в машиностроении без дополнительной поддержки маловероятно.
SBS Consulting считает, что совокупный рынок стран СНГ не такой емкий и динамично растущий, чтобы обеспечить целевые темпы роста экспорта, поэтому критически важно развивать экспорт в дальнее зарубежье: его драйверами должны стать продукты с высоким уровнем локализации, которые смогут использовать девальвационный эффект.